Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОДРЕЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

bogomol742 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2021
Оглавление Введение………………………………………………………………… Глава I Теоретико-методологические и исторические основания развития интеграционного процесса в СНГ…………………………………………………… 1.1. Понятие «интеграция» - базовая категория в структуре отношений СНГ………………………….. 1.2. Теоретическая аналитика процесса интеграции: пределы применимости……………………………… 1.3. Исторические нарративы процесса интеграции и их применимость к СНГ……………………………………….. Глава II Информационно-коммуникативные представления об СНГ и процессах интеграции………………………… 2.1. Характеристика представлений, популярности и востребованности СНГ в информационном пространстве………………………………………………… 2.2. Профиль базовых ориентиров глав государств и глав правительств СНГ…………………………………………... Глава III Особенности интеграции в СНГ: практика работы высших органов и экономические показатели……….. 3.1. Интеграция в фокусе внимания высших органов СНГ………………………………………………………….. 3.2. СНГ, интеграция в восприятии лидеров стран Содружества………………………………………………… 3.3. Экономический фактор развития стран СНГ и роль России………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………. Источники и литература………………………………………………..
Введение

Введение Актуальность темы исследования продиктована естественной необходимостью перемены роли и значения СНГ на основе дальнейшего развития и совершенствования комплексной интеграции - базового фактора настоящего и будущего самого Содружества. Тридцать лет существования СНГ, юбилей которого отмечается в 2021 году, уже убедительно показал, что процесс интеграции в странах СНГ представляет собой сложно развивающуюся модель совместного партнерства и сотрудничества на территории площадью 20 966 352 ка. км. и численностью населения более 180 млн. человек (данные на начало 2018 г. и без Украины). Модель СНГ являлась изначально, после распада СССР, формой интеграции с неопределенными перспективами будущего. Сегодня, под воздействием глобальных и региональных перемен, из-за вхождения в активную фазу субъектности новых поколений лидеров, элит, населения, множества других объективных и субъективных факторов влияния, интеграция в СНГ не может оставаться вне анализа уже произошедшего, происходящего и на этой основе обновления стратегического планирования, переформатирования целей, задач, приоритетов, направлений. Вот почему актуально и неизбежно рассматривать процессы динамики происходящего в СНГ через призму уже задействованных, апробированных и новых теорий, и на основе исторического опыта. Актуально изучение и понимание того, как в мире тотальной информационности формируется образ СНГ, что о нем и его внутренних процессах думают в мире и внутри стран СНГ. Не находятся вне актуальной повестки вопросы отношений между лидерами стран, их роль в обеспечении развития СНГ, организация работы, деятельность органов управления СНГ, документы и решения, которые они принимают. И конечно же процессы, проблемы, риски, результаты, итоги интеграции в экономической и других сферах. Спектр актуальных вопросов особенно велик в связи с потребностями дальнейшей интеграции в СНГ, с одной стороны, через призму коррекции целей, задач, интересов Содружества. С другой - интересов каждой отдельно взятой страны. Российская Федерация, кажется, тоже заявляет о сугубо своих интересах и своей стратегии видения приоритетов в интеграции, дипломатии и политике ее реализации . Видимо на новую высоту поднимается актуальность тематики, как обеспечить стратегическую безопасность в Евразийском ареале и экзистенциально не конфликтовать с интересами лидеров, элит и народов государств этого региона. Естественным и неизбежным будет процесс, при котором России и всем странам СНГ еще предстоит уточнить цели интеграции Содружества, создать и поддерживать единство СНГ на базе общего рынка без иллюзий политического и надгосударственного объединения. Наконец, целый комплекс актуальных тем и вопросов остается и будет снова на очереди в контексте того, что странам СНГ и России, в частности, надо будет научиться политике укрепления доверия и согласия. Не исключено, что этот рефрен, рефрен выработки нового стиля политики в отношениях между странами СНГ, на первый взгляд, не имеющей прямого отношения к интеграции, станет наиболее важным, принципиальным, способным переломить негативные тенденции и выдержать конкуренцию. Нет сомнений в том, что совершенствуют и предлагают в этом регионе свою стратегию интеграции США , Китай , Турция, Европейский Союз. И внешнеполитическая инициатива ЕС – «Восточное партнерство» - тоже, кажется, реальная альтернатива СНГ. Больше того, там, где не присутствует на пространстве СНГ Россия, там активно и мощно действуют ее стратегические партнёры и соперники. Предметная область изучения особенностей интеграционного процесса в СНГ многогранна и объемная. Формат нашего исследования допускает сужение области анализа и изучения данной темы. И поэтому основное внимание сконцентрировано на рефлексии массива материалов по не полностью или недостаточно изученным, но актуальным и важным аспектам этой темы, а именно на: • комплексе теоретико-концептуальных основ по изучению уникального объединения государств со своим историко-культурным, традиционным и ценностным нарративом понимания и применения интеграции и интеграционных отношений; • информационно-коммуникативном содержании представлений об СНГ и процессах интеграции в нем; • политике практических дел, проводимых высшими органами управления СНГ посредством выработки стратегии, целей, задач и принципов интеграции, решениях, мерах и механизмах ее осуществления. Совокупность этих трех элементов, во-первых, определила структуру работы, и, во-вторых, это минимум условий и предпосылок, которые могут рассматриваться через призму актуальности и востребованности данной темы в контексте международных отношений в регионе в форме бакалаврской работы. Степень изученности темы. Интеграционные процессы в странах СНГ были и остаются предметом активного изучения представителями разных наук: международников, экономистов, политологов, историков. Число публикаций: монографий, научных статей, обзоров, сборников информационно-аналитических материалов , аналитических докладов - превышает сотни единиц только за поседение 15 лет. Современные научные (теоретические и прикладного характера) работы по данной проблематике структурно и по направлениям имеют, на наш взгляд, следующий вид: - исследования политических, правовых, международных, исторических аспектов интеграции. Серьезный вклад в изучение этих аспектов интеграции внесли работы таких ученных, как: Б. Баллаша, Д. Митрани, Э. Хаас, К. Дойч и др.. Они заложили основы теории европейской интеграции. Особую группу теоретиков представляют ученые- транснационалисты: Р. Кохейн и Дж. Най, Д. Бартлетт, З. Бжезинский, А. Бор, Г. Глисон, Г. Гюрер, Дж. Манкофф, Д. Барлетт, З. Бжезинский, А. Бор, Г. Глисон, и другие . Характерной особенностью этих работа является ориентация на европоцентричную и даже на американоцентричную парадигму в теории понимания и толкования интеграции. Такая модель теории интеграции не только обогатила российскую науку, но и сыграла «злую штуку» с ней, оставляя российских и ученых и их партнёров в логике следования интересам иной политической и идеологической среды и субъектности; - исследования политико-экономического профиля . В этом научном жанре работают такие отечественные ученые, как: А.А. Казанцев, М.М. Наринский и А.В. Мальгин, И.Д. Звягельская . Неотъемлемым фоном для развития интеграции в этих работах являются проблемы исламизма, терроризма и прочих угроз региональной безопасности постсоветского пространства. Естественны и ожидаемы в исследованиях этого направления также вопросы торгово-экономической и политической конкуренции таких держав, как Россия, США и Китай, Турция, ЕС ; - следует указать на тот факт, что комплексное изучение интеграционных процессов СНГ ведут различные исследовательские центры у нас в стране, в странах СНГ и в других странах. В их числе Институт стран СНГ, или Институт диаспоры и интеграции, российский аналитический центр, негосударственная организация. Институт имеет свои филиалы в Белоруссии, Киргизии, Армении, в Украине и даже в Крыму. Деятельность Института не только подвергалась критике в этих странах, но в Украине была прекращена, в Армении свернута. Ученые пророссийской и патриотической (условно) высоко оценивают его роль в продвижении интересов Росси на постсоветском пространстве. Институт имеет свои издания: с 2000 г. раза в месяц издаёт Информационно-аналитический бюллетень «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье»; с 2007 г. совместно с украинским филиалом издавался информационно-аналитический мониторинг «Украина»; с 2010 г. издаётся информационно-аналитический мониторинг «Молдово-Приднестровский регион». С 2014 г. издаётся ежеквартальный общественно-политический научный журнал «Постсоветский материк»; с 2014 г. издаётся научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer» (основан в 1992.). Входит в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК . Масштабная по объемам и содержательная по академической направленности проводится работа Центром Исследований Постсоветских стран. Примечательно, что его директор и главный редактор журнала «Постсоветские исследования» - профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН К.П. Курылев. Иллюстрацией к тому, как и в каком формате работает Центр и его коллектив ученых может быть следующая информация: «Центр исследований постсоветских стран (ЦИПС) и редакция журнала "Постсоветские исследования" представили первый в 2021 г. номер научного журнала "Постсоветские исследования". В номере: внешняя политика стран СНГ (кейс Таджикистана); ЧВК на Украине; историческая память на пространстве СНГ (фальсификация истории); политика "мягкой силы" (кейсы России и Китая); деятельность международных организаций на пространстве СНГ (на примере V4); двусторонние отношения (история сотрудничества Узбекистана и США). Среди авторов статей номера представители Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины и России» . Если продолжать прояснение степени того, что делается в изучении рассматриваемой темы учеными только РУДН, то более чем очевидно: в РУДН, на факультете гуманитарных и социальных наук сложилась группа ученых, которые серьезно и результативно исследуют тему интеграции с самых разных позиций и подходов . Более того, кафедра теории и истории международных отношений РУДН среди других аналогичных кафедр и других Университетов страны является оригинальным исследовательским центром темы интеграционных процессов. Научная школа ученых кафедры демонстрирует новаторские подходы и методы изучения данной темы. Примеры такого оригинального подхода можно воочию наблюдать, если обратиться к статье «Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства» . Признаки новизны научной школы кафедры в том, что ученые эффективно используют в анализе взаимосвязи количественных и качественных методов познания и оценки международных отношений и мировой политики. Этот метод позволяет ученым прийти к обоснованным и выверенным репрезентативным материалом выводам и суждениям, В частности: а) с момента распада СССР на его пространстве сформировалась региональная система международных отношений; б) Содружество (СНГ), как объединивший большинство бывших советских республик союз, не устранил между новыми государственными объединениями определенной конкуренции; в) оформившееся внешнеполитическое многообразие приоритетов, присутствие в регионе интересов различных акторов не способствует взаимопониманию и добрососедству между ними. Оно серьезно осложняет и замедляет процесс развития глубокой и всесторонней интеграции, делает его более неустойчивым и недостаточно эффективным; г) действия Запада (в первую очередь это касается США) в регионе обрели контуры разветвленной многопрофильной стратегии, рассчитанной на поэтапное освоение региона, его трансформацию и фрагментацию. Научная школа изучения интеграционных процессов РУДН, как и весь массив научных публикаций, рассмотренных нами, демонстрирует и отчетливо показывает: а) тема интеграционных процессов активно не только разрабатывается и изучается, но в ее изучении наукой много достигнуто; б) некоторые, особенно деятельностные шаги и мероприятия, их результаты и итоги, полученные научными изысканиями, быстро теряют свою актуальность и перестают быть эффективными для экспертной и научной поддержки интеграционной политики; в) особенности и специфика процесса интеграции стран СНГ остается не только темой поистине уникальной и оригинальной, но и нуждающейся в том, чтобы быть систематически и постоянно изучаемой. Наша бакалаврская работа в пределах федерального стандарта требований, предъявляемых к данному типу исследований, учитывает все эти нюансы. Источники исследования: Бакалаврская работа написана на основе использования нескольких типов источников. В частности: - базовые, доктринальные и прочие документы СНГ , учредительные документы и основополагающие межгосударственные соглашения, заключённые государствами рассматриваемого региона на двусторонней и многосторонней основе в рамках существующих интеграционных объединений региона ; - официальные документы Российской Федерации, касающиеся вопросов экономического, военно-политического и иного сотрудничества со странами постсоветского пространств ; - статистические данные, предоставляемые Евразийским банком развития (ЕАБР), в аналитических докладах и бюллетенях которого содержится актуальная информация об экономической составляющей интеграции на постсоветском пространств . Информационные материалы об органах СНГ . Материалы «Системы регулярных межстрановых опросов населения «Евразийский монитор», проводящей исследования на предмет социального восприятия интеграции на постсоветском пространстве, причём не только со стороны населения, но и со стороны