ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Особенности, роль и факторы психологического консультирования
В современной науке, связанной с проблемами психологического консультирования, принято придерживаться трех основных направлений исследования личности и связанных с этим консультативных техник. Первое направление теоретического анализа личности было оформлено в недрах психоанализа, который дал толчок развитию таких направлений, как экзистенциальная психология (А. Камю, Ж. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм), эго-психология (К. Роджерс) и поздний психоанализ (А. Фрейд, Э. Эриксон).
Вторым крупным направлением исследования личности можно считать гуманистическую психологию, которая также имела продолжение в разработках феноменологического направления (А. Маслоу), гештальтпсихологии (Ф. Перлз) и позитивной психологии (Н. Пезешкиан). И, наконец, одно из самых активно развивающихся направлений современности – так называемый бихевиоризм (Б.Ф. Скиннер), который нашел свое продолжение в развитии диспозиционального направления (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Дж. Кеттелл) и когнитивной психологии (Дж. Келли). Каждая из представленных теорий имеет свою специфику и ориентирована на использование определенных техник консультирования [23].
Так в структуре психоанализа принято выделять три основных составляющих личности: Ид, Эго и Суперэго. Воздействие, которое осуществляет консультант-психоаналитик, как правило, обращено к Ид, которое представляет собой исключительно примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности, выражающиеся посредством реализации принципа удовольствия. Напряжение личности, связанное со сферой Ид, может быть разрешено двумя путями – рефлекторными действиями и посредством активизации первичных процессов.
Влияние консультанта обращено как раз к сфере первичных процессов, связанных с фантазийной формой человеческих представлений, характеризующихся неспособностью подавать четкие и понятные импульсы человеческой психике.
В теории З. Фрейда эти импульсы принято было обозначать с помощью понятия инстинктов. В задачу консультанта входит расшифровка содержания подобных импульсов. Основой подобного рода расшифровки является факт наличия у любого инстинкта конкретного источника, цели, объекта и стимула. Снижение напряжения, согласно психоаналитической теории, возможно исключительно за счет объективизации источников, влияющих на формирование энергии инстинкта.
Таким образом, психологическое консультирование изучалось отечественными и зарубежными учеными, а так же оно имеет различное направление, сферу деятельности и процессы.
Консультация ?– это особым образом организованное целевое профессиональное общение консультанта с клиентом, основной целью которого является успешное и продуктивное существование человека [22].
Консультирование ориентировано:
? на клинически здоровую личность, клиент имеет психологические трудности, жалобы невротического характера, стремление к самопознанию и саморазвитию;
? чаще на настоящее и будущее клиентов;
? на краткосрочную помощь.
Таким образом, в психологическом консультировании нуждаются люди, испытывающие трудности в повседневной жизни, такие как:
? переживание горя и потери;
? переживание травматичных событий жизни;
? трудности на учебе (неудовлетворенность);
? неустроенность личной жизни или конфликтные отношения в семье;
? недостаток уверенности в себе и самоуважения;
? колебания в принятии решений;
? трудности в межличностных отношениях [10].
В консультировании:
? используются профессиональные навыки и процедуры;
? требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы;
? помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.
Базовая подготовка консультирующих психологов за рубежом требует более длительного обучения, поскольку включает в себя, как правило, три составляющих – длительную базовую подготовку (для психоаналитиков – это медицинское образование), достаточно объемную специализацию в определенной области консультирования (детская, семейная психология и т.д.), а также институт подтверждения квалификации (сертификации), который действует на протяжении всей профессиональной карьеры психолога. Существуют и случаи отстранения специалистов от практики. Однако следует учесть, что главным итогом подготовки консультанта является формирование списка его профессиональных качеств [16].
К структуре таких качеств Р. Кочюнас предлагает отнести следующие [11]:
1. Аутентичность – качество личности, определяющее соответствие консультанта окружающей среде (адекватность);
2. Открытость к любому опыту, глубокая проработка собственных конфликтов;
3. Стремление к самопознанию, которое сопровождается общим анализом человеческой сущности в целом;
4. Личностная идентичность, которая подразумевает самостоятельность в принятии решений (отсутствие влияний клиента), руководство только собственной личностной позицией;
5. Толерантность к неопределенности, что подразумевает способность достаточно хорошо и быстро ориентироваться в ситуациях, требующих нестандартных решений;
6. Умение брать на себя личностную ответственность, а не перекладывать ее на других специалистов;
7. Умение строить отношения с другими людьми;
8. Умение ставить реалистичные цели, не переходя границ возможностей как собственных, так и клиента;
9. Эмпатичность как способность вникнуть в проблемы клиента.
Отдельную проблему подготовки психолога-консультанта составляет усвоение этических основ консультативного процесса. Начиная разговор о «правилах поведения» психолога, необходимо сказать, что уже первоначально, делая выбор в пользу консультативной психологии как основной специальности, человек должен понимать ее основные проблемы и специфику данного направления профессионализации. Чаще всего в качестве факторов, побуждающих выбрать это направление деятельности, можно назвать мотивы статуса, альтруистические мотивы, мотивы помощи самому себе, а также мотивы, связанные с потребностью заработать деньги [20].
Наиболее предпочтительными среди мотивов оказываются мотивы, связанные с альтруистической направленностью и мотивы ориентации на статус. Мотив выбора профессии консультанта является тем более важным, поскольку в структуре консультативной деятельности на настоящий момент отсутствует система строго регламентированных норм (кодекс), который позволял бы снимать многие этические вопросы с повестки дня психологов.
В зарубежной консультативной практике такой кодекс имеется и выполняет весьма существенную роль. Более того, этический кодекс достаточно часто пересматривается, в него вносятся определенные изменения.
Еще одним важным моментом является обязанность психолога поддерживать свое профессиональное обучение и рост, а также сохранять высокие стандарты честности и правдивости в работе. Существуют и определенные трудности соблюдения этических правил. Каждый консультативный контакт является уникальным и неповторимым. Именно поэтому практически невозможно установить какие-либо правила, дословно регламентирующие работу с каждым конкретным человеком. Бывает и так, что ценностные ориентации психолога не всегда совпадают с этическими требованиями консультанта. В таких случаях основным ориентиром в контакте должен выступать консультируемый [6].
Еще одна трудность, с которой психологи сталкиваются достаточно часто – это проблема этических противоречий. В таких случаях проблема должна решаться таким образом, чтобы не противоречить моральным правилам существования человечества [15].
Существуют определенные требования, предъявляемые к формальным характеристикам среды, в которой будет проходить консультативный процесс. Достаточно полно эти характеристики описаны в работе М. Черноушека «Психология жизненной среды». Немаловажное значение он придает и личностному пространству самого консультанта. По его мнению, задача среды – помочь терапевтическому контакту. Смена помещения в процессе консультативного контакта нежелательная, так как ориентировочная реакция клиента может снижать возможность адекватно оценивать ситуацию. Перенасыщенная среда также может способствовать «распылению» информации, отсутствию возможности сконцентрироваться на необходимых фактах и т. д. Таким образом, кабинет консультирующего психолога должен быть оформлен в спокойных тонах (желательно зеленых). Также необходимо учитывать тот факт, что свет не должен падать на клиента. Интерьер не должен быть перегружен и т.д. [7].
В заключение следует сказать, что основными участниками консультативного процесса являются консультант и клиент (то есть человек, нуждающийся в помощи консультанта).
Основной задачей подготовки консультанта является ориентация на клиента, умение совмещать свои собственные ценности с ценностями человека, с которым работает консультант, а также решение непосредственных задач клиента, среди которых: оказание оперативной помощи в конкретных ситуациях; оказание ситуативной помощи; определение индивидуального режима труда и отдыха клиента; оказание поддержки; помощь в изменении поведения с целью увеличения продуктивности клиента; развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями и т. д. [24].
Таким образом, учитывая множество факторов проведения психологического консультирования, происходит эффективное консультирование.
1.2 Особенности психологического консультирования педагогического коллектива
На сегодняшний день консультирование как деятельность специалиста, помогающего человеку справиться с психологическими проблемами, прочно вошли в наш обиход. Четкое определение термина «психологическое консультирование» необходимо потому, что в России психотерапией имеет право заниматься лишь специалист, имеющий высшее медицинское образование. Психологическое консультирование имеет отличное понятие от психотерапии.
Консультирование – это предоставление информации в форме беседы, необходимой человеку в его жизненной ситуации. Консультация?– это особым образом организованное целевое профессиональное общение консультанта с клиентом, основной целью которого является успешное и продуктивное существование человека [25].
Психологическое консультирование эмоционального выгорания педагогов заключается в помощи педагогу принять на себя ответственности за собственную деятельность, собственный профессиональный результат и в делегировании доли ответственности сотрудникам, в умении не торопиться и предоставлять себе время с целью достижений, как в работе, так и в жизни. Огромную роль содержит реальная оценка собственных способностей и умение проигрывать без бичевания, самоунижения, поскольку профессиональные спады и в том числе тупики – это реальные ступени профессионального развития данного профессионала. У любого профессионала может иметься в наличии собственный набор, как общих, так и специальных применённых с целью развития и восстановления профессиональных сил.
У отдельных ученых определились чрезвычайно пессимистичные заключения сравнительно неминуемости синдрома эмоционального выгорания у преподавателей в сфере общения. Они утверждают, что феномен эмоционального выгорания у преподавателей появляется обязательно, это является исключительно вопросом времени [23].
Следовательно, необходимо попробовать предпринимать профилактические шаги, какие предупредят, ликвидируют либо ослабят синдром эмоционального выгорания учителей.
Значительная роль в психопрофилактике эмоционального выгорания причисляется, преимущественно к самому педагогу. Соблюдая приведенные ниже рекомендации, педагог не только лишь сумеет предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания, однако и достигнуть понижения уровня его проявления [12].
1. Определение не только краткосрочных, но и долгосрочных целей. Данное не только лишь обеспечивает обратную связь, но и свидетельствует о том, что педагог располагается на верном пути, однако и увеличивает долгосрочную мотивацию. Успех – достижение коротких целей, какой увеличивает уровень самовоспитания.
2. Проведение «тайм-аутов» сквозь групповую работу и групповой контакт.
С целью обеспечения психического и физического благополучия чрезвычайно значимы «тайм-ауты», то есть отдых не лишь от педагогической деятельности, но и от иных нагрузок. Время от времени нужно «убежать» от житейских проблем и развлечься, необходимо найти такое занятие, какое было бы, как интересным, так и приятным.
3. Овладение навыками и умениями саморегуляции.
Освоение психологическими навыками и умениями как, релаксация, определение целей, идеомоторные акты и позитивная внутренняя речь, содействуют понижению уровня стресса, ведущего к эмоциональному выгоранию. К примеру, определение настоящих задач помогает балансировать профессиональное дело педагога и его собственную жизнь.
4. Профессиональное самосовершенствование и развитие.
Отметим, что одним из методов психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов считается обмен профессиональной информацией с педагогами иных организаций. В общем, совместная работа и сотрудничество приносит чувство наиболее широкого мира, чем тот, какой имеется внутри конкретного коллектива.
Для реализации данного направления есть разные курсы повышения квалификации, разнообразные профессиональные и неформальные конференции, объединения, где сходятся люди с огромным опытом работы, работающие в иных системах, где можно пообщаться, в том числе и на абстрактные темы.
5. Сквозь групповую работу избегание лишней конкуренции.
В нашей жизни чрезвычайно немало таких ситуаций, когда мы никак не можем избежать конкурентной борьбы. Однако чересчур уж большущее стремление к победе, делает педагога слишком агрессивным, что содействует, в собственную очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Эмоциональное общение.
Подчас педагог рассматривает собственные эмоции и чувства и делится ими с остальными педагогами, детьми, и при этом возможность эмоционального выгорания значительно уменьшается, либо данный процесс не так очевидно проявлен. Потому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных ситуациях менялись взглядами с коллегами и отыскивали в них профессиональную поддержку. Если педагог делится собственными негативными эмоциями с коллегами, то они смогут отыскать для него рациональное решение появившейся у него проблемы.
7. Поддержка отличной спортивной формы [21].
Имеется тесная взаимосвязь между телом и умом. Постоянный стресс влияет на педагога, благодаря этому чрезвычайно значимо держать отличную спортивную форму при помощи рациональной диеты и физических упражнений. Всё-таки если синдром эмоционального выгорания является уже постоянным атрибутом педагога, то в связи с этим появляется необходимость профессиональной психологической помощи.
В различных образовательных организациях есть средства с целью укрепления здоровья не только лишь обучающихся, но и педагогов:
1. Для организации условий по развитию и формированию способов и приемов саморегуляции, способных гарантировать благополучное функционирование адаптационных механизмов в ходе педагогической деятельности и предпочтение педагогами соответственных педагогической ситуации способов и приемов педагогической деятельности.
2. Для получения знаний, которые обеспечивают реализацию соответственных педагогической ситуации приемов и способов педагогической деятельности и содействующих развитию информационного поля согласно вопросам саморегуляции.
3. Для формирования умений целесообразного выбора способов и методов саморегуляции в критических ситуациях, применение каких гарантирует поддержание профессионального здоровья и психопрофилактики эмоционального выгорания педагога [17].
Первый шаг в контроле над процессом «выгорания» – взять на себя ответственность за переживание стресса и потом обязать себя изменяться. Люди должны исходить из того, что личные потребности удовлетворяются, что у них все в порядке. Люди с «выгоранием», истощены и деморализованы. Поэтому необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии, прежде чем обсуждать, что послужило причиной нарушений, и составить план ответных мероприятий. Обращаться за помощью необходимо раньше, а не тогда, когда уже поздно. Если не проявить инициативу в разработке собственной стратегии в отношении «выгорания», может случиться так, что никто другой этого не сделает и ничто не изменится.
Поэтому, следует формировать у педагога личностные качества, способствующие повышенной сопротивляемости синдрому эмоционального выгорания. А именно – способность сохранять душевное равновесие в ситуации неопределенности; отсутствие предубеждения по отношению к больным; принимающая, неосуждающая позиция; терпеливость и ненавязчивость; практицизм, ориентация на решение проблем; гибкость; эмпатия – способность переживать и чувствовать то, что переживают другие; оптимизм, спокойная твердость; чувство юмора; скромность; умение учитывать обстоятельства [9].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Методики и выборка испытуемых
Цель эмпирического исследования - диагностика эмоционального состояния у педагогов школьного образовательного учреждения.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить методики диагностики эмоционального состояния у педагогов.
2. Выявить уровень сформированности синдрома эмоционального состояния у педагогов.
Для реализации данных задач нами была выбрана база, подобран диагностический инструментарий. Базой исследования стало МОУ СОШ №3. В ходе исследования приняли участие 20 испытуемых. Из них двенадцать педагогов с высшим образованием, семь со средним специальным и один обучается в высшем учебном заведении. Возраст педагогов от 22 до 52 лет, педагогический стаж работы от 1 года до 30 лет.
Методики:
1. Методика исследования эмоционального состояния (по В.В. Бойко) (приложение 1).
Цель: измерение уровня проявления эмоционального стресса.
Предлагаются 84 суждения. Оценка проводится по ключу по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома.
Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
- 9 и менее баллов симптом не сложился;
- 10–15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и более баллов – симптом сложился.
Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37–60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – фаза сформировалась.
Итог – это сумма показателей всех симптомов.
2. Методика определения основного критерия эмоционального стресса - психического «выгорания» А.А. Рукавишникова (приложение 2).
Цель: изучение психоэмоционального истощения, личностного отдаления и профессиональной мотивации.
Состоит из 72 утверждений, имеющих 4 варианта ответа, один из которых выбирает испытуемый.
Данная методика включает три шкалы:
- психоэмоционального истощения (ПИ),
- личностного отдаления (ЛО),
- профессиональной мотивации (ПМ).
Шкалы и обработка и интерпретация данных описана подробнее в приложении 2.
3. Психологическое тестирование (тест на стрессоустойчивость по Шрайнеру).
Цель – выявить личные особенности переживания эмоционального стресса, способности контролировать себя в стрессовых ситуациях.
Тестирование подходит для оценки состояния педагогов. Он содержит 9 вопросов, на которые необходимо отвечать да или нет. Оценка состояния человека происходит по ключу, представленному в приложении 3.
4. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова).
Цель – выявить уровень тревожности педагога.
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Утверждения представлены в приложении 4.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.
Вывод. Мы подобрали диагностический инструментарий, который поможет нам выявить уровень эмоционального состояния педагогов, определить его ведущие симптомы. Подобранные нами методики будут эффективны в изучении уровня психологического состояния педагогического коллектива.
2.2 Результаты исследования
Для измерения уровня проявления эмоционального состояния педагогов мы использовали «Методику исследования эмоционального состояния» В.В. Бойко. Анализ данных представлен на рис.1.
Рис.1. Соотношение показателей уровня проявления эмоционального выгорания педагогов, %
Проведенный анализ результатов исследования показал:
1 фаза напряжения.
У 10 (50%) педагогов синдром эмоционального выгорания полностью сформировался хотя бы в одной из фаз. Высокие показатели по симптомам «переживания психотравмирующих обстоятельств» и «неудовлетворенности собой». У педагогов симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» выражается как понимание психотравмирующих факторов деятельности, какие при этом, очень трудно устранить. У педагогов при высоком уровне накапливается отчаяние и негодование. Вследствие невезений либо неспособности воздействовать на психотравмирующие обстоятельства, педагоги испытывают недовольство профессией, конкретными обязанностями, собой. При этом функционирует механизм «эмоционального переноса», а именно энергия эмоций обращается не настолько внешне, насколько на себя. Проявляется ярко выраженный симптом, как «загнанности в клетку», который в дальнейшем сможет передаться в тревожно-депрессивную симптоматику. Педагоги чувствует личностную тревогу, разочарование в профессии, в себе, а также в месте работы.
В стадии формирования находятся 3 (15%) педагога. У испытуемых выражен симптом «тревоги и депрессии». В данном случае речь идёт о педагогах, навыки взаимодействия которых с коллегами – включать эмоции сравнительно узкого регистра и умеренной напряжённости: приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, легкая улыбка, лаконичные формы формулирования несогласия, сдержанные реакции на чрезвычайно сильные раздражители, недостаток грубости, категоричности. При надобности педагоги способны отнестись к детям, либо сотрудникам, коллегам наиболее эмоционально, с открытым сочувствием. Подобный режим общения доказывает высокий уровень профессионализма педагогов.
Лишь у 7 (35%) испытуемых фаза эмоционального выгорания не сформировалась.
2 фаза резистенции.
На стадии резистенции у 12 (60%) испытуемых синдром эмоционального выгорания полностью сформировался хотя бы в одной из фаз.
На фазе резистенции фактически сопротивление нарастающему стрессу возникает со времени появления напряжения у педагогов. Педагоги стремятся к психологическому комфорту и потому стараются уменьшить нажим со стороны внешних обстоятельств.
Особенно выражены у педагогов следующие симптомы «эмоциональнонравственной дезориентации», «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
На этапе формирование защиты сопротивления совершаются при следующих явлениях:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Данный симптом считается логическим продолжением неверного реагирования в отношениях с коллегами. Педагоги не только лишь осознают, что не показывают соответственного эмоционального отношения к собственному коллеге или ученику, они еще и извиняются: «подобным людям запрещено сочувствовать», «отчего я должна за всех волноваться», «они еще и на шею сядут» и тому подобное.
В стадии формирования находятся 5 (25%) педагогов. У данных педагогов это выражается в попытке облегчить либо сжать обязанности, какие требуют эмоциональных затрат. Детей они могут обделять простым вниманием.
Лишь у 3 (15%) испытуемых фаза эмоционального выгорания не сформировалась.
3 фаза истощения.
На фазе истощения полностью сформировался хотя бы в одной из фаз у 9 (45%) испытуемых синдром эмоционального выгорания. Стадию истощения можно характеризовать снижением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. На стадии истощения выгорание делается обязательным атрибутом педагога.
Особенно выражен симптом «эмоционального дефицита». К педагогу подходит чувство, что эмоционально он никак не имеет возможности помогать собственным коллегам, ученикам. Такие педагоги не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. На данной фазе у педагогов возникает раздражительность, грубость, резкость, обиды. Выражен также симптом «эмоциональной отстраненности».