Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Особенности интервью в различных типах СМИ.

kisssaaa0721 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2021
Объект исследования – жанр интервью. Предмет исследования – специфические черты интервью как жанра в различных видах СМИ Цель исследования – изучить особенности интервью в различных видах СМИ Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач: 1. Определить сущность понятия интервью как речевого жанра; 2. Изучить методы, используемые в работе журналиста над интервью; 3. Проанализировать особенности интервью в различных видах средств массовой информации; 4. Выявить критерии эффективности интервью. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей. Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы. При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Введение

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом к функционированию публицистических жанров. Одним из самых ярких считается интервью, поскольку в нем представлена четко выраженная коммуникативная организация речи. Интервью – один из самых распространенных жанров в аудиовизуальных СМИ, на телевидении и радио. Он имеет большое количество разнообразных видов и форм. В последние годы наблюдается тенденция по применению его в работе самых различных каналов. Интервью как предмет исследования стало интересовать ученых с 1976 г. Первая работа принадлежит Т.В. Шумилиной. Она сделала пробный шаг в изучении интервью, попыталась систематизировать существующий опыт ведущих журналистов. Однако, по оценке специалистов, работа неполная и не отвечает современным требованиям. Так, по мнению социолога С.А. Белановского, Шумилина опросила большое число журналистов, собрав богатый первичный материал. Но, к сожалению, этот материал не был должным образом обработан, и вместо типологии в ее книге просто приводятся описания различных конкретных случаев в виде прямых цитат из интервью. Во все времена исследователи обращали внимание на различные аспекты интервью. С точки зрения метода интервью рассматривали Т.В. Шумилина, С.А. Белановский, М.М. Лукина, М.И. Шостак. Белановский обозначил основные типы интервью: - свободные, - нестандартизованные, - неформализованные (все три слова являются синонимами), с другой стороны, «несвободные», - стандартизованные, - формализованные. Определением места интервью в жанровой системе журналистики занимались В.Д. Пельт, В.В. Ученова, В.В. Сыченков. Кроме определения места интервью среди других жанров, Ученова подняла гендерный вопрос: кто лучше в качестве интервьюера – мужчина или женщина. Интервью исследовались с точки зрения структуры, семантики, прагматики, стилистики. Особенности его изучались в разрезе каналов коммуникации. Особый интерес ученых вызывает интервью-портрет. Так, Н.Ю. Янчева рассматривала функциональную и формально-содержательную специфику интервью-портрета, самопрезентацию участников интервью в процессе коммуникации. Она определила, что автопортрет – форма не только самопрезентации, но и самопознания. В связи с этим главными функциями интервью-портрета становятся функция межличностной коммуникации (интервью-портрет дает возможность читателю «пообщаться» с героем интервью) и смыслоформирующая (в процессе интервью новые смыслы и новое понимание героя открывается не только читателям и журналисту, но и самому герою). Интересным для телевизионных журналистов-практиков может быть исследование С.А. Муратова. Он впервые разработал специальные упражнения для интервьюеров, чтобы журналисты могли повысить свой профессиональный уровень. Историей жанра интервью занимались Н.Ю. Янчева, Л. Плешаков, Е.И. Голанова. Л. Плешаков дает некоторые рассуждения о советском интервью, с его точки зрения это – жанр, не свойственный советской журналистике. Также он выделяет жанр интервью-исследование личности, который характеризует как автопортрет героя. В других своих работах Плешаков рассматривает интервью с практической точки зрения, разрабатывает технику проведения интервью, дает методические рекомендации. Е.И. Голанова же обратилась к более раннему периоду. По ее мнению, для 50-х гг. характерна была только одна разновидность жанра – интервью-рассказ. Классификацией интервью занимались М.И. Шостак, В.В. Ворошилов, А.А. Грабельников, Б.В. Стрельцов, Н.Г. Богданов и Б.А. Вяземский. М.И. Шостак выделяет в первую очередь по признаку предмета разговора следующие виды интервью: - информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен); - экспертные (ценность – в точности формулировок, мнение авторитетного человека – самое важное); - проблемные («главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источников мнений»); - интервью-«знакомства», делящиеся в свою очередь на портретные, разоблачающие (с «антигероем») и «звездные» интервью (предметом является личность собеседника). В «Справочнике журналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского выводится классификация интервью, ставшая впоследствии традиционной: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета. Изменения в данную классификацию внес В.В. Ворошилов. Он выносит жанр беседы за рамки интервью. Беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью. Б.В. Стрельцов же считает беседу синонимом интервью-диалога.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Интервью в практике работы журналиста 7 1.1. Интервью как речевой жанр 7 1.2. Методы, используемые в работе журналиста над интервью 10 Глава 2. Особенности жанра интервью в различных видах СМИ 14 2.1. Особенности интервью в различных видах средств массовой информации 14 2.2. Общая характеристика критериев эффективности интервью 19 Заключение 21 Список используемой литературы 24
Список литературы

1. Бобков А.К. Газетные жанры: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. - 64 с. 2. Дякив К.Н. Интервью как объект филологических исследований: Перспективы в аспекте девиатологии // Иностранная филология. – 2016. № 129. – с. 103-109. 3. Здоровега В.И. Теория и методика журналистского творчества: учебник. - 2-е изд., перераб и доп. - Львов: Паис, 2004 – 268 с. 4. Иващук А.Д. Трансформация жанров и проблема их идентификации в теории и журналистской практике // Гуманитарное образование в технических вузах. – 2013. №27 – с. 375-391. 5. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. – СПб.: СПГУ; Высшая школа журналистики и массовой коммуникации, 2016. – 236 с. 6. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с. 7. Китаева Т.В. Речевой жанр «интервью»: Квалификационные признаки и интерпретативный аспект // Linguistic Studies: collection of scientific papers. 2013. № 27. – 194-200 с. 8. Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 174 с. 9. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 234 с. 10. Кузьменко О.Ю. Особенности интервью как речевого жанра // Вестник Житомирского государственного университета имени Ивана Франко. – 2016. № 2(84). – с. 69-73. 11. Михайлин И.Л. Основы журналистики: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр учебной литературы, 2011 – 496 с. 12. Назаренко Г.И. Информационные жанры журналистики: учеб. пособ. В 3 ч. Ч. 2. - М.: НАУ, 2010. - 64 с. 13. Осипова О.В. Информационные предпочтения молодежи Южной Якутии и региональная идентичность // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2011. № 3. – с. 53-56. 14. Френкель А.Ю. Жанровое своеобразие интервью как типа коммуникации // Единство обучения и научных исследований – главный принцип университета: сб. науч. трудов / сост. Г.И. Волынка, А.В. Уваркина, А.П. Емельянова. - М.: НПУ, 2014. - с. 30-31. 15. Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособ. для студ. вузов / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 224 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Интервью в практике работы журналиста 1.1. Интервью как речевой жанр На современном этапе развития медийного пространства одной из самых активных форм коммуникации становится публичная речь, а наиболее востребованным типом публичного диалога – жанр интервью. Многие печатные издания выделяют отдельную рубрику, посвящая ее исключительно этому жанру: на газетных полосах можно увидеть и короткие, и развернутые, многостраничные интервью. Специальные рубрики есть в «Российской газете», в «Новых известиях», «Ведомости», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др. В том случае, когда мнение событие в осмыслении некоего лица представляет особую значимость, то в ряде изданий публикуют интервью из номера в номер. Интервью предоставляет возможность читателям ознакомиться с мнением по поводу того или иного события как руководителей государств, так и экспертов в конкретной области – экономистов, политиков, экологов, медиков, педагогов, спортсменов, художников и проч. На основе полученной информации люди оценивают ситуацию в целом, корректируют планы на ближайшую и отдаленную перспективу, нередко пересматривают свою систему ценностей и проч. Становится очевидным, что интерес к жанру интервью обусловлен его распространенностью в СМИ. Несмотря на обилие материалов по данной теме, на сегодняшний день не существует более или менее стройного определения интервью. Это обусловлено не только характером научной концепции, в рамках которой работает конкретный автор, но и объектом исследования. Для подтверждения высказанной мысли обратимся к словарно-справочной литературе, учебным пособиям, публикациям в реферируемых изданиях. Согласно энциклопедическому словарю «Большая российская энциклопедия», под интервью понимается «жанр журналистики, представляющий беседу представителя СМИ на определенную тему с компетентным в ней лицом» . Далее посмотрим, как раскрывается содержание понятия в учебной литературе, адресованной студентам вузов. В представлениях автора учебного пособия «Интервью: Методика обучения» Н.В. Кодола, это «жанр публицистики, который реализуется в форме диалога: вопросы журналиста и ответы интервьюируемого лица на актуальные темы» . С точки зрения автора учебного пособия «Интервью в журналистике» С.Н. Ильченко, искомое понятие означает «целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» . В учебнике «Теория и методика журналистского творчества», написанном В.И. Здоровегой, представлено следующее определение: «интервью – это в основном разговор двух или нескольких лиц, в процессе которого и субъект исследования (интервьюер), и объект исследования (интервьюируемый) могут взаимно обмениваться мыслями при доминирующей активности первого» . Согласно определению, предложенному в учебнике И.Л. Михайлина «Основы журналистики», интервью называют жанр, подающий «общественно важную новость в виде откликов лица на вопрос» . В учебном пособии Г.И. Назаренко «Информационные жанры журналистики» сказано о том, что» интервью – это один жанров журналистики и публицистики, в котором подается свободное изложение разговора журналиста с лицом, мысли, комментарии или впечатления по определенным актуальным жизненным вопросам, представляющим общественный интерес» . Теперь обратимся к материалам журнальных публикаций. В статье А.Ю. Френкель «Жанровое своеобразие интервью как типа коммуникации» дается такое определение: «интервью – жанр массовой коммуникации, который носит публичный характер с элементами официальных или неофициальных отношений в зависимости от характера взаимоотношений между участниками общения» . Исследователь Т.В. Китаева в работе «Речевой жанр интервью» высказывает уверенность в том, что это «формализованная или неформализованная тематически и композиционно оформленная беседа интервьюера и респондента, построенная по определенному плану с обязательной фиксацией вопросов и ответов» . Достаточно объемное определение предложено в публикации К.Н. Дякив, которая пишет: «интервью – это коммуникативно-когнитивное и ментальное образование, разновидность актуального, опубликованного в средствах массовой информации текста, как правило, диалогической формы, имеющего четко выраженную коммуникативную организацию и прагматический потенциал, поскольку является результатом речевого взаимодействия журналиста интервьюера и респондента, направленного на передачу, получение или обмен информацией, конечной целью которой является осуществление определенного влияния на общественного адресата» . Таким образом, очевидно, что ни одного из определений, представленных выше, не повторяется, что свидетельствует о сложности изучаемого явления. Но, суммируя сказанное, можно сделать промежуточный вывод о том, интервью как жанр представляет собой взаимодействие журналиста и некоего лица (интервьюируемого), осуществляемое в форме диалога, посвященное актуальному событию. 1.2. Методы, используемые в работе журналиста над интервью В работе журналиста над интервью используются разные методы. Метод (от греч. metodos – путь, способ исследования, изложения) – это способ приемов и операций, которые применяются для изучения явления. В практической деятельности метод – это тот способ, с помощью которого достигается поставленная цель. Изучение окружающей действительности с помощью выверенных приемов и операций начали осуществлять еще в античные времена. В Древней Греции, например, они использовались для характеристики пути исследования, приема доказательства, а также способа изложения концепции. Как подчеркивается в учебном пособии «Методы исследования массовой информации», написанном О.Н. Горячевой, в современном понимании значение термина «метод» связано со способом решения проблемы, подходом к достижению цели. Применение конкретного метода обусловлено целью, которую хочет достичь познающий субъект. В каждой сфере человеческой деятельности используются специфические методы. В настоящее время наука использует различные классификации методов: частные, специальные, сравнительный и проч. Наряду с методами конкретных наук, уточняет О.Н. Горячева, существуют общенаучные методы: наблюдение, измерение, моделирование; экспериментальный, гипотетико-дедуктивный; анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, абстрагирование. Общенаучные методы также называют универсальными, так как они «используются как в естественнонаучном, так и в социогуманитарном знании». В учебном пособии И.Л. Михайлина «Основы журналистики» акцентируется внимание на том, что структура журналистского метода состоит из двух взаимосвязанных компонентов – метода изучения действительности и метода изложения результатов этого изучения. Первая часть «отвечает» за сбор информации. Что касается второй, то она предполагает: 1) исследованием действительности на основе наблюдений за явлениями, 2) опорой на понятийно-научный способ мышления, 3) наличие образа автора (необходимо для объединения частей текста, упорядочения фактов), 4) способность образовывать различные сочетания из конечного числа элементов, деталей . М.Н. Ким пишет о том, что при обработке собранного материала журналист пользуется как общенаучными методами, так и общенаучными процедурами. К числу последних отнесены группировка, классификация, типологизация. Для написания качественного журналистского произведения необходимо уметь обнаруживать общие закономерности в различных явлениях действительности, а также выяснять причинно-следственные связи между разнородными фактами. Отдельно акцентируем внимание на двух учебных пособиях, авторы которых дают характеристику психологическим методам в работе журналиста над интервью. Первое из них «Настольная книга журналиста», написанная А.В. Колесниченко. Он делит методы на две группы сбор негативной и сбор положительной информации. Говоря о первом методе, автор учебного пособия пишет: суть заключается в обработке большого количества информации с целью обнаружения фактов, представляющих собеседника в негативном свете. Для этого необходимо не только уметь анализировать материал, но и не бояться поссориться с собеседником. Использование метода заключается в предъявлении интервьюируемому найденных фактов и побуждении оппонента к их опровержению. В учебном пособии А.М. Шестеркиной «Психология журналистики» названы другие психологические методы: ? проблинг. Используют в том случае, когда собеседник все время уходит от ответа на поставленный вопрос. В этом случае журналист переводит вербальные вопросы в невербальные, что достигается благодаря мимике. Например: поднятые брови, повернутая голова; ? отзеркаливание. Этот метод используют для осуществления взаимодействия и, для управления собеседником, на следующем этапе. Суть заключается в том, что журналист имитирует контекст реплики, при этом не поникая в их значение. Осуществляется благодаря перефразированию, уточнению, резюмированию; ? НЛП. Обозначенный метод представляет совокупность техник, с помощью которых манипулируют сознанием. В частности, речь должна быть плавной, одна мысль должна перетекать в другую; построение фраз осуществляется без частицы «не»; частое использование вводных слов (быть может, возможно, вероятно); применение словесных шаблонов типа: • отсутствие источника информации. Например: «Говорят, к нам завезли партию фальшивых купюр»; • сравнение без использования объекта. Например: «Жить стало лучше». Неясно, по сравнению с каким периодом и каким категориям населения; • номинализация. Суть заключается в обилии существительных с абстрактным значением: судьба, жизнь, любовь и проч. Использование в речи таких слов позволяет создавать предложения с расплывчатой формулировкой; • неопределенная форма глагола. Например: двигаться, знать, вспоминать, делать и др. Их использование позволяет создать ощущение видимости, но не фактической деятельности; • неопределенное обращение. Например: «Всем становится понятно» или «Всем под силу этому научиться». Такие фразы каждый интерпретирует по-своему; • «чтение мыслей». Например, журналист может сказать: «Вас сейчас сильно удивит» или «Думаю, Вы замерли в ожидании». Такие фразы создают ощущение, будто человек обладает необычными способностями; • модальные операторы. Для этого используются такие слова, как будете, можете, обязаны, необходимо и проч. Тогда у человека создается впечатление, будто у него нет выбора . Таким образом, на использование методов в работе журналиста оказывают влияние такие факторы, как поставленные перед ним задачи, объект и предмет изучаемого явления, его масштаб. В работе над интервью журналист может использовать разнообразные психологические методы, главное при этом помнить о профессиональной этике. ? Глава 2. Особенности жанра интервью в различных видах СМИ 2.1. Особенности интервью в различных видах средств массовой информации Целью интервью, как следует из материалов исследования О.Ю. Кузьменко «Особенности интервью как речевого жанра» является получение информации о проблемном вопросе или личности интервьюируемого . Определяя задачи интервью как жанра, исследователь А.Д. Иващук в статье «Трансформация жанров и проблема их идентификации в теории и журналистской практике» перечисляет: 1) выяснение факторов, процессов, которые до сих пор не были адекватно освещены; 2) выяснение новых свидетельств о человеке как субъект деятельности . В этой же работе обозначена специфика интервью как жанра. Она заключается в том, что факт, событие, явление, их общественно-политическое значение раскрываются через сообщения, мнения компетентного собеседника, который владеет информацией; получение ее от очевидца через прямую речь создает ощущение достоверности . Сущностные черты жанра интервью и его особенности раскрыты в учебном пособии «Газетные жары», написанном А.К. Бобковым: они заключается в выяснение мнения, точки зрения. Социальная значимость интервью состоит в том, что читатель узнает компетентное, авторитетное мнение, суждение по тому или иному вопросу, представляющему интерес для широкой общественности. Особенность жанра интервью, как пишет автор учебного пособия, заключается в сообщении о событии и оценивании этого события окружающими . В учебном пособии А.В. Колесниченко «Настольная книга журналиста» интервью названо самым объективным жанром, так как в нем доминируют слова собеседника, а не слова журналиста. Во всех же остальных жанрах текст состоит почти полностью из слов журналиста и, по сути, представляет собой авторскую интерпретацию происходящего. С другой стороны, обращает внимание А.В. Колесниченко, интервью считается крайне субъективным жанром, поскольку собеседник может излагать односторонний взгляд на проблему, замалчивая одни факты и интерпретируя в свою пользу другие, а журналист вынужден публиковать это, не уравновешивая полученные сведения проверкой фактов и комментариями других людей. Следовательно, делает вывод А.В. Колесниченко, жанр интервью характеризуется двойственностью: двойственная природа интервью проявляется в его одновременной простоте и сложности. Простота интервью связана с технический стороной: задавать вопросы и записывать ответы может любой человек. Но раскрыть человека, подвести его к определенным формулировкам и придать разговору остроту и динамику умеет далеко не каждый журналист. При этом, поясняется в учебном пособии, даже профессионалы признают, что у них бывают «тяжелые» собеседники и провальные интервью . В учебнике М.Н. Кима «Основы творческой деятельности журналиста» перечислены родовые признаки жанра интервью. К их числу отнесены: ? по предмету отображения в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; ? по функциональной заданности это должна быть беседа (при этом количество собеседников и их представленность не имеют значения); ? по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Журналистика, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Журналистика, 39 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg