Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами игровой технологии

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.07.2021
Жизнь любого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Введение

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования особенно актуальными становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке развитых людей, способных творчески и нестандартно подходить к решению проблемы. На процесс развития познавательной активности детей большое влияние оказывает деятельность, связанная с исследованием и отражением окружающей действительности. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций [29]. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Обучение связной речи детей в методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.). Перед педагогом возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс в детском саду так, чтобы помочь дошкольнику, овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте периоде развития ребенка в условиях обучения, называют: диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман, В.Ф. Толстова, И. О. Рыжкова), организация самостоятельной деятельности (Н.Н. Галигузо&а, О.Е. Смирнова), игровые ситуации (C.Л. Новоселова, Н.Е. Короткова) и др. К сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, используются формирования коммуникативной компетентности дошкольников. Игровая технология позволяет открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как: а) способность к подражанию от рождения до семи лет; б) потребность в общении; в) природная предрасположенность человека к игре; г) реализация воображаемых ситуаций; д) свобода выбора и свобода действий и др. (Л.C. Выготский, Р. Штейнер, М. Монтессори, С. Френе и др.). Таким образом, в теории и практике дошкольного образования сложилась ситуация, которая характеризуется следующими противоречиями: - между социальным заказом на высокий уровень развития коммуникативной компетентности у дошкольников и недостаточным среднестатистическим уровнем развития коммуникативной компетентности у дошкольников; - между возможностями игровой технологии в развитии коммуникативной компетенции у дошкольников и недостаточным использованием игровой технологии как педагогического средства развития коммуникативной компетентности у дошкольников. Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: как реализовать игровую технологию для развития коммуникативной компетентности дошкольников? Педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами игровой технологии». Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности дошкольников. Предмет исследования: развитие коммуникативной компетентности дошкольников в игровой деятельности. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать картотеку дидактических игр для развития коммуникативной компетентности дошкольников. Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности дошкольников в игровой деятельности будет более результативным, если: - реализовывается потенциал игровых технологий, используемых учебно-познавательной деятельности; - учитываются основные закономерности, особенности развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, обеспечивающие динамику этого процесса через интеграцию коммуникативного потенциала образовательного процесса и образовательной среды; - разработана картотека дидактических игр для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ содержания понятий «компетентностный подход», «коммуникативная компетентность» в дошкольной педагогике и психологии. 2. Провести психолого-педагогический анализ структуры и содержания игровой деятельности дошкольников. 3. Проанализировать возможности применения игровых технологий для развития коммуникативной компетентности дошкольников. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативной компетентности дошкольников и представить ее результаты. Методологическую основу исследования составили положения: - личностно-деятельностного подхода (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская и другие). - компетентностного подхода (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, М.Ж. Жадрина, Н.А. Завалко, А.А. Жайтапова, В.А. Козырев, К.У. Куканова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Н.В. Чекалёва и др.). Теоретической основой исследования стали работы философов, социологов, психологов и педагогов, рассматривающие: - психолого-педагогические положения об особенностях познания предметного мира детьми дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, Р.И. Жуковская, A.B. Запорожец, В.А. Кисленко, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, А.Н. Леонтьев, В.И. Логинова, A.A. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, P.M. Чумичева, А.Д. Шатова, Т.Я. Шпикалова и др.); - современные теории гуманистической педагогики и психологии, затрагивающие различные проблемы взаимодействия, коммуникации, общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.М.Буева, С.Д.Дерябо, М.С.Каган, B.А.Кан-Калик, И.С.Кон, А.А.Леонтьев Б.Ф.Ломов, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, Б.Д.Парыгин, К.Роджерс, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.); - игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И.С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М.Mud). Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования; анкетирование, опытно-экспериментальная работа. Этапы исследования: На первом этапе исследования проводился поиск, анализ и обобщение материалов о сущности, структуре, особенностях развития коммуникативной компетентности у дошкольников, осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, были определены: цель, задачи, общий замысел исследования. На втором этапе осуществлено исследование и разработка серии дидактических игр для развития коммуникативной компетентности дошкольников, обоснование критериев и показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности дошкольников. На третьем этапе исследования осуществлялась опытно-экспериментальная работа по определению результативности использования отобранных дидактических игр для развития коммуникативной компетентности дошкольников. Экспериментальная база исследования: дошкольный мини-центр при КГУ «Средняя школа №7», г.Петропавловска, Северо-Казахстанская область. Практическая значимость исследования состоит в том, что отобранные и разработанные игры для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями в дошкольных организаций на занятиях по развитию речи и для подготовки студентов специальности «Дошкольное обучение и воспитание». Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой технологии…… 9 1.1. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса в дошкольном образовании…………………... 9 1.2. Содержание понятий «коммуникативная компетентность» в дошкольной педагогике и психологии…………………………………..… 15 1.3. Психолого-педагогический анализ структуры и содержания игровой деятельности дошкольников…………………………………….................. 26 1.4. Возможности игровых технологий в развитии коммуникативной компетентности дошкольников……………………………………………. 38 Выводы по первой главе……………………………………………………. 48 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой технологии………………………………………………………... 49 2.1. Организация эмпирического исследования и диагностика уровня коммуникативной компетентности дошкольников на констатирующем этапе………………………………………………………………………..… 49 2.2. Содержание работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в игровой деятельности………………...…………………. 53 2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………. 54 Выводы по второй главе …………………………………………………….. 58 Заключение……………………………………………………………….. 61 Библиографический список…………………………………………………. 66 Приложение…………………………………………………………………… 77
Список литературы

