ГЛАВА 1. РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА
1.1 Сущность логистики: функции и значения
К логистическим методам управления относят подавляющее большинство общеизвестных способов воздействия на объект управления, которым является логистический поток.
Вместе с тем в определяющих признаков принадлежности методов управления к логистическим относят и такие:
Конечная цель применения методов управления. Такой целью выступает оптимизация функционирования любых бизнес-систем, достигается путем минимизации всей совокупности сделок них затрат;
Соединенность в систему способов и операций, которые подчинены решению конкретных логистических задач;
Организационная форма, связанная с воздействием на конкретную логистическую систему (звено) (влияние может быть прямым или косвенным)
Специфичность способов воздействия, проявляется в комплексности, направленной на общий конечный результат логистической деятельности.
Специфика каждого метода логистического управления проявляется в целях его применения, содержании, направленности и организационной форме.
К основным стратегическим и тактическим целям логистики относят:
Минимизацию общих логистических затрат;
Устранение логистических издержек;
улучшение качества логистического сервиса;
минимизацию инвестиций в логистическую инфраструктуру. [10 c.5]
В единой системе управления бизнес-объектами логистические методы связаны как с общими законами управления, так и специфическими принципами логистики, логистическими функциями и процессами, а также с содержанием и организационной структурой логистических потоков. [7 c.101]
Методы управления, основанные на логистических законах и принципах, выступают способами логистизации экономики всех иерархических уровней, то есть применение к ней логистического управления .
Оперативные методы связаны также со скоростью вращения капитала, авансированного в логистическую деятельность, текущими логистическими затратами по видам деятельности, регулирования расхода емкости и рентабельности логистических операций и потоков, а также всего капитала предприятия.
По способу воздействия все методы логистического управления можно разделить на:
Методы прямого воздействия, основанные на приказах или инструкциях, в которых интегральный логистик определяет не только логистическую цель, которой необходимо достичь в процессе логистического управления, а и указывает пути, способы и время ее достижения, назначает непосредственных исполнителей управленческих приказов и указаний;
Методы косвенного воздействия, применяемые путем постановки логистических задач по определению логистических целей и создание стимулирующих условий для их достижения.
Стимулирующие меры и условия целесообразно обосновывать при разработке логистической стратегии и применять при согласовании интересов поставщиков и предприятия с целью взаимовыгодного сотрудничества. В зависимости от принципов выработки и принятия решений методы логистического управления можно разделить на три вида:
Первый это метод, основанный на принципе единоначалия, согласно которому управление осуществляется единолично, то есть предназначенной управленческой лицом, оперативно быстро;
Вторым является метод коллективных решений, суть которого заключается в согласованности в коллективе управленческих решений, и принятии их к выполнению через голосование, то есть на основе коллективных компромиссов, которые достигаются большинством голосов. Это говорит о сложности и длительность принятия таких решений;
Третий метод характеризует коллегиальность, при которой управление осуществляет группа уполномоченных специалистов (коллегией), который несет ответственность за определенную сферу деятельности. Коллегиальные решения считают наиболее квалифицированными и эффективными.
Процесс принятия логистических управленческих решений опирается на совокупность методов и средств, которые используют в различных управленческих системах. Среди методов принятия логистических решений следует выделить:
Компромиссные, построенные на согласовании целей управления путем взаимных уступок участников формирования логистических потоков, систем и цепей;
Целевые, многоцелевые и многомерные, с помощью которых анализируют и проводят многовариантные обоснования управленческих решений, чтобы выбрать лучший для реальных условий функционирования логистических систем;
Оптимизационные, то есть те, которые воплощают общую концепцию логистической системы для достижения локальных оптимумов подсистем или звеньев логистической цепи;
Оценочные, с помощью которых версии и информация объединяются в общее или частичное решение по организации логистических систем;
Познавательные, описывающие способы проверок истинности принятых и выполняемых решений логистического управления;
Диагностические, предупреждающие возможность нарушений нормальной работы логистической системы.
Направленность методов логистического управления на достижение стратегических, тактических и оперативных целей бизнес-структур определяет их сущность и виды за конкретностью целей.[12 c.49]
Эффективное достижение поставленных целей возможно только при верховенстве стратегических целей и настройке всех механизмов управления на их достижение. Совокупность целевых установок в деятельности предприятия определяет мотивационную направленность логистических методов управления.
Методы логистического управления экономикой предприятия тесно связаны со спецификой его деятельности, а именно с логистическими функциями.
Логистические функции в общей системе деятельности предприятия требуют соответствующих методов управления, направленных на достижение конкретных целей, стоящих перед этими функциями. Поэтому выполнение любой логистической функции требует разработки и применения эффективных методов управления ею.
Эффективность методов управления логистической системой определяет оптимальное сочетание методов логистического управления в каждой конкретной ситуации, поскольку невозможно достичь желаемых результатов, применяя только один метод. Поэтому используют взаимосогласованную совокупность способов, в которой один метод дополняют другим с целью усиления влияния за счет рациональной интеграции.
Условно можно выделить три группы методов логистического управления с такими обобщающими признакам: содержание, характер воздействия на объект управления, масштаб использования, уровень, тип. частота и организационные формы управленческого воздействия.
Сложность построения упорядоченной совокупности методов управления заключается не только в трудностях охвата их разнообразия, но и во множестве признаков, требующих учета при распределении на группы.
При классификации этих методов нельзя избежать их переплетение в середине групп, сформированных по различным признакам. И все же типология методов логистического управления предприятием позволяет их объединить по содержанию в четыре большие группы: экономические, нормативно-правовые, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек предполагает выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений; определение изменения затрат, вызванного отказом отданного бизнес-процесса; определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.
1.2 Рынок логистических услуг
Современный рынок логистических услуг можно разделить на три основных сектора:
перевозки и экспедирование грузов различными видами транспорта;
складские услуги;
услуги по интеграции и управлению цепями поставок.
Рис.1.1 – Организация логистики на предприятии
Рынок логистических услуг можно разделить на пять основных областей:
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;
Производственная логистика — управление материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя;
Распределительная логистика — “это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.;
Транспортная логистика — это управление транспортировкой грузов, т. е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;
Информационная логистика — это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.
Области логистики имеют свои особенности.
Информационная область логистики, в отличие от четырех других, занимается управлением информационным потоком, а не материальным. С развитием в последнее десятилетие информационных технологий появилась возможность оперировать мощными информационными потоками и тем самым обеспечивать сквозное управление материальным потоком. Это и послужило толчком к созданию информационной логистики.[13 c.104]
Методы транспортной логистики используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика занимается транспортом общего пользования.
Закупочная логистика занимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Также задачей закупочной логистики является принятие мер при нарушении условий поставок.
Распределительная логистика занимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно Предприятием производителями так и предприятиями посредниками. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования Производства, поскольку эта область Логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, Вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации.
Главная особенность производственной логистики в том, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия, движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.
Несмотря на то что все области логистики имеют свои специфические методы, не следует забывать, общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удачное решение логистических задач возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса.
1.3 Основные логистические проблемы
Логистика важна практически во всех направлениях бизнеса. Если она не отлажена должным образом, то сроки и стоимость транспортировки будут неуклонно расти, что негативно скажется на прибыли и лояльности клиентов. В условиях жесткой конкуренции и финансового кризиса важно не допустить такого исхода.
Основные проблемы:
Плохая информационная поддержка процесса транспортировки
И отправителю, и получателю очень важно отслеживать текущий статус отправления. Особенно если речь идет о крупных поставках товаров, от которых зависит маркетинговая стратегия. Приведем пример: Nike выпускает новую коллекцию кроссовок, и между магазинами начинается настоящая война за каждого потенциального покупателя. Для последнего же будет крайне важно получить новый продукт как можно быстрее, что заставит его сравнивать способы и сроки доставки и искать самое выгодное предложение. Имея четко проработанную логистику, ты сможешь точно определить, сколько времени займет доставка, и предложить удобные способы отслеживания, что, в свою очередь, позволит увеличить шансы твоей компании в конкурентной борьбе. В наше время самым оптимальным вариантом остается трекинг груза по промежуточным пунктам. Так ты сможешь понять, отправлен ли товар, прошел ли он границу и таможню, прибыл ли в пункт промежуточного хранения и так далее. Понимание точного местоположения позволит корректировать действия и бизнес-стратегию компании. В случае новой коллекции кроссовок ты сможешь вовремя запустить рекламу, открыть предзаказы с более точными сроками получения, подготовить промоматериалы, оптимизировать товарооборот и вовремя скорректировать товарную матрицу. Поэтому вопрос трекинга и информационного сопровождения очень важен, так как позволяет контролировать ситуацию и четко планировать этапы работы. Так клиент сможет понимать, где его посылка в конкретный момент времени.
Неэффективное выстраивание маршрутов
От того, насколько тщательно проработан маршрут, зависит не только срок доставки, но и величина транспортных издержек. При его составлении должны учитываться все факторы, особенно если пересекаются международные границы. В зависимости от размеров пошлины, стоимости растаможки, проезда по платным дорогам или стоимости топлива в конкретном регионе может быть намного выгоднее отправить груз через другую страну, чтобы сократить расходы. Добиться минимальных расходов без потери скорости доставки поможет система автоматизации, которая учитывает все важные факторы. Например, система управления логистикой CRMBOX позволяет не только автоматически рассчитывать тарифы и выставлять счета, но и оптимизировать прием заявок в режиме 24/7 и поэтапно отслеживать действия клиентов, поставщиков и сотрудников, минимизируя ошибки и тем самым ускоряя весь рабочий процесс.
Отсутствие промежуточных пунктов хранения
Эта проблема особенно актуальна для тех сфер бизнеса, чьи логистические маршруты пролегают через международные границы. Прохождение таможенных проверок и оформления может занять немало времени. Заказчику, в свою очередь, важно, чтобы за этот период с грузом ничего не случилось. Поэтому логистический маршрут должен учитывать специальные охраняемые территории, где транспорт и его содержимое будут находиться в целости и сохранности на период прохождения проверок или отдыха водителя. К сожалению, в России дефицит подобных парковок и стоянок. Расстояние между ними напрямую обуславливает особенности построения маршрута.
Неотлаженная оптимизация внутренних процессов
Одновременно в мире обрабатываются тысячи заявок, что нередко приводит к сбоям и ошибкам, из-за которых многие компании несут огромные финансовые и репутационные потери. И это только этап обработки заявок, а если прибавить к этому погрузку, оформление, транспортировку, декларирование, то получим целую цепочку, каждое звено которой может дать сбой. Чтобы не допустить этого, все внутренние процессы должны быть четко оптимизированы. Лучшим решением в таком случае будет подключение CRM-системы, которая адаптирована под работу с доставкой и позволит контролировать и отслеживать всё в одном месте. Отличный пример — CRMBOX, который поддерживает интеграцию с «1С», платежными системами, сайтом. Это будет удобно не только для твоих сотрудников, которые смогут решать все возникающие вопросы в одном окне, но и для клиентов, которым будет доступен онлайн-калькулятор для расчета стоимости и просмотр статуса заказа.
Сложности при транспортировке на большие расстояния
Отличный пример — скоропортящиеся или хрупкие товары. Для них требуются не только соответствующая упаковка, но и определенные условия транспортировки. Некоторые товары могут просто не перенести её, если транспорт не оборудован системами терморегулирования. Особенно актуально это при смене климатических зон, когда температура из значительного минуса переходит в высокий плюс. Хрупкий товар также не доедет в целости, если подвеска машины имеет плохую амортизацию, а содержимое никак не зафиксировано. Прибавь сюда особенности рельефа, состояние дорог и общую проходимость транспорта. Предусмотреть все эти нюансы помогут специалисты логистических компаний. Они изучат особенности и требования к транспортировке груза и подберут решения, при которых товары не испытают воздействия внешних факторов. Например, для скоропортящихся продуктов они предусмотрят влажность и требования к температуре, а для хрупких — способы дополнительной упаковки, распределения внутри контейнера и фиксации груза.
?
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
2.1 Транспортная характеристика груза
Перевозка горячего битума
Загрузка и выгрузка битума из цистерны проводятся самотеком.
По способу перевозки - наливные
По степени использования грузоподъемности
По степени опасности- огнеопасные,
По условию хранения - Для поддержания вязкости вещества необходимо постоянно подогревать смесь. Важно не допустить перегрева, охлаждения или застывания груза.
В зависимости от условий перевозки- необходимо поддерживать температуру 180 °С-200 °C [6 c.79]
Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Исходные данные для расчёта ТЭП работы подвижного состава
Наименование показателей, ед. изм. Условное обозначение Значение показателей по маршрутам
№ 1 № 2 № 3
1. Суточный объём перевозок, т/сут. Q_сут 120 60 50
2. Время в наряде, ч/сут. T_н 10 10 10
3. Среднетехническая скорость, км/ч V_т 38 38 38
4. Время простоя под погрузкой, мин/езд. t_п 1,5 1,5 1,5
5. Время простоя под разгрузкой, мин/езд. t_р 1,25 1,25 1,25
6. Длина маршрута, км l_м 90 30 30
7. Первый нулевой пробег, км l_01 15 15 15
8. Второй нулевой пробег, км l_02 30 0 14
9. Коэффициент выпуска на линию ?_в 0,81 0,81 0,81
10. Дни в эксплуатации, дн./год Д_э 302 302 302
11. Номинальная грузоподъёмность автомобиля, т q_n 30 30 30
12. Коэффициент использования грузоподъёмности ?_с 1 1 1
13. Длина холостого (пустого) пробега, км lх 45 15 15
14. Длина груженого пробега, км lег 45 15 15
2.2 Выбор подвижного состава
Для груза с транспортной характеристикой, описанной выше, выбираем тягач SCANIA S500 c полуприцепом SF3B30,его технические характеристики указаны в таблице 2.2
Таблица 2.2-Технические характеристики тягача с полуприцепом
Модель тягач SCANIA S500 полуприцеп SF3B30
Габаритные размеры 5960 / 4000 / 2500 9050 / 3770 / 2500
Мощность двигателя 500 л. с.
Грузоподъёмность 24000 кг 30 000 кг
Объем двигателя 16.00 л
Расход топлива Пустой 28 / груженный 40
Коробка передач GRS905 (12+2 ступенчатая коробка передач с демультипликатором и двигателем, 2-мя передачами малого хода и 2-мя передачами заднего хода)
Топливо Дизель
Привод Задний
Тип тягач полуприцеп
Колесная база 315/70R22.5 385/65R22,5; 6+1
Производитель Швеция Россия
Данный автомобиль полностью соответствует требованиям, которые предъявляются к перевозке горячего битума.
2.3 Определение ТЭП работы подвижного состава по первому маршруту
Маршрут 1 является простым маятниковым. Схема маршрута представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1
АТП - автотранспортное предприятие, А1 - точка погрузки, Б1 - точка разгрузки; l_ег - длина ездки с грузом, км; l_х - длина порожнего пробега, км; l_01, l_02 - первый и второй нулевые пробеги соответственно, км
Время, затрачиваемое на оборот, определяется по формуле
t_об=(l_м/V_т )+n•t_(п-р), ч, (2.1)
где l_м – длина маршрута, км;
V_т – среднетехническая скорость, км/ч;
n – количество гружёных ездок за оборот, ед;
t_(п-р) – время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.
t_об=(90/38)+1•1,25=3,65 ч
Количество возможных оборотов за сутки по маршруту определяется по
Формуле
Z_об=(T_н-(l_01+l_02-l_х )/V_т)/t_об , об., (2.2)
где T_н – время в наряде, ч/сут;
l_01 – длина первого нулевого пробега, км;
l_02 – длина второго нулевого пробега, км;
l_х – длина порожней ездки, км.
Z_об=(10-(15+30-45)/38)/3,65=2,7?3 об.
Суточная производительность автомобиля в тоннах определяется по формуле
W_qсут=q_n•Z_об•?_с, т, (2.3)
где q_n – номинальная грузоподъёмность автомобиля, т;
?_с – статический коэффициент использования грузоподъёмности.
W_qсут=30•3•1=90 т
Суточная производительность автомобиля для простого маятникового маршрута в тонна-километрах определяется по формуле:
W_pсут=q_n•Z_об•?_с•l_ег, т-км (2.4)
W_pсут=30•3•1•45=4050 т-км
Суточный пробег автомобиля по маршруту определяется по формуле:
L_сут=l_м•Z_об+l_01+l_02-l_х км (2.5)
L_сут=90•3+15+30-45=270км
Гружёный пробег автомобиля по маршруту за сутки для простого маятникового маршрута определяется по формуле
L_гр=Z_об•l_ег, км (2.6)
L_гр=3•45=135 км
Коэффициент использования пробега на маршруте за сутки определяется по формуле
?=L_гр/L_сут (2.7)
?=135/270=0,5
Фактическое время в наряде на маршруте за сутки определяется по формуле
T_нф=Z_об•t_об+((l_01+l_02-l_х ))/V_т , ч (2.8)
T_нф=3•3,65+(15+30-45)/38=10,95 ч
Эксплуатационная скорость автомобиля на каждом маршруте определяется по формуле
v_э=L_сут/T_нф , км/ч (2.9)
v_э=270/10,95=24,7 км/ч
Количество автомобилей в эксплуатации на маршруте определяется по формуле
A_э=Q_сут/W_qсут , eд. (2.10)
A_э=120/90=1,3 ед.
Количество автомобиле-часов в наряде за сутки определяется по формуле
?АЧ?_н=A_э•T_нф, а-ч (2.11)
?АЧ?_н=1,3•10,95=14,235,а-ч
Автомобиле-дни в эксплуатации на маршруте определяется по формуле
?АД?_э=A_э•Д_э,а-д, (2.12)
где Д_э – количество эксплуатационных дней в году.
?АД?_э=1,3•302=392,6 а-д
Общий пробег автомобилей за год по маршруту определяется по формуле
L_общ=L_сут•?АД?_э, км (2.13)
L_общ=270•392,6=106002 км
Гружёный пробег автомобилей за год определяется по формуле
L_(общ гр)=L_гр•?АД?_э, км (2.14)
L_(общ гр)=135•392,6=53001 км
Объём перевозок по маршруту за год определяется по формуле
Q=W_qсут•?АД?_э, т. (2.15)
Q=90•392,6=35334 т
Грузооборот по маршруту за год определяется по формуле
P=W_pсут•?АД?_э, т·км (2.16)
P=4050•392,6=1590030 т·км
2.4 Определение ТЭП работы подвижного состава по второму маршруту
Маршрут 2 является простым маятниковым. Схема маршрута представлена на рис. 2.2.
Рис.2.2
Время, затрачиваемое на оборот, определяется по формуле
t_об=(l_м/V_т )+n•t_(п-р), ч, (2.17)
где l_м – длина маршрута, км;
V_т – среднетехническая скорость, км/ч;
n – количество гружёных ездок за оборот, ед;
t_(п-р) – время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.
t_об=(30/38)+1•1,25=2,05 ч
Количество возможных оборотов за сутки по маршруту определяется по
Формуле
Z_об=(T_н-(l_01+l_02-l_х )/V_т)/t_об , об., (2.18)
где T_н – время в наряде, ч/сут;
l_01 – длина первого нулевого пробега, км;
l_02 – длина второго нулевого пробега, км;
l_х – длина порожней ездки, км.
Z_об=(10-(15+0-15)/38)/2,05=4,9?5 об.
Суточная производительность автомобиля в тоннах определяется по формуле
W_qсут=q_n•Z_об•?_с, т, (2.19)
где q_n – номинальная грузоподъёмность автомобиля, т;
?_с – статический коэффициент использования грузоподъёмности.
W_qсут=30•5•1=150 т
Суточная производительность автомобиля для простого маятникового маршрута в тонна-километрах определяется по формуле:
W_pсут=q_n•Z_об•?_с•l_ег, т-км (2.20)
W_pсут=30•5•1•15=2250 т-км
Суточный пробег автомобиля по маршруту определяется по формуле:
L_сут=l_м•Z_об+l_01+l_02-l_х км (2.21)
L_сут=30•5+15+0-15=150км
Гружёный пробег автомобиля по маршруту за сутки для простого маятникового маршрута определяется по формуле
L_гр=Z_об•l_ег, км (2.22)
L_гр=5•15=75 км
Коэффициент использования пробега на маршруте за сутки определяется по формуле
?=L_гр/L_сут (2.23)
?=75/150=0,5
Фактическое время в наряде на маршруте за сутки определяется по формуле
T_нф=Z_об•t_об+((l_01+l_02-l_х ))/V_т , ч (2.24)
T_нф=5•2,05+(15+0-15)/38=10,25 ч
Эксплуатационная скорость автомобиля на каждом маршруте определяется по формуле
v_э=L_сут/T_нф , км/ч (2.25)
v_э=150/10,25=14,6 км/ч
Количество автомобилей в эксплуатации на маршруте определяется по формуле
A_э=Q_сут/W_qсут , eд. (2.26)
A_э=60/150=0,4 ед.
Количество автомобиле-часов в наряде за сутки определяется по формуле
?АЧ?_н=A_э•T_нф, а-ч (2.27)
?АЧ?_н=0,4•10,25=4,1,а-ч
Автомобиле-дни в эксплуатации на маршруте определяется по формуле
?АД?_э=A_э•Д_э,а-д, (2.28)
где Д_э – количество эксплуатационных дней в году.
?АД?_э=0,4•302=120,8 а-д
Общий пробег автомобилей за год по маршруту определяется по формуле
L_общ=L_сут•?АД?_э, км (2.29)
L_общ=150•120,8=18120 км