Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Бизнес-планирование как инструмент улучшения экономического положения хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства (на материалах ООО «Авента»)

kisssaaa0721 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2021
Актуальность данной проблемы определило выбор темы выпускной квалификационной работы и основные направления исследования. В научных исследованиях проводится широкая дискуссия по проблемам бизнес-планирования хозяйствующих субъектов. Системное представление о планировании процессов на региональном уровне представлено в работах А. В. Бандурина, Л. П. Владимировой, В. А. Горемыкина, Е. В. Негашева, Л. Дж. Гитман, М. Д. Джонк, Д. Уилкокс и другие. Объектом исследования является процесс бизнес-планирования в обществе с ограниченной ответственностью ООО «Авента». Предметом исследования является бизнес-планирование как инструмент улучшения экономического положения хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства. Целью работы является проведение теоретического исследования и разработка методических рекомендаций бизнес-планирования повышения эффективности деятельности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: ? рассмотрение теоретических аспектов бизнес-планирования; ? представление бизнес-планирования как основного инструмента улучшения экономического положения малого предприятия; ? характеристика дискуссионных и концептуальных основ бизнес-планирования; ? исследование процесса бизнес-планирования на предприятии; ? представление организационной и экономической характеристики исследуемого предприятия; ? разработка бизнес-планирования как основы внутрифирменного и стратегического планирования; ? оценка эффективности бизнес-планирования малого предприятия; ? контроль отклонений от бизнес-планирования и регулирование деятельности предприятия. В качестве теоретической и методологической основы исследования использовались отечественные и зарубежные монографии, статьи ученых и специалистов в области финансового менеджмента, региональной экономики, классической экономической теории, системного управления, инновационной деятельности региональных социально-экономических систем, экономической безопасности национальных моделей экономики. При выполнении исследования в качестве комплексных методов менеджмента были применены диалектические исследования, системный и логический анализ и синтез, экспертные оценки, сбор и обработка региональных статистических параметров, планирование, прогнозирование, процессный и ситуационный подходы и другие. В качестве информационной и эмпирической базы исследования были использованы и обобщены статистические материалы и показатели, взятые из открытых отчетов Федеральных и региональных служб статистики, научно-исследовательские отчеты ведущих институтов по направлениям развития регионов.
Введение

Повышение конкурентоспособности российской экономики возможно только на основе бизнес-планирования хозяйствующих субъектов на внутренних и внешних рынках производимых товаров и предоставляемых услуг. В этих условиях для России чрезвычайно актуальным становится разработка модели экономического роста с учетом изменений внешней среды, стратегической целью которой является реализация имеющихся конкурентных преимуществ с использованием модернизации технологических процессов. Одной из главных проблем для формирования производственного потенциала хозяйствующих субъектов является недостаточное государственное финансирование, отсутствие зарубежных заимствований в условиях санкций. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. Хозяйствующие субъекты добиваются максимального снижения издержек производства и обращения, и одновременно увеличения получаемой прибыли от реализации продукции (услуг). На предприятиях разрабатываются бизнес-планы, осуществляется эффективное управление и др. Бизнес-планирование является важной функцией управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования, как предпринимателями, так и предприятиями, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям, и, в конечном счете, могут привести к банкротству. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производство, т.е. составление планов его развития или бизнес-планов. Однако не существует единой методики бизнес-планирования, т.к. в отечественной практике бизнес-план стал использоваться сравнительно недавно, а зарубежный опыт не во всех случаях может быть применен в специфических экономических условиях России. Это свидетельствует о необходимости дополнительных разработок в области бизнес-планирования и разработки единой методики составления. Поддержка регионального производственного потенциала должна быть направлена на развитие национальной модели российской экономики, формирование внутреннего рынка, рост качества предоставляемых товаров и услуг, основанной на внутрифирменном и стратегическом бизнес-планировании, что определяет актуальность проведенного исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования как инструмента улучшения экономического положения хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства 6 1.1. Бизнес – план как основной инструмент повышения эффективности деятельности малого предприятия 6 1.2. Дискуссионные и концептуальные основы бизнес-планирования хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства 11 1.3. Процесс разработки бизнес-планирования в условиях конкуренции 16 Глава 2. Исследование бизнес-планирования как инструмента улучшения экономического положения ООО «Авента» 21 2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия 21 2.2. Разработка бизнес-планирования ООО «Авента» и его практическое использование 37 2.3. Оценка бизнес-планирования как инструмента улучшения экономического положения ООО «Авента» 42 Глава 3. Совершенствование бизнес-планирования как инструмента улучшения экономического положения хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства 50 3.1. Оценка эффективности и рисков бизнес-планирования ООО «Авента» 50 3.2. Контроль отклонений от бизнес-планирования и регулирование деятельности ООО «Авента» 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70 ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Список литературы

1 Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. №146- ФЗ (в ред. от 29.12.2019 № 386-ФЗ) – Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/. 2 Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов» : Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/ 3 Программа поддержки строительного сектора экономики и сферы недвижимости. Текущее состояние рынка недвижимости и строительства. Проблемы и факторы влияния. – М.: Ассоциация строителей России, 2020. – 67с. 4 Об утверждении Плана мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Республике Мордовия: Постановление Правительства РМ № 502-р. от 29.05.2019 г. – Режим доступа: http://www.e.mordovia.ru. 5 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2017-2025 годы: Закон Республики Мордовия от 8.12.03 г. № 62-З – Режим доступа: http://www.e.mordovia.ru. 6 Послание Главы Республики Мордовия В.Д, Волков и подведение итогов 2019 г. 27 января 2017 года – Режим доступа: http://www.e.mordovia.ru. 7 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Под. ред. Стражева В. И. – Мн.: Высш. шк., 2018. – 398 с. 8 Архипов, В. А. Стратегия выживания строительных предприятий / В. А. Архипов // Вопросы экономики, 2020. – № 12. – С. 39-42. 9 Асканова, О. В. Трансформация подходов к осознанию сущности производственной программы / О. В. Асканова // Теория и практика общественного развития, 2020. – С. 261 – 264. 10 Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 450 с. 11 Балтакся, П. Н. Слагаемые эффективности: из опыта строительного предприятия. / П. Н. Балабанов, П. Г. Кливец. – М.: Экономика, 2018. – 492 с. 12 Баканов, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 416 с. 13 Бандурин, А. В. Стратегический менеджмент организации. / А. В. Бандурин. – Режим доступа: http://www.zhuk.net. 14 Большой экономический словарь: 25000 терминов / Под ред. Азрилияна А. Н. – М.: Институт новой экономики, 2017. – 783 с. 15 Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Дашков и К, 2012. – 246 с. 16 Гарнер, Д. Управление промышленными компаниями. Д. Гарнер, Р. Конвей. – М.: Менеджмент, 2017. – 560 с. 17 Глазунов, В. Н. Анализ финансового состояния предприятия / В. Н. Глазунов // Финансы, 2020. ? № 2. ? С. 15-17. 18 Гиляровская, И. Т. Экономический анализ в оценке конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности организации / И. Т. Гиляровская // Аудитор, 2020. ? № 3. ? С. 53-61. 19 Гитман, Л. Дж. Основы инвестирования. / Л. Дж. Гитман, М. Д. Джонк :Пер.с англ. — М.: Дело, 2018. — 991 с. 20 Горемыкин, В. А. Планирование деятельности предприятия. / В. А. Горемыкин, А. Ю. Богомолов. ? М.: ИНФРА?М, 2018. ? 334 с. 21 Гончарук, В. А. Развитие предприятия. / В. А. Гончарук. ? Режим доступа: http://www.user.cityline.ru/~itbcons 22 Диксон, Д. Е. Совершенствуйте свой бизнес / пер. с англ. / Д. Е. Диксон. – М.: Деловая литература, 2018. – 224 с. 23 Дихтль, Е. Практический маркетинг. / Е. Дихтль, X. Хершген. – Мн.: Интерпрессервис, 2019. – 562 с. 24 Драккер, Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: / Пер. с англ. / Питер Ф. Драккер. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2018. – 192 с. 25 Каплюк, Т. С. Как составить бизнес- план производственной компании / Т. С. Каплюк. – М.: Дело, 2019. – 410 с. 26 Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. / А. Г. Каратуев. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – 121 с. 27 Качура, К. И. Развитие системы управления инновационным потенциалом хозяйствующих субъектов. Автореферат. Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/az/server/php/filer.php?table=att_cas e&fld=autoref&key[]=209318 28 Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Климанд. – М.: Знание, 2018. – 240 с. 29 Ковалёв, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / В. В. Ковалев. – М.: Велби, 2018. – 276 с. 30 Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление. / Т. Коупленд, Т. Колер, Д. Мурин. – М.: Олимп-Бизнес, 2018. – 560 с. 31 Лопатина, И. М. Основы анализа финансового состояния предприятия. / И. М. Лопатина, З. К. Золкина. – Ярославль: ЯГУ, 2017. – 766 с. 32 Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2020. – 96 с. 33 Мордовия: Стат. Ежегодник. – Саранск: Мордовиястат, 2019. – 376 с. 34 Негашев, Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. / Е. В. Негашев. – М.: Высш. шк., 2018. – 189 с. 35 Непомнящий, Е. Г. Экономика и управление предприятием. / Е. Г. Непомнящий. – М.: Экономика, 2018. – 317 с. 36 Питерс, Т. В поисках эффективного управления. / Т. Питерс. – М.: Новое знание, 2017. – 940 c. 37 Прыкина, Л. В. Экономический анализ предприятия. / Л. В. Прыкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2017. – 212 с. 38 Раицкий, К. А. Экономика предприятия. / К. А. Раицкий. – Мн.: Новое знание, 2018. – 1012 с. 39 Русак, Н. А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. / Н. А. Русак, В. И. Страженов. – Мн.: Высш. шк, 2018. – 398 с. 40 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат., 2020 . – 982 с. 41 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Г. В. Савицкая. – М.: Экоперспектива, 2017. – 375 с. 42 Самочкин, В. Н. Гибкое развитие предприятия. / В. Н. Самочкин. – М.: Дело, 2017. – 336 с. 43 Санталайнен, Т. Управление по результатам. / Т. Санталайнен. – М.: Экономика, 2018. – 420 с. 44 Смирнов, С. В. Организация управления предприятием. / С. В. Смирнов. – М.: Дело, 2017. – 180 с. 45 Суша, Г. З. Экономика предприятия. / Г. З. Суша. – М.: Новое знание, 2017. – 384 с. 46 Сухов, С. В. Целеполагание на коммерческом предприятии – Режим доступа: http://www.svsuhov@yandex.ru 47 Стоянов, Е. А. Экспертная диагностика финансово-хозяйственного положения предприятия. / Е. А. Стоянова, Е. С. Стоянова. – М.: Перспектива, 2018. – 423 с. 48 Уткин, Э. Н. Финансовый менеджмент. / Э. Н. Уткин. – М.: Слово и дело, 2017. – 272 с. 49 Уилкокс, Д. Финансовый менеджмент. / Д. Уилкокс. – М.: Финансы, 2017. – 670 с. 50 Харбор, Дж. Задачи менеджмента в XXI веке. / Дж. Харбор. – М.: Вильямс, 2017. – 272 с. 51 Экономическая стратегия фирмы. / Под ред. Градова А. П. – СПб: Спец. лит., 2018. – 414 с. 52 Экономика: учебник. / Под ред. Булатова А. С. – М.: БЕК, 2017. –816 с. 53 Экономика и организация промышленного производства. / Под ред. Демичева А. И. – М.: Мысль, 2017. – 357 с. 54 Экономика предприятия. / Под. ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА –М, 2018. – 311 с. 55 Экономика предприятия. / Под ред. Карлика А. Е. – М.: Инфра – М, 2017. – 399 с. 56 Экономика предприятия. / Под ред. Сафронова А. Н. – М.: Юрист, 2017. – 584 с. 57 Экономика предприятия. / Под ред. Горфенкеля В. Л. Швандера В. И. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 523 с. 58 Экономика предприятия. / Под ред. Семеновой В. М. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2018. – 402 с. 59 Экономика промышленного предприятия. / Под ред. Степанова И. С. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 416 с. 60 Экономика предприятия. / Под ред. Хрипач В. Я. – Мн.: Высша школа, 2019. – 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА СФЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.1. Бизнес – план как основной инструмент повышения эффективности деятельности малого предприятия В постоянно меняющихся условиях рынка трудно, иногда практически невозможно предсказать или спланировать дальнейший ход развития событий. И в этом отношении в определенной степени можно понять, тех которые утверждают, что применительно к их ситуации нельзя разработать такой план бизнеса, который бы удовлетворил их предприятие. Вместе с тем отказаться от планирования – значит отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а современный рынок не терпит анархии и это всегда необходимо иметь ввиду. Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие [7, с. 216]: а) Инициирование ? активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок; б) прогнозирование ? предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов; в) оптимизация ? обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде; г) координация и интеграция ? учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат; д) безопасность управления ? обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий; е) упорядочение ? создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности, ж) контроль ? возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки; з) воспитание и обучение ? благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках, и) документирование ? представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы [11, с. 215]. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально- экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. Кроме базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и другие. [18, с. 53]. В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Бизнес-планирование ? это развернутая программа развития предприятия на предстоящий период, в котором сочетается техническая, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятия [15, с. 218]. Во-первых, возросла сложность и неоднородность хозяйственной внешней среды, что потребовало от предприятий высокой гибкости в управлении, умении постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе с учетом всех данных факторов. Во-вторых, возросла роль стратегического маркетинга, умение находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. В-третьих, расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне [23, с. 216]. Бизнес-планирование имеет преимущества по сравнению с другими видами планов. Многие промышленные предприятия разрабатывают планы по отдельным показателям без учета их взаимосвязи, отдают предпочтение плану производства, не учитывая состояния товарных рынков и т. д. [35, с. 104]. При осуществлении эффективного управления процессом улучшения экономического и финансового состояния промышленного предприятия очень важен комплексный подход. Экономическая наука и практика показала, что наилучшим образом такой подход реализуется через разработку и организацию выполнения предприятиями бизнес-планирования. Разработка и осуществление бизнес-планирования в России требуют учета некоторых особенностей, а именно: ? кризисная ситуация и постоянно меняющиеся экономические отношения ставят руководителей предприятия перед необходимостью самим просчитывать будущие шаги и учиться самостоятельно вести борьбу с конкурентами; ? появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций и плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем; ? в бизнес-планировании российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов других стран; ? условия функционирования российских предприятий являются весьма сложными ? отсутствует необходимая для управления деятельностью предприятия информация, нет возможности из-за различий в учете и отчетности использовать эффективные методики анализа и планирования показателей, применяемых в зарубежной практике и т.д. [39, с. 61]. Традиционно бизнес-планирование выступало инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи партнера для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Цель бизнес-планирования состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получить ресурсы, определить конкретные её виды, рынки, состав маркетинговых мероприятий, оценить финансовое положение, предусмотреть трудности и подводные камни. К основным задачам, которые предприятие может наметить и решить при помощи бизнес-планирования, относятся: ? определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции; ? определение затрат по производству и реализации продукции и услуг; ? соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования финансовых результатов деятельности; ? обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных неточностей; ? определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях и других [41, с. 28]. По сравнению с другими видами планов, бизнес-планирование обладает, по крайней мере, двумя специфическими особенностями. В связи с тем, что бизнес-планирование представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: ? конкретный проект производства определенного товара (услуг) ? создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); ? всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; ? изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [42, с. 139]. Бизнес-планирование является одним из составных документов, определяющих стратегию развития предприятия. Вместе с тем оно базируется на общей концепции развития предприятия, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-планирование охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям [44, с. 145]. Основным центром бизнес-планирования является концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-планирование ? важное средство для увеличения капитала предпирятия. Процесс составления бизнес-планирования позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-планирование служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала предприятия. Таким образом, бизнес-планирование является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены об его эффективности. Предполагается, что бизнес-планирование хорошо подготовлено и изложено для восприятия потенциальных инвесторов. Таким образом, нами было выявлено, что многие специалисты, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов, и смело следовавшие изложенным в них рекомендациям, столкнулись с неуказанными в них, да и неизвестными на Западе трудностями. В отличие от западных стран бизнес-планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются вопросы методики составления бизнес-планов, бизнес-справок, бизнес-проектов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования нашей страны, планирования применительно к предприятиям, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при бизнес-планировании. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным социальным, правовым и другим условиям. 1.2. Дискуссионные и концептуальные основы бизнес-планирования хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства Бизнес-планирование ? обширный документ, характеризующий стратегию развития предприятия с различных сторон, все его разделы взаимосвязаны и являются базисными для финансовых проектов. Зарубежными и отечественными авторами трактуются различные виды структурного состава бизнес-плана, а также названия его разделов. В большей степени отличия связаны со сферой деятельности конкретного предприятия. Структура бизнес-плана не канонизирована, но, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого документ составляется. Американский ученый профессор Диксон Доил предлагает в структуру бизнес-плана включать следующие четыре раздела [22, с. 76]. 1) Возможности (резюме). Данный параграф не должен превышать одну- две страницы. Он содержит краткое описание производства, характеристику рынков сбыта, ожидаемые прибыли и составляется по итогам всех разделов бизнес-плана. 2) Товары и услуги. Раздел имеет небольшой объем и носит описательный характер. В нем указываются преимущества товара (услуг) по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, назначение и цена планируемой продукции. 3) Рынки. Это важнейший раздел плана, по мнению Д. Доила [22, с. 76]. Он содержит результаты исследования рынка с раскрытием всех основных вопросов. Конечной целью раздела является определение объема продаж на перспективу (порядок сбыта, емкость рынка, конкуренты и т.д.). 4) Финансовый проект. Это результативная часть бизнес-плана. В нем представлены данные: об использовании собственных и заемных средств, об издержках, о будущей прибыли и т.д. Структурно финансовый план состоит из плана доходов и расходов [43, с. 270]. В исследованиях Т. С. Каплюк структура бизнес-плана представлена следующим образом [25, с. 76]. Общая часть состоит из титульного листа, формулировки цели, оглавления и кратких пояснений. Раздел 1. Предприятие. В нем: ? описывается предприятие (что оно собой представляет). На данном этапе планирования, по сути, говоря, принимается решение, которое на всем протяжении составления бизнес-плана является самым важным. Здесь представления обретают форму практических действий. Допущенные на этом этапе ошибки приведут к целой их лавине на следующих этапах, и все шансы на успех будут сведены к минимуму, поэтому все задумки должны иметь четкое очертание и максимальную точность; ? месторасположение: юридический адрес, также подсчитывается, как влияет реальное месторасположение предприятия на прибыль и т.д.; ? рынок: здесь разрабатывается рыночная стратегия, т.е. каким образом можно достигнуть успеха на рынке. Знакомство со своими будущими клиентами и конкурентами; ? организационная структура: характеристика персонала, распределение обязанностей, заработная плата [25, с. 112]. Раздел 2. Финансовое планирование. Этот раздел помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Здесь составляется: ? баланс предприятия (отражает, по сути, результаты принимаемых решений). В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах и другое; ? отчет о финансовых результатах позволяет показать насколько эффективно (прибыльно или убыточно) работает хозяйственная система предприятия в течение определенного периода, ? отчет о движении денежных средств показывает, насколько хорошо предприятие управляется своими денежными средствами; ? так же рассчитывается точка безубыточности (определяет объем дохода, который необходим для покрытия расходов связанных с деятельностью предприятия), проводится анализ отклонений (сопоставляются фактические данные с запланированными, что позволяет выявлять мелкие ошибки). Раздел 3. Приложение. Этот раздел включаются протоколы и письма о намерениях, отчеты о кредитных операциях, копии договоров, контрактов, должностные инструкции, т. е. все, на что ссылались в данном бизнес- плане. К. А. Раицкий в своей книге "Экономика предприятия" рассматривает бизнес-план предприятия и выделяет в нем разделы [38, с. 426]: ? характеристика промышленного предприятия; ? виды выпускаемой продукции в сравнение с продукцией других предприятий; ? главным звеном в системе бизнес-плана являются разделы, в которых определены рынки сбыта товаров, работ, услуг. Д. Гарнер, Р. Конвей предлагают использовать иную структуру [16, с. 167]. По их мнению, она должна содержать следующие разделы. Резюме: его цель ? изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа. В разделе "Общее описание предприятия" даются полное и сокращенное наименование предприятия. Основной целью раздела "Товары и услуги" является профессиональная характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием [16, с. 168]. Маркетинг-план: проводят исследование рынка, разрабатывают стратегию маркетинга по продвижению товара, услуг [8, с. 39]. Следующий раздел "Производственный план". Важным показателем для финансовых проектировок является себестоимость производимой продукции. . В разделе "Организация управления", должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов. Раздел "Капитал и организационно-правовая форма предприятия" должен дать обоснование выбору организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и другие) [7, с. 117]. Ключевым разделом в бизнес-плане является "Финансовый план". В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды [10, с. 170]. Немногим отличается структура бизнес-плана, предлагаемая В. В. Ковалевым, который включает девять разделов, среди них: 1) товары и услуги; 2) оценка сбыта товаров; 3) информация о возможных конкурентах; 4) план маркетинга; 5) план производства; 6) организация; 7) юридический план; 8) оценка прогнозирования и управления разного рода риска; 9) финансовый план [29, с. 65]. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 утверждены Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, где представлен макет бизнес-плана, включающий семь разделов [2, с. 2]. 1) Вводная часть или резюме проекта, раскрывает цели проекта и доказательства их выгодности. 2) Анализ положения дел в отрасли. Назначение раздела является указание на характер отрасли ? развивающаяся, стабильная, стангирующая. 3) Производственный план. Его назначение ? аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации. 4) План маркетинга. В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, и определен объем затрат на сбыт продукции. 5) Организационный план. Здесь указываются сведения об организации, а также форма собственности. 6) Финансовый план. Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность [2, с. 3]. По нашему мнению, наиболее полно отражать развитие деятельности предприятия и характеризовать привлекательность его с точки зрения инвестирования будет бизнес-планирование, разработанное по структуре предлагаемой В. В. Ковалевым. Так как он более детально рассматривает не только определенные направления функционирования предприятия, но и определяет финансовую обеспеченность данных разработки с учетом возникновения и управления разного рода рисками. 1.3. Процесс разработки бизнес-планирования в условиях конкуренции В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения, планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора [55, с. 126]. В технологическом отношении бизнес-планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов: а) определение целей бизнес-планирования ? желаемого состояния предприятия и его положения на рынке; б) анализ проблем ? фактического исходного положения дел и по окончании планового периода; в) поиск альтернатив ? выявление возможных вариантов развития по различным сценариям; г) определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.; д) оценка ? проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей; е) оформление плана в виде единого документа [56, с. 125]. Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в бизнес-планировании. Целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана [58, с. 216]. Первый вид бизнес-плана ? официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге пошлого, настоящего и будущего бизнеса [58, с. 117]. Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет: ? глубже понять важность официального бизнес-плана; ? составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело; ? детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем на основе принятия правильных решений, что позволит избежать ошибок в официальном бизнес-плане; ? заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым фирма в целом имеет контроль и внешний, т.е. что она не в состояние изменить; ? осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения; ? по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана. Таким образом, рабочее бизнес-планирование ? это широкое пространство или деловое поле игры предприятия, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана [60, с. 127]. Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рисунке 1 [59, с. 2]. Рисунок 1 ? Процесс бизнес-планирования Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются. 1) Создание бизнес-линий [54, с. 28]. 2) Бизнес-планирование специального назначения финансово-экономического характера: ? эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами; ? подготовка к продаже приватизируемых предприятий; ? подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс; ? выкуп акций в закрытых компаниях типа обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ или пая в других правовых формах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей); ? обоснование вариантов санкций предприятий банкротов. Архитектурное построение процесса бизнес-планирования и задачи основных участников приведены на рисунке 2. Рисунок 2 ? Архитектурное построение процесса бизнес-планирования и задачи участников процесса Как видно из рисунка 2 пользователями бизнес-плана выступают менеджеры, акционеры, кредиторы, партнеры по бизнесу, которыми данный документ используется в различных целях. На предприятиях проводится бизнес-планирование "Развития предприятия на предстоящий год" [59, с. 221]. Его процесс разработки и утверждения отличен от других бизнес-планов и состоит из двух этапов. Теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Бизнес-планирование призвано охарактеризовать реальное состояние предприятия и спрогнозировать финансовые результаты его деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу. Проанализировав в целом методики различных авторов, можно сказать, что полнота изложения бизнес-планирования по представленной выше структуре может варьироваться по усмотрению, она зависит от будущего бизнеса предпирятия, от цели составления бизнес-планирования. В общем, все разделы бизнес-планирования можно в зависимости от конечных целей сгруппировать на три важных части: маркетинговую, организационную и финансовую. Основным результатом маркетинговой части выступает определение емкости рынка и будущих объемов продаж предприятия. Организационной ? выявление капитальных затрат организации нового бизнеса и себестоимости продукта. Результатом написания финансовой части бизнес-планирования выступает полный анализ источников и направлений финансирования, движения денежных средств, стратегия финансирования. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «АВЕНТА» 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Авента» было основано в 2011 году (приложение А). Предприятие «Авента» по организационно-правовой форме является Обществом с ограниченной ответственностью и осуществляет свою деятельность на основании Устава. В 2017 г. в связи с изменением российского законодательства – перерегистрацией Обществ с ограниченной ответственностью был зарегистрирован устав в новой редакции. ООО «Авента» – одно из производственных предприятий строительной отрасли Республики Мордовия. Участником Общества является физическое лицо Зубрилов Игорь Геннадьевич. Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Авента». Общество создано как коммерческая организация в форме хозяйственного общества в целях насыщения рынка услугами и товарами, а также извлечения прибыли в интересах Участников. Общество в установленном законодательством порядке осуществляет следующие основные виды деятельности. ­ торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; ­ строительные, монтажные, электромонтажные, пуско-наладочные и отделочные работы; ­ производство малярных и стекольных работ; ­ производство столярных и плотничных работ; ­ производство прочих отделочных и завершающих работ;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бизнес планирование, 43 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 69 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 76 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 52 страницы
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg