ГЛАВА 1. Доходы, расходы и прибыль предприятия
1.1 Расходы: сущность, классификация
В настоящее время определяется экономическая сущность и осу-ществляется классификация расходов в соответствии с правилами ведения бухгалтерского и налогового учёта.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждённым приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, расходами организации для целей бухгалтерского учёта признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обя-зательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за ис-ключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [13]
Не признаётся расходами организации выбытие активов:
- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основ-ных средств, незавершённого строительства, нематериальных активов и т.п.);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с це-лью перепродажи (продажи);
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Расходы признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий:
1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
2) сумма расхода может быть определена;
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт уменьшение экономических выгод организации.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осу-ществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности – это расходы (затраты) связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и про-дажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости ос-новных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых акти-вов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности включают в себя:
• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
• расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производ-ства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а так-же продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуата-ции основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддер-жанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
По экономическому содержанию расходы по обычным видам дея-тельности разделяются на следующие элементы:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды (с 01.01.2002 г. входят в элемент «затраты на оплату труда»);
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты. [4]
Таблица 1. Состав затрат по обычным видам деятельности
Материальные затраты отражают стоимость покупного сырья, ма-териалов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними пред-приятиями или производствами и хозяй-ствами предприятия, не относящимися к основной деятельности;
природного сырья – налог на добычу по-лезных ископаемых, топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транс-портные работы по обслуживанию произ-водства, выполняемые транспортом пред-приятия;
покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производ-ственные и хозяйственные нужды;
потерь от недостачи поступивших матери-альных ресурсов в пределах норм есте-ственной убыли.
Затраты на оплату труда относят оплату труда основного производ-ственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производ-ственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты.
Отчисления на социальные нуж-ды сумме страховых взносов, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды.
Амортизация основных фондов сумма амортизационных отчислений на полное восстановление элементов основ-ных производственных фондов.
К прочим затратам относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления.
По назначению и роли в процессе производства расходы подразде-ляются по калькуляционным статьям. Перечень статей затрат для каждой отрасли специфичен и устанавливается организацией самостоятельно или на основе методических рекомендаций по бухгалтерскому учёту.
Типичными статьями затрат являются:
Производственные затраты
? сырьё и материалы;
? топливо и энергия;
? основная и дополнительная заработная плата производ-ственных рабочих;
? страховые взносы;
? расходы на подготовку и освоение производства;
? расходы на содержание и экс-плуатацию оборудования;
? цеховые расходы;
? общезаводские расходы;
? прочие производственные расходы;
Полные затраты помимо производственных затрат включают в себя ещё коммерческие расходы. Группировка по статьям затрат используется при планировании, учёте и калькулировании себестоимости конкретной продукции.
Таков состав расходов предприятий, определяемых для целей бухгалтер-ского учёта. [4]
В соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Нало-гового кодекса в целях ведения налогового учёта расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком. Обоснованные расходы – это эконо-мически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтверждённые расходы – затраты, подтверждён-ные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. [10]
1.2 Доходы: сущность, порядок формирования и использования
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имуще-ства) [12]. На основании Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) доходы организации в зависимости от их харак-тера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от про-дажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Выручка от реализации продукции — это все доходы, полученные организацией за определенный период времени за реализованную про-дукцию. [12]
Выручка от реализации продукции является также одним из резуль-татов хозяйственной деятельности предприятия. Размер выручки от реали-зации определяется объемом продаж. Объем продаж, в свою очередь, яв-ляется производной величиной от объема выпуска продукции. Объем вы-пуска продукции при условии спроса на нее зависит от возможностей ор-ганизации, а именно: от наличия необходимых мощностей, трудовых, ма-териальных и денежных ресурсов. Объем выпуска продукции, как и объем продаж, определяется в натуральных и денежных единицах. Вместе с тем натуральные измерители не учитывают техническое усовершенствование изделий, улучшение качества продукции. Их также трудно увязать с эко-номическими результатами как по видам деятельности, так и по работе ор-ганизации в целом. Поэтому
объем производства и продаж измеряется в денежном выражении.
Важно, чтобы объем производства товарной продукции не слишком превышал объем продаж, так как это может негативно сказаться на разви-тии экономики организации из-за увеличения запасов продукции на скла-де.
Выручкой признается доход при наличии следующих условий:
• организация имеет право на получение этой выручки, вытека-ющее из конкретного договора или подтвержденное иным со-ответствующим образом;
• сумма выручки может быть определена;
• имеется уверенность в том, что в результате конкретной опера-ции произойдет увеличение экономических выгод организации;
• уверенность в том, что в результате конкретной операции про-изойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо от-сутствует неопределенность в отношении получения актива;
• право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
• расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задол-женность, а не выручка. [7]
Не признаются доходами организации следующие поступления от других юридических и физических лиц:
— суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
— суммы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
— в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
— суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
— суммы задатка;
— суммы в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
В организациях, предметом деятельности которых является сдача имущества в аренду по договору, выручкой считаются поступления, полу-чение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предо-ставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, про-мышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой дея-тельностью (лицензионные платежи за пользование объектами интеллекту-альной собственности).
В организациях, предметом деятельности которых является участие
в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступле-ния, получение которых связано с этой деятельностью.
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других видов интеллектуаль-ной собственности, и от участия в уставных капиталах других организа-ций, когда
это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим
доходам [12].
Прочими доходами являются:
— поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
— поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возни-каю-
щих из патентов на изобретения, промышленные образцы и из других ви-дов интеллектуальной собственности;
— поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
— прибыль, полученная организацией в результате совместной дея-тельности;
— поступления от продажи основных средств и иных активов, от-личных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, то-варов;
— проценты, полученные за предоставление в пользование денеж-ных
средств организации, а также проценты за использование банком денеж-ных
средств, находящихся на счете организации в этом банке;
— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
— активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору даре-ния;
— поступления в возмещение причиненных организации убытков;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
— курсовые разницы;
— сумма дооценки активов;
— прочие доходы;
— поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обсто-ятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, ава-рии, национализации и т. п.) — стоимость материальных ценностей, оста-ющихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему ис-пользованию активов, и т. п. [4].
В отчете о финансовых результатах доходы организации за отчет-ный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы.
1.3 Прибыль и рентабельность: основные показатели
Прибыль – важнейший синтетический показатель, характеризующий экономическую эффективность производства. На основе выведения прибы-ли
организации подводят итоги своей коммерческой деятельности и опреде-ляют рентабельность производства. Система финансового учета в качестве завершающего этапа включает выведение финансовых результатов дея-тельности в виде прибылей и убытков. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно.
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводите-лей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этим до-стигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение обще-ственных
потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указы-вающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств организации про-изводства и сбыта продукции.
Фактическая прибыль характеризует действительный финансовый результат всех видов деятельности за определенный период времени. В организациях действительный финансовый результат можно определить только за год, так как производственный цикл длится в течение многих ме-сяцев.
Понятие «бухгалтерская прибыль» было введено Положением по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и представляет собой конечный финансовый результат (при-быль
или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерско-го
учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгал-терского баланса по правилам, принятым указанным Положением.
Таким образом, бухгалтерская прибыль есть разница между дохо-дами и
расходами за отчетный период. Как экономическая категория прибыль выполняет три основные функции (табл.2).
Таблица 2. Функции экономической прибыли и их суть
Учетная функция Сущность функции состоит в том, что при-быль является критерием и показателем эф-фективности предпринимательской дея-тельности организации. На практике эта функция реализуется через целую систему
Показателей (таких как абсолютная вели-чина прибыли, норма прибыли, уровень рентабельности и т.д.).
Стимулирующая функция Сущность стимулирующей функции состо-ит в том, что, выступая конечным финансо-во-экономическим результатом деятельно-сти, прибыль играет ключевую роль в усло-виях коммерческого расчета и за ней за-крепляется статус конечной цели. Это предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов и побуждает их увеличивать объёмы продаж, снижать из-держки, повышать производительность труда и т.д.
Распределительная функция Сущность распределительной функции за-ключается в том, что прибыль в процессе её использования является источником фор-мирования фондов: на уровне самого хо-зяйствующего субъекта за счет прибыли формируются резервный фонд, на макро-экономическом уровне прибыль является источником формирования доходов бюдже-тов различных уровней.
В Отчете о финансовых результатах выделены следующие виды
прибыли:
1) Валовая прибыль – разность между нетто-выручкой от продажи
товаров, продукции, работ и услуг и их себестоимостью;
2) Прибыль от продаж – валовая прибыль, уменьшенная на сумму
коммерческих и управленческих расходов;
3) Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, увеличен-ная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов;
4) Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на величину отложенных нало-говых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.
Данные показатели рассчитываются по итогам отчётного периода, и используются для характеристики результативности предприятия, а также служат исходными данными для расчёта рентабельности. [1]
Прибыль, являясь абсолютным показателем, не показывает уровень эффективности работы организации и не позволяет провести сравнитель-ный анализ результатов деятельности хозяйствующих субъектов, разли-чающихся по масштабам производства, величине капитала, ассортименту выпускаемой
продукции и т. д. В этих целях используется относительный показатель, который представляет собой в общем виде отношение эффекта к затратам и называется рентабельностью.
Рентабельность как экономическая категория выражает экономиче-ские
отношения между субъектами хозяйствования по поводу результативности
использования факторов капитала. Как экономический критерий, рента-бельность характеризует эффективность финансово-хозяйственной дея-тельности любого экономического субъекта относительно всех других, независимо от размера и характера экономической деятельности.
Методика определения рентабельности предполагает многообразие форм выражения числителя и знаменателя. Это приводит к исчислению большого количества показателей рентабельности, которые могут быть си-стематизированы исходя из различных классификационных признаков – по
субъекту деятельности, по виду ресурсов, по виду эффекта, по фазам дея-тельности и т.д.
Система основных показателей рентабельности, которая позволяет оценить эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, включает в себя (как минимум) следующие коэффициенты:
Таблица 3. Основные показатели рентабельности
Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от продаж продукции (работ, услуг) к полной себестоимости реализованной продукции
Рентабельность продукции характеризует величину прибыли в расчёте на рубль за-трат на её производство и реализацию. По-казатель рентабельности продукции может быть рассчитан как по всей товарной про-дукции организации, так и по отдельным её видам, на основе чего принимается реше-ние об изменении ассортимента: расшире-нии выпуска одних видов продукции и снятии с производства других. На основе показателя рентабельности продукции так-же осуществляется планирование выпуска новых видов товаров.
Помимо вышеприведённой методики рас-чёта, рентабельность продукции может быть рассчитана на основе показателя чи-стой прибыли, и без учёта коммерческих и управленческих расходов, то есть на основе затрат на производство продукции.
рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Данный пока-затель отражает долю прибыли в выручке и характеризует доходность основной дея-тельности организации. Рентабельность рассматривается так же как обобщающий показатель финансового состояния хозяй-ствующего субъекта и влияет на решения инвесторов о целесообразности капитало-вложений в данную организацию. Динами-ка рентабельности продаж зависит от изме-нения цен, объёмов продаж и затрат на производство и реализацию продукции.
рентабельность активов определяется как отношение прибыли к
средней величине активов организации
В качестве показателя эффекта может ис-пользоваться в зависимости от задачи, по-ставленной при оценке эффективности, тот или иной показатель прибыли. В большин-стве случаев оценка осуществляется по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, по прибыли от продаж.
Рентабельность
собственного капитала показывает величину чистой прибыли, ко-торую получает организация на денежную единицу вложенных собственных средств, характеризуя эффективность их инвестиро-вания. Данный показатель имеет особое значение для собственников организации,
поскольку они заинтересованы в макси-мально выгодном вложении своих средств и получении за счёт этого наибольшего до-хода. Между значением показателя и вели-чиной доходов, получаемых собственника-ми, существует пропорциональная зависи-мость.
Кроме вышеизложенных показателей рентабельности, относящихся к чис-лу базовых, организация может рассчитывать и многие другие. Конкрет-ный перечень коэффициентов определяется исходя из целей и задач анали-за, специфики деятельности организации. [4]
ГЛАВА 2. Задачи и цели анализа финансовых результатов
Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных ра-бот, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности.
Для любого предприятия получение финансового результата означает признание обществом (рынком) результатов его деятельности или получе-ние результатов от реализации произведенного на предприятии продукта в форме продукции, работ или услуг. Тогда конечным финансовым ре-зультатом для предприятия будет выступать сальдо результата от реали-зации и расходов, понесенных им для его получения. Для государства ко-нечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприя-тия будет являться налог, содержащийся в его составе. Для собственника, инвестора конечный финансовый результат представляет собой распреде-ленную в его пользу часть прибыли после налогообложения. [2]
2.1 Сущность, предмет и метод финансового анализа
Объект финансового анализа — финансовые аспекты хозяйственной деятельности организации.
Информационная база финансового анализа — данные бухгалтер-ского учета и финансовой отчетности организации.
Выделяют два вида финансового анализа:
1) внешний финансовый анализ;
2)внутренний финансовый анализ.
Они имеет различные цели и различных пользователей аналитической
информации.
Цель внешнего финансового анализа заключается в оценке рейтинга (внешнего) организации, финансовой устойчивости, платежеспособности и надежности, т. е. в уменьшении степени риска взаимодействия данной ор-ганизации и ее контрагентов.
Пользователи аналитической информации в этом случае (внешние пользователи аналитической финансовой информации) делятся на две группы:
1) пользователи с прямым финансовым интересом;
2) пользователи с непрямым финансовым интересом.
Пользователи первой группы предоставляют (собираются предоста-вить) организации кредиты и займы или осуществляют (собираются осу-ществить) капиталовложения в данную организацию. Их целью является получение максимальной прибыли на вложенные в организацию финансо-вые средства. В данную группу входят кредиторы, а также возможные инвесторы.
Пользователи второй группы не имеют таких тесных денежных от-ношений с организацией, как пользователи первой группы. Их интересы разно
образны. В эту группу входят налоговые органы (в том числе федераль-ные,
муниципальные), финансовые органы (в том числе бюджетная и контроль-но ревизионная системы), деловые партнеры, работники организации и профсоюзы, местные органы власти, регулирующие органы (фондовые биржи, органы по ценным бумагам), покупатели и общество в целом, фи-нансовые консультанты, статистические органы.
Цель внутреннего финансового анализа — рассмотреть состояние финансовых ресурсов организации, дать внутреннюю оценку ее рейтинга и выявить финансовые резервы, в конечном итоге — обеспечить эффектив-ное управление ликвидностью организации. Пользователями аналитиче-ской информации в данном случае (внутренними пользователями финан-совой информации) являются администрация организации и ее собствен-ники.