Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Насилие в семье как фактор формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте

kisssaaa0721 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2021
Целью исследования является анализ связи между насилием в семье и процессом формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо найти решение для следующих задач: 1. Рассмотреть основные современные представления о подростковом возрасте в отечественной и зарубежной психологии. 2. Определить понятие и виды отклоняющегося поведения в подростковом возрасте на основе анализа психологической литературы 3. Описать современное представление о насилии в современной отечественной психологии 4. Проанализировать процесс влияния семейного насилия на формирование отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Объект исследования: личность в подростковом возрасте Предмет исследования: насилие в семье как фактор формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Основной гипотезой исследования является предположение о том, что семейное насилие является одним из самых значительных факторов в формировании отклоняющегося поведения в подростковом возрасте * В семьях, в которых родители проявляют аддиктивное поведение, высокая вероятность формирования отклоняющегося поведения в подростковом возрасте * Если дети подвергаются домашнему насилию, то нормативно-правовые акты не работают в полной мере. Метод исследования: теоретический
Введение

Введение Семья традиционно является главным институтом, непосредственно участвующим в воспитании ребенка. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Семья как агент первичной социализации в течение длительного времени играет основополагающую роль в становлении личности человека, причем на различных возрастных этапах роль семьи меняется. Конечно, идеал семейной жизни – это любовь, доверие и моральная поддержка. Но на практике можно увидеть многообразие форм домашнего насилия по отношению к детям и подросткам, а так же насилие одного из супругов по отношению к другому. Насилие не обязательно носит физическую форму, когда непосредственно наносятся телесные повреждения. Оно может носить психологический характер и проявляться в угрозах, унижении, насмешках над членами семьи, предъявлении чрезмерных требований к ребенку, несоответствующих его возрасту. Так же возможно пренебрежительное отношение к ребенку. В таком случае родители не выполняют свои обязанности, и ребенок испытывает острую нужду в удовлетворении потребностей, например, в пище, одежде, гигиене, любви. Ещё одним видом семейного насилия является сексуальное насилие, когда ребенка принуждают к сексуальным действиям для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Определения насилия разнообразны, однако общими аспектами любого насилия являются системность поведения и преследуемая цель, которую С.В. Фролов определяет как сохранение одним членом семьи контроля и власти над другими. [1] По официальным данным ООН ежегодно в мире около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет подвергаются насилию со стороны родителей. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 % самоубийство. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей.[2] Любой вид насилия негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Дети, растущие в ситуации насилия, характеризуются проблемами в обучении, отставанием в развитии, имеют многочисленные поведенческие и эмоциональные трудности. У них прослеживается высокий уровень агрессивности и делинквентности; самооценка и эмпатия, напротив, находятся на низком уровне, отсутствуют навыки и умения построения взаимоотношений, а также слабо развит социальный интеллект. [3] Пережитое насилие существенно влияет на формирование личности ребенка. Возможна ситуация, когда в ответ на насильственные действия со стороны родителя у ребенка начинает формироваться отклоняющееся поведение. Девиантному поведению в подростковом возрасте уделяется значительное внимание в исследованиях как отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И.Фельдштейн, М.И. Мухина) ,так и зарубежных авторов (А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К.Хорни, К. Халл, А. Бандура ). Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией — как состоянием сниженной способности реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. [4]
Содержание

Введение 3 Глава 1. Основные современные представления о подростковом возрасте в отечественной и зарубежной психологии. 6 Глава 2. Понятие и виды отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 13 2.1.Понятие и сущность отклоняющегося поведения 13 2.2. Структура и виды отклоняющегося поведения 16 Глава 3. Современное представление о насилии в современной отечественной психологии 21 3.1. Виды и формы насилия в современной и отечественной психологии 21 3.2 Насилие в семье. 25 Глава 4. Анализ процесса влияния семейного насилия на формирование отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 29 4.1.Влияние семейного насилия на формирование отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 29 4.2. Влияние аддиктивного поведения родителей на формирование отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 31 4.3. Домашнее насилие как нарушение нормативно-правовых актов 34 Заключение 36 Список литературы 37
Список литературы

1. Бандура О.О., Усова А.В., Ольховский М.Д. Насилие в семье: отсроченные последствия насилия над детьми // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 32. № 2. С. 171–179. 2. Официальный сайт ООН (Электронный ресурс) 3. Platonova N.M., Platonov Yu.P. Nasiliye v semye: Osobennosti psikhologicheskoy reabilitatsii [Domestic violence: Psychological adjustment features]. St. Petersburg: Rech Publ., 2004, 154 p. (In Russian). 4. Панцырь С.Н., Новгородцева А.П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 64–72. 5. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. 6. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 1. 7. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 1. С. 19–27. 8. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 21—28 9. Усова Л.П. Теоретический анализ сущности девиантного поведения // Ученые записки Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышенвского. 2010. №4. С. 183 – 185 10. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 86–107. 11. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77–94. 12. Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 78–96. doi:10.17759/psylaw.2020100207 13. Сыроквашина К.В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 60—75. 14. Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. 15. Даудова Д.М. О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии// Армия и общество. 2013. №3 16. Круковский В.Е., Мосечкин И.Н. О формах нефизического (психологического) насилия в уголовном законодательстве России [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 165–176. 17. Платонова Н.В. Особенности психических нарушений у детей в возрастном аспекте при перманентном сексуальном насилии // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.2013 18. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета 2013 №1 19. Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. 20. Волкова Е.Н., Исаева О.М. Школьное и домашнее насилие: взаимосвязь и взаимная обусловленность // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 56–64. 21. Ениколопов С.Н., Хвостова Е.С. Социально-психологические представления о сексуальном насилии в семье [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 1. 22. Максимова И.В. Семейное насилие над детьми дошкольного возраста // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». 23. Качаева М.А., Дозорцева Е.Г., Нуцкова Е.В. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 110–126. 24. Семено А.А. Профилактика насилия над детьми в семье [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 1. 25. Круглый стол: Роль семьи в генезисе и профилактике девиантного поведения детей и подростков // Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи». 2015 С. 1337–1386. 26. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017 №4 С. 28 – 33 27. Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011 №6 С. 77 – 80 28. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник Бурятского государственного университета. 2015 №5 С.125 – 127 29. Мишин А. А., Особенности проявления аддиктивного поведения // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018 №4 30. Амбалова С.А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019 Т.8 №3 (28) С.317 – 319 31. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Пенитенциарная наука. 2020; 14 (3):400-406. 32. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. - М.: Московская школа прав человека, 2000. 33. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Ст. 28 34. В.П. Очередько, В.С. Харламов Нормативно-правовое регулирование противодействия семейному насилию в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2016 №3(71) С. 129-133 35. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021)
Отрывок из работы

Глава 1. Основные современные представления о подростковом возрасте в отечественной и зарубежной психологии. Для начала хотелось бы отметить такой важный аспект, как отсутствие в современной психологической литературе целостного непротиворечивого образа подросткового возраста. Следует так же отметить, что выделение подростков как отдельной, при этом наиболее значимой фазы в онтогенетическом развитии человека является устойчивой в возрастной и педагогической психологии, хотя ее пределы в работах разных авторов могут колебаться от 11 до 20 лет. Однако чаще всего подростковый возраст определяется по формальным критериям градации жизненного цикла человека и ассоциируется со средним школьным возрастом (11–15 лет). Необходимо уделять пристальное внимание проблеме подросткового возраста, ведь именно в подростковый период закладываются