национальных элит, что в совокупности позволяет получить объективную картину экономико-политической и социальной основ интеграции в регионе . Цель работы состоит в сборе и описании новых данных и свидетельств о масштабе и характере деятельности СНГ в части развития интеграционных процессов в Содружестве и на этой основе уточнить научные представления об этом процессе. Достижение указанной цели было реализовано на основе последовательного решения следующего комплекса задач: - рассмотреть и критически оценить содержание современных теоретических подходов, исторического опыта, используемых наукой для описания и анализа особенностей процесса интеграции в СНГ; - проанализировать информационно-коммуникативные представления об СНГ и интеграции, характере и перспективах развития этого явления и процесса; - дать анализ работы высших органов СНГ и состояния экономических параметров развития в Содружестве Объект исследования - процесс интеграции СНГ с точки зрения международных отношений, глобальных, региональных и национальных перемен. Предмет исследования – особенности развития интеграционного процесса, как одной из моделей интеграции, связанной с теоретическим, вербальным и информационным ее сопровождением, с организационной работой высших органов управления СНГ, с содержанием принятых ими документов и результатами развития экономического сегмента. Теоретическо-прикладной основой бакалаврской работы стали труды российских и зарубежных исследователей в части изучения динамики интеграционных процессов. В работе исследованы и апробированы основные теоретические подходы, концепции, модели интеграции, ставшие достоянием международных отношений и развития самого широкого спектра жизнеобеспечения – срезом информационного и вербального восприятия, регламентами обеспечения базовых направлений интеграции, организационной работой, результатами развития экономики, технологий, перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов. Методология бакалаврской работы – совокупность общенаучных и прикладных исследовательских разработок и методик, применяемых в теории и истории международных отношений, дипломатии, других гуманитарных науках, позволивших осуществить научный поиск и критическое обобщение накопленных теоретико-методических подходов, реализовать приращение знаний в выбранном для изучения проблемном поле. Возможной оказалась попытка использовать сочетание качественных и количественных данных, диаграмм, схем, таблиц, больших данных платформы «Google Trends», что позволило расширить информационную и содержательную основу для уточнения или коррекции научных знаний и представлений по данной проблеме. Положения, выносимые на обсуждение 1. Понятие «интеграция» по-прежнему остается в числе актуальных тем в исследовательской практике. Доминирует мнение, согласно которому, интеграция - есть сложная, противоречива и нередко ангажированная рефлексия в суждениях, оценках практике международных отношений. Мы придерживаемся толкования понятие «интеграция» как объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект. Признание такого смысла в понятии «интеграция» не является конфликтным с точки зрения формальной логики. В международных отношениях, в структуре отношений между членами содружества, лидерами стран, национальными правительствами, это понятие является в основном предметом широких дискуссий и полемики, для выяснения и отстаивания каждой из сторон своих интересов. 2. Множество теорий и не одна группа теоретиков пытаются объяснить происходящее в СНГ через призму процесса интеграции. Традицией стало признание того, что имеет место пересечение теоретических оснований интеграции в СНГ с теориями евроинтеграции и глобальной интеграцией; и что теории интеграции СНГ, выйдя из западных научно-теоретических школ, мало что дают для уяснения хотя бы того, какая из теорий интеграции может стать лучшей и в полном объеме объяснить процесс интеграции в СНГ. Теории, во всем своем многообразии, как бы не открещивались от идейной или политической ангажированности в современных условиях доминирования так называемого демократического альянса стран над странами авторитарного устройства, вышли за пределы формальных отношений. И перенесли свою логику суждений и на соединение интересов, то есть на интеграцию интересов, которые продвигают и формируют доминирующие субъекты международных отношений и международного права. 3. В история интеграции устойчивым трендом развития евроинтеграции является продолжение борьбы за свободу и демократию, за безопасность, за доверие на просторах, выходящих далеко за пределы континентальной Европы. Пересечение процессов интеграции с базовыми элементами основных постулатов жизни останется естественным продолжением исторического линейного развития и прогресса. И тем самым будет будто бы продолжена успешная история евроинтеграции, как образец и пример для всех других типов и моделей интеграции. С точки зрения развития истории, интеграция СНГ будет лишь повторять опыт евроинтеграции. Очевиден, но еще не опровергнут догматизм такого мировоззрения. 4. Артикуляция и позиционирование СНГ в представлениях ученых, каким бы ни было проницательными, не во всем совпадают с реальностью. Множество факторов еще не учтено, что создает неполную картину об этой организации, ее имидже и характере реабты. Для, хотя бы частичного устранения этих пробелов, нет другого пути, как расширить базу сбора и обработки информации, провести более детальный ее анализ. Была сделана попытка применить современный способ сбора больших данных и использовать их чтобы выяснить современный статус и роль СНГ в структуре международных отношений. Непосредственно в своем исследовании мы опирались на данные, во-первых, сравнительной популярности СНГ с другими объединениями в русскоязычном сегменте средств массовой коммуникации. Во-вторых, на данные популярности СНГ в странах Содружества. Инструментом получения данных стала платформа Google Trends, сервис, который позволяет быть в курсе главных событий, связанных с СНГ. Данные и материалы, полученные таким методом, показали визуализированный эффект прямого влияние общественного и гражданского мнения на внутреннюю и внешнюю политику в странах СНГ. Есть признаки того, что что таким путем можно получить более широкую картину о выборе и приоритеты базовых ориентиров, которые определяют действия глав государств и правительств стран СНГ. 5. Значимым стратегическим фактором, обуславливающим особенности процесса интеграции СНГ, является профили базовых ориентиров глав государств и глав правительств СНГ. Страны СНГ не могут успешно развивать себя на основе глубокой интеграции без твердого курса к действительному углублению и развитию этого процесса. Понимание лидерами стран Содружества перспектив развития интеграции СНГ суть конкурентная среда и пространство, где одновременно функционирую стратегии, планы, программы США, ЕС, Китая, Турции, России. Россия и в России стараются понять и должны понимать, но поймут ли, что интеграция в СНГ, отношения в Содружестве конечно же имеют другу природу и другу историю, чем в ЕС и США. И поэтому свою политику в отношении СНГ строят на признании ценности совместных усилий по снятию барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами Союза; поиске оптимальных моделей по уже созданным и создаваемым секторам экономики общего рынка. 6. В СНГ, отсутствие надгосударственных учреждений, предопределяет то, что интеграция СНГ происходит по принципу ad hoc и выборочно, т.е. только между заинтересованными в конкретной политике странами-членами. По каждому решению организации могут вести переговоры только те страны, которые заинтересованы в принятии соответствующего решения, а решение действует только по отношению к странам, принявшим его. Следует признать, что регулярность проводимых мероприятий в формате заседаний двух типов Советов СНГ, подписанные на этих заседаниях документы лишь свидетельствуют о масштабах предварительной и согласованной политики. Политика реальных дел и исполнений принятых решений, остается противоречивой. Видимо можно говорить, опираясь полученную нами информацию и ее анализ, о том, что интеграция в рамках СНГ к 2020 году не является движением наугад. Это все же планируемая и организованная работа, Это также - рациональное определение ключевых направлений интеграции. Но можно ли считать интеграцию этого периода СНГ выкристаллизирующейся стратегией, адекватной вызовам не только коронвирусной эпидемии, но и вызовам новых глобальных изменений? Есть свидетельства низкой эффективности исполнения мер, планов и программ по интенсификации процесса интеграции. Один и важнейших и наиболее продуктивных способов того, чтобы поправить дело интеграции, скрывается и лежит в области межличностных отношений лидеров СНГ. И в понимании того, что собой представляют лидеры СНГ, если к ним применить стандарты и критерии лидерства, диктуемые сложностью современного миропорядка. 7. Страны СНГ входят в евразийскую экономическую региональную зону. Процессы, здесь происходящие, их динамика, имеют самое прямое отношений и странам СНГ . И к России , в частности. Совокупный экономический потенциал стран СНГ не имеет точно просчитанной экономической оценки, чтобы руководители государств, их правительства, да и внешние экспертные группы могли адекватно оценить возможности, перспективы, риски развития интеграции в регионе. Почему этого нет, вопрос остаётся открытым. Хотя и можно предположить почему. Совокупный потенциал стран СНГ имеет ряд очень сильных позиций, чтобы страны СНГ были конкурентоспособными с другим аналогами мирового уровня. Не будут подчеркивать и тиражировать этот потенциал и его преимущества те группы влияния, которые определяют регламенты и правила, стандарты того, что полезно и востребовано, и что - нет. А ведь этот потенциал дает объективные преимущества странам СНГ. Пока же, полученные нами данные, анализ информации из самых разных источников, говорит о том, что экономики стран этого региона показывали умеренно оптимистические показателями роста и развития. Хотя общая тенденция развития была положительна для большинства экономик стран СНГ, здесь мало признаков конвергенции внутри региона. Ее наиболее конкурентоспособные экономики, включая Российскую Федерацию, сохраняют свое преимущество. Экономики стран СНГ снизили темпы развития в условиях мирового экономического кризиса и короновируса. В таких условиях, специалисты-практики, исследователи, аналитики, эксперты призывают правительства стран СНГ изменить стратегию в отношениях между странами и народами, входящими в постсоветское пространство. А правящие группы, элиты, лидеры стран СНГ должны наконец понять интересы своих стран и народов, взвесить свои поступки, связав их с более глубокой и эффективной интеграцией. Научная новизна авторской бакалаврской работы состоит: а) в уточнении и реинтерпритации существующих научных представлений и подходов к анализу процесса интеграции в СНГ; б) в использовании дополнительного инструментария по сбору и включению в научный оборот информации и данных, способных обеспечить лучшее понимание особенностей процесса интеграции. Конкретные авторские результаты с признаками новизны, следующие: - рассмотрена и дана критическая оценка содержания современных теоретических подходов, исторического опыта, используемых наукой для описания и анализа особенностей процесса интеграции в СНГ; выделен предпочтительный перечень теорий и подходов, которые могли бы обеспечить лучшее понимание целей и задач интеграции между странами СНГ; - дан анализ информационно-коммуникативных и вербальных представлений об СНГ и интеграции, характере и перспективах развития этого явления и процесса, что позволяет, с одной стороны, существенно дополнить классические и новые инструменты изучения интеграции, с другой стороны – объяснить и понять уровень интеграционных договорённостей, согласия и доверия по ним как факторов развития или сдерживания интеграции; - представлен анализ работы высших органов СНГ и состояния экономических параметров развития в Содружестве, позволивший существующие версии понимания текущего процесса интеграции сопоставить, частично подтвердить, а частично даже пересмотреть. Наш анализ показал, что организационные, функциональные взаимодействия субъектов СНГ могут быть основным фактором сбоев интеграции. В работе использовано 92 прямых ссылки и больше 200 источников, литературы, электронный данных. Хотел бы высказать слова благодарности, прежде всего, научному руководителю – Смолик Надежде Григорьевне, преподавателям кафедры теории и истории международных отношений. Без их внимания, помощи, без их труда, мастерства, опыта, из знаний, переданных нам, не было бы возможности вести исследовательскую работу. Разумеется, мои благодарности факультету гуманитарных и социальных наук, его сотрудникам, и в целом РУДН, университету мирового уровня и масштаба.
Содержание

Оглавление Введение………………………………………………………………… Глава I Теоретико-методологические и исторические основания развития интеграционного процесса в СНГ…………………………………………………… 1.1. Понятие «интеграция» - базовая категория в структуре отношений СНГ………………………….. 1.2. Теоретическая аналитика процесса интеграции: пределы применимости……………………………… 1.3. Исторические нарративы процесса интеграции и их применимость к СНГ……………………………………….. Глава II Информационно-коммуникативные представления об СНГ и процессах интеграции………………………… 2.1. Характеристика представлений, популярности и востребованности СНГ в информационном пространстве………………………………………………… 2.2. Профиль базовых ориентиров глав государств и глав правительств СНГ…………………………………………... Глава III Особенности интеграции в СНГ: практика работы высших органов и экономические показатели……….. 3.1. Интеграция в фокусе внимания высших органов СНГ………………………………………………………….. 3.2. СНГ, интеграция в восприятии лидеров стран Содружества………………………………………………… 3.3. Экономический фактор развития стран СНГ и роль России………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………. Источники и литература………………………………………………..
Список литературы

1) Официальные документы о деятельности СНГ: а) Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств; б) Реестр (перечень) подписанных международных документов и межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ; в) Перечь конкурентоспособной продукции государств – участников СНГ. 2) Документы СНГ: -Договор о зоне свободной торговли -Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств -Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года -Основополагающие документы СНГ -Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года -План мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года -Стратегия развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы -Стратегия развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021–2030 годы -Стратегия международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на 2021–2030 годы -Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года -Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы -Концепция военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2025 года -Концепция развития сельскохозяйственных наук и научного обеспечения агропромышленного комплекса СНГ -Соглашение об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области цифрового развития общества -Рамочная программа сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в области сельскохозяйственного машиностроения - Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН. 3) Материалы заседаний органов СНГ: а) Совет глав государств СНГ б) Совета глав правительств СНГ в) Совет министров иностранных дел СНГ г) Экономический Совет СНГ д) Совет постоянных полномочных представителей СНГ е) Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 4) Научные работы (монографии, доклады, статьи, обзоры, литература), электронные данные на русском и английском языках. A new round of the Cold War is coming – what Biden has prepared for the post-Soviet countries to put pressure on Russia / Электронный ресурс. Режим доступа: https://en.news-front.info/2020/11/27/a-new-round-of-the-cold-war-is-coming-what-biden-has-prepared-for-the-post-soviet-countries-to-put-pressure-on-russia/; Asset Indexes and the Measurement of Inequality and Welfare: The Case of the South Caucasus and of Central Asia / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2019/10/04/1541837866/Asset%20Indexes.pdf ; Becard D., Venechelli P. Chinese Cultural Diplomacy: instruments in China’s strategy for international insertion in the 21st Century / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/332857231_Chinese_Cultural_Diplomacy_instruments_in_China's_strategy_for_international_insertion_in_the_21st_Century; Bieden J.R. Why America Must Lead Again. Rescuing U.S. Foreign Policy After Trump / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again; Can any theory fully explain the process of European Integration? If not, why not? / Электронный ресурс. Режим доступа: https://oneuropenow.blogactiv.eu/2011/01/19/can-any-theory-fully-explain-the-process-of-european-integration-if-not-why-not/; Cataldo M., Herbsleb G. D. Factors Leading to Integration Failures in Global FeatureOriented Development: An Empirical Analysis / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/221554407_Factors_Leading_to_Integration_Failures_in_Global_FeatureOriented_Development_An_Empirical_Analysis ; Cheng G., Cyhen L, Degtertv D., Zhao J. Implications of «One Belt, One Road» Strategy for China and Eurasia / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/337941576_Implications_of_One_Belt_One_Road_Strategy_for_China_and_Eurasia; Dinan D., Nugent N., Paterson W., Schimmelfennig F. Theorising Crisis in European Integration / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/318591049_Theorising_Crisis_in_European_Integration; Dubowy A. Конфликтный потенциал постсоветского пространства. / Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/conflict-potential-of-post-soviet-space/viewer; Economic Snapshot for the CIS Countries / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.focus-economics.com/regions/cis-countries; Freinkman L., Polyakov E., Revencj C. Trade Performance and Regional Integration of the CIS Countries / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/260362804_Trade_Performance_and_Regional_Integration_of_the_CIS_Countries; Galimоva I.The post-soviet space as the sphere of influence of Russia: “Compelling to friendship” mission / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.geopolitica.info/the-post-soviet-space/; Grande E., Hutter S., 1 - Introduction: European integration and the challenge of politicization / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cambridge.org/core/books/politicising-europe/introduction-european-integration-and-the-challenge-of-politicisation/8F62967F97F09E85954BC571EF8C6042; Ilham Aliyev held a press conference for local and foreign media representatives / Электронный ресурс. Режим доступа https://en.president.az/articles/50738; Imanaliev M. The Commonwealth of Independent States: Not Subject to Reform / Электронный ресурс. Режим доступа: https://valdaiclub.com/a/highlights/commonwealth-of-independent-states-not-subject-to-reform/; Integration / Электронный ресурс. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/integration; IR.RUDN.RU Экспертный портал РУДН по международным отношениям. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://ir.rudn.ru/ru/p1 (дата последнего обращения: 25.03.2021); Приложение 1 содержит 30 документов; Приложение 1 – 28 документов; Приложение 3 – 26 документов; Isaacs Rico. Russia–Kazakhstan Relations and the Tokayev–Nazarbayev Tandem / Электронный ресурс. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/305118582.pdf; Isaacs, R. The Routinization of Charisma in Central Asia: The cases of Kazakhstan, Turkmenistan and Uzbekistan’. Studies in Transition States and Societies, 7 (1): 58–76. Joe Biden and Kamala Harris on Russia / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.russiamatters.org/analysis/joe-biden-and-kamala-harris-russia; Joint Strategic Plan / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.state.gov/joint-strategic-plan/; Konno Y. CIS Economic Integration: Current Situation and Future Perspectives /Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/271413247_CIS_Economic_Integration_Current_Situation_and_Future_Perspectives; Lambert M. Chinese Octopus: How China Is Taking Over the Post-Soviet Space. June 18, 2019 / Электронный ресурс. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/chinese-octopus-how-china-is-taking-over-the-post-soviet-space/ ; Maximova S., Noyanzina O., Omelchenko D., Maximova M. The Russian-speakers in the CIS countries: migration activity and preservation of the Russian language / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/328285930_The_Russian-speakers_in_the_CIS_countries_migration_activity_and_preservation_of_the_Russian_language; McGee L., Ilyshina M. Putin faces tough choice on Belarus: How to sort out Lukashenko without giving ground/ Электронный ресурс. Режим доступа: https://edition.cnn.com/2020/09/14/europe/putin-lukashenko-belarus-intl/index.html; Our Mission/ Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.state.gov/about__trashed/ ; Penninx R., Garces-Mascarefias B. The Concept of Integration as an Analytical Tool and as a Policy Concep / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/300331479_The_Concept_of_Integration_as_an_Analytical_Tool_and_as_a_Policy_Concept; Popescb N., Secrieru S. Who Wins From Russia-West Tensions in the Post-Soviet Space? / https://carnegie.ru/commentary/76040 (дата последнего обращения: 15.03.2021); Introduction to Conflict in the Post-Soviet Space / Электронный ресурс. Режим доступа: https://geohistory.today/intro-post-soviet-conflict/; Population of Uzbekistan grows old faster than people of Tajikistan and Kyrgyzstan / Электронный ресурс. Режим доступа: https://kun.uz/en/news/2019/03/14/population-of-uzbekistan-grows-old-faster-than-people-of-tajikistan-and-kyrgyzstan; Russland. Europa. Wohin? / Электронный ресурс. Режим доступа: https://kurier.at/meinung/gastkommentar/russland-europa-wohin/401218275; Shelly Shah. Integration: Meaning, Problems and Modes of Integration / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.sociologydiscussion.com/sociology/integration-meaning-problems-and-modes-of-integration/2206; The Global Competitiveness Report 2017–2018 / Электронный ресурс. Режим доступа: https://nonews.co/wp-content/uploads/2018/10/GCR2018.pdf ; THESES ON RUSSIA’S FOREIGN POLICY AND GLOBAL POSITIONING (2017–2024) / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.csr.ru/uploads/2017/06/Theses_foreign_policy.pdf. Р. 18-21; Trenin D. Russia’s Relations with the CIS Countries: Outlook for 2020 / Электронный ресурс. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/russia-s-relations-with-the-cis-countries-outlook-for-2020/; Trenin D. Электронный ресурс. Режим доступа: https://carnegie.ru/2013/03/28/russia-s-relations-with-cis-countries-outlook-for-2020-pub-51395; Troitifio D.R., Chochia A. Theories of European Integration / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330713941_Theories_of_European_Integration; U.S. Foreign Policy in the Biden Administration / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.state.gov/briefings-foreign-press-centers/u-s-foreign-policy-in-the-biden-administration/; Yujun Feng. China’s strategy toward Central Asia: interests, principles and policy tools / Электронный ресурс. Режим доступа: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/15588/1/23-39.pdf ; Баров С.А. Политические проблемы интеграции в Центральной Азии. Дис. на соискание ученой степени к.полит. наук. – М., 2013; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. // М.: Международные отношения, Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. // М.: Международные отношения, 2005; Он же. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Збигнев Бжезинский; пер. с анг. М. Десятовой. – Москва: Астрель, 2012; Борисенков А.А. — Понятие руководящего решения // Социодинамика. – 2013. – № 1. – С. 1 - 27. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.1.157 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=157 В Украине подписан закон о возможности ускоренной государственной регистрации вакцин для профилактики COVID-19 / Электронный ресурс. Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/17823/v_ukraine_podpisan_zakon_o_vozmozhnosti_uskorennoj_gosudarstvennoj_registracii_vakcin_dlja_profilaktiki_covid-19; Гринберг Руслан. Russia in the Post-Soviet Space: Search for Rational Behavior and Prospects of Economic Integration / Электронный ресурс. Режим доступа: http://newsletters.cii.in/newsletters/russian_newsletter/august07/images/Russia_inthepost.pdf; Евразийская экономическая интеграция-2020.— М.: ПУБЛИКАЦИИ ЕАБР, 2020.— 80 с Звягельская И.Д. Факторы нестабильности на постсоветском пространстве (Центральная Азия и Кавказ) // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / Под общ. ред. и рук. А.В. Торкунова. – М. : МГИМО, Навона, 2007; Институт стран СНГ / Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Институт_стран_СНГ; Интернет-портал СНГ / Электронный материал. Режим доступа: https://e-cis.info/page/3367/79789/; Казаринова Д. Б. Европейская интеграция: политико-институциональный и социальный аспекты. Дис. на соискание ученой степени к. полит. наук. – М., 2006; Касчюнас Л. СНГ: путь в никуда / Электронный ресурс. Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20070821/236162.html; Классические теории европейской политической интеграции и возможность их использования в интеграционных процессах в регионе ЦА. // [Электронный ресурс] Классические теории. – Режим доступа: http://www.analitika.org/ca/politics/917-20070214034846525.html.; Курылев К.П., Дегтерев Д.А., Смолик Н.Г., Станис Д.В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 1. С. 134–156. DOI: 10.17323/1996-7845-2018-01-08; Лекция Посла фон Гайра. Европа: построение будущего» в высшей школе экономики / Электронный ресурс. Режим доступа: https://germania.diplo.de/ru-ru/vertretungen/botschaft/interviews/-/2418150; Медведев Н., Нестерчук О., Слизовский Д. Постсоветское содружество (СНГ). Остались ли ресурсы для новой реинтеграции? / Электронный ресурс. Режим доступа: https://repozytorium.amu.edu.pl/bitstream/10593/24807/1/11-MEDVEDEV_NESTERCZUK_SLISOVSKIY.pdf Przeglad Strategiczny 2018, Issue 11 DOI : 10.14746/ps.2018.1.11; Некоторые проблемы интеграции Содружества Независимых Государств / Электронный ресурс. Режим доступа: https://articlekz.com/article/5486; Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве / X Международная ялтинская конференция проведена журналом «Международная жизнь» при поддержке МИД России 15-20 октября 2019 г., Ялта, Республика Крым / Электронный ресурс. Режим доступа: http://mirperemen.net/2020/01/osobennosti-sovremennyx-integracionnyx-processov-na-postsovetskom-prostranstve/; Официальный Интернет-портал Системы регулярных межстрановых опросов населения «Евразийский монитор» / Мониторинг социальных настроений населения стран постсоветского пространства за 2004 – 2010, от 04 марта 2011 г. // http://www.eurasiamonitor.org/rus/files/196/file/110304.ppt; Портал внешнеэкономической информации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ ; Развитие и деятельность содружества независимых государств в 2020 году / Электронный ресурс. Режим доступа: https://cis.minsk.by/img/news/18244/604b673195885.pdf ; Роспотребнадзор: РФ помогает странам СНГ противостоять эпидемии коронавируса /Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/21/rospotrebnadzor-rf-pomogaet-stranam-sng-protivostoiat-epidemii-koronavirusa.html; Совещание по вопросам реализации интеграционных проектов на пространстве ЕАЭС / Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64909 ; Социально-экономическое положение стран Содружества Независимых Государств в I квартале 2020 (по данным национальных статистических служб) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cisstat.com/rus/report/Report_1Q_2020.pdf; Теоретические подходы к исследованию вопросов международной интеграции / Электронный ресурс. Режим доступа: https://articlekz.com/article/10860; Украина резко снизила зависимость от России / Электронный ресурс. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/02/19/ta_raskachka/; Фёдоров В. Евразийская экономическая интеграция в треугольнике «политика – экономика – общество» // Интеграция в Евразии. Народ и элиты стран ЕЭП: сборник статей / Сост. И. Задорин. – М. : Европа, 2006; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // М.: ООО «Издательство АСТ», 2003; Цветков В.А. Постсоветское экономическое пространство: современное состояние и перспективы развития. / Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/postsovetskoe-ekonomicheskoe-prostranstvo-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya/viewer; Центр исследований Постсоветских стран / Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.postussr.com/ (дата последнего обращения: 16.03.2021) Эволюция постсоветского пространства: прошлое, настоящее, будущее : Хрестоматия. – М.: НП РСМД, 2017. – 384 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cis.minsk.by/img/news/18244/604b673195885.pdf; Электронный ресурс. Режим доступа: https://eabr.org/ (дата обращения: 15.03.2021) Яценко Е. Элиты «четвёрки» ЕЭП о перспективах интеграции // Интеграция в Евразии. Народ и элиты стран ЕЭП: сборник статей / Сост. И. Задорин. – М. : Европа, 2006
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические и исторические основания развития интеграционного процесса в СНГ Осмысление такого феномена, как Содружество Независимых Государств (СНГ), с позиций теории международных отношений, зависит от множества неоднородных факторов: значений, смыслов, сущностей, понятий, терминов. 1.1. Понятие «интеграция» - базовая категория в структуре отношений СНГ. За свои почти тридцать лет функционирования система СНГ апробировала различные теоретические и практические модели интеграции. Понятие «интеграция» было изначально и остается сейчас ключевым. От того, как его толкуют, понимают, интерпретируют теоретики и политики, зависит если не все, то почти все и для существования самого СНГ, и для его функционирования. Сохраняет свою силу и сегодня процесс, при котором - национальная и националистическая историография не только в странах СНГ успели, используя различные теоретические конструкты, внушить не одному поколению представления об интеграции, как о научной категории со специфическими смыслами . И оказалось, что суть этих смыслов настолько разнообразна, что есть риск не довести толкования этого термина до логического конца. Но ни в какой форме интеграция не потеряла силу признания себя в предпочтениях – терять при объединении часть своего суверенитета субъектам объединения, или искать равноправия при участии в совместных акциях интеграции, когда потенциалы участников слишком разняться. Теоретики бьются на проблемой согласования позиций, как добиться того, чтобы признать интеграцию и ее функции, не только объединением, что ясно по самому изначальному определению, а и системой выработки непротиворечивой стратегии планирования и принятия решений при взаимном согласии и доверии друг к другу. Согласие и доверие, вот видимо, базовые, коренные элементы вокруг которых и на основе которых сегодня может строиться понимание процесса интеграции. Наполнение содержание интеграции смыслами экономической, социально-политической, культурно-исторической и прочей направленности неожиданно приобретают важное значение с точки зрения приоритетов. Но исключительно важное значение переходит к другим компонентам, и таковыми являются согласие и доверие между участниками Содружества. На этом пути академических исканий, как правило и по традиции, обращаются к истокам токования понятия «интеграция». Еще латиняне для обозначения и понимания некоторого процесса нашли и использовали слово «integratio». В русском переводе оно обрело значения - «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация»), то есть, В русском переводе - это «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация»), то есть, процесс представляет собой соединение расчленённых фрагментов в целое. Кто-то из ученых рискнул свести суть этого явления к другим смыслам . Есть примеры обращения и к другим формулам и смыслам толкования . В том числе и таким: интеграция – это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект. Видимо недостаток удовлетворения таким широким смыслом понятия «интеграция» и потребность к более четкой ориентации при применении в практических делах сузило понимание его до того, чтобы под интеграцией считать, прежде всего, соединение, объединение. Как работает смыл понятия «интеграция», если руководствоваться термином «объединение». И работает ли это понятие в полном объеме? Например, возьмем объединение, интеграцию Беларуси и России. Две страны в 1992 году в рамках созданного СНГ приходят к убеждению об усилении двухсторонних связей. Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств. Но только в 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. Лишь в 25 декабря 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Путь интеграции только в системе отношении двух стран, это путь от заявлений о дружбе, добрососедстве, сотрудничестве к образованию сообщества, и далее - к Союзу. Но и это лишь продолжение игры смыслами и делами, наполнение их постоянным, но наверное и непоследовательным движением. Иначе, зачем бы потребовалась Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации от 1997 года. Интеграционный процесс, как он развивается между двумя странами, это не формальное толкование термина (объединение, соединение). Отношения двух стран - главный вызов российской и белорусской политики. Цель России сегодня – помочь Беларуси пройти через политический кризис. А Беларуси - быть вменяемым и надежным партнером России. Если через призму такой модели отношений рассматривать содержание понятия «интеграция», то иначе можно понимать и толковать его смысли. В том числе и такие, как: - идея интегративной политики: от интеграции материальных и нематериальных активов первичной производственной ячейки одной отрасли к интеграции этих же активов в пределах страны; от интеграции потенциала страны к интеграции региона, и глобальной интеграции. Совместная интеграция не только призвана гарантировать права первичной производственной организации не быть изолированной от основной массы хозяйственного организма, но и обеспечить ей возможность быть включенной в ту систему социально-экономической и политической жизни, которую она считает для себя предпочтительной. - ссновной принцип интегративной политики - как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации. - основные виды интеграции: экономическая и социальная, физическая , функциональная (деятельностаня), соиоэтальная (включенная). Физическая интеграция заключается в нахождении хозяйствующего субъекта в одной производственной и ценностной системе. Это начальный этап сокращения дистанции между хозяйственными, производственными и социальными системами. Для функциональной и социальной интеграции характерно предметно-пространственное объединение. Социоэтальная интеграция означает полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в совместной деятельности. Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри «своеобчной» системы межгосударственного содружества. Экстернальная - предполагает взаимодействие «своеобычной» системы отношений с отношениями регионального и глобального масштаба. Примером интернальной интеграции может служить как раз СНГ. Поиск оптимального для повышения значимости интеграции смысла и значения, форм и моделей интеграции (сотрудничества) в странах СНГ можно встретить уже с момента образования СНГ. И этот опыт уже стал прошлым. От него сохранились прежде всего упрямые и цепкие переживания, удерживающиеся в самых разных проявления. В том числе те, что фигурируют как теории обоснования и развития интеграционного процесса в работе органов управления Содружеством. Регулярные заседания, например, глав государств СНГ, на которых принимаются решая, связанные с самыми насущными проблемами интеграции, при ритуальных заверения тех самых лидеров о нужности СНГ для их стран, так и не убедили экспертное сообщество, действительно ли у СНГ есть будущее с определенным содержанием, а политическую элиту стран в искренних намерениях быть нужными друг другу в процессе интеграции своих экономик. Если на уровне лидеров стран СНГ прямо не ставиться вопрос о том, какой теорией они пользуются, когда нужно понять, нужны ли каждой из стран СНГ союзники в лице стран-участников Содружества. Это ученые в таких ситуациях на уровне теории задаются вопросами, какими должны быть отношения содружества, кто такие союзники и друзья? Кто и как доложен подтверждать такой союз и дружбу, и что для этого нужно от каждой страны. Особенно пристально элиты и лидеры страны СНГ следят и реагируют на роль и действия в Содружестве России, которая должна по мнению лидеров СНГ иметь равные права и играть равную роль вместе со всеми. И отказаться от своих имперских амбиций. И это при доминирующем приоритете России в ресурсах экономики, военной мощи среди всех стран СНГ. Вот почему на теоретическом уровне не закрыта тема, согласиться ли с таким положением элита России и Россия как держава, когда ее доля и ее весь в структуре баланса сил примерно в 15 раз превышает совокупный потенциал всех вместе взятых стран СНГ. Не самый легкий для уяснения, и не самый четкий ответ можно получить, и как объяснить, почему Российской Федерации при сложившемся раскладе потенциальных возможностей так трудно добиться реальной, а не мнимой поддержки со стороны своих партнёров по СНГ по самым острым для страны вопросам на международной арене. Это можно видеть хотя бы по тому, что в показали и подтвердили ученные РУДН в работе, о которой мы уже говорили в соответствующем разделе. В своем добротном и качественном анализе результатов голосования представителей стран СНГ по вопросам, имеющим интерес для России они, показали «момент истины» в деле поддержки России. И результаты их голосования - не в пользу России . Страны СНГ встроены в глобальную и региональную интеграцию и не очень тянутся к общей системе взаимовыручки. И доверию. Прошлая и современная история отношений между странами СНГ не вырастила людей, элиты, лидеров доверия. Того доверия, которое является самой сильной базой и основой самоконтроля и ограничения, даже закрепощения. Закрепощения боязнью обмануть. Доверия – мощной силы, сильнее чем деньги и законы, чем подписанные и скрепленные подписями и печатями, имеющими юридическую силу соглашения, решения, контракты. Аналогичной, если не более удручающей является ситуация по таким, принципиальным для России вопросам, как признание вхождения в состав России Крыма, по вопросам безопасности, согласия и солидарности с той борьбой, что Россия ведет с международным терроризмом. Совсем неприятным может быть для России и российских граждан отмалчивание лидеров СНГ по антироссийским санкциям, откровенной русофобии на переговорных международных площадках. И совсем для россиян непонятна позиция глав государств СНГ, когда они молчат при абсурдном обвинении президента страны В. Путина президентом другой великой державы. Подвисает как бы в воздухе то, что можно определить словом –«согласие». Если лидеры СНГ молчат, то с чем они согласны по конкретному случаю, с чем не согласны. Или для них Содружество есть ситуативный выбор и ситуативная реакция без внутреннего согласия быть на той или другой стороне. Можно ли при таком отношении между элитами стран всерьез вести речь о путях и способах повышения роли СНГ и углублении интеграции даже в кругу только лидеров стран? Если и есть набор действенных и эффективных, проверенных теорий, способных поднять на более высокий уровень понимания процесс интеграции в СНГ, то можно согласиться лишь с тем, что явно или украдкой они привнесут смысл в бессмыслицу и примирят интересы стран и народов Содружества. Международный и межстрановой угол зрения на интеграционные процессы этого содружества допускают, с нашей точки зрения, применение и использование разных подходов, теорий, разного по смыслу и пониманию понятия Содружество Независимых Государств, или понятия «интеграция», как основу этого самого Содружества. Только из признания подобной теоретической «чехарды» в умонастроениях уже можно и следует видеть стратегическую по масштабу и по глубине проблему будущего СНГ и интеграции, как инструмента обеспечения не только экономического, финансового, но и продолжения других аспектов истории содружества. Той истории, где будет место культурным и даже межцивилизационным отношениям, их поддержке. Но и воспрепятствованию той истории отношений, в которых обнаружатся подозрения друг к другу. И на теоретическом уровне приходится искать ответы и думать о том. почему Российской Федерации не удается обрести надежных союзников в СНГ, хотя народы многих стран бывшего СССР не отказываются от идей интеграции, от тесного партнерства и взаимодействия с Россией. А интеграция, скрепляющая СНГ, как понятие, как образ, популярны и занимают весомое положение в информационном пространстве среди русскоязычного населения. Расшифровка и понимание такого состояния неизменно будут связана с тем, какие элементы интеграции формируют представление о Содружестве Независимых Государств. И что из себя представляет интеграция, если она является связующим, базовым элементом такого Содружества. Здесь много неясного не только для теоретических изысканий, процесс слишком сложный, динамичны, подвижный, гибкий с явными и скрытыми от глаз проявлениями. И поэтому неуловимы даже для профессионального зрения. Но интеграция объективно содержит в себе не только позитивные и эффективные потенции и ресурсы, но и пугающие граждан и политиков фобии. Вывод краткого содержания можно изложить в следующих терминах. Среди политиков и государственных деятелей термин “интеграция”, характеризует процесс, развитие которого изменяет качество отношений между суверенными субъектами международных отношений. И изменяются отношения таким образом, что ослабляется автономия каждого из них. Автономия каждого становится частью более крупной субстанции. В конкретно-политических дискуссиях в части СНГ этот термин используется для анализа таких изменений между более или менее “суверенными” государственными единицами. В исследовании международных отношений термин «интеграция» ограничивается анализом кумулятивно изменяющихся отношений между государствами СНГ, приводящих к принятию ими решений на уровне высших органов управления СНГ без попыток создания новой центральной власти в виде надгосударственного органа правления. Теоретически возможно и то и другое. Практика же толкования термина «интеграция» и что за этим скрывается, пока не дает даже намеков, чтобы из интеграции стран СНГ выросла идея создания надгосударственного аппарат управления и правления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 60 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Политология, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Политология, 45 страниц
1125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg