ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА СФЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Бизнес – план как основной инструмент повышения эффективности деятельности малого предприятия
В постоянно меняющихся условиях рынка трудно, иногда практически невозможно предсказать или спланировать дальнейший ход развития событий. И в этом отношении в определенной степени можно понять, тех которые утверждают, что применительно к их ситуации нельзя разработать такой план бизнеса, который бы удовлетворил их предприятие. Вместе с тем отказаться от планирования – значит отказаться от разработки путей достижения поставленных целей, а современный рынок не терпит анархии и это всегда необходимо иметь ввиду. Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие [7, с. 216]:
а) Инициирование ? активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
б) прогнозирование ? предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
в) оптимизация ? обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
г) координация и интеграция ? учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
д) безопасность управления ? обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
е) упорядочение ? создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности,
ж) контроль ? возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
з) воспитание и обучение ? благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках,
и) документирование ? представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы [11, с. 215].
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально- экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. Кроме базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и другие. [18, с. 53].
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Бизнес-планирование ? это развернутая программа развития предприятия на предстоящий период, в котором сочетается техническая, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятия [15, с. 218]. Во-первых, возросла сложность и неоднородность хозяйственной внешней среды, что потребовало от предприятий высокой гибкости в управлении, умении постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе с учетом всех данных факторов.
Во-вторых, возросла роль стратегического маркетинга, умение находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности.
В-третьих, расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне [23, с. 216].
Бизнес-планирование имеет преимущества по сравнению с другими видами планов. Многие промышленные предприятия разрабатывают планы по отдельным показателям без учета их взаимосвязи, отдают предпочтение плану производства, не учитывая состояния товарных рынков и т. д. [35, с. 104].
При осуществлении эффективного управления процессом улучшения экономического и финансового состояния промышленного предприятия очень важен комплексный подход. Экономическая наука и практика показала, что наилучшим образом такой подход реализуется через разработку и организацию выполнения предприятиями бизнес-планирования.
Разработка и осуществление бизнес-планирования в России требуют учета некоторых особенностей, а именно:
? кризисная ситуация и постоянно меняющиеся экономические отношения ставят руководителей предприятия перед необходимостью самим просчитывать будущие шаги и учиться самостоятельно вести борьбу с конкурентами;
? появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций и плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем;
? в бизнес-планировании российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов других стран;
? условия функционирования российских предприятий являются весьма сложными ? отсутствует необходимая для управления деятельностью предприятия информация, нет возможности из-за различий в учете и отчетности использовать эффективные методики анализа и планирования показателей, применяемых в зарубежной практике и т.д. [39, с. 61].
Традиционно бизнес-планирование выступало инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи партнера для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить.
Цель бизнес-планирования состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получить ресурсы, определить конкретные её виды, рынки, состав маркетинговых мероприятий, оценить финансовое положение, предусмотреть трудности и подводные камни.
К основным задачам, которые предприятие может наметить и решить при помощи бизнес-планирования, относятся:
? определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции;
? определение затрат по производству и реализации продукции и услуг;
? соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования финансовых результатов деятельности;
? обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных неточностей;
? определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях и других [41, с. 28].
По сравнению с другими видами планов, бизнес-планирование обладает, по крайней мере, двумя специфическими особенностями. В связи с тем, что бизнес-планирование представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
? конкретный проект производства определенного товара (услуг) ? создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
? всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
? изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [42, с. 139].
Бизнес-планирование является одним из составных документов, определяющих стратегию развития предприятия. Вместе с тем оно базируется на общей концепции развития предприятия, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-планирование охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям [44, с. 145].
Основным центром бизнес-планирования является концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-планирование ? важное средство для увеличения капитала предпирятия. Процесс составления бизнес-планирования позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-планирование служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала предприятия.
Таким образом, бизнес-планирование является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены об его эффективности. Предполагается, что бизнес-планирование хорошо подготовлено и изложено для восприятия потенциальных инвесторов.
Таким образом, нами было выявлено, что многие специалисты, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов, и смело следовавшие изложенным в них рекомендациям, столкнулись с неуказанными в них, да и неизвестными на Западе трудностями. В отличие от западных стран бизнес-планирование в России имеет ряд особенностей. Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются вопросы методики составления бизнес-планов, бизнес-справок, бизнес-проектов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования нашей страны, планирования применительно к предприятиям, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при бизнес-планировании. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным социальным, правовым и другим условиям.
1.2. Дискуссионные и концептуальные основы бизнес-планирования хозяйствующего субъекта сферы малого предпринимательства
Бизнес-планирование ? обширный документ, характеризующий стратегию развития предприятия с различных сторон, все его разделы взаимосвязаны и являются базисными для финансовых проектов. Зарубежными и отечественными авторами трактуются различные виды структурного состава бизнес-плана, а также названия его разделов. В большей степени отличия связаны со сферой деятельности конкретного предприятия. Структура бизнес-плана не канонизирована, но, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого документ составляется.
Американский ученый профессор Диксон Доил предлагает в структуру бизнес-плана включать следующие четыре раздела [22, с. 76].
1) Возможности (резюме). Данный параграф не должен превышать одну- две страницы. Он содержит краткое описание производства, характеристику рынков сбыта, ожидаемые прибыли и составляется по итогам всех разделов бизнес-плана.
2) Товары и услуги. Раздел имеет небольшой объем и носит описательный характер. В нем указываются преимущества товара (услуг) по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, назначение и цена планируемой продукции.
3) Рынки. Это важнейший раздел плана, по мнению Д. Доила [22, с. 76]. Он содержит результаты исследования рынка с раскрытием всех основных вопросов. Конечной целью раздела является определение объема продаж на перспективу (порядок сбыта, емкость рынка, конкуренты и т.д.).
4) Финансовый проект. Это результативная часть бизнес-плана. В нем представлены данные: об использовании собственных и заемных средств, об издержках, о будущей прибыли и т.д. Структурно финансовый план состоит из плана доходов и расходов [43, с. 270].
В исследованиях Т. С. Каплюк структура бизнес-плана представлена следующим образом [25, с. 76]. Общая часть состоит из титульного листа, формулировки цели, оглавления и кратких пояснений.
Раздел 1. Предприятие. В нем:
? описывается предприятие (что оно собой представляет). На данном этапе планирования, по сути, говоря, принимается решение, которое на всем протяжении составления бизнес-плана является самым важным. Здесь представления обретают форму практических действий. Допущенные на этом этапе ошибки приведут к целой их лавине на следующих этапах, и все шансы на успех будут сведены к минимуму, поэтому все задумки должны иметь четкое очертание и максимальную точность;
? месторасположение: юридический адрес, также подсчитывается, как влияет реальное месторасположение предприятия на прибыль и т.д.;
? рынок: здесь разрабатывается рыночная стратегия, т.е. каким образом можно достигнуть успеха на рынке. Знакомство со своими будущими клиентами и конкурентами;
? организационная структура: характеристика персонала, распределение обязанностей, заработная плата [25, с. 112].
Раздел 2. Финансовое планирование. Этот раздел помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Здесь составляется:
? баланс предприятия (отражает, по сути, результаты принимаемых решений). В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах и другое;
? отчет о финансовых результатах позволяет показать насколько эффективно (прибыльно или убыточно) работает хозяйственная система предприятия в течение определенного периода,
? отчет о движении денежных средств показывает, насколько хорошо предприятие управляется своими денежными средствами;
? так же рассчитывается точка безубыточности (определяет объем дохода, который необходим для покрытия расходов связанных с деятельностью предприятия), проводится анализ отклонений (сопоставляются фактические данные с запланированными, что позволяет выявлять мелкие ошибки).
Раздел 3. Приложение. Этот раздел включаются протоколы и письма о намерениях, отчеты о кредитных операциях, копии договоров, контрактов, должностные инструкции, т. е. все, на что ссылались в данном бизнес- плане.
К. А. Раицкий в своей книге "Экономика предприятия" рассматривает бизнес-план предприятия и выделяет в нем разделы [38, с. 426]:
? характеристика промышленного предприятия;
? виды выпускаемой продукции в сравнение с продукцией других предприятий;
? главным звеном в системе бизнес-плана являются разделы, в которых определены рынки сбыта товаров, работ, услуг.
Д. Гарнер, Р. Конвей предлагают использовать иную структуру [16, с. 167]. По их мнению, она должна содержать следующие разделы.
Резюме: его цель ? изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.
В разделе "Общее описание предприятия" даются полное и сокращенное наименование предприятия.
Основной целью раздела "Товары и услуги" является профессиональная характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием [16, с. 168].
Маркетинг-план: проводят исследование рынка, разрабатывают стратегию маркетинга по продвижению товара, услуг [8, с. 39].
Следующий раздел "Производственный план". Важным показателем для финансовых проектировок является себестоимость производимой продукции. .
В разделе "Организация управления", должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов.
Раздел "Капитал и организационно-правовая форма предприятия" должен дать обоснование выбору организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и другие) [7, с. 117].
Ключевым разделом в бизнес-плане является "Финансовый план". В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды [10, с. 170].
Немногим отличается структура бизнес-плана, предлагаемая В. В. Ковалевым, который включает девять разделов, среди них:
1) товары и услуги;
2) оценка сбыта товаров;
3) информация о возможных конкурентах;
4) план маркетинга;
5) план производства;
6) организация;
7) юридический план;
8) оценка прогнозирования и управления разного рода риска;
9) финансовый план [29, с. 65].
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 утверждены Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, где представлен макет бизнес-плана, включающий семь разделов [2, с. 2].
1) Вводная часть или резюме проекта, раскрывает цели проекта и доказательства их выгодности.
2) Анализ положения дел в отрасли. Назначение раздела является указание на характер отрасли ? развивающаяся, стабильная, стангирующая.
3) Производственный план. Его назначение ? аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели согласно проектно-сметной документации.
4) План маркетинга. В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, и определен объем затрат на сбыт продукции.
5) Организационный план. Здесь указываются сведения об организации, а также форма собственности.
6) Финансовый план. Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность [2, с. 3].
По нашему мнению, наиболее полно отражать развитие деятельности предприятия и характеризовать привлекательность его с точки зрения инвестирования будет бизнес-планирование, разработанное по структуре предлагаемой В. В. Ковалевым. Так как он более детально рассматривает не только определенные направления функционирования предприятия, но и определяет финансовую обеспеченность данных разработки с учетом возникновения и управления разного рода рисками.
1.3. Процесс разработки бизнес-планирования в условиях конкуренции
В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. В отличие от импровизации и спонтанного поведения, планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора [55, с. 126]. В технологическом отношении бизнес-планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
а) определение целей бизнес-планирования ? желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
б) анализ проблем ? фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
в) поиск альтернатив ? выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
г) определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;
д) оценка ? проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
е) оформление плана в виде единого документа [56, с. 125].
Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в бизнес-планировании. Целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана [58, с. 216].
Первый вид бизнес-плана ? официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге пошлого, настоящего и будущего бизнеса [58, с. 117].
Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет:
? глубже понять важность официального бизнес-плана;
? составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
? детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем на основе принятия правильных решений, что позволит избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
? заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым фирма в целом имеет контроль и внешний, т.е. что она не в состояние изменить;
? осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения;
? по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.
Таким образом, рабочее бизнес-планирование ? это широкое пространство или деловое поле игры предприятия, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана [60, с. 127].
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рисунке 1 [59, с. 2].
Рисунок 1 ? Процесс бизнес-планирования
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются.
1) Создание бизнес-линий [54, с. 28].
2) Бизнес-планирование специального назначения финансово-экономического характера:
? эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
? подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
? подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
? выкуп акций в закрытых компаниях типа обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ или пая в других правовых формах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей);
? обоснование вариантов санкций предприятий банкротов.
Архитектурное построение процесса бизнес-планирования и задачи основных участников приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 ? Архитектурное построение процесса
бизнес-планирования и задачи участников процесса
Как видно из рисунка 2 пользователями бизнес-плана выступают менеджеры, акционеры, кредиторы, партнеры по бизнесу, которыми данный документ используется в различных целях. На предприятиях проводится бизнес-планирование "Развития предприятия на предстоящий год" [59, с. 221]. Его процесс разработки и утверждения отличен от других бизнес-планов и состоит из двух этапов.
Теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Бизнес-планирование призвано охарактеризовать реальное состояние предприятия и спрогнозировать финансовые результаты его деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу. Проанализировав в целом методики различных авторов, можно сказать, что полнота изложения бизнес-планирования по представленной выше структуре может варьироваться по усмотрению, она зависит от будущего бизнеса предпирятия, от цели составления бизнес-планирования. В общем, все разделы бизнес-планирования можно в зависимости от конечных целей сгруппировать на три важных части: маркетинговую, организационную и финансовую. Основным результатом маркетинговой части выступает определение емкости рынка и будущих объемов продаж предприятия.
Организационной ? выявление капитальных затрат организации нового бизнеса и себестоимости продукта. Результатом написания финансовой части бизнес-планирования выступает полный анализ источников и направлений финансирования, движения денежных средств, стратегия финансирования.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА УЛУЧШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ООО «АВЕНТА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Авента» было основано в 2011 году (приложение А). Предприятие «Авента» по организационно-правовой форме является Обществом с ограниченной ответственностью и осуществляет свою деятельность на основании Устава. В 2017 г. в связи с изменением российского законодательства – перерегистрацией Обществ с ограниченной ответственностью был зарегистрирован устав в новой редакции. ООО «Авента» – одно из производственных предприятий строительной отрасли Республики Мордовия.
Участником Общества является физическое лицо Зубрилов Игорь Геннадьевич.
Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Авента».
Общество создано как коммерческая организация в форме хозяйственного общества в целях насыщения рынка услугами и товарами, а также извлечения прибыли в интересах Участников. Общество в установленном законодательством порядке осуществляет следующие основные виды деятельности.
торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
строительные, монтажные, электромонтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
производство малярных и стекольных работ;
производство столярных и плотничных работ;
производство прочих отделочных и завершающих работ;