основы мировосприятия, ценностной системы, формируется общая направленность личности, определяются ее жизненные стратегии. Для того, чтобы понять, как в современной психологии рассматривают подростковый возраст, рассмотрим представления о нем в отечественной и зарубежной психологии. Современные подростки сильно отличаются от подростков, которые жили 20-30 лет назад. Они иначе переживают подростковый период, иначе относятся к возрастным проблемам, сталкиваются с иными социальными рисками, соответственно меняются и их возрастные задачи. Распространение интернета привело к ряду существенных трансформаций в психологической и социальной ситуации подростка: существенно изменились уличные дворовые компании, подростковые группировки, подростку стало тяжело общаться с другими людьми, уровень его принадлежности к какой-либо группе значительно снизился по сравнению с ситуацией в СССР. [5] Среди подростков распространились такие явления как прокрастинация, откладывание жизненных решений и продление детства и зависимости от родителей. Причиной этого является высокая социальная неопределенность в сочетании с давлением со стороны взрослых («К чему ты стремишься? Как будешь планировать свою жизнь? Почему не думаешь о семье?»), почти полное отсутствие профориентационной работы среди подростков, которая бы учитывала особенности современной социальной ситуации, редкость обсуждения планов на будущее в семьях. Некоторые исследователи рассматривают подростковый возраст как кризис в развитии личности. Такой точки зрения придерживались Ж.-Ж. Руссо, Стэнли Холл, Л.С. Выготский и до сих пор многие современные исследователи считают, что подростковый возраст относится к периоду возрастных кризисов человека. Это связано с тем, что в этот период жизни человек переносит тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости. В советской психологии Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания - полового, органического и социального - как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста. Выготский относит подростковый возраст к числу стабильных возрастов. Центральное новообразование данного возраста - это развитие самосознания. Выготский считал, что ключ к пониманию психологии подростка состоит в проблеме интересов. Выготский подростковый возраст разделяет на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Он полагал, что первая, длится около двух лет и связана с отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как стабильный и говорил о том, что характерной чертой его появления можно считать возникновение чувства взрослости. Оно формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только с взрослыми, но и с товарищами. Л.И. Божович весь возраст полового созревания относит к критическому периоду. Значимым является то, что подростковый возраст состоит из двух фаз - 12-15 лет и 15-17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Исследователи подчеркивают, что кризис подросткового возраста является одним из самых сложных и важных критических периодов развития в жизни человека. В традиционном представлении протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п. [6] Резкая смена отношения человека не только к окружающему миру, но и к себе во многом определяет остроту подросткового кризиса. Обостряются противоречия самосознания, связанные с маргинальным социальным статусом подростка, впервые возникающей множественностью социальных ролей и одновременно с многомерностью внутреннего мира человека. Можно выделить негативные и позитивные стороны в критическом периоде. Негативные моменты заключаются в утрате налаженных форм жизни — нарушаются взаимоотношения с другими людьми, меняются способы и формы учебной деятельности, распадаются привычные условия жизнедеятельности и т.п., что связано с вступлением в новый период жизни; позитивная сторона представляет собой новые возможности становления индивидуальности человека, формирование гражданской ответственности, сознательное и целенаправленное самообразование. Отметим еще и то, что подростковый возраст отличается интенсивной перестройкой на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что характеризует весь возрастной период как крайне нестабильный. Это ведет к многочисленным конфликтам подростка со взрослыми и непреодолимой тяге к общению со сверстниками. Одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующим деятельность и поведение человека, а также следствием длительного развития индивида, превращения его в субъекта, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и самим собой является самосознание. Весьма распространена точка зрения, что самосознание появляется только в подростковом возрасте. Согласно исследованиям М. Куна и М. Мид, появление самосознания связано у подростка со способностью стать на место другого. Они считают самосознание основным новообразованием подросткового и юношеского возрастов. Такой же точки зрения придерживается И. С. Кон; он пишет, что это — период собственно возникновения самосознания во всей его целостности. [7] Самосознание подростка обладает определенными особенностями (например, способность рассуждать абстрактно, логически), отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. По мнению различных исследователей в задачи подростка входят формирование чувства взрослости, становление ответственного действия, профессиональное самоопределение, формирование идентичности, углубленная ориентация в отношениях и нормах социальной действительности. Современная психология утверждает, что наиболее выраженной в таком возрасте проблемой является потребность в самоактуализиции. Самоактуализация подростка происходит, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, разворачивающемся в современном образовательном пространстве, которое должно выступать в качестве питательной среды процессов развития и саморазвития, быть, по своей сути, развивающим. Представления зарубежной психологии о подростковом возрасте несильно отличаются от отечественных, но все же рассмотрим несколько важных аспектов. Довольно крупным направлением исследований подросткового возраста первой половины XX века стали культурно - психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, которые происходят в этом возрасте и приписывают им самостоятельное существование и развитие. Формирование данной теории принадлежит Э. Шпрангеру. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского и определял его границы 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Подростковый возраст, по мнению ученого - возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст: первое - это открытие своего "я", которое происходит в пору отрочества, второе - постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье - врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. Обратимся к анализу опыта зарубежных исследовательских проектов по влиянию видеоигр на школьную успеваемость в подростковом возрасте, а также проблеме внимания в процессе учебной деятельности, поскольку именно в зарубежной психологии эти вопросы изучены достаточно хорошо. В целом, серия исследований показывает, что дети, которые играют в видеоигры больше двух часов в день, имеют больше проблем с вниманием, чем дети которые не играют вообще, либо играют до двух часов в день. Несложно сделать вывод о необходимости сокращения времени, которое дети проводят за компьютерными играми. Так же ежедневное использование медиа-технологий, включая видеоигры, ухудшает здоровье вне зависимости от остальных факторов, в том числе обусловливает проблемы с вниманием и снижение школьной успеваемости. Не все исследователи видят в видеоиграх лишь отрицательные стороны, некоторые из них предполагают, что, возникающие в процессе игры задачи, способствуют развитию такого навыка как быстрое чтение, логического, аналитического и математического мышления. Но стоит учитывать, что не все виды онлайн-активности являются одинаково полезными, например, постоянная активность в социальных сетях приводит к повышению риска снижения школьной успеваемости. Стоит понимать, что негативное или позитивное влияние видеоигр и онлайн-активности в целом, зависит от множества факторов, в том числе от того контента, которым увлекается подросток. Всё больше и больше исследователей приходят к выводу, что умеренный видеогейминг является безопасным и даже идет на пользу в подростковом возрасте, поскольку позволяет снять эмоциональное напряжение, развить личностные и когнитивные способности подростка. [8] Стоит отметить, что в ХХІ веке проблема онлайн-зависимости распространена повсеместно, и многие отмечают тенденцию снижения в подростковом возрасте способности самостоятельно воспроизводить информацию. Интернет-ресурсы позволяют найти любую информацию на любую тему, и у детей не возникает потребности в том, что бы использовать литературу, читать научные статьи. Так же все большее количество подростков перестают читать классическую литературу, уровень общей осведомленности имеет противоречивую структуру: с одной стороны, подростки интересуются новыми направлениями жизни, стремятся к самоактуализации, но с другой стороны, они считают, что Евгений Онегин это писатель, и не могут сказать, какие произведения написал Достоевский. Итак, подведя небольшой итог, постараюсь обобщить все вышеизложенное и предложить некое представление о подростковом возрасте. Подростковый возраст является критическим периодом в процессе развития личности, у современных подростков зачастую возникают трудности в установлении межличностных контактов, так как общение все больше и больше переходит в онлайн-формат. Прокрастинация, конфликтность, острые потребности в самореализации и самоактуализации, зависимость от видеоигр, социальных сетей, недопонимание и давление со стороны взрослых, – всё эти состоянния характеризуют подростковый возраст, как очень сложный, трудный и болезненный. Глава 2. Понятие и виды отклоняющегося поведения в подростковом возрасте На сегодняшний день в психологической литературе существует множество определений для понятия «отклоняющегося поведения», разберем несколько из них и определим его сущность, рассмотрим виды отклоняющегося поведения, а также определим структуру отклоняющегося поведения. 2.1.Понятие и сущность отклоняющегося поведения Ожегов в своем словаре дает такое толкование понятия поведение: «Поведение – Образ жизни и действий». А толковый словарь психиатрических терминов определяет поведение как «Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью». Для нас же имеет значение поведение отклоняющееся, девиантное. Рассматривая понятие «образ жизни» можно установить его тесную взаимосвязь с понятием «уровень жизни». Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов определяет это понятие так: «уровень материального благополучия индивида или семьи, определяемый, как правило, количеством потребляемых благ». Можно выдвинуть предположение о том, что от уровня жизни зависит и образ жизни личности, то есть, чем ниже уровень жизни, тем больше вероятность формирования отклоняющегося поведения. Большинство авторов придерживаются позиции, что отклоняющееся поведение подразумевает под собой поведение, которое отвергается социумом, которое идет в разрез общепринятым социальным нормам. То есть, опираясь на вышеупомянутые определения, образ жизни и действий личности не совпадает с принятыми в обществе представлениями о нормальном поведении, выходит за рамки «нормальности». Зарубежные исследователи Э. Дюрк-гейм, Л. Клагес, Р. Мертон, Н. Смелзер, Т. Шибутани, Дж. Шуэсслер и др. определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является то поведение, которое не удовлетворяет социальные ожидания данного общества. В отечественной литературе под девиантным поведением понимается: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. [9] Для того, чтобы определить является ли поведение отклоняющимся нужно понять, входят ли действия индивида в границы общепринятой нормы. Соответственно, чтобы это понять разберем и понятие нормы. «Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его» (К.К.Платонов) В. Д. Менделевич считает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. [9] Выделяют нормы: • Правовые • Нормы морали • Нормы этикета • Эстетические Лишь несоблюдение правовых норм подразумевает наказание, за несоблюдение же эстетических норм, норм морали и этикета возможно лишь общественное порицание, поскольку данные нормы не регламентированы и не имеют юридической силы. Соответственно можно сделать вывод о том, что отклонение хотя бы от одной из общеизвестных норм является признаком девиантного поведения. Ряд авторов предлагают отличать «первичную и «вторичную» девиации. При «первичной» девиации общество как будто не замечает, что лицо игнорирует некоторые правила, да и сама личность не считает себя нарушителем. Ненормативное поведение в таком случае имеет различные причины. На втором уровне («вторичная» девиация) поведение личности признается обществом, как ненормативное, нарушающее общепринятые нормы морали и права, и сам нарушитель соглашается с этим «ярлыком». Существует так же разделение на индивидуальные и коллективные формы девиации. В первом случае понимается нарушение одной личностью норм морали, во втором речь идет уже о ненормативном поведении группы лиц, например, преступного сообщества или секты. Отклонения от норм могут иметь для системы двоякое значение: 1) негативные, т.е. нарушающие функционирование системы, дезорганизующие и создающие угрозу ее существованию; 2) позитивные, т.е. служащие средством совершенствования системы, повышения ее организованности. Для позитивной девиации важным компонентом являются положительные намерения, которые не всегда приводят к позитивным результатам. Особенность позитивной девиации состоит в её добровольности, позитивная девиация не является вынужденной или принудительной. Характерными являются результаты позитивной девиации. Они состоят в субъективном благополучии, долгосрочной эффективности и приводят к развитию организационных норм. [10] 2.2. Структура и виды отклоняющегося поведения Отклоняющееся поведение отличается возрастным своеобразием и в строгом смысле может применяться к детям в возрасте 9 лет и старше. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды девиантного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). Спецификой девиантного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Как отмечают многие авторы, у юношей старше 16 лет делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. При этом отмечается, что проявление такого поведения увеличивается в пубертатный период, а после 18 лет снижается[11] В основном ученые выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: - раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (нарушение правил, школьные прогулы, частые случаи обмана, побеги из дома и т. п.); - рискованное поведение (зацепинг, диггерство, сталкеринг и т. п.); - суицидальное (самоповреждающее) поведение; - аддиктивное (зависимое) поведение (наркомания, алкоголизм, токсикомания и т. п.); - агрессивное поведение (систематические драки, повреждение имущества, травля, ксенофобия и т. п.); - делинквентное поведение (воровство, вандализм, мошенничество, кражи и другие виды противоправного поведения) [12]. Кратко опишем несколько видов отклоняющегося поведения. Согласно А.Г. Амбрумовой, отличительными чертами подростковой суицидальности является то, что подростки недостаточно критично оценивают последствия суицида, родители недооценивают серьезность подростковых мотивов и поводов для совершения самоубийства, а также связь суицида и суицидальных попыток с другими видами девиантного поведения [13]. Некоторые ученые связывают суицидальное поведение с аддиктивным (зависимым) поведением, утверждая, что таким образом подростки стараются уйти от стрессовых ситуаций. Аддиктивное поведение проявляется в зависимости (алкогольной, наркотической, никатиновой, зависимость от насилия и проч.) и представляет собой попытку ухода от реальности путем изменения своего психического состояния. Изучение данного вида отклоняющегося поведения и поиск новых способов его профилактики поможет обществу избавиться от таких проблем как наркомания, алкоголизм, никатиновая зависимость, которая в последние годы набирает всю большую популярность, и др. Еще одним видом отклоняющегося поведения является агрессивное поведение. Агрессивное поведение может быть направлено: • во внешний мир (на других людей), в таком случае оно проявляется в действиях, направленных на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другому человеку или группе людей • на себя, в таком случае человек будет причинять вред уже самому себе, проявлять аутоагрессию, и такое поведение будет тесно связано с суицидальным поведением. Поведение можно назвать делинквентным, если человек систематически совершает противоправные действия (бездействия), наносящие вред как отдельным лицам, так и обществу в целом, но которые не имеют столь значительного ущерба для наступления уголовной ответственности. Уголовное наказание как будто проводит границу, за которой заканчивается делинквентное поведение и начинается преступное поведение. У разных авторов свои подходы к классификациям форм отклоняющегося поведения, которые строятся на основе ряда критериев (вид нарушаемой нормы, психологические цели и мотивация поведения, результаты этого поведения и ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения и др.). Среди основных форм проявления отклоняющегося поведения присутствую такие как: • правонарушение • алкоголизм • наркомания • проституция • суицид • насилие Формы отклоняющегося поведения не ограничиваются только этим списком, а это лишь часть самых ярких проявлений отклоняющегося поведения. Следует сказать, что форма отклоняющегося поведения может относиться к нескольким видам отклоняющегося поведения. Например, насилие относится одновременно к аддиктивному, агрессивному и противоправному поведению, или наркомания, которая относится и к самоповреждающему поведению, и к аддиктивному поведению. Основными причинами формирования девиантного поведения хотелось бы выделить следующие: • Недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций • Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка • Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития. • Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков • Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья и школа • Школьная дезадаптация [14] В данной работе я буду касаться лишь социально-педагогической причины, связанной с отношениями внутри семьи. ? Глава 3. Современное представление о насилии в современной отечественной психологии На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилие в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. [15] «Насилие — применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-н. ». Такое определение дается в толковом словаре Ожегова понятию насилия. Стоит обратить внимание на словосочетание «принудительное воздействие», то есть воздействие на человека происходит против его воли, а уже виды насилия и формы проявления насилия – это составляющие детали насильственного действия. 3.1. Виды и формы насилия в современной и отечественной психологии Исследователи выделяют несколько видов насилия – физическое, психическое, сексуальное, пренебрежение обязанностями в отношении ребенка (рассматривается только в отношении семейной ситуации), некоторые авторы выделяют также экономическое и политическое насилие. Поговорим о каждом виде насилия и формах его проявления отдельно. 1. Физическое насилие. Как видно из названия, данный вид насилия подразумевает под собой применение физической силы для причинения вреда или травм другому лицу. Также некоторые авторы объясняют этот термин как целенаправленное воздействие на организм другого лица против воли этого лица. Зачастую психическое эмоциональное насилие сопровождает физическое насилие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg