Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности
1.1 Сущность, роль и формирование собственного капитала
Собственный капитал представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
В российской практике капитал организации разделяют на капитал активный и пассивный. С методологической точки зрения это неправильно. Подобный расклад может стать причиной недооценки места и роли капитала в бизнесе и привести к поверхностному рассмотрению источников формирования денежных средств. Капитал не может быть пассивным, так как является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, находящуюся в движении, в постоянном обороте. В следствие этого более обоснованно тут использовать понятия источников формирования капитала и функционирующего капитала.
Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.
Собственный капитал (СК) организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего предприятию. Это так называемые чистые активы фирмы. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Естественно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. [3,5]
Уставный капитал при этом представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании фирмы для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В силу своей устойчивости уставный капитал покрывает, как правило, наиболее неликвидные активы, такие, как аренда земли, стоимость зданий, сооружений, оборудования.
Особое место в реализации гарантии защиты кредиторов занимает резервный капитал, ключевая задача которого состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у организации до того, как будет уменьшен уставный капитал.
В Гражданском кодексе РФ предусмотрено требование о том, что, начиная со второго года деятельности организации его уставный капитал не должен быть меньше, чем чистые активы. Если данное требование нарушено, то предприятие обязано уменьшить уставный капитал, поставив его в соответствие с величиной чистых активов (но не менее минимальной величины).
В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия, независимо от организационно-правовой формы его собственности.
Следующий элемент собственного капитала — добавочный капитал, который показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, выполняемых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на иные цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении итогов отчетного года. [1,4]
В хозяйствующих субъектах появляется еще один вид собственного капитала - нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль — чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Как правило, эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала.
Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для конкретных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли.
Таким образом, организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.[9]
1.2. Система показателей рентабельности и факторы, определяющие ее уровень
Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные издержки. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности [2,7].
1) прибыльность;
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами;
4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, наращивание средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о необходимости ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности растет, то растет и интерес к фирме других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, понижение риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента [1,8,13].
В самом общем виде показатель экономической эффективности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат). В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий в числителе формулы используются следующие показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. В знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции работ, услуг) и др.
В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько групп:
а) показатели, характеризующие доходность капитала и его составляющих;
б) показатели, характеризующие рентабельность затрат;
Рентабельность производственной деятельности (рентабельность затрат) вычислется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):
Данный показатель показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
в) показатели, характеризующие рентабельность продаж.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение данный показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. [9,11]
Все эти показатели могут рассчитываться на основе различных видов прибыли.
Анализ рентабельности деятельности фирмы может быть продолжен факторным анализом, который позволяет определить резервы роста рентабельности. При этом могут быть использованы простые факторные жестко детерминированные модели, предназначенные для выявления факторов, оказывающих влияние на прибыль и рентабельность. Главным образом рентабельность активов (имущества) организации зависит от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Экономический смысл связи заключается в том, что данная зависимость прямо указывает пути повышения рентабельности активов: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и наоборот. Рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры авансированного капитала организации. Таким образом, прямо указываются направления повышения рентабельности собственного капитала. К примеру, из этой зависимости можно сделать вывод, что при прочих одинаковых условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Эффективное управление всеми факторами, определяющими рентабельность предприятия, должно являться составной частью единой комплексной политики управления организацией в целом. Ключевые направления повышения рентабельности те же, что и для роста прибыли. Между тем увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Тем самым, способы снижения текущих издержек фирмы и более эффективное использование имущества также оказывают положительное влияние на динамику всех показателей рентабельности.[14]
1.3 Источники информации для анализа рентабельности
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Информационная система анализа рентабельности включает в себя совокупность входящей информации, результаты её промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты анализа, поступающие в систему управления, то есть представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты деятельности организации. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надёжной базой для построения моделей в соответствии с задачами анализа. Формирование системы информационного обеспечения анализа рентабельности - это процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей для прогнозирования и принятия управленческих решений. Содержание системы информационного обеспечения, её широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности организации, их организационно-правовой формой и другими условиями. Система показателей, характеризующих общеэкономическое развитие страны, служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования субъекта при разработке комплексной политики управления финансовой устойчивостью и выявлении резервов её повышения, ориентируясь на среднеотраслевые показатели. К исходной информации в анализе предъявляются определенные требования. Главное из них - удовлетворять потребности широкого круга пользователей с разными и подчас противоречивыми интересами. Требования к учётной информации:
1. уместность учётной и отчётной информации означает её своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов;
2. достоверность информации характеризуется: правдивостью, соответствию нормативным актам, возможностью проверки и прозрачностью;
3. рациональность экономической информации предполагает её достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных.[6,11]
Аналитические расчеты - весьма трудоёмкий процесс, поскольку связан с большим объёмом разнообразных вычислений, что требует использования современной вычислительной техники.
