1 Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим
положением общая характеристика, сущность, виды
1.1 Общая характеристика определения: доминирующее
положение субъекта
Правила функционирования рынка подразумевают наличие конкуренции как основополагающую часть. Закон о защите конкуренции часть 1 ст. 10 в редакции Закона N 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга . В статье 4 Закона о защите конкуренции закреплены, в том числе понятия товара, товарного рынка и хозяйствующего субъекта. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, В соответствии с пунктом 4 статьи 4 товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в то числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации [1]. Вместе с тем, антимонопольное законодательство для реализации одного из начал гражданского законодательства, заключающегося в необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, устанавливает правовое ограничение на действия (бездействие) тех хозяйствующих субъектов, которые в силу их доминирующего положения на рынке могут оказывать препятствия для деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе путем создания препятствий доступу или выходу на товарный рынок.
Итак,субъект признается доминирующим, в случаях, когда может:
? оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
? устранять с определенного товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
? затруднять доступ на определенный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Необходимо учитывать, что принцип свободы договора, установленный статьей 1 ГК РФ, в отношении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, применяется с учетом особенностей, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно - запрета установления монопольно высокой или низкой цены, недопустимости необоснованного отказа (уклонения) от заключения договора, навязывания контрагенту невыгодных условий, создания для контрагента дискриминационных условий, в том числе ценовая дискриминация и др.
1.2 Условия признания за субъектами доминирующего
положения
Согласно п 1 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации),
? доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
? доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Согласно п 3 этой же статьи , доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
? совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
? в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
? реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц[1].
1.3 Виды доминирующих положений субъекта на рынке
На рынке существуют различные виды злоупотребления доминирующим положением ,которые различают по целям противоправного поведения.
К ним относят незаконные действия ,направленные на изменение или поддержание цен :
- изъятие товара из обращения, если результат такого изъятия выражен в повышении цены товара;
- экономически или технологически необоснованному сокращению или прекращению производства товара, если на такой товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при условии наличия возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или прекращение производства прямо не предусматривается в нормативных правовых или судебных актах;
- экономически или технологически необоснованному отказу либо уклонению от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, когда такой отказ или уклонение прямо не предусматривается нормами действующего законодательства или судебными актами;
- экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, если иное не закреплено на уровне федерального закона;
- установлению финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены за финансовые услуги;
- созданию дискриминационных условий;
- созданию препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из него иным хозяйствующим субъектам;
- нарушению, закрепленного в нормативных правовых актах, порядка ценообразования.
Основные виды запрещенных действий (бездействия) субъекта.На практике наиболее часто встречаются следующие виды злоупотреблений доминирующим положением:
? навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче какого-либо имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован);
? экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами или судебными актами;
? экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами или судебными актами;
? создание дискриминационных условий;
? нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.