Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

alex_m 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2021
Эмоции — это относительно кратковременные переживания, которые носят четко выраженный ситуативный характер, т.е. связаны с отношением человека к ситуациям, которые возникают, к своей деятельности, к конкретным поступкам. Эмоции — конкретная форма переживания чувств. У младших школьников с задержкой психического развития влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля, проявляющиеся в агрессии, тревожности и гиперактивности.
Введение

Актуальность темы исследования. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье. У детей с задержкой психического развития роль эмоций занимает большое место в жизни. Они влияют на познавательную сферу и поведение, больше, чем у сверстников с нормой. Недостаточная сформированность эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития приводит к затруднению их взаимодействия с обществом. Особенности эмоционального развития детей с задержкой психического развития рассматриваются во многих трудах не только зарубежных психологов, но и отечественных (И. И. Мамайчук, Л. С. Выготский, Л. А. Абрамян, А. В. Филиппов, П. К. Анохин, Н. Д. Левитов, А. Ш. Тхостов,В. И. Крылов, Т. И. Бабаев, Д. Ю. Бутылин и другие). Так, И. И. Мамайчукотмечала, что в структуре психического дефекта у детей с задержкой психического развития на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Недоразвитие эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития проявляется при переходе к систематическому обучению. М. С. Певзнер и Т. А. Власова отмечают, что для детей с задержкой психического развития характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции таких детей поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Именно своевременное формирование социальных эмоций у детей с задержкой психического развития оказывает большое влияние на социальную компетентность ребенка и стимулирование познавательной, игровой и других видов деятельности (У. В. Ульенкова, Н. Л. Белопольская, Е. А. Екжанова и др.). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указана необходимость обеспечить «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» Изучение эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития в настоящее время хорошо исследовано. Несмотря на это мало внимания уделяется коррекции эмоциональных нарушений, которые проявляются в агрессивном поведении, повышенной тревожности и гиперактивности. Соответственно, именно коррекция нарушений остается актуальной проблемой, которая должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачей воспитания детей с задержкой психического развития. К сожалению, в настоящее время игровая терапия недостаточно используется в практике. При этом существует достаточное число примеров применения игровой терапии не только как средства психологической коррекции, но и психической гармонизации и развития человека, в частности, в образовательной практике. Игровые техники могут выступать либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и недостаточным использованием игровой терапии в данном процессе. Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема, связанная с обоснованием возможности использования игровой терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития. Выделенное противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Игровая терапия как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития». Объект исследования? коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования ? возможности игровой терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель исследования — выявить и теоретически обосновать возможности игровой терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития. Гипотеза исследования — предполагается, что коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет успешна, если использовать игровую терапию, направленную на снижение агрессии и тревожности, гиперактивности и стабилизации эмоционального фона в целом детей младшего школьного возраста. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой, были определены следующие задачи исследования: 1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть эмоциональные нарушения как психологическое явление и выявить их особенности проявления у младших школьников с задержкой психического развития. 2. Определить возможности игровой терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития. 3. Описать методики и результаты диагностики эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 4. Разработать психолого-педагогический проект по коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития. В работе были использованы такие методы исследования, как: ? теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение; ? эмпирические: анкетирование, тестирование, проектирование. База исследования. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5, город Нижний Тагил. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте 8 лет. Общее количество испытуемых составило 21 человек. Из них 13 — мужского пола, 8 — женского пола. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный психолого-педагогический проект может быть использован педагогами-психологами для коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития. Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников) и приложений (4 приложения). ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 10 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14 1.1. Эмоциональные нарушения как психологический феномен 14 1.2. Особенности проявления эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития 19 1.3. Возможности игровой терапии в коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития 24 ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29 2.1. Описание методики результатов диагностики эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития 29 2.2. Психолого-педагогический проект по коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета «Критерии агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. Н. Титаренко) 52 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета «Критерии тревожности» (Г. П. Лаврентьева, Т. Н. Титаренко) 54 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета «Критерии выявления гиперактивности» (П. Бейкер, М. Алворду) 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тест «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова) 57
Список литературы

Законодательные и нормативные документы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 19.12.2020). Литература: 2. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. — М., 1984. — С. 98–102. 3. Антонова, Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 560–564. 4. Белко, А.Ф. Музыка для восстановления. Сборник музыкотерапии [Текст] / А. Ф. Белко. — М.: ЛитагентРидеро, 2014. — С. 25–28. 5. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития [Текст] / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. —2010.— № 1. — С. 68–72. 6. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: Учебное пособие / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2011. — С. 101–106. 7. Гринин, Л. Е. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники [Текст] / Л. Е. Гринин, Н. Е. Волкова-Алексеева. — В.: Учитель, 2015. — С. 56–60. 8. Давидович, Л. Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития [Текст] / Л. Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. —2013.— № 1. —С. 23–27. 9. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — М.: Владос, 2017. — 104 с. 10. Добровольская, Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: учебник для вузов / Т. А. Добровольская, Л. Н. Комиссарова, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева. — М.: Академия, 2001. — С. 115–120. 11. Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 42–45. 12. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка [Текст] / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 2002. — С. 49–57. 13. Ковалец, И. В. Азбука эмоций [Текст]: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. — СПб. : Детство-пресс, 2017. — 208 с. 14. Копытин, А. И. Арт-терапия [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — С. 12–20. 15. Крылов, В. И. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности как основа для развития навязчивых нарушений [Текст] / В. И. Крылов, Д. Ю. Бутылин // Вестник психиатрии и психологи Чувашии. — 2014. — № 10. — С. 14–20. 16. Крылов, В. И. Расстройства эмоций [Текст] / В. И. Крылов // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2010. — № 1. — С. 32–38. 17. Инкина, Ю. М. Проблема коррекции девиантного поведения младших школьников [Текст] / Ю. М. Инкина // Профилактика девиантного поведения детей и подростков: проблемы, опыт, перспективы: сб. материалов областной научно-практической конференции. — Астрахань: АИПКП, 2010. — С. 133–137. 18. Лебедева, Т. В. Формирование психомоторики детей с задержкой психического развития средствами фольклорных подвижных игр [Текст] / Т. В. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2. — С. 39–44. 19. Лебединская, К. С. Патологические и непатологические формы нарушений поведения в подростковом возрасте [Текст] / К. С. Лебединская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 4. — С. 53–57. 20. Лютова, Е. К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — М.: Генезис, 2017. — С. 188–189. 21. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук.— СПб.: Речь, 2016. — С. 39–43. 22. Павлий, Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий // Дефектология. — 20016. —№ 4.— С. 36–42. 23. Полепкина, Д. С. Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д. С. Полепкина // Дошкольник. — 2014. — № 2. — С. 63–68. 24. Романов, А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей [Текст] / А. А. Романов. — М.: Плэйт, 2014. — С. 52–59. 25. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, семья, детство [Текст] / А. С. Спиваковская. — М.: Апрель пресс, 1999. — С. 68–75. 26. Тхостов, А. Ш. Феноменология эмоциональных явлений [Текст] / А. Ш. Тхостов // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 1. — С. 12–19. 27. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2014. — С. 23–26. 28. Филиппов, А. В. Краткий психолого-филологический словарь [Текст] / А. В. Филиппов. — М.: Флинта, 2017. — С. 112–121. 29. Хлыстенкова, Н. А. Интегрированная организованная образовательная деятельность «Божья коровка» с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. А. Хлыстенкова // Дошкольная педагогика. — 2014. — № 1. — С. 39–40. 30. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы / О. В. Хухлаева. — М.: Юрайт, 2018. — 92 с. 31. Шамарина, E. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР [Текст]: монография / E. В. Шамарина, E. E. Чернухина. — М.: Книголюб, 2013. — С. 36–48. 32. Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии [Текст] / Ч. Шеффер. — СПб.: Питер, 2001. — С. 28–35. 33. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / С. Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2016. — С. 48–60. 34. Школьный стандарт коррекции: содержательные аспекты профилактической работы [Текст] / Сост.: Н. В. Подрабинок, Е. Л. Лашевская, Е. М. Исхакова. — Екатеринбург: Екатеринбургский Дом Учителя, 2014. — С. 77–81. 35. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка [Текст] / А. М. Щетинина. — М.: Эксмодетство, 2016. — 165 с. Источники из интернета: 36. Барсукова, В. А. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/14/anketa-kriterii-agressivnosti-u-rebenka-g-p-lavrenteva-t-m-titarenko (дата обращения: 17.05.2020). 37. Бондаренко, А. Сказка про контроль агрессии «Горячий чайник Арчи» [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://fairytales.happyfamily.expert/skazka-pro-kontrol-agressii-goryachij-chajnik-archi/(дата обращения: 01.06.2020). 38. Енкова, О. Упражнение «Ленивые восьмерки» [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://olgaenkova.ru/dumayushhaya-shapka-i-lenivye-vosmerki/(дата обращения: 01.06.2020). 39. Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5-7лет с ЗПР [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://infourok.ru/kartoteka-korrekcionno-razvivayuschih-igr-i-uprazhneniy-dlya-detey-let-s-zpr-3149723.html (дата обращения: 01.06.2020). 40. Матросова, Н. Н. Игра «Запрещенное движение» [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2018/10/27/kartoteka-igr-zapreshchennoe-dvizhenie (дата обращения: 01.06.2020). 41. Юдкина, О. В. Картотека игр и упражнений для детей с ЗПР. [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405280-kartoteka-igr-i-uprazhnenij-dlja-detej-s-zpr (дата обращения: 01.06.2020). 42. Мечкасская М. В. Проектная методика исследования личности «Несуществующее животное». [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: https://infourok.ru/proektivnaya-metodika-issledovaniya-lichnosti-nesushestvuyushee-zhivotnoe-4191042.html (дата обращения: 17.05.2020). 43. Нарица, Н. Анкета для родителей. Признаки тревожности. [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://naritsa.ru/ankety-dlya-roditelej/ (дата обращения: 17.05.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Эмоциональное нарушение как психологический феномен Эмоциональные нарушения — это группа психических нарушений, которые проявляются чрезмерным выражением естественных эмоций человека или нарушением их динамики (неустойчивостью либо тугоподвижностью). Вопросами выявления эмоциональных нарушений и особенностями данного процесса посвятили свои труды такие ученые и исследователи как И. В. Алехина, Н. М. Амосов, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова и др. Вышеуказанные ученые связывают появление проблем в эмоциональном развитии младших школьников с дефицитом положительных эмоций. По мнению П. К. Анохина, появление эмоциональных нарушений у младших школьников напрямую связано с отрицательными эмоциями. Появление каких-либо потребностей требует поиска решений. При сигнале о том, что потребность удовлетворена, у младшего школьника возникает положительная эмоция, которая является подкрепляющим фактором и принимает участие в процессе мотивации. При неудовлетворении потребности возникает отрицательная эмоция, которая может быть продолжительной и сопровождаться эмоциональным беспокойством, тревогой, которые выступают нарушениями. По мнению Л. С. Выготского эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и «прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических положениях, развивали идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 82 страницы
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg