Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Биография художника и раннее творчество.

bogomol742 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2021
Введение 2 1. Глава I: Биография художника и раннее творчество. 6 1.1. Биография. 6 1.2. Традиции модерна и серебряного века в раннем творчестве. 8 1.3. Монументально-декоративные произведения: синтез раннего итальянского возрождения и русской иконописи 1 2. Глава II: Разработка собственной художественной системы 15 2.1. Предпосылки 15 2.2. Понятие и особенности сферической композиции 22 2.3. Особое восприятие цвета 1 2.4. Анализ системы на примере работ художника 1 3. Глава III: Анализ символизма в работах и художественной системы через основные направления творчества. 30 3.1. Философия сюжетных работ. 3.2. Особый тип портретных работ. 3.3. Натюрмортные композиции. 3.4. Пейзажные композиции. 3.5. Восточные мотивы. 4. Заключение 53 5. Список литературы 57 6. Список приложений 60 7. Приложение 63
Введение

Введение. 1. Тема. Хронология. Тема данного исследования: "Особая художественная система в творчестве К.С. Петрова-Водкина", дает представление о хронологический рамках. А именно – периоду, который соответствует годам его жизни – 1878-1939 гг. Для полного раскрытия темы целесообразно расширить этот временной отрезок и захватить несколько десятилетий после смерти, в которые происходило осмысление миром его вклада в искусство. 2. Актуальность работы. Козьма Сергеевич Петров-Водкин – один из самых крупных и оригинальных русских художников первых десятилетий XX века. В его искусстве были стянуты в крепкий узел далекие друг от друга художественные тенденции. Это была личность сложная и в то же время цельная. Выдающийся живописец, непревзойденный рисовальщик, самобытный теоретик, прирожденный педагог, талантливый литератор, видный общественный деятель. Человек многосторонне одаренный. Художник, единственный в своем роде и типичный сын своего времени, с равным интересом писавший и русские иконы и исторические полотна духа революции. Петров-Водкин стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать конкретное изображение олицетворением связи космических сил. В последние годы жизни Петрова-Водкина его искусство – в силу не всегда органичных и удачных попыток примирить в нем давно сложившийся характер живописи с предъявляемыми к ней жесткими требованиями - не находило достаточного общественного признании. После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. В течение последующей четверти века о Петрове-Водкине, казалось, забыли, картины его почти исчезли из экспозиций музеев. Лишь однажды, в 1947 году в Санкт-Петербурге, была устроена небольшая выставка его рисунков. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в национальной культуре. Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов и актуально до сегодняшнего дня. Теперь уже ни у кого, кажется, нет сомнений в том, что в лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности и глубине. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира. Поэтому так интересно и важно рассмотреть особенности его творчества, ведь его законы, приемы и композиции могут получить вполне реальное применение и в современной практике. 3. Историография. Степень изученности темы. Внимание к теме особой художественной системы К.С. Петрова-Водкина и интерес к его творчеству возобновившийся в настоящее время определяет актуальность работы. Этот процесс начался со второй половины 1960-х годов. В 1965 году в Москве энтузиасты устроили скромную по размерам выставку его работ в Центральном Доме литераторов. Спустя год Русский музей в Санкт-Петербурге, обладающий крупнейшей коллекцией картин и рисунков мастера, организовал ретроспективную экспозицию, имевшую огромный успех и показавшую истинный масштаб его искусства. Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века. Появившаяся тогда же монография В.И.Костина впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства. В целой серии статей разных авторов и в соответствующих разделах общих работ творчество Петрова-Водкина и его отдельные произведения стали объектом пристального изучения. Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести. О творчестве Петрова-Водкина, различных его проблемах и отдельных произведениях имеется множество научных трудов и художественных произведений: Д.В. Сарабьянов, А.С. Галушкина, В.И. Костин, Ю. Русаков и многие другие, но остановимся на наиболее значимых. Монография В.И. Костина впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства. Костин писал, что в изображении предметов К.С. Петров-Водкин всегда видел определенный идейно-художественный смысл, считая, что передачу материальной сущности предметов и связи их между собой художник осуществляет во имя создания образа. Владимир Иванович отметил то, что разная трактовка предметов в живописи Петрова-Водкина в едином и цельном образе картины есть вполне осознанный живописный прием, который, является закономерным: «ибо любое образное решение неизменно будет требовать подчеркивания и выделения одних элементов и затушевывания других». А.С. Галушкина писала об огромной активности художника в выборе изображаемого, о его преломлении всего виденное через призму своих ощущений, о крайне индивидуальном решение каждого явления, основанном на субъективном толковании: «Отказавшись от непосредственной передачи действительности, Петров-Водкин пришел к обобщенной, символической интерпретации сюжета» [4]. Многие факты и, главное, интереснейшие мысли Петрова-Водкина остались бы неизвестны, не помоги своим будущим исследователям сам художник. На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин написал две автобиографические повести - «Хлыновск» и «Пространство Эвклида», где с поразительным литературным мастерством и образной остротой воспроизвел картины своего детства, юности и годов учения, изложил собственное понимание многих проблем жизни, искусства, ремесла художника. Это важнейший источник сведений о формировании К.С. Петрова-Водкина и его взглядах. В «Пространстве Эвклида», не приводя сколько-нибудь стройного изложения теории «сферической перспективы», Петров-Водкин обосновывает ее эмпирически и психологически [17]. Он говорит о связи физического движения человека с состоянием его психики. На страницах «Пространства Эвклида» Петров-Водкин развивает целостную концепцию отношения художника к предмету и указывает метод изучения предмета. «Чтобы додуматься до предметной сущности, – пишет он,– необходимо оголить предмет, выключив его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни». Таковы основные труды о творчестве художника. Однако не вполне представлено отношение художественной системы и символизма в творчестве, что призвано восполнить данное исследование. 4. Цель и задачи. Цель работы – показать особенности художественной системы в творчестве К.С. Петрова-Водкина. Задачи: 1 – рассмотреть краткую биографию и раннее творчество художника; 2 – исследовать особенности художественной системы на основе знаковых для творчества работ; 3 – выявить особенности направлений творчества. 5. Новизна работы. Новизна работы состоит в пристальном внимании к теме особой художественной системы Петрова-Водкина на примере знаковых работ. Ведь в существующих трудах о его творчестве эти особенности рассматриваются по отдельности. Кроме того предполагается рассмотреть весь период творческого развития художника и его взглядов. 6. Методология исследования. Основана на методах сравнительного и исторического анализа, распространенного в теории искусства. Основные этапы творчества рассматриваются в хронологическом порядке. Используется метод анализа художественной литературы и периодических изданий, метод эмпирического изучения произведений художника. Вспомогательными приемами работы явились так же: обобщение и систематизация теоретической информации, разложение целого на части для выявления свойств и более полного изучения их взаимодействий (изучение отдельных этапов творчестве и работ). 7. Практическая значимость. Материал исследования рекомендуется к использованию при проведении семинарских занятий и научных конференций, кураторстве выставок и музейных экспозиций, посвященных творчеству художника. 8. Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, приложения и списка литературы. Во введении дается краткое представление и характеристика работы; главы содержат изложение пунктов содержания работы; в заключении дается итог проведенного исследования; список литературы отражает изученные монографии, источники и издания; приложение содержит наглядный материал. Всего теоретическая часть имеет объем 63 страницы. Список литературы состоит из 54 источников. Приложение содержит ??? иллюстраций.
Содержание

Введение 2 1. Глава I: Биография художника и раннее творчество. 6 1.1. Биография. 6 1.2. Традиции модерна и серебряного века в раннем творчестве. 8 1.3. Монументально-декоративные произведения: синтез раннего итальянского возрождения и русской иконописи 1 2. Глава II: Разработка собственной художественной системы 15 2.1. Предпосылки 15 2.2. Понятие и особенности сферической композиции 22 2.3. Особое восприятие цвета 1 2.4. Анализ системы на примере работ художника 1 3. Глава III: Анализ символизма в работах и художественной системы через основные направления творчества. 30 3.1. Философия сюжетных работ. 3.2. Особый тип портретных работ. 3.3. Натюрмортные композиции. 3.4. Пейзажные композиции. 3.5. Восточные мотивы. 4. Заключение 53 5. Список литературы 57 6. Список приложений 60 7. Приложение 63
Список литературы

1. Адаскина Н. Диалог с натурой. Проблема натюрморта в творчестве К.С. Петрова-Водкина// Советская живопись. 1978./Под ред. В.А. Тиханова. – М.: Советский художник», 1980. – С.238. 2. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи (некоторые тенденции). – М.: Знание, 1993. – 47 с. 3. Водонос Е. Художники Саратова 1885-1985//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.336. 4. Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР К.С. Петрова-Водкина. Каталог/ Вступ. статья Е. Н. Селизаровой, М.–Л., 1966, С. 9–10. 5. Галушкина А.С. К.С. Петров-Водкин. – М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. – 80 с. 6. Грабарь Н.Э. О колорите в живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 785. 7. Хлебникова З. Демиург эстетической революции//Наука и жизнь. – 1991. - № 3. – С. 27-34. 8. Дмитриев В. Купание красного коня// Аполлон. – 1915. - № 3. – С.15. 9. Иогансон Б.В. Цвет и тон// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 774-779. 10. Кайсарова Т. Сферическая перспектива//Искусство. – 1983. - № 2. – С. 15. 11. Костин В.И. Петров-Водкин. - М.: Советский художник, 1966. – 168 с. 12. Крымов Н.П. О живописи// Русская советская художественная критика. 1917-1941: Хрестоматия. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – С. 769-773. 13. Лазуко А. Эпоха "канунов" накануне XXI века//Искусство. – 1990. - № 7. – С. 11-14. 14. Левашов В. Восток в творчестве московских художников//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.338. 15. Львова Е. Документальная проза художников//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.279. 16. Мочалов Л. Мир, в котором еще все возможно//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.225. 17. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с. 18. Письма. Статьи. Выступления. Документы. – М.: Искусство, 1991. – 240 с. 19. Пушкарев В. Выставка, которой могло не быть// Наше наследие. - №. 6 – С.25-29. 20. Ростиславов А. Петров-Водкин К.С.//Аполлон. - 1916. - № 4. – С. 14. 21. Русаков Ю. Петров-Водкин и его автобиографическая проза// В кн. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. – СПб.: Азбука, 2000. – 768 с. – С. 29. 22. Русакова А. Символизм в русской живописи. - М.: Искусство, 1995. - 452 с. 23. С веком наравне: Рассказы о картинах. Т.2/Сост. В.И. Порудоминский - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1989. –382 с. 24. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. - М.: Искусство, 1971. –143 с. 25. Сокровища Иркутского художественного музея. Альбом/Авт. сост. Огородникова Т.П. – Л.: Аврора, 1989. – 151 с. 26. Черлинка Г.К. Натюрморт в советской живописи. – М.: Знание, 1988. – 56 с.. 27. Шагинян З.К. С. Петров-Водкин (эскизы к монографии).//Русское искусство. – 1923. - № 1. - С. 14–15. 28. Якимович А. О построении пространства в современной картине//в кн. Пространство картины: сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. – М.: Советский художник, 1989. – С.8. 29. Якимович А. Поколение 70-х перед лицом художественного наследия// Советская живопись. 1978./Под ред. В.А. Тиханова. – М.: Советский художник», 1980. – С.114. 30. Петров-Водкин К.С. К 130-летию художника // Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Выставка. 2008 // www.vrubel.ru 31. Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева) // www.museum.ru 32. К.С. Петров-Водкин в коллекции музея // Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова // www.volgogradmuseum.ru 33. Петров-Водкин К.С. О мире искусства. Пространство Эвклида. Хлыновск / Литература и жизнь, сайт // www.dugward.ru 34. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878 – 1939) – художник // РГАЛИ (Москва), фонд №2010 35. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 – 1939), художник. РГАЛИ, ф. 2010, 167 ед. хр., 1889 – 1951; ГРМ, ф. 105, 10 ед. хр., 1893 – 1938 // Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР, Отраслевой портал «Архивы России» (Москва) // www.rusarchives.ru 36. К.С. Петров-Водкин, Ю.И. Пименов, К.Ф. Юон // Договоры с художниками на выполнение работ к Х выставке АХРР, посвящённой 10-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 1927 // РГАЛИ (Москва), фонд 2941: Ассоциация художников революции (АХР) // www.rgali.ru 37. Сочинский художественный музей // sochiartmuseum.ru 38. Мастера русского авангарда. Выставка из фондов Пермской художественной галереи и частной коллекции Эдика Натанова. Пермская художественная галерея. Июнь – август 2003 39. Петров-Водкин К.С. // Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ) 40. Художник Кузьма Петров-Водкин. Иллюстрации к книге «Коза-дереза» (Петроград. 1923) // Фонд редких изданий Национальной библиотеки Украины для детей 41. К.С. Петров-Водкин в проекте Радищевского музея «Конференции» (Саратов). 2009 42. Петров-Водкин К.С. Семья командира. 1922 // Тульский художественный музей 43. Художники театра и кино: рисунки, фотографии, документы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Выставка. РГАЛИ. Москва. 23 декабря 2005 – 12 февраля 2006 44. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич в Государственной Третьяковской галерее (Москва) 45. Кузьма Петров-Водкин. У серебряного ключа. 1921 / Русская живопись ХХ в. // Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва // www.museum.baikal.ru 46. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878 –1939). Жертвоприношение Авеля. Эскиз. 1910 / Русская графика на рубеже XIX-XX веков // Тверская областная картинная галерея // www.gallery.tver.ru 47. Екатеринбургский музей изобразительных искусств // www.emii.ru 48. Донецкий областной художественный музей (Украина), неофициальный сайт // www.dram.donbass.name 49. Русская живопись // Сургутский художественный музей, официальный сайт // www.shm-surgut.ru 50. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 – 1939). Самарканд. На берегу пруда (из «Самаркандской серии»). 1921 // Фонд Владимира Николаевича Орлова // Государственный музей истории Санкт-Петербурга // www.spbmuseum.ru 51. Алла Николаевна Гуменюк. Художественные сокровища Омска // Официальный сайт Министерства культуры Омской области // www.sibmincult.ru 52. Петров-Водкин К.С. На линии огня. 1916. Холст, масло. 196 х 275 см. На обороте надпись: «На линии огня». (Первая немецкая война) // Русский музей (СПб): виртуальный филиал // www.virtualrm.spb.ru 53. Живопись // Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры // www.xmgallery.ru 54. Отечественное искусство ХХ – ХХI вв. // Дальневосточный художественный музей (Хабаровск), ГУК // www.dvhm
Отрывок из работы

1. Глава I: Биография художника и раннее творчество. 1.1.Биография. Целостное представление о художнике и лучшее понимание его произведений возможно лишь в том случае, если есть хорошее представление о его жизни: творчество художника сгладывается из отдельных событий жизни. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область — 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период. К.С. Петров-Водкин «…интересен тем, - считает искусствовед Наталья Адаскина, - что соединил традиции русского искусства Запада и Востока, был в сердцевине этих отношений» [1]. Сам он - выходец из провинциальной России. В маленьком городке на Волге, близ Саратова под влиянием патриархальной среды складывалось его мировоззрение. Потом он оказался в Петербурге, учился в художественном училище барона Штиглица, где ему открылись богатства искусства этого самого европейского из русских городов. В невольно возникающих столкновениях с преподавателями, выкристаллизовывались первые зерна собственных воззрений Петрова-Водкина на искусство, которым предстоял еще долгий путь созревания. Затем была учеба в Москве, в Училище живописи ваяния и зодчества, где художник приобщался к московским художественным традициям. Любимым педагогом становится В.А. Серов, влияние которого на начинающего художника в то время очень велико[10]. Огромность масштабов человеческой культуры, с особой ясностью - по контрасту с провинциальным Хвалынском - открывшаяся ему в столице, потрясает Петрова-Водкина. Чувство благоговения перед возможностями науки и искусства никогда уже отныне не оставит его. Преклонение перед подлинно высокой культурой всегда переплетается у Петрова-Водкина с дерзкой мыслью познать законы не только различных искусств, но и многих, казалось бы далеких ему, областей знания. Его живо интересуют космогония, строение земной коры, законы гравитации, проблемы восприятия и вообще психики человека. В 28 лет Петров-Водкин приехал в Париж, 2 года работал рядом с такими мастерами как Матисс, Сезанн. Из Парижа художник на несколько месяцев съездил в Северную Африку – в Тунис и Алжир. Эти поездки, особенно африканская, помогли ему более остро почувствовать собственную страну. Он писал в письме, что «вошел в чужую жизнь и увидел лучше достоинства и недостатки своей» . Четыре года спустя в Италии он пробыл вдвое дольше. Что не удивительно, ведь здесь когда-то жили и творили его художественные кумиры - Леонардо да Винчи, Джованни Беллини. Здесь, на земле Италии, он воочию увидел и объект своего жгучего любопытства - вулкан Везувий. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое сознание и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества в искусстве от наступающей самостоятельной творческой жизни, разбудило его художественное сознание. Петров-Водкин вообще был склонен к планетарному размаху. Так он воспринимал пространство - волжские просторы, песчаные пустыни Африки и Средней Азии он изображал их не плоскими, а сферически выпуклыми, будто это взгляд на Землю из космоса. Он ощущал цвет - как мощное излучение ярких тонов: красного, желтого, синего. То обстоятельство, что художник много путешествовал, немаловажно для понимания его творчества. Не менее (если не более) существенной представляется его склонность к путешествиям иного рода – в мире идей. Собственно, речь идет о стремлении обрести цельное мировоззрение, без которого все прочие творческие задачи – живописные, литературные, любые – теряют истинный смысл. Рационалист по натуре, Петров-Водкин умело совмещал живопись с театром и литературой. Играл на скрипке, писал пьесы, автобиографические повести, оформлял интерьеры и улицы к праздникам, преподавал. Он был щедрый, масштабный, универсальный талант. Но, сообразуясь с темой дипломного сочинения, обратимся исключительно к живописи Петрова-Водкина, а также к ее авторскому философскому обоснованию. Перед изучением особенностей его художественной системы необходимо рассмотреть раннее творчество художника, где можно увидеть и проследить предпосылки зарождения новых взглядов на искусство. 1.2.Традиции модерна и серебряного века в раннем творчестве. «Ученик великого Серова, он (К.С. Петров-Водкин) относился к своей деятельности традиционно для русских художников, как к высокой миссии, видя в искусстве одну из форм познания мира и мечту о красоте - вечный поиск гармонии. Ранний Петров-Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер, в своей отвлеченной отрешенности и аллегоризме соприкасаясь с искусством символистов, с творчеством Пюви де Шаванна, а также с декоративизмом Матисса («Портрет жены», 1907; «Играющие мальчики», 1911) и отчасти с гротесково-заостренной образностью искусства Тулуз-Лотрека («Театр. Драма», «Театр. Фарс», обе 1907). Но эти мимолетные влияния вскоре художником будут преодолены», - пишет В.А. Тамручи. Для понимания этого периода творчества стоит рассмотреть несколько работ, а именно «Элегия», «В кафе», «Портрет жены художника», «Сон», «Играющие мальчики», которые явились типичными образцами традиций серебряного века. Уже в 1906 году Петров-Водкин работает над несколькими картинами отвлеченно-символического содержания без ясно читаемой программы. Такова "Элегия" (местонахождение неизвестно) с двумя сидящими на скале над морем полуобнаженными, погруженными в свои думы девами. Их сухо и четко написанные тела с монотонной живописной поверхностью и почти монохромной цветовой гаммой слишком очевидно восходят к натурным штудиям модели. Тем самым художник невольно ограничивает свои возможности по-настоящему глубокого решения задуманной им картины, призванной запечатлеть состояние вневременной отрешенности, окрашенной тонами созерцательной грусти. Вслед за тем, в начале следующего года, он пишет картину совсем иного, жанрового характера – "В кафе" (ГРМ), навеянную непосредственными наблюдениями парижской жизни и решенную в совершенно другом ключе, чем, например, "Элегия". Если там акцентировалось, или во всяком случае подразумевалось, глубокое внутреннее содержание, то здесь, наоборот, дана обыденная сценка, к тому же лишенная какой бы то ни было сюжетной завязки, - просто фигуры нескольких парижанок в интерьере кафе. Центральная в холсте фигура девушки в синем выделена на фоне желтых и золотистых тонов платьев других посетительниц кафе - и этим определяется цветовая гамма картины; две фланкирующие фигуры первого плана частично срезаны краями картины, что должно, очевидно, подчеркнуть непреднамеренность композиции. Образы девушек, а отчасти и сама живопись картины позволяют думать, что Петров-Водкин успел к этому времени познакомиться с работами Боннара и других "наби". В то же время подчеркнутая объемность моделировки лиц, рук, проглядывающие во многих частях картины контуры и вообще элементы рисунка, наконец, ритмичность композиции все же связывают эту и подобные ей работы с более характерными для живописи Петрова-Водкина второй половины 1900-х годов картинами типа все той же "Элегии". Наиболее сильной работой 1907 года был, несомненно, портрет жены художника, позировавшей ему на фоне гобелена (ГРМ). Уверенная и простая лепка высвеченного лица, заставляющая вспомнить лучшие его рисунки той поры, тонкая цветовая гармония в характерной гамме темно-синих и зеленовато-желтых тонов, мастерская связь фигуры с фоном, наконец, общая элегантность произведения, доступная только настоящему профессионалу, - показывают, что и в главной сфере своего искусства - живописи - Петров-Водкин весьма скоро стал стремительно продвигаться вперед, пожиная добрые плоды настойчивой учебы и пытливого знакомства с музеями, выставками, галереями и лавками маршанов. И вместе с тем этот превосходный портрет, при всех его типично водкинских чертах, свидетельствует о том, что его автор прошел мастерскую Валентина Серова и по-своему развивает именно серовские портретные традиции. Осенью 1909 года художник погружается в работу над картиной "Сон" (1910, ГРМ), представляющей собой своеобразное переложение на язык живописи начала XX века прелестной юношеской картины Рафаэля "Сон рыцаря". Это далеко не единственное прямое обращение Петрова-Водкина к искусству итальянского Возрождения. Как и в картине Рафаэля, в "Сне" пробуждения спящего ждут, словно две судьбы, две девы; как и там, действие происходит в пейзаже с горами на заднем плане; близки в общих чертах позы юноши и рыцаря. И все же несходство всего строя картин столь явно, что, если бы не очевидная сюжетная перекличка со "Сном рыцаря", трудно было бы даже заподозрить возможность связи картины с ренессансным прототипом. "Сон" заметно отличается от предшествующих картин Петрова-Водкина аллегорически-символического плана ("Элегия") в живописном отношении. Если те работы были явственно связаны с мягкой и элегической стенописью Пюви де Шаванна, то здесь художник ближе к четкой и жесткой ритмизованной пластике Ходлера. Следует заметить, что произведения Ходлера приходят на память при встрече с целым рядом полотен Петрова-Водкина 1909-1913 годов. Искусство швейцарского монументалиста было столь популярно тогда в Европе и в России, что известному влиянию его при определенном сходстве задач обоих художников не стоит удивляться. Странная неподвижность, точнее, оцепенелость фигур, неловкая поза юноши, брошенного художником нагим телом на камни, создают в картине ощущение сна не в его бытовом смысле, а сна мертвящего, летаргии, охватившей изображенную на первом плане группу. Сюрреалистическая пустынность голого пейзажа усиливает это ощущение. А курящийся вдали вулкан как бы предвещает надвигающуюся катастрофу. "На обновленной земле спит человеческий гений, поэтическое сознание. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Розовая, юная, робкая, болезненная Красота и крепкое, смуглое, здоровое уродство в их объятиях, в их общении гений найдет полноту понимания жизни, смысл вещей", - так изложил содержание "Сна" Александр Бенуа. Вспоминая "Сон" много лет спустя, Петров-Водкин сделал акцент на совсем ином: "Время его написания - это... типичнейшее состояние сна, паралич политический и моральный, который после 1905 года, в годы реакционных настроений, дошел до рубежа. Жизнь застряла, остановилась. В такую форму у меня вылилось это состояние тишины сна..." . Таким образом, существуют два различных истолкования содержания "Сна": современное картине, раскрывающее его как очень характерное для эпохи философское осмысление живописцем проблемы места художника в мире добра и зла, красоты и безобразия, и более позднее, трактующее смысл картины в социальном плане, как некое предчувствие грядущих исторических событий, сбросивших с России гнет страшного сна безвременья. Во "Сне" удалось создать весьма неожиданный, но цельный в стилевом отношении мир картины. Единство достигнуто полным подчинением пластических и колористических средств задаче выражения в картине сложной, трудно поддававшейся конкретной интерпретации идеи. Чтобы достичь искомого эффекта, Петров-Водкин избрал жесткую дисгармоничную цветовую гамму и так же жестко промоделировал тела, прорисовав их контуры. Эта нарочитость привела к тому, что многое в картине кажется художественно неоправданным. И все же, в конечном счете, именно цельность стилистического решения, вопреки многим слабостям "Сна", придает ему немалую впечатляющую силу. Возникла долго не затихавшая полемика, утвердившая имя Петрова-Водкина в ряду имен наиболее оригинальных и смелых русских художников тех лет. Влияние французской живописи на творчество Петрова-Водкина демонстрирует картина "Играющие мальчики" (1911, ГРМ). В
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 46 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Культурология, 16 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Культурология, 80 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Культурология, 18 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg