Сокрытие доходов установлено по итогам пяти проведенных проверок в каждом из анализируемых годов. При этом сокрытие доходов было выявлено в результате проведенных встречных проверок с контрагентами индивидуальных предпринимателей.
Нарушения порядка ведения учета и оформления первичных документов также установлены по итогам каждой проведенной выездной проверки, среди данных нарушений установлены следующие: принятие к учету расходов, первичные документы по которым отсутствуют; принятие к учету расходов, первичные документы по которым оформлены с нарушением требований действующего законодательства РФ; отсутствие ведения раздельного учета при совмещении налоговых режимов.
Результаты контрольной работы инспекции представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Результаты контрольной работы УФНС России по Хабаровскому краю в отношении выплаты НДФЛ за период 2018 – 2020 гг., млн. руб.
Показатель Период, год Темп роста (снижения), %
2018 2019 2020 2018 к 2019 2019 к 2020
Дополнительно начислено налоговых платежей, всего, тыс. руб. 436,00 459,90 466,00 +5,49 % +1,33 %
Налог на доходы физических лиц, тыс. руб., всего
В том числе: 15 870,80 1 962,10 17 329,10 -87,63 % +88,32 %
- по результатам выездных проверок 90,80 68,10 66,10 -25,00 % -2,93 %
- по результатам камеральных проверок 15 780,00 1 894,00 17 263,00 -87,99 % +91,15 %
В таблице 9 видно, что количество налоговых проверок по НДФЛ в 2020 году резко повысилось в общей сумме на 88,32%. В 2019 году количество проверок составило 1 962,10 ед., а в 2020 году – 17 329,10 ед. Это связано с тем, что проверки по НДФЛ в 2017 – 2019 гг. не проводились в отношении лиц занятых частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих и т.д.
По НДФЛ наблюдается большой объем доначислений в течение всего исследуемого период. По итогам 2020 года суммы доначислений по результатам проведенных налоговой инспекцией камеральных и выездных проверок возросли. При этом по выездным проверкам суммы доначислений выше аналогичного показателя по камеральным проверкам.
Итак, в течение всего анализируемого периода при различной динамике количества проверенных налогоплательщиков сумма доначисленных налогов возрастала. При этом взысканные суммы существенно ниже доначисленных, что не позволяет оценить работу по документальной проверке налогоплательщиков, проводимую в налоговой инспекции как 100 % эффективную, хотя обычно показатель эффективности налоговых проверок ИФНС не превышает 90 %.
Таким образом, анализ налогового администрирования, проводимого УФНС России по Хабаровскому краю в отношении НДФЛ позволяет оценить работу как в части взыскания задолженности, так и в части налоговых проверок как эффективную. Налоговый контроль в отношении доходов индивидуальных предпринимателей является последующим и имеет фискальную направленность. Отсутствие предварительного и текущего контроля является одной из главных предпосылок положительной динамики недоимки по платежам в бюджет с доходов индивидуальных предпринимателей. При сокращении числа проверок, проводимых в отношении индивидуальных предпринимателей, наблюдается рост доначислений по проверкам. Более того, более чем в 90 % случаях проводимых камеральных проверок выявляются нарушения, в отношении проведенных выездных проверок данный показатель составляет 100 %.
Данный факт позволяет определить, что фактические масштабы нарушений налогового законодательства в деятельности индивидуальных предпринимателей (не охваченные проверками) велики. В этой связи требуется проведение мероприятий по совершенствованию налогового контроля.
2.3 Рекомендации по совершенствованию налогового администрирования УФНС России по Хабаровскому краю
Предлагается внести некоторые изменения в контрольную деятельность ФНС. Для повышения взысканий по недоимкам, предлагается ввести вознаграждение для налоговых инспекторов, в виде 0,05% от суммы взыскания, при этом минимальное вознаграждение составляло бы 100 руб., а максимальное – 5 000 руб.
Таким образом, при взыскании недоимки с налогоплательщика в сумме 1 000 000 руб., инспектор бы получил вознаграждение, сумма которого бы составила 500 руб. Данное предложение являлось бы большой мотивацией для налоговых инспекторов, в выяснении обстоятельств и призыва налоговых нарушителей к своевременной выплате НДФЛ.
Также, предлагается ужесточить налоговый контроль над исчислением и уплатой налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, путём дополнительных проверок каждого нарушителя, а также принудительным вызовом на комиссию. Отказ налогоплательщика должен быть наказуем, например, при невозможности оплаты недоимки организацией, его деятельность признавалась бы банкротом и ликвидирована с рынка.