Информационное обеспечение анализа рентабельности, его структура и содержание определяются действующими формами отчётности предприятия. Стоит отметить, что они могут меняться, приближаясь к стандартам, действующим в международной практике бухгалтерского учёта. Периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации - это лишь "сырая информация", подготовленная в ходе выполнения в организации учётных процедур. Но её объём и качество, по сути, определяют решение задач анализа.
Бухгалтерская отчетность организации является основным источником информации о его результатах деятельности. Тщательность изучения бухгалтерской отчетности позволяет раскрыть причины, способствующие достижению финансовых результатов, а также определить недостатки в деятельности предприятия, наметить мероприятия, позволяющие усовершенствовать деятельность предприятия.
Основным документов бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс предприятия, на основе которого, возможно, проследить состояние, размещение, использование средств предприятия, представленных в денежной форме относительно источников их финансирования. Бухгалтерский баланс представлен активом и пассивом, которые в свою очередь, включают разделы, по каждому из которых считаются итоги [15].
Активы баланса предприятия включают имущество (ресурсы предприятия), в которое проведено инвестирование денежных средств. Статьи актива расположены по степени возрастания ликвидности (подвижности) имущества, то есть по степени превращения отдельного актива в форму денег. Для разделов актива баланса также характерно данное правило.
Пассивами бухгалтерского баланса представлены источниками финансирования средств предприятия, которые сгруппированы на определенный момент времени по их назначению и принадлежности. Иными словами, пассив баланса представлен величиной средств (капиталом), которые вложены в те или иные направления хозяйственной деятельности предприятия и степенью участия в создании его имущества.
Необходимо иметь в виду, анализируя структуру баланса необходимо определить взаимосвязь между активом и пассивом баланса, так как при осуществлении деятельности процесса производства происходит постоянное изменение некоторых элементов, как актива, так и пассива баланса. Каждая из групп пассива функционально имеет взаимосвязь с конкретной частью актива баланса. На основе анализа бухгалтерского баланса, возможно, провести оценку эффективности использования капитала предприятия, определить его достаточность для текущей и будущей деятельности, величину и структуру заемных средств, и уровень эффективности их привлечения. На основе той информации, которая представлена в балансе, внешние пользователи могут принимать решения с позиций целесообразности и условий проведения дел с предприятием как с потенциальным партнером бизнеса; оценивать уровень его кредитоспособности как заемщика; определять необходимость приобретения активов.
Для детального анализа нужно располагать дополнительными сведениями о движении хозяйственных средств и по источникам их формирования, а также об имеющихся остатках. Это осуществляется на основе введения иных форм бухгалтерской отчетности. Это, в первую очередь, «Отчет о финансовых результатах», включающий сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия, то есть отражает основной перечень вопросов по формированию, распределению и использованию прибыли предприятия. В данном отчете отражены все расходные операции, которые связаны с процессом производства продукции или услуг, общая сумма поступивших денежных средств в результате реализации товаров, либо оказанных услуг и прочие источники доходов и расходов предприятия. Полученная разница между показателем выручки и всеми затратами демонстрирует формирование чистой прибыли или убытков предприятия. [2,5,9]
В «Отчете о финансовых результатах» отражены такие позиции как: выручка (реализованная продукция), складывающаяся из суммы, полученной в результате продажи товаров или услуг от собственного производства, либо закупок от сторонних организаций, за минусом продукции, которая складируется и незавершенного процесса производства; затраты, связанные с приобретением перепродаваемой продукцией и услуг, на изготовление реализуемой продукции и услуг, управленческие и коммерческие расходы; прибыль от продаж, которая получается на основе разницы величины полных затрат и выручки; поступления и убытки от участия в других организациях, которые включают прибыль от инвестиционной деятельности, уплаченные проценты, списанные инвестиции, полученные проценты в результате предоставления кредитов; величина прибыли (убытка) до налогообложения; текущий налог на прибыль с учетом изменений по отложенным налоговым активам и обязательствам; чистая прибыль (или убытки) за отчетный период. [3]
Отчет о финансовых результатах представляет собой важнейший источник информации, на основе которого проводится анализ показателей рентабельности предприятия, чистой прибыли, которая остается в распоряжении у предприятия, а также других показателей.
Глава 2. Факторный анализ уровня рентабельности АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ"
1. Расчет общих показателей рентабельности АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ"
По данным бухгалтерской отчетности АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" произведем расчет общих показателей рентабельности по состоянию на конец отчетного периода (Таблица 1).
Таблица 1 – Расчет общих показателей рентабельности
№п/п Показатель5 Значение, %
1 Рентабельность затрат 12
2 Рентабельность продаж по прибыли от продаж 4,45
3 Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения 4,45
4 Рентабельность продаж по чистой прибыли 2,2
5 Рентабельность собственного капитала 25,2
Расчет общих показателей рентабельности 2018-2019
Рентабельность затрат = строка 2100 / строка 2120 * 100% = 18130224/149173692 * 100% = 12%
Рентабельность продаж по прибыли от продаж = стр. 2200 / стр. 2110 * 100% = 7440813/167303916 * 100% = 4,45%
Рентабельность продаж по чистой прибыли = стр. 2400 / стр. 2110 * 100% = 3602618/167303916 * 100% = 2,2%
Рентабельность собственного капитала = стр. 2400 / (1/2*(стр. 1300 начало + стр. 1300 конец + стр. 1530 начало + стр. 1530 конец)) * 100% = 3602618/(1/2*(12826056+15714203+0+0) * 100% = 25,2%
По результатам расчета показателей рентабельности можно сделать следующие выводы:
рентабельность затрат составляет 12, то есть с каждого рубля затрат АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" имеет 12 коп. прибыли;
рентабельность продаж в среднем составляет 2,2, то есть с каждого рубля выручке АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" в среднем имеет 2,2 коп. прибыли;
рентабельность собственного капитала составляет 25,2, то есть с каждого вложенного рубля собственного капитала АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" имеет 25,2 коп. прибыли.
Проанализируем динамику показателей рентабельности за 2018-2019 годы.
Таблица 2 – Анализ динамики показателей рентабельности
Показатель Предыдущий период, % Отчетный период, % Изменение, %
Рентабельность затрат 8,8 12 3,2
Рентабельность продаж по прибыли от продаж 1,7 4,45 2,75
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения 1,7 4,45 2,74
Рентабельность продаж по чистой прибыли 3,8 2,2 -1,6
Рентабельность собственного капитала 51,1 25,2 -25,9
По данным Таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" получило в отчетном периоде прибыли больше, чем в предыдущем периоде. Однако наблюдается существенное снижение рентабельности собственного капитала и незначительное увеличение показателя рентабельности продаж. Одновременно произошло увеличение уровня рентабельности затрат.
Анализ собственного капитала предполагает анализ динамики и структуры источников образования имущества.
Анализ динамики и структуры источников образования имущества (собственных и заемных) средств необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Этот очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (например, банков и других поставщиков ресурсов) при изучении степени финансового риска и, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.
Анализ динамики и структуры источников образования имущества приведем в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 – Динамика источников образования имущества АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" в 2018-2019 гг., тыс. руб.
Показатель 2018 2019 Изменение, руб. Темп роста, %
Собственный капитал 12 826 056 15 714 203 2 888 147 122,5
Заемный капитал 51 515 685 51 204 818 - 310 867 99,4
Итого 64 341 741 66 919 021 2 577 280 104
По данным таблицы 3 в 2019 г. источники образования имущества АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" составили 66 919 021 тыс. руб., что на 2 577 280 тыс. руб. (4%) больше, чем в 2018 г. Увеличение источников образования имущества произошло главным образом за счет увеличения собственного капитала на 2 888 147 тыс. руб., величина которого в 2019 г. составила 15 714 203 тыс. руб., а темп его роста – 122,5%. Данное увеличение величины собственного капитала произошло за счет увеличения нераспределенной прибыли в отчетном году. Величина же заемного капитала за анализируемый период незначительно уменьшилась на 310 867 тыс. руб. (на 0,6%) и составила 51 204 818 тыс. руб., что связано с прибыльной деятельностью предприятия в отчетном году.
Таким образом, динамика источников образования имущества характеризует положительную тенденцию, т.к. динамика заемного капитала имеет тенденцию к падению, связанную в первую очередь с уменьшением краткосрочных заемных средств. Уменьшение краткосрочных заемных средств в 2019 г. обусловлено выплатами краткосрочных займов, которые АО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" брала у сторонних организаций. Таким образом мы можем сделать вывод о стабильной работе организации, поскольку она имеет возможность погашать взятые ей займы в установленный период. Необходимо заметить, что краткосрочное кредитование в деятельности предприятий помогает обеспечить бесперебойную деятельность организации, закупку товаров, пополнить недостаток собственных оборотных средств, а также уменьшение краткосрочных заимствований на фоне увеличения собственного капитала в целом отражает положительную тенденцию в деятельности предприятия.