Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2021
Наше исследование было посвящено проблеме формирования конструктивных умений у старших дошкольников в процессе работы с природным материалом. На основании психолого - педагогической литературы мы определили, что в процессе конструктивной деятельности могут формироваться такие конструктивные умения, как умение анализировать природный материал и создавать конструкцию; умение создавать композиции; умение изменять пространственное положение, достраивать и убирать лишнее.
Введение

Актуальность исследования. Продуктивная деятельность является одним из видов детской деятельности в дошкольном возрасте. Особо выделяют у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности - конструирование. При конструировании, дети получают полезные умения, способствующие подготовке к будущей учебной деятельности. Занимаясь конструированием у детей дошкольного возраста расширяется кругозор, познавательные способности, усовершенствуются знания об окружающем мире и реальности. Конструирование учит детей моделировать, находить куда применять полученные навыки. Одним из средств конструирования может являться конструирование из природного материала. Мир природы разнообразен, загадочен и чудесен. Один из путей приобщения детей к творчеству, к созиданию, к красоте и к природе - это конструирование из природного материала. Оно направлено на получение определенного продукта, поэтому относится к продуктивным видам деятельности. Конструирование из природного материала является творческим и полезным занятием, в процессе которого дети создают оригинальные поделки, проявляя при этом талант и фантазию. Помимо того что занятия по конструированию полезные и увлекательные, они ещё имеют большое значение для развития личности дошкольника. Оно пробуждает в детях способность видеть в окружающей нас природе постоянную красоту жизни с раннего возраста. При создании объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются усидчивость и трудолюбие. Поделки из природного материала, которые изготавливают дети при конструировании на занятиях в качестве подарков или для украшения интерьера, их практическое применение имеет немаловажное значение в развитии. Помимо этого, дети: знакомятся со свойствами природного материала; стараются планировать последовательность своих действий; учатся подбирать природный материал; учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ; стараются творчески подходить к оформлению изделия. Качество и выразительность поделки получается достигнуть способностью заметить в природном материале сходство с предметами действительности и сказочными образами. При этом можно улучшить это сходство дополнительной обработкой деталей. Используя естественную форму природного материала, при создании поделки, ребенок таким образом экспериментирует с природным материалом. Поэтому у ребенка развивается творческое воображение, фантазия, изобретательность. Во многих психолого-педагогических исследованиях рассматривался процесс формирования конструктивных умений у таких учёных: А.В.Белошистой [1], Л.И. Божовича [3], Л.А. Венгера [5], Е.М. Ерофеевой [12], Л.В. Куцаковой [20], З.В. Лиштвана [22], Л.А. Парамоновой [33], Н.Ф. Тарловской и Л.А. Топорковой [45], И.А. Яковлевой [53]. Вопросы по формированию конструктивных умений у старших дошкольников в процессе работы с природным материалом в своих исследования рассматривали следующие ученые: В. Г. Гоголева [7], С. В. Коноваленко [17], Т. А. Копцева [18], И. Ю. Кулагина [19], Л. С. Лоренсо [23], В. Г. Нечаева [28], Т. С. Пак [31], С. Л. Рубинштейн [39], Л. В. Трубайчук [47] и др. В отечественной дошкольной педагогике и психологии работу с природным материалом изучали: Куцакова Л. В. [21], Афонькина Ю. А.,Урунтаева Г. А., Соломенникова О. А., Новикова И. В. [29], Парамонова Л. А. [33] и др. Принято понимать под детским конструированием создание ребенком конструкций, моделей и поделок из различных материалов, которые определяют тип конструирования. Предлагались различные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Однако система воспитания творческих способностей или педагогическая ориентация для формирования у старших дошкольников конструктивных умений в процессе работы с природным материалом не разработана. В педагогической практике недостаточно развиты специальные исследования для определения принципов и условий развития творческих конструктивных умений в этом виде конструирования. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью формирования у старших дошкольников конструктивных умений и недостаточным использованием работы с природным материалом для решения данной задачи дошкольного образования. Вследствие выявленного противоречия была обозначена проблема исследования: каковы возможности формирования конструирования из природного материала у детей старшего дошкольного возраста. Вышесказанное предопределило выбор темы исследования «Формирование конструктивных умений у старших дошкольников в процессе работы с природным материалом». Объект исследования: формирование конструктивных умений у старших дошкольников. Предмет исследования: комплекс занятий по формированию конструктивных умений в процессе работы с природным материалом у старших дошкольников. Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста при работе с природным материалом и описать их реализацию. Гипотеза исследования: формирование конструктивных умений у старших дошкольников будет проходить успешнее, если: 1. Разработать комплекс занятий по конструированию из природного материала. 2. Проводить работу последовательно в соответствии с блоками: от формирования умения изменять пространственное положение, достраивать и убирать лишнее к формированию умения создавать композиции. Исходя из объекта, предмета и цели выдвигаются следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, по проблеме формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста. 2. Раскрыть особенности формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и охарактеризовать конструирование из природного материала как средство формирования конструктивных умений у старших дошкольников. 3. Исследовать диагностические методики для определения особенностей формирования конструктивных умений у старших дошкольников . 4. Разработать комплекс занятий по конструированию из природного материала, способствующий формированию у старших дошкольников конструктивных умений. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: ? теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы; ? эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста, беседы, анкетирование; База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16» г. Донской, мкр. Северо-Задонск, Тульская область. Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (53 источника), таблиц, рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ…………………….. 1.1 Проблема формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе….7 1.2 Особенности формирования конструктивных умений у старших дошкольников……………………………………………………………………13 1.3 Конструирование из природного материала как средство формирования конструктивных умений у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………21 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. 2.1. Исследование особенностей формирования конструктивных умений у старших дошкольников………………………………….………...... 39 2.2. Разработка комплекса занятий по конструированию из природного материала, способствующих формированию у старших дошкольников конструктивных умений. ……….…………………………………..………..…50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....61
Список литературы

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А.В.Белошистая. – М.: Владос, 2013. –296 с. 2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528с. 3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с. 4. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О.В.Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. -№2. - С. 55-57. 5. Венгер Л. А. Путь к развитию творчества /Л.А.Венгер // Дошкольное воспитание. -2008. –№ 11. – С. 32-38 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: монография / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1967. – 93с. 7. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет /В.Г.Гоголева.- Спб.: «Детство-пресс», 2010. –56 с. 8. Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества /А.Н.Давидчук.- М., 2010. -218c. 9. Долженко Г.И. 100 поделок из природного материала / Г.И.Долженко. – Ярославль: Академия развития,2008. –142с. 10. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. -Изд. -2-е, перер. И дополн. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. –250 с. 11. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения] / Н.В. Елжова. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. –245 с. 12. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с. 13. Изотова Ф.В. Самостоятельность и инициатива в конструировании / Ф.В.Изотова // Дошкольное воспитание. – 1966. - №10. – С. 11-16 14. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: Пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. – Москва: Маска, 2013. - 53с. 15. Кайе В. А. Конструирование и эксперименты с детьми 5 – 8 лет: методическое пособие/ В. А. Кайе – Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 128с. 16. Комарова Т. С. Коллективное творчество дошкольников: методическое пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 1128с. 17. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. –112 с. 18. Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр – занятий. Художественно – эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. –М.: Дрофа, 2014. –168 с. 19. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. –М.: Академический Проект, Трикста, 2011. –320 с 20. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. –259 с. 21. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В.Куцакова.–М.: Мозаика-Синтез, 2011. –76 с. 22. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2009. –271c. 23. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада / Л.С.Лоренсо // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве.-М.: 2010 –175 с. 24. Лукьянова С. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / С.А.Лукьянова, О. В. Сосункевич // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 59-61. 25. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду / Н.А.Мойбород // Молодой ученый. —2014. —No2. —С. 785-787 26. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. Пособие для студ. Учрежд. Высш. Проф. Образования / Н. В.Микляева, Ю. В. Микляева. —3-е изд., стер. —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. 27. Моляко В.А. Проблема психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности / В.А.Моляко // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2013 г. – Спб.: 2013. –С. 54-61. 28. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. -М.: Кронос, 2010. –301 с. 29. Новикова И.В. Работа с природным материалом в детском саду [Текст] / И.В.Новикова. –М.: Академия, 2009. –С. 56-58 30. Павлова О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / О.В. Павлова. // Подготовительная группа. Комплексные занятия. –М.: Учитель, 2014. –188 с. 31. Пак Т.С. Педагогическая психология /Т.С. Пак. –М.:Человек, 2010. –96 с. 32. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова. –М.: Сфера, 2014. –115 с. 33. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования /Л.А.Парамонова // Дошкольное образование. - 2008. -№17, 18 (233). – С. 78-85 34. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет: Методическое пособие / Л.А.парамонова .–М.: Олма Медиа Групп, 2015. – 944 с. 35. Петровская А.В. Общая психология: Учебн.пособие для студентов Вузов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. –462 с. 36. Полушина Н. В. Использование инновационных технологий в работе с природным материалом /Н.В.Полушина // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. —С. 551-53. 37. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – синтез, 2019. 38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013) // СПС Консультант Плюс. 39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. –720 с. 40. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой. -М.: КРОНОС, 2009. –272 с. 41. Севастьянова С. Опыт работы «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» / С.Севастяьнова. – [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/opyt - raboty-razvitie-u-doshkolnikov-konstruktivnogo-tvorchestva.html 42. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. –224 с. 43. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/. 44. Сударчикова Л.Г. Педагогическая психология [Текст] / Л.Г. Сударчикова. –М.: Флинта, 2015.–304 с. 45. Тарловская Н.Ф. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста / Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова // Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова–М.: 2008. –Просвещение, 2008. –192 с. 46. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие -5 изд. / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2016. –256 с. 47. Трубайчук Л.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В.Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. –290 с. 48. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций / Н.А.Уразлина // Молодой ученый. —2015. —No20.1. —С. 33-35. 49. Ушакова Р.С. Развитие творчества дошкольников / Р.С.Ушакова.–М.: Сфера, 2014. –176 с. 50. Федина Н.В. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» / Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. –2011. – № 1. – С. 6–12. 51. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие / Н.В.Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. –128 с. 52. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: Монография /Н.П. Шаталова. –Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. –204 с. 53. Яковлева И. А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми / И. А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).— Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 82-85.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ 1.1 Проблема формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе В современном мире педагогическая наука и образовательная практика уделяют большое внимание детскому конструированию. В ФГОС ДО и других образовательных программах этот вид деятельности считается одним из основных. Конструктивная деятельность позволяет ребенку развиваться умственно и эстетически. В процессе формирования конструктивных умений активизируются мыслительные процессы дошкольника, рождается интерес к творческому решению поставленных задач, формируется изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального. В ФГОС ДО конструктивная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на ознакомление с конструированием, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными типами конструкторов и их элементами [38]. С целью исследования необходимо было рассмотреть такие понятия, как: «формирование», «конструирование», «умение». Изучив словарь А.М. Новикова и Д.А. Новикова формирование определяется как «процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития в нем определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, умений, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т.д.» [29].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg