Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

alex_m 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2021
Развитие языка и речи является особым этапом в формировании психического развития ребёнка Речь обеспечивает общение, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни в обмене информацией, в познании, в образовании. Проблемой развития речи у детей занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги, которые установили, что развитие у детей описательной речи связано с изложением характерных признаков отдельного предмета или явления.
Введение

Одной из важнейших задач в воспитании и обучении детей старшей дошкольной возрастной группы является развитие речевого общения, речи. Язык – основное средство выражения эмоций, мыслей, чувств в общении людей, является важнейшим источником развития человека. В психологической и педагогической литературе развитие детской речи изучали и описывали такие учёные, как: К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Виноградова. Л.С. Выготский. Умение владеть языком предков – это не только правильный порядок слов в предложении. Дети должны научиться повествовать, то есть не просто называть предмет, а и описать его, поведать о явлении и о последовательности событий. Необходимо, чтобы рассказ состоял из ряда предложений и мог охарактеризовать важные стороны и свойства предмета. События должны иметь последовательность и логическую связь между собой, то есть речь ребёнка должна быть связной. По мнению Р.Е Левиной связная речь являет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения [22]. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и другие исследователи описывают психологическую природу описательной речи, особенности развития и механизмы её, у детей. Они характеризуют сложную организацию описательной речи и настаивают на специальном речевом воспитании. Наблюдается тесная связь между умственным развитием, наблюдательностью, мышлением, восприятием и речевым развитием. Чтобы связно рассказать о предмете, или событии, необходимо представлять объект повествования, смочь проанализировать, отобрать главные (в данной ситуации общения) свойства и качества, обозначить временные, причинно- следственные и другие взаимосвязей явлений и предметов. В достижении описательной речи обязательно правильно применять интонацию, логическое (фразовое) ударение. Необходим подбор слов, подходящий для изложения своей мысли, умение составлять сложные предложения, и использование языковых средств для связи предложений. Связная речь детей в старшем дошкольном возрасте с нормой речевого развития должна достигать высокого уровня. И это имеет важное значение в последующем успешном обучении в школе, для всестороннего развития человека. Исследования в коррекционной педагогике указывают на устойчивую тенденцию возрастания количества детей с нарушениями речевого развития. В котором большая часть детей с общим недоразвитием речи (ОНР). При общем недоразвитии речи могут иметь место сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование элементов речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Важным показателем готовности детей к обучению в школе, является качество развития описательной речи. Проблема описательной речи в литературе исследована подробно, что не уменьшает актуальность в практической работе дошкольных учреждений, ведь последовательно и связно излагать мысли могут далеко не все воспитанники с общим недоразвитием речи. В настоящие время задача развития связной речи детей приводит педагогов к необходимости поисков новых приемов обучения. Ряд современных исследователей Е.А. Бабаева, И.Н. Воеводина, М.В. Давидович отмечают недостаточность использования традиционных методов обучения дошкольников монологической речи. Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения максимально интересным и эмоционально насыщенным, необходимы нестандартные, инновационные технологии. В этом отношении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности использования компьютерных игр открываются новые возможности в обучении дошкольников монологической речи. Согласно новым требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), внедрение инноваций имеет своей целью улучшение качества обучения, повышение мотивации детей к получению новых знаний. Компьютерные технологии позволяют обеспечить доступность, привлекательность, игровой элемент в процессе обучения детей описательной речи. Компьютер не только расширяет возможности предъявления учебной информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивает реализацию индивидуального – ориентированного подхода к обучению, намного расширяет диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом. Использование компьютера позволяет также оперативно и объективно проверить уровень знаний дошкольников, что весьма существенно в процессе обучения. Психолого-педагогические, дидактические и методические подходы к использованию компьютерных технологий обучения раскрыты в работах Н.Н. Антипова, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, B.C. Леднева, В.М. Монахова, Б.Е. Стариченко, В.Ф. Шолоховича и др. Вопросы внедрения компьютеров в учебный процесс рассматривались в исследованиях А.А. Абдукадырова, Ш.С. Ахрарова, Б.С. Гершунского, В.Ф. Горбенко, Л.И. Долинера, С.Р. Домановой, В.И. Журавлева, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбица, O.K. Тихомирова, А.К. Уварова, а также в ряде работ зарубежных исследователей (А. Борк, М. Лесперанс-Лабель, Т. Сакамото и др.) Созданию здоровье сберегающих технологий обучения и гигиены умственного труда при работе на компьютере посвящены работы Н.М. Амосова, Г.М. Лисовской. Проблему использования компьютера в процессе обучения детей младшего школьного возраста рассматривали А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Ю.А. Первин, АЛ. Семенов, Н.Д. Угринович и др., дошкольников И.Г. Белавина, В.М. Бондаренко, Л.М. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашилите, С. Пейперт, Г.П. Петку, Д.И. Цицхвая, Л.Д. Чайнова и др. Опыт применения компьютера на занятиях с детьми, имеющими задержку в речевом и психическом развитии, изучен Л. М. Габдулисламовой. Анализ проведенных занятий позволил автору сделать вывод о том что, обучаясь на компьютере, ребенок забывает о своей временной неполноценности. Формированию интереса к деятельности с компьютером у детей старшего дошкольного возраста посвящено диссертационное исследование Е.В. Ивановой, а педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств рассмотрены в исследовании Г.П. Петку. Исследование развития описательной речи у дошкольников с нарушением речи в компьютерных играх, изучение организации коррекционно-развивающей работы в этом направлении является одной из важных задач специальной психологии и коррекционной педагогики. Это и определило выбор темы исследования. Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования в развивающих компьютерных играх. Объект исследования: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Предмет исследования: процесс развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в развивающих компьютерных играх. Гипотеза исследования: развитие описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в развивающих компьютерных играх будет осуществляться наиболее эффективно, если: - на первом этапе использовать игры, направленные на развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов и овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа; - на втором – на формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета и навыков построения связного целостного описательного рассказа. Исходя из проблемы, цели и гипотезы исследования были определены задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа литературы определить основные подходы к проблеме развития описательной речи у детей дошкольного возраста. 2. Выявить особенности развития описательной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3.Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу развития описательной речи детей с общим недоразвитием речи в развивающих компьютерных играх. 4. Определить эффективность экспериментальной работы. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, моделирование, эксперимент, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике дошкольных образовательных организаций и семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр Образования №39 имени Героя Советского Союза Алексея Арсеньевича Рогожина» г. Тула. В исследование принимали участие 10 детей 6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи» (III уровень речевого развития).
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ………………………........9 1.1. Развитие описательной речи как проблема исследования ………………...9 1.2. Вопросы развития описательной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе................................................................17 1.3. Возможности использования компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе …………………………………………………………… 24 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………………………….. 34 2.1. Характеристика содержания программы диагностики развития описательной речи детей 6 лет с общим недоразвитием речи ……………….. 34 2.2. Анализ результатов диагностики развития описательной речи детей 6 лет с общим недоразвитием речи …………………………………………………...39 ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………………………………………………… 46 3.1. Характеристика программы развития описательной речи детей 6 лет с общим недоразвитием речи в компьютерных играх …………………………. 46 3.2. Развитие описательной речи детей экспериментальной группы в развивающих компьютерных играх ……………………………………………50 3.3. Анализ результатов исследования …………………………………………53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 63 Приложение
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М.: Академия, 2010. – 400 с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2013. – 256 с. 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2010. – 36 с. 4. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2012. – 164 с. 5. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Просвещение, 2006. 420 с. 6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956. – 519 с. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Академия, 2010. – 410 с. 9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. – 166 с. 10. Горшкова Е. Учите детей. // Дошкольное воспитание. 2012 № 12. С. 91 – 97. 11. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г. –328 с. 12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. – 112 с 13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1986. – 320 с. 14. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986, № 12. С. 42-44. 15. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей. // Вопросы психологии, 1987, №2. С. 104-113. 16. Казакова В.С., Кокорева О.И. Особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Проблемы теории и практики современной психологии. Иркутск: ИГУ. 2017. С. 93-97 17. Карпова С.Н., Степанова М.А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослым и со сверстниками. // Вестник Москва 1984 - № 4. С. 21 – 28. 18. Кокорева О.И., Васина Ю.М. Использование компьютерных технологий в качестве педагогической поддержки детей дошкольного возраста с ОВЗ в свободной самостоятельной деятельности // Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования. М.: ГБОУ Школа № 1708, 2017. С.184-186. 19. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПБ.: Детство-пресс, 2018. – 240 с 20. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвещение, 2012. – 110 с. 21. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. М., 2010. – 255 с. 22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. – 173 с. 23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2008, ? 368 с. 24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2009. – 211 с. 25. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 26. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. Либроком, 2009. – 265 с. 27. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., М.: Академия, 2007. – 464 с. 28. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. // Дошкольное воспитание. 2004, №6. С. 64-68. 29. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. – 240 с. 30. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. № 12. С. 24 – 29 31. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2014. – 352 с. 32. Негневицкая Е.И., Шахнорович А.М. Язык и дети. М.: Наука, 2014. – 111 с. 33. Немов Р.С. Психология. Том 2. М.: АРКТИ, 1998. – 387 с. 34. Новоселова С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России: // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. C. 65 - 71. 35. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 2004. – 164 с. 36. Новоселова С.Л. Новая информационная работа с дошкольниками// Дошкольное воспитание. 1997. №7. С. 73 – 76. 37. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? //Директор школы. 2003. № 9. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16578507 (дата обращения: 02.09.2019). 38. Новые информационные технологии в дошкольном образовании «Компьютер и детство».\ под ред. Ю. М. Горвица. – М.: Линка-пресс, 1998. – 437 с. 39. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. Ярославль.: ТОО Гринго, 2013. – 240 с. 40. Общение и речь: Развитие речи детей в общении со взрослым. / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2012. – 280 с. 41. Основы психодиагностики. / Под общ. редакцией А.Г. Шмелева Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с. 42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2015 – 368 с. 43. Павлов И.П. Физиология. М :Юрайт, 2016. – 394 с. 44. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. В.И. Селиверстова М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с. 45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: В. Секачев, 2007. – 224 с. 46. Психология детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с. 47. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 223 с. 48. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. – 288 с. 49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. – 712 с 50. Сохин Ф.А. Психолога ? педагогические проблемы развития речи дошкольника. М.: Просвещение, 1989. – 296 с. 51. Смирнова Л. Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-igra-kak-odno-iz-sredstv-formirovaniya-poznavatelnyh-interesov-u-shkolnikov (дата обращения: 02.02.2021). 52. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2014. – 256 с. 53. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)./ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 54. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с. 55. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных // Дошкольное воспитание. – 1990 - № 10. С. 16-21. 56. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Владос, 2017. – 95 с. 57. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Владос, 2011. – 287 с 58. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: pedlib.ru URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5-0220-1.shtml (дата обращения 23.11.2020). 59. Ушакова О.С. Теория и методика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 234 с. 60. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с. 61. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Аркти, 2004. – 240 с. 62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 23.11.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Развитие описательной речи как проблема исследования Развитие языка и речи является особым этапом в формировании психического развития ребёнка «Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обеспечивает человека, служит предметом искусства» [23, с. 273]. «Язык, речь, речевая деятельность» определяет речь как вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка, писал А.А. Леонтьев. [23] Проблемы развития речи дошкольников изучали: О.С. Ушакова [59], Е.И. Тихеева [53], Л.С. Выготский [7], С.Л. Рубинштейн [49], Д.Б. Эльконин [46] и др. С.Л. Рубинштейн писал: «Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [49, с. 413]. Р.С. Немов определял речь как систему звуковых сигналов, письменных символов и знаков для представления, обработки, накопления, и передачи информации [33]. Речь, по мнению А.А. Леонтьева, является деятельностью познания, которая заключается в «распределении» реальности с помощью языка познавательных задач, выделенных работой общественной деятельности. Это деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как работа планирования речевых или неречевых действий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg