1. Характеристика компании
Объектом исследования курсовой работы является гостиница «Сокол», Гостиница «Сокол» расположена в одном из самых зеленых и красивых районов Москвы. Удобная транспортная доступность позволяет гостям за 10 минут дойти до метро, а за 20-30 минут доехать до центра города. Рядом с гостиницей располагается тенистый парк, кинотеатр «Ленинград», киноконцертный зал «Варшава», театры «Ромен» и Музыкальный камерный. Недалеко от гостиницы находятся спорткомплексы «ЦСКА», «Динамо», «МЕГАСПОРТ», «Юных пионеров» с плавательными бассейнами и кортами. Гостиница «Сокол» предлагает 126 уютных номеров различных категорий. Наряду с номерами категории Люкс в гостинице имеются номера эконом - класса по доступным ценам, что особенно удобно для экономичного размещения туристических групп. В гостинице есть все для проведения мероприятий: конференций, семинаров, тренингов, банкетов, фуршетов, свадеб, корпоративов.
«Сокол» к услугам клиентов предлагает:
- комфортные номера различной категории;
- кафе «Сокол» предлагает большой выбор напитков и блюд по меню, а также завтрак «шведский-стол», бизнес-ланч и ужин;
- банкетные залы подходят для проведения банкетов различной тематики;
- зал для бизнес-мероприятий оснащен современным техническим оборудованием, рассадка в соответствии с форматом мероприятия;
- центр восстановления и отдыха с сауной и бассейном.
ООО «Сокол» действует на основании Устава и законодательства РФ. Целью общества является извлечение прибыли. Оно несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Основной вид деятельности – туризм, общественное питание. Организационно-правовая форма собственности общество с ограниченной ответственностью - частная.
В отеле предусмотрена большая охраняемая парковка, которая включена в стоимость проживания.
В гостинице существуют номера различных категорий: люкс, полулюкс или однокомнатный номер. В каждом из них есть ванная комната или душевая кабина, телевизор, телефон.
Для осуществления замкнутого технологического цикла обслуживания гостей в гостинице предусмотрены следующие основные службы:
- бронирования;
- обслуживания;
- приема и расчетная часть;
- служба эксплуатации номерного фонда.
В функции управления входят:
— технологическая и техническая подготовка производства к обслуживанию;
— технико-экономическое планирование;
— учет и финансовая деятельность;
— техническое и продовольственное снабжение;
— экономический анализ производственно-финансовой деятельности ООО «СОКОЛ».
Генеральным директором с 24.01.2019 является - Волчкова Елена Евгеньевна
Учредители :Акционерное общество «Гостиничный комплекс «Славянка»
Механизм обслуживания в гостинице «Сокол» представим на рис. 2.1.
Рис. 1. Механизм обслуживания клиентов в ООО «Сокол»
Основные принципы работы:
- наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей гостей, предоставление им обслуживания исключительного качества на уровне международных стандартов, доброжелательного обращения с гостями, коллегами;
- постоянное совершенствование своей квалификации, знаний и умений;
- способность к работе в коллективе;
- преданность интересам гостиничного комплекса;
Самое большое удовольствие для сотрудников гостиницы – знать, что гости счастливы и довольны, и что снова и снова они возвращаются в её стены. Персонал гостиницы обязуется сделать всё возможное для того, чтобы добиться этого.
Основная цель каждого сотрудника – вежливое и качественное обслуживание и индивидуальный подход к каждому гостю.
Охарактеризуем результаты деятельности гостиницы, которые представлены в таблице 1.
В целом за период 2018-2020 гг. наблюдается рост объемов реализации на 32455,8 тыс. руб. или на 13,2%.
При этом необходимо отметить следующее. Объем наполняемости номеров в 2020г. снизился на 79878 тыс. рублей и составил 27861 тыс. рублей, снижение составило 23,3% по сравнению с 2019 г. Таким образом, своего максимального значение выручка от реализации достигла в 2019 году - 358497,0 тыс. руб.
Таблица 1
Динамика финансовых результатов деятельности гостиницы
Наименование показателей 2018 2019 2020 Изменение, тыс. руб. 2020 к 2018 Темп роста, %
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 24616,2 35849,7 27861,8 3245,5,8 113,2
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 22755,6 32907,4 25350,1, 25945,2 111,4
Валовая прибыль 1860,6 2942,2 2511,7 6510,6 135,0
Коммерческие расходы 1484,6 1990,2 2019,6 5259,6 135,4
Прибыль от продаж 376,0 952,0 501,1 1251,0 133,3
Проценты к уплате 214,5 497,3 556,0 3414,6 259,1
Прочие доходы 23,9 30,6 370,8 3468,6 1548,9
Прочие расходы 134,8 170,8 154,2 194,4 114,4
Прибыль до налогообложения 50,5 314,4 161,6 1110,6 319,6
Текущий налог на прибыль 34,3 113,2 93,4 590,4 271,7
Чистая прибыль (убыток) 16,2 227,1 74,3 581,4 458,9
Аналогичная динамика наблюдается и по себестоимости, в целом за период показатель вырос на 25945 тыс. руб. или на 11,4%. Однако если сравнивать 2020 год с 2019г. - то наблюдается снижение показателя.
Валовая прибыль предприятия сложилась за счет выручки от реализации номерного фонда и дополнительных услуг, а также получение дохода от оказания услуг по обслуживанию мероприятий. В 2020 году ее значение составило 135% от уровня 2018 года. Коммерческие расходы за период 2018-2020 гг. выросли на 5259,6 тыс. рублей и составили 20196 тыс. рублей, увеличение произошло за счет роста фонда оплаты труда в связи с увеличением численности работников.
Прочие расходы в части уплаты процентов по кредитам увеличились за счет повышения процентов, а также за счет увеличения кредитуемой суммы на 1897 тыс. руб. Полученные заемные средства погашаются своевременно и в полном объеме.
По итогам за 2018-2020 гг. наблюдается значительный рост прочих доходов предприятия на 3468,6 тыс. руб. Прочие расходы предприятия выросли незначительно и составили в 2020 году 194,4 тыс. руб.
По итогам отчетного периода получена прибыль в сумме 743,4 тыс. рублей. По сравнению с 2019г. сумма прибыли значительно снизилась. Прибыль сократилась за счет снижения продаж на 23,3%, увеличения размера и ставок кредита на 11,8%, увеличения расходов по содержанию номеров, удорожания материалов. Представленные данные говорят о недостаточной эффективности гостиничного предприятия. Рассмотрим возможные причины этого явления.
2. Стратегический анализ деятельности
2.1 PEST-анализ
Для анализа внешней макросреды рассмотрим факторы, воздействующие на деятельность ООО «Сокол»:
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации
1. Политические факторы. Законы и правовые акты.
"Закон о защите прав потребителей" со стороны государства. Данный закон помогает предприятию и гостям регулировать отношения между собой, устанавливает права потребителей, защищает их интересы. Предприятию рекомендуется соответствовать данному документу, знать права своих гостей и не нарушать их.
Текущее законодательство на рынке. Законодательство в ресторанном бизнесе требует сбора и согласования большого количества разрешительной документации и различных лицензий, что регулирует и в каком-то смысле отсеивает некоторых игроков на данном рынке. Предприятию рекомендуется соответствовать всем требованиям законодательства в данной сфере и систематически при необходимости обновлять и дополнять свою документацию.
Большое значение имеет также принятие документов стратегического планирования регионального развития. Поддержка туризма правительством способствует увеличению спроса на услуги ресторанно-гостиничного бизнеса.
2. Экономические факторы. Для оценки влияния экономических факторов рассмотрим социально-экономическое положение г. Москва.
- В 2018 году экономика Москвы по предварительным оценкам выросла на 2,7% (темп прироста ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году). Рост производства товаров и услуг отмечен во всех ключевых секторах экономики города: в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, строительном секторе, транспорте, в секторе информационных технологий и телекоммуникаций. На фоне существенного увеличения туристических потоков (в том числе в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года) - наблюдался рост добавленной стоимости в гостиничном сервисе и общественном питании, сфере туризма, культуры, спорта, организации досуга и развлечений.- девальвация рубля, которая стала прямым следствием падения экспортных доходов и, в свою очередь, оказала существенное влияние на сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса;
- Высокий уровень конкуренции на рынке. Нужно отслеживать своих прямых конкурентов, их новинки, акции, скидки, отзывы гостей.;
- Гостиничный рынок и рынок других средств коллективного размещения вырос в 2019 году на 5,7%. При этом туристский поток в России в 2019 году вырос на 11% и достиг 81,8 млн. туристов.
По состоянию на конец 2019 г. гостиничный рынок современного стандарта России, по расчетам Центра экономики рынков, основанным на статистике Росстат, включал в себя порядка 592,7 тыс. номеров, что составляло 23,2% суммарного номерного фонда всех коллективных средств размещения.
С начала 2019 года повышение уровня оплаты труда темпами выше инфляции наблюдается, в соответствии с данными статистики, в большинстве отраслей городской экономики – как в государственном, так и в частном секторе. Ожидается, что в 2019 году номинальная среднемесячная заработная плата вырастет на 9,0% (к 2018 году), реальная заработная плата увеличится на 4,2%. В среднесрочной перспективе в условиях роста экономической активности и снижения инфляционного фона рост показателей оплаты труда (в реальном выражении) в городе Москве будет иметь устойчивый характер.