ГЛАВА I. ДОСУГ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Досуг: понятия, виды, функции, типология.
В настоящее время все большее внимание исследователей привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это обусловлено масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта сфера жизнедеятельности. Можно констатировать о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения. Исследование данного феномена требует, прежде всего, уточнения его понятийного аппарата и сущности содержания.
Понятие «досуг» является основой для определения характеристики досуговой сферы молодежи. Данное понятие содержит в себе весьма существенные значения. Например, в античной философии феномен досуга воспринимался как время, свободное от каких-либо материально необходимых занятий, как неотъемлемое свойство гражданского состояния. Поэтому можно утверждать, что в трудах Аристотеля содержится целостная концепция схолэ. Смысловое развитие указанного понятия уточнялось, прежде всего, в плане того, чем досуг мог быть заполнен, для чего он мог быть использован. Таким образом, досуг - вид свободных занятий, направленный на достижение высшего гуманистического идеала [10].
Далее, по мнению Котельниковой Н.В, досуг - это свободное время от рабочего труда, в которое человек восстанавливает свои силы к новому рабочему дню. Также это деятельность, которая развивает творческие и умственные способности человека, которые в рабочее время нельзя усовершенствовать. Т.к. досуг - это деятельность, то она осуществляется в интересах и целях самого индивида. Изучение новых знаний, культурных ценностей, занятие творчеством, спортом или путешествиями - все это показывает на достигнутое соотношение культуры и досуга. [3]. Досуг (внеучебная занятость) — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах во внеучебное время. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми [2].
Таким образом, досуг это прежде всего сознательная деятельность с рекреационным воздействием на человека, а также имеющая активный характер деятельности. Рекреационный эффект проявляется в том, что человек в результате физического и психологического оздоровления испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного досуга.
Если говорить о пассивном характере досуга, то это самый простой вид досуга, не требующий больших умственных и физических затрат. Он предназначен для восстановления сил, характеризуется состоянием покоя, который снимает утомление и восстанавливает силы. Данный вид досуга включает в себя прогулки по городу, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов, чтение газет и журналов, посещение друзей, знакомых. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей. Он пассивен, индивидуален. [12]
Далее следует отметить, что понятие «досуг» тесно связано с понятием «свободное время». Однако они не идентичны по смыслу. Тенденция гуманизации общественной жизни привела к полному отождествлению данных понятий. Для начала рассмотрим несколько трактовок понятия «свободное время. В социологическом энциклопедическом словаре «свободное время трактуется как «внерабочее время за вычетом времени, используемого в связи с необходимостью поддерживать биологическое существование организма» [8]; Карл Маркс считал свободное время формой общественного богатства: «настоящее богатство - такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития» [4] По мнению Батнаусова А.С. причиной такой связи понятий является «чрезмерное сужение понятия свободного времени, т.е. когда не включается деятельность, направленная на поддержание жизни человека в целом, для реализации своих естественных физиологических потребностей (время для личной гигиены, работу по дому, самообслуживание, общественную деятельность, пассивных отдых, сон, питание, учеба и т.д.). Между тем, досуг является лишь составной частью свободного вне производственного времени, который следует разграничивать с иными видами деятельности, например, такими как религиозные, общественные, семейные и др.» [4, с.61- 68].
На сегодняшний день досуг современного человека означает время, свободное от необходимого труда, а также от воспроизводства человеком его жизненных функций в рамках домохозяйства и общественных отношений. Как утверждают исследователи, для определения доли свободного времени отдельного человека необходимо из суточного времени (24 часа) вычесть следующие бытовые действия, совершаемые ежедневно [8]:
1. Производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
2. Физиологический отдых (ночной сон);
3. Оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
4. покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
5. приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
6. воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
По итогу оставшаяся доля суток, которая остается после данных вычислений, может определяться свободное время. Именно в рамках этого свободного времени человек может распоряжаться своей досуговой деятельностью.
Свободное время – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том