Глава 1 Теоретико- методические аспекты кукольного театра как средства речевого развития речи детей дошкольного возраста
1.1 Особенности развития речи у младших дошкольников
Формирование речи дошколят идет в продолжении нескольких воз-растных периодов. Существенным периодом считается возраст от одного года до четырёх лет, как только малыш приобретает основные закономер-ностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружаю-щими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответ-ственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. У детей изна-чально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на ко-тором говорят окружающие его люди. Кроме того, детей очень интересует языковая деятельность [4, c. 86].
Правильное развитие звуковой речи младшего дошкольника помога-ет сформировать фонематический слух и правильное произношение. В развитии словаря дошкольника наблюдается значительные и качественные изменения, поскольку в этом периоде закладывается основной граммати-ческий строй речи, в том числе происходит активное усвоение морфологи-ческой системы языка, склонений и спряжений. Активнее развивается са-мостоятельное словотворчество. Происходит формирование интеллекту-альной функции речи. Именно в этом периоде она выступает орудием мышления: речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотноше-ние мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводит к разви-тию высших форм интеллектуальной деятельности [6, c.99].
Также происходит активный процесс развития коммуникативной функции речи – установление контакта, получение новой содержательной информации, которая автоматически включается в решение мыслительных задач. Более активно развивается регулятивная функция общения – освое-ние младшими дошкольниками понимания речи дает возможность взрос-лым мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполне-ния. Также происходит процесс активизации саморегулятивной функции: речь ребенка все больше включается в его деятельности, одновременно выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельно-сти младшего дошкольника двух моментов: принятия решения п планиро-вания его практического выполнения.
Дети 3-4 лет – очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая – педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том: что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. Совершенствуется вос-приятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв.
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как пра-вило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по ча-сам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра до-стигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повсе-дневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более раз-вёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произ-носят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно про-износят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно про-износят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются про-пуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударе-ние).
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый инте-рес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхож-дение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привле-кают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо го-ворящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук в слове произнесен неправильно. Ребёнок ещё не может самостоятельно опреде-лить из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).
Следует, как можно чаще использовать задания поручения. Эти за-дания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами. Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова. Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формиро-ванию словаря. Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.
Данный возраст благоприятен для формирования звуковой культу-ры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению бо-лее сложных звуков, таких, как свистящие. Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это под-готавливает ребенка к правильному интонированию как средству вырази-тельности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием, для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание на развитие дыхания. Основной вид деятельности - игра.
Согласно определению данному в ФГОС игра – это ключевая дея-тельность младшего дошкольника с помощью которой педагоги решают задачи дошкольника.
Долгое время исследователи разных научных областей исследовали феномен игровой деятельности. В свое время ее исследованием занимались следующие ученные:
- Л. С. Выготский считал, что игра дошкольника не является только простым воспоминанием о пережитом детстве, а является творче-ской переработкой пережитых впечатлений.
- А.Н. Леонтьев отмечал, что игра представляет собой свободный тип деятельности младшего дошкольника, и вносит в развитие ребенка ко-лоссальный вклад.
- Е.И. Тихеева определяет игру, как одну из многих форм орга-низации педагогического процесса в дошкольном образовательном учре-ждении и является важным средством правильного воспитания разносто-ронней личности ребенка.
Следовательно, игровая деятельность – форма активности младшего дошкольника, которая направленна процесс действия, а не на результат, а процесс действия включает способ и принятие ребенком условной позиции: она может быть дифференцирована следующим образом (рис.1)
Рисунок 1- Игровая деятельность младших дошкольников
Условиями развития речи младшего дошкольников является органи-зация развивающей педагогической среды, пространства общения, взаи-модействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом, создание эмоционального комфорта, творческой атмосферы.
1.2 Кукольный театр - как средство развития выразительности речи детей
Согласно педагогическим источникам кукольный театр представляет собой определенную систему комплексных мер для переобращения до-школьника к миру истории, к освоению и понимаю окружающего мира. Т.е. кукольный театр своего рода золотой ключ, способный показать ре-бенку совершенно другой мир.
Мир кукольного театра – это своего рода тропинка, которая рас-крывает взрослым внутренний мир ребенка. К.С. Станиславский отмечает, что многообразие видов искусства представляет уже готовые результаты, продукта творческой деятельности авторов, а кукольный театр предлагает возможное участие в самом творческом процессе [15, c.20].
Традиционно воспитательно-образовательный процесс в дошколь-ных учреждениях базируется на игровой форме. Особого внимания за-служивает театрализованная деятельность, в частности, кукольный театр, где актерами являются куклы. Яркими примерами считаются бибабо, пер-чаточный, петрушки и другие. Значимость данной формы для дошкольни-ков обусловлена положительными эмоциями, которые представление вы-зывает у детей. Благодаря возможности использовать любую тему для спектакля воспитатели могут решать поставленные перед ними социаль-ные, коммуникативные и познавательные задачи[15, c.21].
В процессе перевоплощения в любимого персонажа дошкольники перенимают характерные для него черты характера и поведения. Также участи в театральных постановках прививает детям навыки работы в ко-манде, что входит в перечень социальных норм. Благодаря особенности кукольного театра проблема отрицательного героя решается очень про-сто. Например, сказка В.Сутеева «Яблоко». В нем ссора происходит не среди детей, а персонажей. От постановщика спектакля требуется грамотно поставить вопросы, которые заставят детей задуматься, научат делать ана-лиз ситуации, подводить итоги и обобщать.
В кукольном спектакле ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепо-ститься, снять определённый зажим перед аудиторией. Так застенчивые де-ти могут решиться на выступление перед зрителями.
Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих кукол по спектаклю, переда-вая им свою энергию. Ведь в современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше.
Кукольный театрпозволяет педагогу решать задачи и трудового вос-питания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовле-ние кукол и декораций к спектаклям, в чем с удовольствием принимают участие наши дети и родители. Изготовление атрибутов, костюмов, кукол, декораций - важная часть творческого процесса, в котором дети приобре-тают новые трудовые навыки и совершенствуют уже имеющиеся. Когда дети делают куклы, рисуют, мастерят иллюстрации, декорации к произве-дениям, у них пробуждается фантазия и возникает желание самому стать героями этих сказок, «оживить» художественный образ. Дети стараются, чтоб их куклы, были узнаваемы для зрителей, чтоб были они яркими, ве-сёлыми и со своим характером. Ответственность каждого участника сказки большая, ни один герой сказки не должен подвести и все очень стараются.
Другими преимуществами театра является улучшение речи детей не-заметно для них, а именно:
? выразительности;
? содержательности высказываний;
? активизации словаря;
? нормализации культуры звуков;
? грамматики произношения;
? построения диалогов;
? речевого контроля.
Разновидности кукольных театров, которые можно реализовать в дошкольном учреждении:
1. Настольный.
2. Стендовый.
3. На руке.
4. Верховой.
5. Напольный.
6. Живых кукол.
7. На кружках.
8. Конусный.
9. На плоской картинке.
10. С плоскими игрушками.
11. Игрушечный.
Подготовительный процесс, как и сам показ постановки, должен со-ответствовать ряду требований, касающихся организации образовательно-го процесса дошкольников. Порядок работы:
1. Выбор сказки.
2. Ознакомление детей с выбранным произведением.
3. С детьми прорабатываются литературные образы и содержание самой идеи сказки.
4. С детьми учат диалоги и монологи персонажей.
5. Прорабатываются способы образа назначенного персонажа.
Ребенок поймет образ только в том случае, если с ним тщательно об-судить все его стороны. Игровые приемы в совокупности с грамотной мо-тивацией позволяет педагогическому составу обучить детей социальным нормам и другим знаниям в рамках тематических уроков [18, c.33].
Кукольный театр относится к сказкотерапии и игротерапии. В по-следнее время используется все чаще. Не зря во времена СССР им уделя-лось много внимания. Сказки обучают детей, передают им нужную и цен-ную информацию в ненавязчивой форме. Они помогают детям развиваться и формировать корректные нормы поведения.
Следовательно, кукольный театр может использоваться в качестве средства для разностороннего развития детей в младшем дошкольном возрасте, а также развития речи.
1.3 Методы и приемы работы по развитию речи посредством куколь-ного театра
Российский педагог В.С. Мухина пишет, что дошкольный возраст представляет собой значимый период для овладения социальным про-странством человеческих отношений через общение с близкими взрослы-ми, для этого необходимо использовать игровые методы и приемы.
Колоссальное влияние на развитие дошкольника оказывает театра-лизованная деятельность, поскольку является сильным, педагогическим средством для правильного развития речи. Кукольный театр рассматрива-ется как средство закрепления знаний ребенком содержания литературных произведений [20, c.77].
Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им нагляднодейственного типа мышления и ориентирована на формирова-ние нового типа мышления – наглядно-образного. При этом в ННОД ис-пользуются как фронтальный метод, так и работа в группах и индивиду-ально.
Организация работы по развитию речи у детей младшего дошколь-ного возраста должна включать ведущий тип деятельности – игра, по-скольку именно игра является более доступным видом деятельности, так как именно посредством игры дети получают необходимые навыки.
Правильно подобранные методики помогают детям знакомиться с окружающим их миром, активно общаться со сверстниками, принимать активное участие в жизни взрослых [20, c.78].
Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них – наиболее эффективны в первые месяцы учебного го-да, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспи-тателя. Игры-инсценировки: с помощью игрушек создаются модели поло-жительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни. При рассматривание с детьми сюжетных картин – желательно, что-бы это были картины из серий, специально созданных для детских садов.
Существует множество методов и приемов, направленных на разви-тие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значе-ние для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обес-печивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных ре-акций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны прово-дится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка. Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение
Самое главное для педагога: умение создать творческую атмосферу в коллективе, чтобы дети с желанием работали и занимались кукольным спектаклем. В кукольном театре активно используется технология игрово-го обучения. Работая с театральной куклой, дети забывают об условно-стях, тем самым реализуют свои способности. Кукла главный инструмент и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра.