В настоящее время преступность несовершеннолетних является актуальной проблемой современного общества. Важным условием организации борьбы с преступностью несовершеннолетних является исследование ее состояния, развития, изучение специфики конкретных преступлений, а также исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних.
Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации – это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать,
что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категории населения.
В связи с ростом преступности несовершеннолетних, растет и число осужденных несовершеннолетних. Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных
и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи такие черты, как чрезмерная, ничем не мотивированная жестокость. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми.
Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, такими,
как омоложение и феминизация. В структуре данной преступности преобладает доля преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых.
Ученый-криминолог Е.В. Демидова – Петрова отмечает следующее: «Под преступностью несовершеннолетних следует понимать
социально-правовое, негативное, общественно опасное, исторически обусловленное, устойчивое явление, представляющее собой систему преступлений совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия (восемнадцати лет), на определенной территории, а также за определенный период времени».
Весьма тревожит тот факт, что несовершеннолетние стали чаще вовлекаться в этнорелигиозные конфликты, в экстремистские группировки
и националистические движения. Опасность такой тенденции заключается
в том, что молодые люди могут стать на путь терроризма. Собственно,
это уже свершилось. Как показывает исследование террористических групп, действующих на Северном Кавказе, в их составе немало подростков.
Они за определенную плату или безвозмездно, из ненависти
или из потребности в острой и опасной игре, участвуют в подрыве боевой техники федеральных войск, нападении на отдельные группы солдат, закладывают взрывчатые вещества и т. д. В силу своей жизненной незрелости, несформированности идеалов и особенностей возрастного восприятия несовершеннолетние вообще склонны активно участвовать
в экстремистских политических движениях, подчас не очень ясно представляя, что это такое, но готовые выполнить достаточно рискованные задания. Другой тревожащий факт состоит в том, что подростки, жизнь которых складывается неудачно, а также страдающие различными психическими аномалиями, часто вовлекаются в антиобщественные тоталитарные секты.
Специфика законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних, а также назначения им наказания, как способа борьбы и профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, является одной из «глобальных проблем человечества» во всем мире. Учитывая
то, что в нашей стране данной проблеме уделялось внимание в периоды становления СССР, Великой Октябрьской Социалистической Революции, Гражданской войны, в то время когда детская беспризорность была
на первом месте, данная проблема и в настоящее время не потеряла своей актуальности.
Исполнение наказаний в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой сложный процесс, как с точки зрения объективности применяемого наказания, так и с точки зрения психологического воздействия на несовершеннолетнего осужденного.
По официальным данным МВД России, несовершеннолетними
или при их соучастии сегодня совершается каждое восемнадцатое преступление, что составляет примерно 5,6% от общего количества преступлений.
Каждый год к уголовной ответственности привлекается более
80 тыс. лиц в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, при этом около четверти из них уже были до этого судимы. В последний год в Российской Федерации количество совершенных несовершеннолетними лицами преступлений сократилось примерно на 20%, в том числе тяжких — на 18%, особо тяжких — более чем на 20% процентов.
Согласно данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации с января по июнь 2017 года на 24,6 % снизилась преступность среди несовершеннолетних (с 27 251 до 20 544). При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,1 % до 3,6 % от всех предварительно расследованных преступлений. Согласно данным МВД РФ в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 % .
Показатели преступности несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации весьма разнообразны, в силу своей неоднородности по экономическим и социальным показателям. Изучение региональных особенностей имеет принципиальное значение не только для анализа преступности несовершеннолетних, но и для ее предупреждения. В январе-июле 2018 года регионами с наибольшим удельным весом преступлений (от общего числа расследованных), совершенных несовершеннолетними, стали Республика Тыва (7,8 %), Республика Карелия (7,7 %), Забайкальский край (7,4 %), Калининградская область (6,9 %), Ненецкий АО (6,9 %).
Уголовная политика Российского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей всегда была отражением стратегии государства в области предупреждения преступности, скорректированным
социальным отношением к детству. Первые памятники русского права
(X – XIII вв.) уделяли вопросам регулирования ответственности несовершеннолетних самое незначительное внимание. Изменение законодательства в сторону гуманизации уголовно-правовых последствий совершения преступления несовершеннолетними наблюдается лишь
с XVIII столетия. Опыт законодательной регламентации вопросов ответственности несовершеннолетних и их практическое решение позволяют констатировать, что к началу XX века государство разработало достаточно разумную, отвечавшую уровню развития науки систему нор
об ответственности лиц, не достигших совершеннолетия. В рассматриваемый период Россия определила основания и условия ответственности несовершеннолетних, создала приемлемые формы практической реализации идеи замены наказания несовершеннолетних воспитательными мерами
в виде особых воспитательных приютов и колоний; разработала прогрессивную систему назначения наказания лицам молодого возраста.
Одной из проблем следует выделить, что реализация наказания несовершеннолетним осуществляется в особом режиме.
Так, несовершеннолетние отбывают наказание в отдельных учреждениях
от взрослых. Существуют воспитательные колонии для несовершеннолетних, которые отделяют более опытных взрослых преступников
от несовершеннолетних, тем самым не допуская наличия какого-либо отрицательного влияния на них. В свою очередь, законодателем подчеркивается особый подход как со стороны привлечения к юридической ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетнему в силу социальных, морально-этических и психологических факторов. Именно
с учетом развития психики подростка существенная достаточность правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута
в большинстве случаев благодаря применению к ним смягченных
или специфичных мер воздействия, поэтому существует потребность закрепления особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Основой исследования являются работы ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного, семейного и трудового права. Важнейшие положения труда основываются на нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Уголовном, Уголовно-процессуальном
и Уголовно - исполнительном кодексах Российской Федерации, общепризнанных международных конвенциях и договорах, а также других законодательных и нормативно-правовых актах по вопросам назначения
и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.
Цель исследования - провести исследования институтов уголовного
и уголовно-исполнительного законодательства в части исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.
В целях достижения этой цели разрешались следующие задачи:
- исследовалась нормативно-правовая база, определяющая особенности уголовной ответственности и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних;
- анализировались понятия и принципы, которыми руководствуются суды при назначении наказания несовершеннолетним в Российском уголовном праве;
- изучались особенности и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, связанных с лишением свободы, а также не связанных с лишением свободы;
- изучались проблемы и научные подходы, связанные с исполнением наказаний в отношении несовершеннолетних;
- изучались направления совершенствования института исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних.
Объектом исследования являются правоотношения складывающиеся
в сфере преступности несовершеннолетних, возникающие по поводу реализации уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также специфика социальных, психофизиологических и иных особенностей процесса социализации личности несовершеннолетних преступниках.
Предмет исследования включает научно-теоретические концепции
в сфере преступности несовершеннолетних, а также нормативно-правовые акты, регулирующие, данную сферу в рамках российского законодательства, а также нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России, определяющие сущность лишения свободы и порядок исполнения этого вида наказания; нормы международного права, нормативные акты МВД России, Минюста России; судебная практика по преступлениям,
за которые несовершеннолетним назначено наказание в виде, лишения свободы.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания и такой его элемент, как системный анализ. Наряду со всеобщим диалектическим методом применялись общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция и др.) и специальные (сравнительноправовой, исторический, статистический и др.) методы познания.
Положения, выносимые на защиту.
1. В ходе исследования автором было установлено, что с течением времени законодательство менялось, как в сторону «карательного» характера, так и в сторону гуманизации. В нынешней ситуации, как считает автор, законодательство при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних устарело и требует существенной доработки исходя
из нынешних реалий;
2. Для повышения эффективности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных, а также их исправления и предупреждения совершения последними повторных преступлений, следует пересмотреть использование всех применимых к данной категории видов наказаний.
3. При рассмотрении применяемых видов наказаний автор предлагает внести изменения в ч. 2 ст. 88 УК РФ, ст. 264.1 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ, а также исключить положения о невозможности применения ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, исходя из положений постановления Пленума ВС от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»;
4. Автором была рассмотрена несостоятельность назначения таких видов наказаний, как штраф, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и исправительные работы, при назначении которых теряется смысл исправления осужденных несовершеннолетних, а также ограничение их прав в получении образования;
5. В своей деятельности учреждения УИС работают на основании «палочной системы», сухих цифр. Данная система оценки деятельности досталась органу исполнения наказаний еще со времен СССР, и многими учеными признана неэффективной, в связи с тем, что не отвечает целям исправления осужденных.
6. Автором указано, что не имеется достаточной базы для социальной адаптации несовершеннолетних лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы, в связи с чем, отбывший наказание гражданин в достаточной степени не адаптирован к «нормальному образу жизни на свободе».
Особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних рассматривались в работах: Аванесова Г.А., Миньковского Г.М., Астемирова З.А., Беляева Л.И., Игнатова А.Н., Малахова Б.Ф., Маркова А.Л., Пономарева С.Н. В более поздний период: Позднякова В.И., Башкатова И.П., Данилина Е.М., Лысягина О.Б.,
Невского В.В., Самовичева Е.Г.
Среди трудов ученых и практиков, внесших значительный вклад
в разработку и совершенствование наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, следует также отметить работы Астемирова З.А., Беляевой Л.И., Гербеева Ю.В., Кашубы Ю.А., Невского В.В., Панкратова В.В., Сахарова А.Б., Яковлевой Н.Г. и др.
Проблемам института наказания, практике его исполнения
и исправления осужденных уделяли внимание такие ученые в области уголовного права, криминологи и пенитенциаристы, как: Беляев Н.А.; Гальперин И.М.; Жижиленко А.А.; Злобин Г.А.; Зубков А.И.; Карпец И.И.; Люблинский П.И.; Наташев А.Е.; Ной И.С.; Полубинская И.С;
Соловьев А.Д.; Стручков Н.А.; Фефелов П.А.; Шаргородский М.Д. и др.
Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных
и предупреждения преступлений.
Актуальным в связи с этим является разработка вопросов понимания наказания, его природы, целей и сущности; понимания и значения исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных; систематизации научного знания в данной области.
Данные обстоятельства в основном и определяют актуальность исследования данной темы.
Структура работы и ее содержания обусловлены объектом, предметом, а также целью и задачами исследования. Она состоит из трех глав, включающих, шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.