ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-8-и ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АКРОБАТИКОЙ
1.1 Особенности двигательной деятельности в спортивной акробатике
В сложнокоординированных видах спорта, в том числе спортивной акробатике, основой тренировочного процесса является техническая под-готовка, которой уделяется большое внимание, однако она обусловлена и в первую очередь зависит от уровня физической подготовленности спортсмена [4; 5]. Целенаправленное изучение двигательной деятельности акробаток и разработка на этой основе средств специальной физической подготовки позволит более эффективно осваивать новые упражнения.
На этапе специализированной подготовки тренировочный процесс является важной ступенью на пути становления мастерства спортсмена, на котором, кроме формирования базовых композиций, серьезное внимание необходимо уделять созданию прочного фундамента специальной физиче-ской подготовки.
Узкая специализация в спортивной акробатике предъявляет свои спе-цифические требования к конкретному исполнителю, который по своим двигательным параметрам технической подготовленности может опти-мально реализовать свои способности для достижения высокого спортив-ного результата [8]. Проблема еще больше усложняется, если учитывать и амплуа акробаток.
Следует отметить, что спортивные результаты зависят не только от умения рационально выполнять упражнения, но и от того, насколько уро-вень специальных физических качеств соответствует технике выполняемого упражнения. В данном случае физическая подготовленность служит как бы базой, на которой строится техника движений, становление и дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства [8]. Поэтому знание осо-бенностей рациональной техники исполнения двигательных действий явля-ется определяющим в подборе средств, направленных на повышение спе-циальной физической подготовки акробаток.
В этой связи определение состава движений будет способствовать установлению последовательности и сочетания движений в упражнениях балансового и вольтижного характера. Выявление закономерностей взаи-мосвязи и взаимовлияния компонентов, стадий и фаз упражнения позво-ляют определить структуру движения. В дополнение к сказанному необ-ходимо добавить, что упражнение невозможно исполнить без управляю-щих движений в суставах, посредством которых реализуются управляю-щие силы и моменты сил. Все это поможет построить рациональную про-грамму положений тела и установить необходимые для исполнения рабо-чих поз физические способности.
Анализ соревновательной деятельности нижних партнеров на этапе специализированной подготовки позволил определить основные положе-ния и опорные звенья в упражнениях балансового и вольтижного характе-ра.
Особенностью работы нижних партнеров в балансовом упражнении является удержание верхней, находящейся как в вертикальном, так и в го-ризонтальном положении в согнутых и прямых руках, а также в ногах нижней (рис.1).
На схеме наглядно представлены положения нижних партнеров, наиболее часто используемые на этапе специализированной подготовки. Одной из основных составляющих балансовых упражнений является вы-полнение силовых перемещений из одного положения в другое с последу-ющей обязательной фиксацией.
Рисунок 1 - Основные положения и перемещения нижних партнеров женских пар
Специфической особенностью работы нижних при выполнении ста-тических упражнений является то, что во взаимосвязи со своими партне-рами, при выполнении совместных двигательных действий, нижние выпол-няют в основном опорную функцию при удерживании партнера над собой на прямых или согнутых руках. При освоении нижними партнерами этой группы акробатических элементов целесообразно совершенствовать функ-цию вестибулярного анализатора и координационных способностей, так как необходимо совмещать центры тяжести масс своего тела и тела верхне-го партнера. Даже незначительная степень отклонения от оси центра тяже-сти масс затрудняет выполнение этой важной группы базовых акробатиче-ских элементов [17].
На основе анализа соревновательной деятельности спортсменов установлено, что 60 % балансовых упражнений выполняются в прямых руках нижней, 35 % - в ногах и 25 % в согнутых руках нижних партнеров. На диаграмме представлено соотношение основных опорных звеньев ниж-них партнеров при выполнении балансовых упражнений (рис. 2).
Рисунок 2 - Основные опорные звенья нижних партнеров женских пар при выполнении балансовых упражнений
Вольтижные упражнения отличаются скоростно-силовой работой партнеров. Работу подобного характера, как правило, исполняют нижние партнеры. В частности, они выполняют броски и ловлю. Качество и точ-ность выполнения данных действий определяется уровнем развития ско-ростно-силовых способностей. В этом случае техничность исполнения по-добных упражнений определяется уровнем развития данного качества у нижнего партнера.
Не смотря на многообразие положений, из которых выполняются вольтижные упражнения, следует отметить, что нижний партнер всегда со-храняет вертикальное положение. Сохранение динамической осанки во время выполнения бросковых упражнений является одной из главных за-дач специальной физической подготовки на данном этапе [15].
В процессе анализа работы акробатов выделены и наглядно пред-ставлены исходные и конечные положения нижних партнеров при выпол-нении разнообразных вольтижных упражнений, наиболее часто использу-емых в соревновательных композициях на этапе специализированной под-готовки (рис. 3).
Нетрудно заметить, что верхний партнер находится преимуществен-но в вертикальном положении, стоя на полу. Исключением является под-держка под живот, из которой выполняются вращения не более чем на 2/4 оборота относительно фронтальной и продольной оси. Одним из самых сложных исходных и конечных положений на данном этапе является стой-ка ногами в согнутых руках нижнего. Общий центр масс системы «парт-нер-партнер» находится в данном случае значительно выше, в отличие от остальных положений, что затрудняет сохранение устойчивости партнеров и выполнение вращательных элементов с рук нижней.
Анализ исполняемых двигательных действий нижними партнерами при выполнении вольтижных упражнений показал, что большинство упражнений осуществляется с соединенных рук нижней, находящейся в полуприседе (43 %). При этом 28 % бросковых упражнений приходится на выполнение элементов с прямых рук нижней. Реже встречаются упражне-ния, выполняемые броском под спину (15 %) и ногу (14 %).
Рисунок 3 - Основные положения партнеров женских пар при вы-полнении вольтижных упражнений
На диаграмме представлены основные положения нижних партнеров женских пар при выполнении вольтижных упражнений на этапе специали-зированной подготовки (рис. 4).
Рисунок 4 - Основные положения нижних партнеров женских пар при выполнении вольтижных упражнений
Изучение двигательной деятельности нижних партнеров позволило определить основные рабочие позы и рациональные положения тела при перемещениях нижних партнеров в упражнениях балансового характера. Также были установлены основные способы исполнения бросков и ловли верхнего в вольтижных упражнениях [16].
Изучение структуры двигательной деятельности позволило устано-вить основные рабочие положения нижних партнеров и их количественно-го соотношения в соревновательных композициях. Это позволяет наиболее целенаправленно подбирать средства развития физических качеств парт-неров. Последовательное освоение взаимосвязанных и иерархически со-подчиняющихся компонентов разучиваемого упражнения дает возмож-ность существенно расширить двигательный арсенал, рационально осваи-вать технику и повышать качество их исполнения.
1.2 Возрастные особенности детей 7-8 лет
Высокий уровень спортивных достижений становится возможным только тогда, когда необходимые основы для этого созданы уже в юноше-ском возрасте.
Спортивная тренировка на всех возрастных этапах представляет со-бой единый процесс, который протекает по общим закономерностям. Успешность управления подготовкой спортивных резервов во многом за-висит от знания возрастных закономерностей становления спортивного мастерства [18,20].
Особенности возрастного развития: младший школьный возраст ха-рактеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела, увеличивается в этот период в большой мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позво-ночный столб сохраняет большую подвижность до 8- 9лет. Костная систе-ма детей 7-8 лет находится в стадии формирования - окостенение позво-ночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в этом возрасте также еще не заканчивается полностью [26].
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нерв-ной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется пре-обладанием процессов возбуждения. К концу периода младшего школьно-го возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет.
Жизненная емкость легких возрастает с 1200мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем [26].
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структура двигательных действий, методов воздействия на организм.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные, координационные спо-собности, способность длительно выполнять циклические действия в ре-жимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7-10 лет начина-ют формироваться интересы и склонности к определенным видам физиче-ской активности, выделяется специфика индивидуальных моторных прояв-лений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориента-ции детей школьного возраста, определению для каждого из них опти-мального пути физического совершенствования [3].
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце вполне выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови значительно увеличивается ко-личество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость орга-низма заболеваниям.
Происходит функциональное совершенствование мозга, развитие аналитико-синтетической функции коры, заметно развивается вторая сиг-нальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. По-степенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и дети 7-8 лет в высокой степени воз-будимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в движе-ниях [2; 14].
В играх, которые рекомендуются детям данного возраста, совершен-ствуются двигательные навыки, при этом большое внимание уделяется формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия. Боль-шое значение в начальной физической подготовке имеют упражнения, поз-воляющие совершенствовать мышечное чувство. Младшим школьникам полезны игры, где надо дозировать усилия - отрабатывать темп движения, размах, степень расслабления и сокращения мышц. Тогда постепенно нарастают скорость движений и их сложность. Упражнения на развитие выносливости и быстроты, точности координации, прыгучести могут вы-полнять и юноши, и девушки.
1.3 Анализ общепринятых методик развития координационных способностей в спортивной акробатике
Координационные способности - способности быстро, точно, целесо-образно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двига-тельные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [20].
Под координационными способностями понимаются: во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, со-подчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспро-изведении новых двигательных действий; во-вторых, способность пере-страивать координацию движений при необходимости изменить парамет-ры освоенного действия или переключении на иное действие в соответ-ствии с требованиями меняющихся условий [2].
Координационные способности представляют собой функциональ-ные возможности определенных органов и структур организма, взаимо-действие которых обуславливает согласование отдельных элементов дви-жения в единое смысловое двигательное действие. Координационные спо-собности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статистическое и динамическое равновесие [1].
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы [3].
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать про-странственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и ди-намическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зави-сят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мы-шечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, за-висят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равнове-сие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и её балансировке во время перемещений.
Координационные способности, относящиеся к третьей группе, мож-но разделить на управление тонической напряженностью и координацион-ной напряженностью.
Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечи-вающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепо-щенности движений, связанных с излишней активностью мышечных со-кращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы со-кращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совер-шенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
1) способности человека к точному анализу движений;
2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;
3) сложности двигательного задания;
4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6) возраста;
7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообраз-ных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. [22].
При воспитании координационных способностей решают две груп-пы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их раз-витию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в до-школьном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достиг-нутый здесь общий уровень развития координационных способностей со-здает широкие предпосылки для последующего совершенствования в дви-гательной деятельности. Задачи по обеспечению дальнейшего и специаль-ного развития координационных способностей решаются в процессе спор-тивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготов-ки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избран-ного вида спорта, во втором - избранной профессией [14].
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, карате и др.). Первостепенное значение имеют способности обра-зовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также диф-ференцировать амплитуду и время выполнения движений различными ча-стями тела, мышечные напряжения различными группами мышц [10].
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгно-венно видоизменять движения или переключаться с одних точно коорди-нированных действий на другие. В указанных видах спорта стремятся до-вести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства. Воспи-тание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке [3,11].
Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельно-сти не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особен-но к механизмам координации движения, функциям двигательного, зри-тельного и других анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек-машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия об-становки, переработки за короткий промежуток времени полученной ин-формации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:
1) улучшение способности согласовывать движения различными ча-стями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими дви-жениями в профессиональной деятельности);
2) развитие координации движений не ведущей конечности;
3) развитие способностей соразмерять движения по пространствен-ным, временным и силовым параметрам.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми (начи-ная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающими-ся приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем по-могает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удо-влетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Практика физического воспитания располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложно-сти и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и ди-намических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя поря-док расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая её подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбини-руя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю пред-метов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [12].
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания ко-ординационных способностей составляют обще подготовительные гимна-стические упражнения динамического характера, одновременно охваты-вающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с пред-метами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные сто-роны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упраж-нения в равновесии [6,14].
Большое влияние на развитие координационных способностей ока-зывает освоение правильной техники естественных движений: бега, раз-личных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), мета-ний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно пере-страивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся об-становкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортив-ные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег пере-движения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Осо-бую группу средств составляют упражнения с преимущественной направ-ленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по вы-работке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими дей-ствиями в данном виде спорта. На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений то-го или иного вида спорта;
б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание ко-ординационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных услови-ях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувыр-ков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.) [8,10].
Упражнения, направленные на развитие координационных способ-ностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автомати-чески. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навы-ка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способ-ностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
При воспитании координационных способностей используются сле-дующие основные методические подходы:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным уве-личением их координационной сложности. Этот подход широко использу-ется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортив-ного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Пре-кращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координаци-онных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятель-ность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспи-тании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нуж-ные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоор-динацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстро-ты, искажению техники и преждевременному утомлению [2,15].
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии по-коя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышеч-ном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно ис-пользовать: а) упражнения в I растягивании, преимущественно динамиче-ского характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые проце-дуры.