Глава 1. Теоретические основы безопасности РФ
1.1 Понятие и функции безопасности в РФ
Понятие «безопасность» в конституционно-правовом и администра-тивно-правовом аспектах имеет сложный, широкий и дифференцирован-ный смысл.
Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и госу-дарства основывается на прочных правовых аспектах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности
В широком смысле безопасность, закрепленная Законом РФ «О без-опасности», - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: ее прав и свобод, общества: его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства: его конституционного строя, сувере-нитета и территориальной целостности .
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения без-опасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасно-сти;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международ-ными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
? прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопас-ности;
? определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
? правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
? разработку и применение комплекса оперативных и долговре-менных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопас-ности, локализации и нейтрализации последствий их проявления,
? применение специальных экономических мер в целях обеспече-ния безопасности;
? разработку, производство и внедрение современных видов во-оружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
? организацию научной деятельности в области обеспечения без-опасности;
? координацию деятельности федеральных органов государ-ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения без-опасности;
? финансирование расходов на обеспечение безопасности, кон-троль за целевым расходованием выделенных средств;
? международное сотрудничество в целях обеспечения безопас-ности;
? осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовое обеспечение безопасности производится с использованием следующих документов:
• Конституция РФ, которая устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражда-нина в Российской Федерации, относит безопасность к предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов , конституционные законы на феде-ральном уровне;
• ФЗ «O безопасности» (от 28 декабря 2010 г.);
• ФЗ «O стратегическом планировании в Российской Федерации» (от 28 июня 2014 г.);
• Стратегия национальной безопасности России (от 31 декабря 2015 г.);
• Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 го-да (от 30 мая 2017 г.);
• правовые акты Президента и Правительства РФ.
Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд администра-тивно-правовых институтов национальной безопасности. К примеру, Фе-деральный закон от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Госгортехнадзором России, создали административно-правовой институт промышленной без-опасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности до-рожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и вве-денные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали ад-министративно-правовой институт безопасности дорожного движения.
Аналогичный подход позволяет говорить о правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической без-опасности, других административно-правовых институтах национальной безопасности России.
В научной литературе под системой понимается группа элементов, связанных друг с другом, в совокупности составляющих целостность. Каждый элемент оказывает определенной воздействие на состояние всей целостности. Система обеспечения безопасности Российской Федерации (рисунок 1) содержит три важнейших структурных компонента:
первый структурный компонент – это государственные силы и сред-ства обеспечения безопасности,
второй компонент виды безопасности, которые должны непрерывно контролироваться на предмет возникновения угроз,
третий компонент – уровни обеспечения безопасности.
Рисунок 1. Важнейшие структурные компоненты системы обеспече-ния безопасности Российской Федерации
Таким образом, функционирование системы безопасности, равно как и системы органов управления, надзора и контроля за безопасностью, имеет под собой жесткую нормативно-правовую базу, регламентирующую все виды отношений в данной сфере.?
1.2 Силы и средства обеспечения системы безопасности РФ
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполни-тельной и судебной властей, государственные, общественные и иные орга-низации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регла-ментирующее отношения в сфере безопасности.
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществ-ляют:
? Президент РФ.
? Совет Безопасности РФ.
? Правительство РФ (согласно своей компетенции).
? Федеральные органы государственной власти.
? Органы государственной власти субъектов РФ.
? Органы городского либо районного самоуправления.
Общее руководство государственными органами обеспечения без-опасности осуществляет Президент Российской Федерации. В пределах своих конституционных полномочий он руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обес-печению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.
Таким образом, его функциональные полномочия в сфере обеспече-ния безопасности и обороны таковы:
· он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
· является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
· назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
· в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом Совет Федерации и Государственную Думу);
· при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом Совет Федерации и Государственную Думу) и др.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Этот конституцион-ный орган осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития государства, обеспечивает безопасность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз - иными словами национальную безопасность, проводит единую государственную политику в области ее обеспечения.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президен-та РФ и Совета Безопасности РФ по ключевым вопросам деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляет Аппарат Со-вета Безопасности. Он является самостоятельным подразделением Адми-нистрации Президента РФ. Это подразделение возглавляется Секретарем Совета Безопасности, который имеет заместителей и помощников, назнача-емых на должность и отстраняемых от нее Президентом РФ. В состав Со-вета Безопасности входят Президент РФ - Председатель Совета Безопасно-сти РФ, постоянные члены Совета Безопасности РФ и члены Совета Без-опасности РФ, Которые утверждаются указом Президента РФ.
Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения – протоколами.
Главными задачами Совета Безопасности являются:
· определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопас-ности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
· подготовка оперативных решений по предотвращению, предложе-ний о введении, продлении или отмене чрезвычайных ситуаций;
· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны в области обеспече-ния безопасности личности, общества и государства и т.п.
Совет безопасности занимает и другими вопросами, которые напря-мую обеспечивают защиту конституционного строя, независимости, це-лостности территорий России, а также вопросами сотрудничества на меж-дународном уровне в сфере обеспечения безопасности.
Правительство РФ обеспечивает реализацию Концепции националь-ной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой об-ласти; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. Для реали-зации всех этих функций создана разветвленная система органов по обес-печению безопасности.
Министерства либо другие федеральные органы исполнительной власти, согласно своей компетенции, занимаются обеспечением исполнения федеральных программ защиты значительных и актуальных на данный момент интересов объектов безопасности. На основании и, согласно зако-ну, они выполняют разработку внутриведомственных нормативных пра-вовых актов по обеспечению безопасности.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осу-ществляется на основе разграничения полномочий органов законодатель-ной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
Силы обеспечения безопасности включают в себя:
· Вооруженные Силы (пограничные войска, внутренние войска);
· органы федеральной безопасности;
· органы внутренних дел;
· внешняя разведка;
· органы, обеспечивающие безопасность законодательной, исполни-тельной, судебной властей, а также безопасность их высших должностных лиц;
· службы устранения последствий ЧС, развития гражданской оборо-ны.
Обеспечение безопасности в России также осуществляется специаль-ными службами: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО Рос-сии), и другими.
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) осуществляет контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведы-вательную деятельность. Контрразведывательная деятельность выявляет, предупреждает, пресекает деятельность спецслужб и организаций ино-странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности страны.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы без-опасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Феде-рации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Борьба с преступностью органами ФСБ осуществляется путем про-ведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупре-ждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и дивер-сионной деятельности, организованной преступности, коррупции, неза-конного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесе-ны законом к их ведению.
В целом, основные задачи этой службы таковы:
· Информирование Президента РФ, Председателя правительства РФ и по их поручению федеральных органов государственной власти субъек-тов РФ об угрозах безопасности РФ;
· Выявление, предупреждение и пресечения разведывательной и иной деятельности спецслужб;
· Добывание разведывательной информации в целях обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, оборонного потенциала;
· Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, со-ставляющих государственную тайну;
· Организация и осуществление во взаимодействии с другими госу-дарственными органами по борьбе с организованной преступностью, кор-рупцией.
Президент и Правительство РФ осуществляют руководство деятель-ностью ФСБ России, утверждают Положение о ФСБ России и ее структу-ру. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Россий-ской Федерации.
Федеральной службой безопасности управляет Директор ФСБ Рос-сии.
Органы ФСБ обеспечивают безопасность объектов оборонного ком-плекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жиз-необеспечения крупных городов и промышленных центров, других стра-тегических объектов. Они же участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода их него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан и лиц без гражданства, а также режима пре-бывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Рос-сии.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществ-ления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Служба внешней разведки РФ (СВР России) добывает и обрабатыва-ет информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможных действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.
Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специ-ально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения без-опасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность лич-ности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней развед-ки призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и не-гласных методов и средств.
Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Фе-дерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Рос-сийской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) - федеральный орган государственной охраны обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим госу-дарственные должности Российской Федерации в течение срока их полно-мочий, обеспечивает безопасность глав иностранных государств, прави-тельств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Он несет персональную ответствен-ность за выполнение возложенных на ФСО России задач в установленной сфере деятельности.
К числу основных задач ФСО России относятся:
· обеспечение безопасности объектов государственной охраны в ме-стах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
· прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
· предупреждение, выявление и пресечение противоправных посяга-тельств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, пре-ступлений и иных правонарушений на этих объектах, в местах постоянно-го и временного пребывания объектов государственной охраны и на трас-сах их проезда и непосредственная защита охраняемых объектов;
В системе охраны и защиты общегосударственной организации зна-чительную роль занимают общегосударственные организационно-правовые средства обеспечения всевозможных видов безопасности лично-сти, социального окружения и государства в целом. В них включены:
1. Специальные правовые порядки жизнедеятельности жителей территорий и объектов.
Например, это могут быть режимы чрезвычайного положения, ре-жимы военного положения, контртеррористической операции, режимы за-крытых административно-территориальных образований.
2. Установленный государством режим и требования исполнения отдельных немаловажных и возможно небезопасных для общества и госу-дарства прав и свобод граждан.
Например, это требования, которые устанавливает охрана государ-ственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему. Нельзя забывать и о государствен-ной регулировке въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортной системе и регистрационном учете по месту пребывания и месту жительства граждан, определенном порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования многое другое.
3. Специальные предметно-функциональные виды государствен-ной и негосударственной деятельности. Здесь включена и оперативно-розыскная, и частная детективная, и охранная деятельность.
Таким образом, все вышеперечисленные общегосударственные ор-ганизационно-правовые средства, которые обеспечивают безопасность личности, а также общества и государства. Они предназначены для общего дела комплексно системно обеспечить охрану и защиту всех видов без-опасности. Данные средства используют все субъекты каждых конкретных областей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государ-ства.
Также мы рассмотрели, что органы, обеспечивающие безопасность государства и общества в нашей стране, представляют собой сложно орга-низованную и структурированную систему с централизованной подчинен-ностью, что позволяет обеспечить быстрое реагирование на конфликтные ситуации, и даже предвидеть и предотвращать их.