1 Адидова, А. Л. Ролевая игра в раннем возрасте / А.Л. Аидова // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 54-57. 2 Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2014. – 161 с. 3 Алексеев, Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография / Н.А. Алексеев.- Челябинск: Изд-во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995.- 167 с. 4 Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 350 с. 5 Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: «Университет», 2000. – 120 с., с. 315. 6 Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Боданева. – М., 1980.-Т.2-288 с. 7 Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога / А.Д. Андреева. – 2008 - № 5. – С. 101-114. 8 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 363 с. 9 Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. – 264 с. 10 Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артёмова - М.: Академия, 2011. – 342 с. 11 Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : учеб. пособие / Л.В. Артёмова. - М.: Просвещение, 2005. - 98 с. 12 Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М. Просвещение, 1983. – 380 с. 13 Белкин, А. С. Теория педагогической диагностики и предупреждение отклонений в поведении / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1980. – 40 с. 14 Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. Пособие / В.Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 1998. – 249 с. 15 Бодалев, А. А. Психология личности / A.A. Бодалев. - М.: Просвещение, 1988. - С. 113 - 118. 16 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. – 450 c. 17 Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 2002. – 260 с. 18 Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохорова А.М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 1130 с. 19 Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №5. - С.29 – 36. 20 Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2016. – 120 с. 21 Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка / Сост. И.Ф. Протченко, Л.А. Ходякова. - М., 1992. - 512 с. 22 Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2006. – 340 с. 23 Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 324 с. 24 Википедия // ru.wikipedia.org/wiki/ 25 Возрастные особенности развития организма детей и подростков: метод. пособие / под ред. А.В. Березина, С.А. Баранцева. - М., 2005. – 31 с. 26 Газман, О. С. В школу - с игрой: книга для учителя / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. 27 Гак, Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности / Г.М. Гак // Коллектив и личность. – М.: Мысль, 1968. – 350 с. 28 Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - М.: Наука, 1976. -349 с. 29 Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет / В.В. гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 c. 30 Глушкова, Л. К. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л.К. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С. 59 - 63. 31 Годовикова, Д. П. Формирование познавательной активности / Д.П. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 1. - С. 30. 32 Голицын, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицын // Педагогика. – 2011 - № 3. - С. 72. 33 Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности / М.В. Григлрьева // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 103 - 106. 34 Гусарова, Н. В. Формирование познавательной деятельности у дошкольников / Н.В. Гусарова. – Екатеринбург: Флинта – С, 2008. – 490 с. 35 Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников / И. Ю. Гутник. - Спб., 1996. – 249 c. 36 Давидчук, А. Н. Обучение и игра: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с. 37 Давыдова, Л. Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования / Л.Н. Давыдова. – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2005. - 211 с. 38 Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов: под ред. В.Е. Клочко / О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 264 с. 39 Детская психология: Учебное пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2008. – 399 с. 40 Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с. 41 Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Советская педагогика. — 1938. — № 8. — С. 12 - 32. 42 Дудьев, В. П. Психомоторика: cловарь-справочник / В.П. Дудник. – М.: Владос, 2008. – 540 с. 43 Дыбина, О. В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром). Автореф. дисс.канд.пед.наук / О.В. Дыбина. - М., 1992. – 27 с. 44 Дьюи, Э. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской / Э. Дьюи. - М.: Лабиринт, 1999. - 189 с. 45 Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с. 46 Езова, С. А. Коммуникативная компетенция / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. 48 Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. - М.: Академия, 2000. – 560 с. 47 Запорожец, А. В. Психология действия / A.B. Запорожец. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 736 с. 48 Зотова, И. Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально – психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века». - Кисловодск: 2006. - С.109. 49 Зотова, И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68), Таганрог: 2006. - С.225-227. 50 Иванова, А. Т. Детское экспериментирование как метод обучения/ А.Т. Иванова // Управление ДОУ. – 2004. - №4. - С. 67. 51 Игровое моделирование: методология и практика. – Новосибирск: Наука, 2005. – 228 с. 52 Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. - Под ред. Нисканен Л.Г. - М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 190 с., с. 520 53 Каган, М. С. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика) / М.С. Каган, И.А. Сычеников. - М.: Высшая школа, 1987. - 142 с. 54 Касымова, Г. М. Психолого-педагогические основы применения развивающих игр в обучении детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.М. Касымова. - Алматы,1997. - 35с. 55 Кисленко, В. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений / В.А. Кисленко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 290 с. 56 Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. - С. 102 - 103. 57 Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру / Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками / Л.И. Катаева. М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. - 224 с. 58 Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с. 59 Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М.: Советская Россия, 2010. - 160 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой технологии 1.1. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса в дошкольном образовании В настоящее время отмечается тенденция введения компетентностного подхода не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования, обосновывается и уточняется номенклатурный перечень, разрабатывается описание содержательных характеристик результирующих единиц содержания образования (компетентности, компетенции, ключевые квалификации). В конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. Для определения сущности компетентностного подхода в образовании, проанализируем понятие «компетентность». В переводе с латинского языка это слово означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция может интерпретироваться как потенциал ситуативно-адекватный возможности деятельности в весьма широко рассматриваемых аспектах, отражающих образовательный успех конкретного выпускника, его способность и пригодность к деятельности в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений. По А.В. Хуторскому, человек, компетентный в определенной области, обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [122, с. 60.]. И.А. Зимняя под компетентностью понимает основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [44]. От определения сущности компетентностного подхода исследователи переходят к вопросам его роли в повышении качества образования.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg