Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика работы над выразительным чтением.

kisssaaa0721 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2021
Цель исследования: изучить методику работы над литературным чтением в начальных классах. Объект исследования: методика работы над литературным чтением. Предмет исследования: процесс организации работы над литературным чтением в начальных классах. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1.Рассмотреть теоретические аспекты овладение чтением как видом речевой деятельности учащихся начальных классов. 2. Изучить требования ФГОС НОО по формированию универсальных учебных умений работы с книгой. 3. Рассмотреть виды упражнений по совершенствованию навыка чтения и этапы работы над художественным произведением. 4. Разработать методические рекомендации по методам работы над правильностью, сознательностью и выразительностью чтения. Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Традиционно вопросы методики обучения младших школьников чтению и литературе рассматривались в рамках методики обучения родному языку, так как в начальной школе основное внимание уделялось формированию у учащихся чтения как вида речевой деятельности, а литературно-художественные произведения выступали фактически как материал для достижения этой цели. Изменение приоритетов в образовании, переход к новой парадигме развивающего обучения привели к пересмотру целей обучения чтению на начальной ступени образования, значительное место теперь отводится приобщению младших школьников к литературе как виду искусства. В связи с этим возникла потребность в разработке нового содержания и методов обучения в начальной школе, которые не только обеспечили бы освоение учениками навыка чтения, приемов читательской деятельности, но и сформировали бы у них эстетическое отношение к литературному произведению, развили интерес к чтению и способность к восприятию художественной литературы. Проблемой литературного развития младших школьников занимались многие ученые, методисты, психологи: М.П. Воюшина, Л.Г. Жабицкая, В.Г. Марацман, Н.Д. Молдавская, З.Н. Новлянская, Т.В.Рыжкова и другие. Литературное развитие младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) происходит в рамках учебного предмета «Литературное чтение» и предполагает изучение различных методов обучения. Литературное развитие младших школьников обладает важным значением в преподавании литературного чтения. Так как период начального обучения чтение является одним из основных средств открытия мира. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. Таким образом, можно отметить, что чтение и верное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет область интересов, учащихся и обогащает их знания и чувства; во-вторых, является средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, содействует обогащению и развитию языка учащихся.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ЧТЕНИЕМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ………………....5 1.1. Овладение чтением как видом речевой деятельности……………...………5 1.2. Литературное чтение: особенности изучения предмета……………….…..10 1.3. Требования ФГОС НОО по формированию универсальных учебных умений работать с книгой Особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………………..…...20 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ЧТЕНИЕМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ…………………………………………..…………………………..…23 2.1. Методические рекомендации по методике работы над правильностью, сознательностью и выразительностью чтения…………………………...…...…23 2.2. Виды упражнений по совершенствованию навыка чтения…………….….30 2.3. Методические приемы, используемые на разных этапах урока…………..34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...36 Приложение………………………………………………………………………..40
Список литературы

1. Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования - М.: «Просвещение», 2011.- 120с. 2. Асмолова А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли пособий для учителя - 2-е изд.- М.: «Просвещение», 2011.- 159с. 3. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015. 4. Бакулина Г.А. Проверка первичного восприятия художественного произведения: от формализма к обучению и развитию // Нач.шк. – 2009. – № 8. 5. Бершанская О.Н. Обучение постановке вопросов к произведению на уроках литературного чтения// Начальная школа, 2012, №7 6. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения// Начальная школа, 2012, №5 7. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для детских общеобразовательных учреждений – М.,2011 8. Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21 9. Кинжибалова Т.Н. Правила дружбы, или о воспитательном значении уроков литературного чтения// Начальная школа, 2010, №3 10. Малахова О.В. Творческая мастерская по литературному чтению //Начальная школа,2012, №9 11. Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Урок литературного чтения / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 176 c. 12. Мали Л.Д. Коммуникативно–деятельностный подход на уроках чтения в начальной школе// Начальная школа+ до и после, 2012, №8 13. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014 – 220 с. 14. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) – 3-е изд. – М., 2012 г. 15. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения – М., 2012 г. 16. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению чтению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы). – М., 2011. 17. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений / М.П.Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной.- М., 2010. - 288 с. 18. Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.- №2. 19. Миронова Н.А. Модели уроков литературного слушания в 1 классе//Начальная школа, 2011,№11 20. Микерова Г.Г., Павленко А.А. Развитие речи младших речи младших школьников на лексическом уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017, №38, 2017, С. 9-16. 21. Мишанова, О. Г. М71 Теория и методика языкового и литературного образования в начальной школе [Текст] : учебная программа / Авт.-сост. О. Г. Мишанова. - Челябинск : Издательский центр «Титул», 2018. - 60 с 22. Русская литература: теоретический и исторический аспекты: Учебное пособие / О.М. Кириллина. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 120 с 23. Самыкина С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению// Начальная школа, 2012, №7 24. Столыпина Н.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения // Начальная школа.+ до и после, 2011, №1 25. Строганова Л.В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе // Нач.шк. –2010. – № 11. 26. Сушкина Н.В. Исследовательская работа по литературному чтению//Начальная школа, 2011, № 12 27. Таркина Т.И. Формирование аналитического мышления у учащихся начальных классов: приемы работы с текстом// Начальная школа , 2008, № 9 28. Теория литературы: Учебное пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 208 с. 29. Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. 30. Учим успешному чтению: Пособие для учителя / Т.Г. Галактионова и др. – М., 2011 г. 31. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения// Начальная школа, 2008 г. 32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: от 06.10.2009 г., № 373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. 33. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение 34. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/literaturnoe_chtenie// Шатохина С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения. 35. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/2004/02/4.htm // Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская / Литература как предмет эстетического цикла.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ЧТЕНИЕМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1.1. Овладение чтением как видом речевой деятельности Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка информации, содержащейся в письменном тексте. Динамическая структура чтения как процесса, направленного на осмысление письменного текста, совпадает со структурой других видов речевой деятельности (слушания, говорения и письма) и включает следующие фазы. 1) Фаза мотивации и формирования речевой интенции (намерения). В качестве мотива чтения, как и любого другого вида речевой деятельности, выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность: читающего побуждает обратиться к тексту желание узнать что-то новое, получить ответ на вопрос, интерес к личности и взглядам писателя. 2) Фаза ориентировки в условиях деятельности. На этом этапе формируется или уточняется целевая установка (зачем читать?), выбирается книга (текст) и способ чтения. 3) Фаза планирования предполагает организацию средств и способов деятельности в зависимости от условий деятельности: цели чтения, объема и характера читаемого текста, времени, отведенного на работу с текстом и т.п. 4) Фаза осуществления (исполнения) деятельности. Реализуется процесс зрительного и смыслового восприятия текста: читающий последовательно воспринимает и осмысляет фрагменты текста, при этом понимание каждого следующего фрагмента дополняет и изменяет смысл предшествующего, они взаимодействуют в сознании читающего. Важную роль в процессе чтения играют механизмы смыслового и вербального прогнозирования: умение предвосхищать развитие событий по заголовку, началу текста и способность по начальным буквам предугадать слово, по первым словам – синтаксическое строение предложения. 5) Фаза контроля, когда читающий анализирует результат чтения, сопоставляя его с целевой установкой, и при необходимости корректирует его, перечитывая текст. Результатом чтения является понимание прочитанного. Этот результат определяется не только сформированностью у читающего механизмов чтения, но и уровнем развития его мышления – его способностью устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать; - уровнем развития речи – богатством словаря, точностью понимания языковых значений; имеющимися знаниями о предмете речи, жизненным опытом; а также особенностями читаемого текста. В зависимости от указанных факторов достигается тот или иной уровень понимания текста: - уровень предметного содержания (значения) – выделение отдельных компонентов текста, соотнесение их друг с другом, обобщение, установление связей, понимание сюжета, последовательности событий; - уровень смысла – понимание позиции автора, идеи произведения, определение отношения к героям и фактам, их оценка (при чтении художественного текста); суждение на основе прочитанного, оценка приведенных фактов, соотнесение с жизненным опытом (при чтении научного текста). При чтении происходит восприятие сообщения, зафиксированного с помощью графических знаков, поэтому для того, чтобы читать, человеку необходимо вначале освоить систему этих графических знаков и научиться воссоздавать по ним звучание слов, предложений. Автоматизированное (т.е. уже не требующее осознания) умение правильно озвучить текст, записанный в определенной графической системе, называют навыком или техникой чтения. Таким образом, в процессе чтения принято выделять две стороны: технику (навык) и понимание читаемого. У опытного читателя все внимание сосредоточено на извлечении смысла из текста, о восприятии и расшифровке графических знаков такой читатель не задумывается. Достижение такого уровня владения техникой чтения – процесс длительный, требующий постоянных упражнений в чтении. В процессе овладения чтением ученые выделяют три этапа (Т. Г. Егоров). I. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте. Для процесса чтения на этом этапе характерно последовательное, неодновременное осуществление ребенком распознавания графических знаков, их озвучивания и соотнесения с определенным смыслом. Каждая из операций требует от ребенка значительных усилий, при чтении он осуществляет слого-буквенный анализ каждого слова и читает по слогам, совершая постоянно возвратные движения глаз к уже воспринятому отрезку текста. Переход от графической формы к значению опосредуется произнесением и слуховым восприятием, что облегчает понимание ребенком читаемого. Поэтому ребенок, начинающий читать, не способен осмысленно читать про себя, всё прочитывается вслух: громко для слушателей, вполголоса для себя. II. Синтетический этап овладения чтением предполагает синтез, одновременное осуществление восприятия, произнесения и понимания читаемого. Признаками перехода на этот этап являются чтение целыми словами и интонирование при первичном чтении текста, которое свидетельствует о том, что ребенок одновременно с восприятием не только понимает значение отдельных слов, предложений или фрагментов текста, но и соотносит его с общим смыслом читаемого. На этом этапе появляются элементы автоматизма в восприятии читаемого, что позволяет говорить о навыке чтения. В начальной школе достигается, как правило, уровень «синтетического невыразительного чтения», т.е. чтения, когда еще не закончен синтез чтения абзацами, смысловыми блоками (М. И. Оморокова). III. Этап автоматизации процессов восприятия характеризуется достижением автоматизма в восприятии текста и направленностью внимания читающего на смысловую обработку читаемого. Признаками перехода на этот этап являются стремление ребенка читать про себя, а также непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, желание поделиться своими мыслями по поводу прочитанного, выражение к прочитанному своего отношения. Опытный читатель не только владеет навыком чтения, но и гибко использует при чтении разные его виды и формы, может свободно переходить от одного вида (формы) чтения к другому для оптимального достижения цели чтения. В зависимости от цели чтения выделяются разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Изучающее чтение ориентировано на полноту и точность понимания всех основных и второстепенных фактов, понятий, героев, событий. Текст читается целиком, в относительно медленном темпе, отдельные фрагменты перечитываются, так как читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию, возможно, и запомнить ее, чтобы в дальнейшем использовать. Целью ознакомительного чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в тексте, восприятие только основной информации. Текст также читается целиком, но в более быстром темпе. Детали при таком чтении упускаются, так как нет установки на запоминание и дальнейшее использование информации. Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста, о его теме. Обычно на основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный текст, для более подробного изучения. Для этого достаточно прочитать заголовки, подзаголовки, отдельные фрагменты текста. Поисковое чтение используется для нахождения в тексте конкретной информации. Изучающее чтение может осуществляться в двух формах: вслух и молча. Чтение молча, без внешних речедвижений психологически не менее сложно, чем чтение вслух, и формируется путем постепенной интериоризации, перехода во внутренний план операций произнесения и слухового восприятия текста на базе чтения вслух. Для молчаливого чтения необходимо ассоциирование графического образа слова со смыслом, а оно невозможно без наложения графического образа слова на его слуховой образ, которое происходит при чтении вслух. Поэтому вначале ребенок учится читать вслух, а затем постепенно переходит к чтению про себя. Остальные виды чтения осуществляются только в одной форме – молча. Таким образом, овладение чтением как видом речевой деятельности происходит поэтапно и состоит в постепенной автоматизации процессов восприятия текста (т.е. формировании навыка чтения), освоении приемов смысловой обработки читаемого (т.е. умения прогнозировать в процессе чтения то, что будет сказано далее, умения выделять ключевые слова, основную мысль высказывания, определять логику развития мысли и др.) и овладении разными видами и формами чтения (т.е. способностью читать по-разному в зависимости от цели чтения и условий его осуществления). 1.2. Литературное чтение: особенности изучения предмета Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к чтению. Чтение - это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение человека, может изменять и совершенствовать личность. Нас всё время волновали вопросы: -Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? -Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей? Иной раз приходится наблюдать, ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Существует ряд причин, почему дети неохотно и мало читают. Главная причина такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. «Чтение — вот лучшее умение». Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно факторы учесть невозможно. Но если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является умение бегло читать. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Обдумывая эту проблему, необходимо дополнить урочную систему новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить свои знания на практике. И такие педагогические технологии уже существуют. Все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли результаты, на которые рассчитывает учитель? В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личное развитие школьника. Технология - от греческих слов techno (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Практические технологии это сложные системы приёмов и методик. Технология (мастерство, учение) - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач. Метод - это совокупность приёмов и операций, готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения нацеленных действий. Приём - это действия, движения, составная часть метода. Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании литературного чтения требует овладения интерактивными методами и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской. При подготовке урока литературного чтения можно использовать такие технологии, как: 1. Технология продуктивного чтения. 2. Оценивание образовательных достижений. 3. Чтение со звуковым ориентированием (технология А.М. Кушнира) 4. Технология обучения оптимальному чтению (В.Н. Зайцев) 5. Технология развития критического мышления 6. Технология эффективного чтения (Г.В. Королёва) 7. Фоточтение с использованием всего мозга (А. Патрушев) 8. Образовательная модель «Шаг за шагом» Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова или Чтение со звуковым ориентиром (А.М. Кушнира) В технологии А.М. Кушнира 2 варианта урока ( Приложение № 1) I. Уроки «Устного слова» - это 15 выступающих за 1 урок, каждое по 2 минуты (презентация материала со ссылкой на источник, использование иллюстративного раздаточного материала). -Выход за пределы отведённого времени недопустим. -Если ребёнок не укладывается во времени, учитель сам быстро и доброжелательно завершает выступление. Задачи урока «Устного слова»: экономить слово, быть бережным к слову, не произносить лишних слов, увеличивать вес слова, его значимость, убедительность. От учителя зависит содержание и форма. Материал для доклада может быть разнообразным, но главное интересным. Могут пользоваться материалами газет, журналов на темы: животные, растения, спорт, искусство, связанные с праздниками, историей, географией, стихи, пение, звуковой ориентир. Материал должен проинформировать, удивить, развеселить, впечатлить, убедить. Учитель прорабатывает материал с каждым учеником, помогает выделить главное, составить сообщение и рассказать, уложив его в 2 минуты. Рассказ должен быть содержательным. Формы: конференция, семинар, политинформация, поэтический марафон, клуб знатоков, фольклорный праздник, фестиваль анекдотов, конкурс рассказчиков и т.д. Деятельность детей усложняется: 1. Подготовительное заранее чтение вслух. 2. Рассказ с подглядыванием в текст. 3. Рассказ с опорой на план - конспект. 4. Пересказ без помощи вспомогательных средств. II. Урок быстрого чтения строится с обязательным звуковым ориентиром. Использовать художественные тексты лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые (поэзия С.Я. Маршака, С. Михалкова, А.Л. Барто). Использовать на уроке только новый, неизвестный материал. 1 этап - освоение материала алфавита 10-15 дней все уроки построены на звуко-буквенном материале. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь некой критической массы, когда процессы слово изображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово. Групповая форма работы состоит в том, что у ребёнка исключаются ситуации возможного личного неуспеха. 2 этап - первое чтение Учитель читает текст на доске, экране, плакате, сопровождая собственное чтение указкой, пробуждая интерес детей следовать по строке глазами и пальчиком (1-2 урока, чтоб усвоить приём). Не нужно разнообразить урок множеством упражнений и сменой видов деятельности. Интерес к уроку не нужен, нужен интерес к тесту — предмету работы. Нужен интересный текст! 3 этап - дети с указкой Учитель озвучивает текст в темпе, в каком движется указка — ориентир темпа, ориентир для стабилизации глаз на строке. Постепенно дети начинают следить по книге. На этом этапе используются в основном стихотворные тексты с короткими строками. Потом можно начать использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Темп 40-50 слов в минуту. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. 4 этап - нарастание темпа, шёпот Чтение шепотом вместе с диктором. Чем тише, тем лучше — не обременяя остальных своим чтением. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха — все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяют им активно его осмысливать, быть успешными при оценке понимания, внимательности, у учителя есть время дойти до каждого. 5 этап - переход к чтению - «схватыванию» Как только две трети детей уже могут озвучивать текст с диктором, то есть читать самостоятельно, следует увеличить темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжать ежедневно увеличивать его на одно слово. Итоги: -достаточно интенсивный информационный поток; -высокий уровень мотивации; -выше скорость чтения; -артикуляция редуцированных гласных; -отсутствие почвы для регрессии глаз, т.к. звуковой ориентир заставляет глаза двигаться постоянно в заданном направлении. А.М. Кушнир считает, что учитель, который выполнит добросовестно все рекомендации, забудет о проблеме чтения навсегда. Если ребёнок читает, опережая звуковой ориентир (более 140-160 слов в минуту), надо вывести его из общего регламента работы (читать вперед диктора текст). У детей и взрослых не бывает информационных перегрузок, а бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха, страха, скуки, обиды, отсутствия интереса. Помните: подряд дважды читать и слушать одно и тоже не интересно, скучно, бессмысленно, глупо. Для формирования универсальных учебных действий у учащихся наиболее эффективной является технология развития критического мышления. Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Технология была разработана учёными и преподавателями Университета штата Северная Айова (США). Была предложна в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? С 1996 года — прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году. Несмотря на то, что технология распространяется уже более 15 лет, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть свой официальный сайт - сайт международного журнала «Перемена». Технология может быть использована в различных областях: словесность, история, окружающий мир, географии, начальные классы. Это подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить учащимся удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитывающие цели. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) Сущность технологии. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Основа технологии - трёхфазовая структура урока; вызов, осмысление, рефлексия. (Приложение № 2) Вызов - первая фаза Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Возможные приёмы и методы: -составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы: -верные и неверные утверждения: -перепутанные логические цепочки и т.д. Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Вторая фаза - осмысление Идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Деятельность ученика: читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Возможные приёмы и методы активного чтения: -маркировка с использованием знаков (на полях); -ведение записей типа двойных дневников, бортовых записей; -поиск ответов на поставленные в первой части урока, вопросы и т.д. Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. Третья фаза - рефлексия (размышление). Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям — предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность ученика: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Возможные приёмы и методы: -заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верные и неверные утверждения; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных круглых столов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ (эссе) Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации: работа в парах или группах. Противники технологического подхода к уроку говорят о том, что структура «уводит» от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с разными видами текста. На уроке можно работать с двумя видами текстов — информационными (научными, публицистическими) и художественными. Представляю описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии. 1. «Нарисуйте счастье». Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. 2. «Письмо по кругу». Каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетрадь передаётся до тех пор, пока каждый не вернется к своему хозяину. 3. На стадии рефлексии возможно создание синквейна - стихотворения из 5 строк. 4. «Толстые и тонкие вопросы». Эта технология ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. 5. «Бортовой журнал» - способ визуализации материала. Может стать ведущим приёмом на смысловой стадии. Во время изучения темы записывают свои мысли. 6. Приём «Кубик» - на этапе осмысления. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, которые записаны на сторонах кубика. 7. Приём «Кластеры» - графическая систематизация материала. Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. 8. Приём «Выглядит, как … Звучит, как ...» - приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. Запись зрительных и слуховых ассоциаций, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология». 9. Приём «Концептуальная таблица» - сравнение объектов. Преимущества технологии: 1. Повышается ответственность за качество собственного образования. 2. Развивается навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию. 3. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление). 4. Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и коррективно по отношению к окружающим. 5. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому быть составлен интересный, познавательный текст. 6. Работа в группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяет их словарный запас. 7. Есть возможность повторения, усвоения материала. 8. Вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту. 9. Обостряется любознательность, наблюдательность. 10. Появляется большая глубина понимания, возникает новая, ещё более интересная мысль. 11. Письменная речь развивает навыки чтения и наоборот. 12. Развивает активное слушание. 13. Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией. 14. Предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ученика, повысить самооценку.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg