Глава 1. Формирование и развитие института таможенных представителей
1.1. Истоки становления института таможенных представителей
Таможенный представитель – это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность ил которому предоставлено право совершать таможен-ные операции.
Институт таможенных представителей имеет долгую историю и возник еще в Российской империи. Он формировался в рамках института торгового представительства на протяжении XVIII–XIX вв. и успешно функционировал в Российской империи в конце XIX – начале XX в.
Основой взаимоотношений купцов и вспомогательного персонала стало представительство. В классическом цивилистическом понимании сущность представительства «состоит в том, что одно лицо (представитель) отправляет юридическую деятельность вместо другого лица (представляемого).
Начало торгового представительства было заложено в указе 14 мая 1723 г. В нем впервые были установлены условия представительства со стороны при-казчиков и сидельцев. Купцы должны были имена приказчиков и сидельцев за-писывать в таможне с объявлением, что они торговать будут «хозяйскими име-нами» и что за них по сделкам будет отвечать хозяин, записывать в таможне следовало и дававшиеся «кредитные письма» (доверенности). Те же нормы бы-ли повторены в указах от 15 марта 1732 г. и 14 марта 1744 г. Причиной появле-ния указа 1744 г. явились многочисленные случаи нарушений, когда купцы не записывали своих приказчиков в таможне, давали им кредитные письма в произ-вольной форме, и это способствовало обману и мошенничеству. До этого вре-мени в России не существовало общих правил оформления доверенности, во многих случаях они давались устно. В указе были даны формы «кредитных и верющих писем», в которых указывались полномочия доверенных лиц и сроки доверенностей.
В Таможенном уставе 1755 г. был подробно определен порядок «хожде-ния в таможне» по торговым делам, указаны две формы кредитного письма (специальное и генеральное), в которых определялись пределы полномочий до-веренного лица (приказчика или комиссионера), сроки доверенностей, а также устанавливалась ответственность доверителя за все действия доверенного лица в торговых делах.
Порядок таможенного представительства на основе доверенностей был введен по Таможенному уставу по европейской торговле, принятому в декабре 1819 г.
Окончательное закрепление правовые нормы, регулирующие торговое и таможенное представительство, получили в Уставе торговом 1903 г. и Уставах таможенных 1904 и 1910 гг.
В Торговом уставе 1903 г. были указаны особые правила для «доверенно-стей на производства торга» и «доверенностей на хождение по таможенному производству дел». Различались доверенности по срокам и объему полномочий доверенных лиц. Заметим, что торговая доверенность также давала возмож-ность доверенным лицам представлять интересы купцов в таможне.
Датой начала формирования в России рынка таможенных услуг по декла-рированию внешнеторговых грузов считают 15 ноября 1991 г., когда Президент РФ издал Указ от 15.11.1991 № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» Ведомости СНД и ВС РСФСР, 21.11.1991, № 47, ст. 1612.. Этот Указ открыл дорогу за рубеж любому российскому пред-приятию (организации), предпринимателю, пожелавшему самостоятельно зани-маться ВЭД.
В связи с этим коренным образом изменилась и система государственного таможенного контроля: грузовая таможенная декларация стала тем документом, на основании которого с начала 1990-х гг. обрабатывались и формировались данные государственной статистики внешней торговли и производился расчет торгового баланса России.
Наличие профессионально ориентированной, лицензированной и посред-нической организации, не только способствует активизации внешнеэкономиче-ской деятельности и значительно облегчает положение ее субъектов, но и слу-жит необходимым условием внедрения в практику передовых форм совершения таможенных операций и контроля товаров и транспортных средств. Всё это по-вышает гарантии поступления таможенных платежей в федеральный бюджет и препятствует злоупотреблениям своими служебными обязанностями отдельных должностных лиц.
Для участников ВЭД таможенный представитель выступал в роли своего рода «страховой компании», защищающей их от рисков, связанных с исполне-нием обязательств перед таможенными органами. Появляется и такой весомый плюс, как расширенный спектр дополнительных услуг адвоката, консультанта, финансового менеджера, юриста и т.п.
Несмотря на то, что этот институт был учрежден еще в 1993 году, процесс его становления и развития с принятием Таможенного кодекса РФ характеризо-вался рядом правовых и организационных проблем, приведших к тому, что окончательное устранение иных форм посреднической деятельности в области таможенного дела произошло лишь в 1999 году.
До 1999 года в качестве посредника, осуществляющего операции по та-моженному оформлению товаров и транспортных средств, могла выступать российская организация, признанная таможенными органами декларантом на основе договора в соответствии с порядком, установленным Приказом ГУ ГТК при Совете Министров СССР от 18.08.1989 № 137 «О правовом регулировании пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государ-ственную границу СССР». За первые три года (1989 - 1991) было выдано 62 свидетельства на право посреднического декларирования внешнеторговых гру-зов. В тот период в каждой таможне действовало в среднем не более пяти фирм-декларантов. Последующее установление таможенных границ с государствами Балтии и СНГ дало новый импульс развитию предпринимательских структур в таможенной области. В результате с 1992 до середины 1994 гг. ГТК России бы-ло выдано уже 445 свидетельств. В дальнейшем рынок таможенных услуг за-полнялся стремительно - в течение полутора лет (с середины 1994-го до конца 1995-го) в среднем выдавалось по 102 свидетельства в квартал. Пик пришелся на II квартал 1995 года, когда за три календарных месяца было выдано 119 сви-детельств. В 1996 г., когда на рынке действовало более 1200 фирм-декларантов, ГТК России ввел ограничения на выдачу свидетельств, что в условиях ужесто-чения требований к достоверности декларирования внешнеторговых грузов и полноте поступлений в бюджет таможенных платежей было совершенно оправ-данно.
В итоге к началу 2000 г. только 12% общего ежемесячного торгового оборота грузов в России проходило таможенное оформление через официаль-ных таможенных представителей.
Вместе с тем введение института таможенных представителей ни в коей мере не ущемляло права участников ВЭД на возможность самостоятельного осуществления таможенного декларирования.
Расширение сектора таможенных представителей в таможенной сфере, по-явление их разноуровневых групп (общефедеральной, региональной, зональ-ной), а также совершенствование их профессионального уровня, повышение компетентности на рынке посреднических таможенных услуг происходило по мере изменения российского таможенного законодательства, системы таможен-ного администрирования с учетом международного опыта развития института таможенных посредников.
1.2. Правовой статус специалиста по таможенным операциям
В связи с интеграцией и активной торговлей резидентов государств-членов ЕАЭС повышается роль таможенных представителей как посреднической сто-роны между участником ВЭД и таможенными органами.
В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС действует два ти-па
• таможенных представителей:
• таможенный представитель открытого типа- осуществляют таможенное декларирование всех категорий товаров;
• таможенный представитель закрытого типа- организует зону своей дея-тельности (осуществляет таможенное декларирование отдельных катего-рий товаров)
Таможенный представитель открытого типа оказывает коммерческие та-моженные услуги без ограничения зоны своей деятельности, то есть, всем участникам ВЭД и в отношении всех категорий товаров. Таможенный предста-витель открытого типа одновременно может оказывать услуги по помещению разных категорий товаров под различные таможенные процедуры (например, и химических товаров, и продуктов питания).
Таможенный представитель закрытого типа ограничивает зону своей дея-тельности определенным товаров или определенными группами товаров, что находит свое отражение в таможенном Реестре таможенных представителей. Так, например, если таможенный представитель ограничил круг своей деятель-ности только продовольственной продукцией, то осуществлять таможенное де-кларирование других категорий товаров он не имеет право.
Таможенный представитель обязан:
1. Соблюдать условия включения в реестр таможенных представителей.
2. Представлять в таможенные органы отчетность с использованием инфор-мационных технологий в соответствии с законодательством государств-членов;
3. Не разглашать, не использовать им и (или) его работниками в собствен-ных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установлен-ных законодательством государств-членов;
4. Исполнять предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
5. Информировать таможенный орган, включивший его в реестр таможен-ных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включе-нии в реестр таможенных представителей, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изме-нения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их измене-нии;
6. Соблюдать иные обязанности, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможен-ном регулировании.
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными междуна-родными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) за-конодательством государств-членов о таможенном регулировании. Обязанности таможенного представителя не входит соблюдение условий использования то-варов в соответствии с таможенными процедурами и иных обязанностей, кото-рые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможен-ного регулирования возлагаются только на представляемых им лиц.
В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом со-лидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей ис-полнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
При наступлении предусмотренных в соответствии с настоящим Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, нало-гов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит ис-полнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем соли-дарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:
1. С несоблюдением условий использования товаров в соответствии с тамо-женной процедурой, под которую помещены товары;
2. С изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;
3. С совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением та-ких льгот.
Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные слу-чаи, чем случаи, указанные в пункте 5 настоящей статьи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компен-сационных пошлин, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполне-нию таможенным представителем. Обязанности таможенного представителя пе-ред таможенными органами не могут быть ограничены договором с представля-емым лицом. Обязанности являются одинаковыми для всех таможенных пред-ставителей.
Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заин-тересованными лицами осуществляются на основе договора. Для оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру договор заключается непосредственно между таможенным предста-вителем и декларантом либо экспедитором в случае, если по договору транс-портной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с та-моженным представителем.
Существуют только два основания для отказа таможенным представите-лем заключить договор:
• условия договорных отношений выходят за рамки сферы его деятельно-сти;
• есть достаточные основания предполагать, что действия декларанта про-тивозаконны.
Для того чтобы проанализировать взаимодействие таможенных органов с таможенными представителями необходимо понимать, что таможенное декла-рирование товаров и транспортных средств осуществляют квалифицированные специалисты по таможенным операциям, которые работают.
Таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, таможенные сборы, если содержание таможенной процедуры, определен-ной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенного между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпин-говых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов тамо-женным представителем в штате таможенного представителя.
В случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом со-лидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате та-моженных платежей, за исключением случаев, исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных доку-ментов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, что будет установлено решением суда или тамо-женного органа.
1.3. Условия включения и исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей.
Реестр таможенных представителей ведет федеральный орган исполни-тельной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Реестр таможенных представителей ведется в электронном виде по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Реестр таможенных представителей формируется на основании принимае-мых уполномоченным должностным лицом таможенного органа решений о включении юридических лиц в реестр таможенных представителей, об исключе-нии юридических лиц из такого реестра, о внесении изменений в реестр тамо-женных представителей. Изменения в электронную форму реестра таможенных представителей вносятся автоматически при принятии соответствующего реше-ния.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, обеспечивает регулярное, не реже одного раза в месяц размещение реестра таможенных представителей на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Условиями включения юридического лица, претендующего на осуществ-ление деятельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможен-ных представителей являются:
2. Наличие договора страхования риска гражданской ответственности тамо-женного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;
3. Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляюще-го деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Комис-сией, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в ка-честве таможенного представителя будет ограничена совершением таможен-ных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенны-ми пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, - в размере, определяемом законодательством государств-членов;
4. Отсутствие на день обращения в таможенный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязан-ности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;
5. Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые уста-новлены законодательством государств-членов.
Законодательством государств-членов может устанавливаться, что усло-вием включения юридического лица, претендующего на осуществление дея-тельности в качестве таможенного представителя, в реестр таможенных пред-ставителей является наличие в штате этого лица не менее 2 работников, имею-щих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требова-ниям, устанавливаемым законодательством государств-членов.
Заявление о включении в реестр таможенных представителей должно со-держать:
1. Обращение заявителя о включении в реестр таможенных представителей;
2. Сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения (почтовый адрес и иные контактные данные), перечень обособ-ленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя, с указанием их мест нахождения;
3. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5. Код причины постановки на налоговый учет (КПП);
6. Код причины постановки на налоговый учет (КПП) обособленного подраз-деления;
7. Введения об учредителях (участниках) юридического лица;
8. Сведения об ограничении сферы своей деятельности совершением таможен-ных операций в отношении отдельных категорий товаров, совершением та-моженных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными тамо-женными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, или совершением таможенных операций в отдельном регионе деятельности таможенного органа либо об осуществлении своей деятельности без таких ограничений;
9. Сведения об обеспечении исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, если такое обес-печение предоставлено до или одновременно с подачей заявления о включе-нии в реестр таможенных представителей;
10. Сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответ-ственности заявителя;
11. Сведения о руководителе юридического лица.
Исключение юридического лица из реестра таможенных представителей:
1. Юридическое лицо подлежит исключению из реестра таможенных предста-вителей по основаниям.
2. По заявлению юридического лица в случае возбуждения в отношении него процедуры банкротства;
3. Заявление об исключении из реестра таможенных представителей по соб-ственному желанию подается заявителем в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заяви-теля, через личный кабинет либо с использованием федеральной государ-ственной информационной системы "Единый портал государственных и му-ниципальных услуг (функций)".
4. Заявление об исключении из реестра таможенных представителей по соб-ственному желанию может быть представлено на бумажном носителе, если у таможенного органа отсутствует возможность его получения в виде элек-тронного документа в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нару-шениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети "Ин-тернет") или отключением электроэнергии.
5. Заявление об исключении из реестра таможенных представителей по соб-ственному желанию составляется в произвольной форме. В случае подачи юридическим лицом заявления об исключении из реестра таможенных пред-ставителей по собственному желанию при наличии у него неисполненной или ненадлежаще исполненной обязанности, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отказывает таможенному представителю в исклю-чении из соответствующего реестра по собственному желанию. Решение об исключении юридического лица из реестра таможенных представителей принимает уполномоченное должностное лицо таможенного органа путем внесения соответствующей информации в единую автоматизированную ин-формационную систему таможенных органов.
Уведомление об исключении юридического лица из реестра таможенных представителей направляется юридическому лицу, в отношении которого такое решение принято, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, через личный кабинет либо с использованием федеральной государствен-ной информационной системы "Единый портал государственных и муниципаль-ных услуг (функций)" либо на бумажном носителе с мотивированным обосно-ванием принятия такого решения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает ре-шение об исключении юридического лица:
1. В течение трех рабочих дней со дня неисполнения обязанностей;
2. В течение одного рабочего дня со дня неисполнения обязанности по соблю-дению условия включения в реестр таможенных представителей;
3. В течение одного рабочего дня со дня получения таможенным органом уве-домления о наступлении событий;
4. В течение трех рабочих дней со дня получения таможенным органом заяв-ления об исключении из реестра таможенных представителей;
Решение об исключении из реестра таможенных представителей подлежит отмене:
1. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об исключении - в случае устранения юридическим лицом в указанный срок оснований исклю-чения из реестра;
2. В течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем принятия реше-ния об исключении, - в случае исполнения юридическим лицом в указанный срок обязанности по соблюдению условия включения в реестр таможенных представителей;
3. В случае исключения юридического лица из реестра таможенных представи-телей такое юридическое лицо вправе обратиться в таможенный орган с но-вым заявлением о включении в реестр таможенных представителей в поряд-ке, установленном Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом;
4. Таможенный представитель обязан известить лиц, по поручению которых он совершает таможенные операции, о подаче заявления об исключении его из реестра таможенных представителей за пятнадцать рабочих дней до дня по-дачи такого заявления. В течение указанного срока заключение таможенным представителем договоров с декларантами или иными заинтересованными лицами не допускается;
5. В случае исключения из реестра таможенных представителей по иным осно-ваниям таможенный представитель обязан известить об этом лиц, по пору-чению которых он совершает таможенные операции, не позднее пяти рабо-чих дней со дня направления уведомления об исключении из реестра тамо-женных представителей;
6. Исключение юридического лица из реестра таможенных представителей не освобождает это лицо (его правопреемника) от совершения действий, обя-занность по исполнению которых возникла до исключения юридического лица из реестра таможенных представителей;
В случае исключения юридического лица из реестра таможенных предста-вителей возврат обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, предоставленного этим лицом при включении его в такой реестр.
Глава 2. Анализ деятельности таможенного представителя ООО "ВЭД-ЦЕНТР"
2.1. Анализ количества оформленных деклараций таможенных представителей
Прошлый год прошел под знаком поступательного роста рынка таможен-ных представителей, чего еще недавно даже нельзя было представить. Практи-чески все эксперты отметили несвойственное ему ранее движение. Так, в 2019 году произошло заметное увеличение числа участников этого бизнеса до 480 представителей, годом ранее таких насчитывалось 383 компании. Возросший интерес бизнеса к данной сфере деятельности эксперты объясняют несколькими причинами. Так, можно предположить, что самой главной из них явилось дву-кратное снижение размера обеспечения гарантии таможенных платежей - с 1 млн до 500 тыс. евро.
Другой не менее важной причиной стал последний экономический кризис и введение в отношении России экономических санкций из-за событий на Укра-ине. Эти события вкупе подкосили многие транспортные компании, которые из-за уменьшения товаропотока потеряли значительную часть своих клиентов. Следует отметить, что отечественный рынок транспортно-логистических услуг отличается довольно высокой конкуренцией, даже с учетом столь значительных масштабов нашей страны.
Выжить на нем очень тяжело, особенно компаниям, имеющим собствен-ный, а не арендованный парк грузовых автомобилей.