Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Право военнослужащих на социальное обеспечение

kisssaaa0721 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2021
Целью настоящей работы является анализ особенностей и проблемных моментов социального обеспечения военнослужащих. Из цели работы исходят ее задачи: ? проанализировать правовой статус военнослужащего по действующему российскому законодательству; ? выделить гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей; ? рассмотреть виды социального обеспечения военнослужащих; ? изучить денежные выплаты, предусмотренные для лиц, проходящих военную службу; ? проанализировать обеспечение военнослужащих жильем. Исходя из поставленных задач, структурно основная часть работы состоит из двух глав, разбитых на параграфы, в которых рассматриваются поставленные выше вопросы. Теоретическая основа исследования: труды таких ученых, как М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова , В.С. Андреев , М.Ю. Федорова , Е.Е. Мачульская и других. Практическая значимость работы заключается в анализе недостатков и пробелов действующего законодательства с целью увеличения эффективности правового регулирования обеспечения военнослужащих.
Введение

Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской правовой системой, является защита прав социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, военнослужащих, ветеранов, пенсионеров и т.д. В силу специфического статуса они нуждаются в особой защите со стороны российского общества от нарушений их прав. Особая защита прав указанных лиц обусловлена теми требованиями, которые закреплены в Конституции РФ, согласно ст. 2 которой на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина . В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». К сожалению, уровень этих гарантий оставляет желать лучшего. Так, минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2014 года составляет 5554 рубля в месяц , тогда как прожиточный минимум за первый квартал прошлого года составил 8283 рубля, для пенсионеров - 6308 рублей, для детей - 7452 рубля . Другими словами, на протяжении уже десятков лет минимальный размер оплаты труда в РФ отстает от прожиточного минимума. Следующей проблемой является неравенство мужчин и женщин, проходящих военную службу по контракту, в случае предоставления им отпуска по уходу за ребенком. Особенно примечательно в этой связи дело Константина Маркина, которое рассматривалось и Конституционным Судом РФ, и Европейским судом по правам человека . В своем Определении Конституционный Суд РФ указал, что «право военнослужащего - мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества. Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы. Вышесказанное обуславливает острую актуальность исследования объекта настоящей работы – социального обеспечения в современной РФ. Предмет работы – социальное обеспечение военнослужащих.
Содержание

Введение 3 Глава I. Правовые основы социального обеспечения военнослужащих 6 1.1. Правовой статус военнослужащего по действующему российскому законодательству 6 1.2. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей 13 1.3. Виды социального обеспечения военнослужащих 21 Глава II. Особенности отдельных видов социального обеспечения военнослужащих 27 2.1. Денежные выплаты, предусмотренные для лиц, проходящих военную службу 27 2.2. Обеспечение военнослужащих жильем 36 Заключение 44 Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы 46
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. 2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. 3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900, N 27. Ст. 3880, 3881, N 30 (ч. I). Ст. 4595, N 48. Ст. 6730, N 49 (ч. I). Ст. 7018, 7020, N 49 (ч. V). Ст. 7067, N 50. Ст. 7352; 2012. N 26. Ст. 3441. 4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном социальном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831. 5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 03.02.2014) // СЗ РФ. 2011. N 7. 6. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3528. 7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2898. 8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. Ст. 3526. 9. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4082. 10. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945. 11. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 22. Ст. 2754. Специальная литература 12. Андреев В.С. Социальное обеспечение в СССР. М., 1971. 13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2013. С. 178. 14. Баранец В., Тимошенко М. Сколько платит Америка своим солдатам и генералам? // Комсомольская правда. 2011. 26 нояб. 15. Бауэр С.В. Государственная социальная политика в вооруженных силах США: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. – С. 44. 16. Бордин С.Н. Правовое регулирование материального стимулирования военнослужащих органов федеральной службы безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 17. Быковская Ю.В. Управление оплатой и стимулированием труда в системе правоохранительных механизмов обеспечения экономической безопасности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. – С. 52. 18. Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С. 41 - 42. 19. Волков А.Л. Финансово-экономический механизм обеспечения воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих в условиях рынка: Дис. ... канд. экон. наук. Ярославль, 2013. – С. 28. 20. Воробьев Е.Г. Домицилий военнослужащих и их активное избирательное право (окончание) // Право в Вооруженных Силах: Военно-правовое обозрение. 2014. N 12. 21. Воробьев Е.Г. Монетизация жилищного обеспечения военнослужащих и индексация их денежного довольствия // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 3. С. 32 - 48. 22. Воробьев Е.Г. Монетизация жилищного обеспечения военнослужащих и индексация их денежного довольствия // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 3. С. 32 - 48. 23. Гарин А.В. Содействие реализации социально-экономической политики обеспечения военнослужащих на региональном уровне: Дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2016. – С. 72. 24. Глухов Е.А. Предоставление государственных услуг в сфере жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 6. – С. 19-24. 25. Горовой С.Г. Ответственность в праве. СПб.: Питер, 2014. С. 103. 26. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2014. С. 145. 27. Зубов М. Руслан Гринберг: «Я реалист и поэтому верю в чудо» // Моск. комсомолец. 2015. 26 янв. 28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2015. С. 175. 29. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» / Под ред. Н.И. Постового. М.: Юрист, 2014. С. 67. 30. Коровников А.В. Правовая и социальная защита военнослужащих: Теоретико-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб. 2010. – С. 23. 31. Корякин В.М. Жилищное законодательство множится. Поможет ли это решить жилищную проблему? // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 9. – С. 9-12. 32. Корякин В.М. Обещанного три года ждут (о некоторых последствиях приостановления ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 2. – С. 10-13. 33. Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 34. Котляров И.И. Военное право. М.: РИА «Прок», 2014. С. 85. 35. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2013. – С. 51. 36. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2014. 37. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. 38. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Сравнительно-правовое исследование: Дис. ... юрид. наук. М., 2009. – С. 61. 39. Морозова И.С. Теория правовых льгот: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 40. Назарова И.С., Шеншин В.М. Особенности избирательного права военнослужащих // Военное право. 2015. N 3. – С. 11-15. 41. Оборский А.Ю. Социальная детерминация системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации: Социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. – С. 41. 42. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (постатейный). М., 2012. – С. 51. 43. Пичугин Д.Г. Учетная норма площади жилого помещения как препятствие в реализации права военнослужащего на жилище // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 4. С. 46. 44. Рогачевский О.М. Социально-правовая защита военнослужащих пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности и членов их семей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 45. Сливков А.С. Правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 46. Смуров Р.П. Права человека: Учеб. пособие. М., 2014. С. 69. 47. Старцун В.Н. Социальная защита лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 48. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2015. С. 100. 49. Танаев П.Р. Избирательное право. М., 2016. С. 90. 50. Фатеев К.В. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 51. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2003. 52. Шпинев Ю.С. Судебная защита имущественных прав военнослужащих: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
Отрывок из работы

Глава I. Правовые основы социального обеспечения военнослужащих 1.1. Правовой статус военнослужащего по действующему российскому законодательству В среде ученых-конституционалистов высказываются различные точки зрения на вопрос о соотношении конституционных понятий, категорий правового статуса личности. Конституционно-правовой статус человека и гражданина представляет собой интегральное образование, имеющее значение не только для личности, но и для государства, поскольку является важной предпосылкой оптимального взаимодействия личности и государства. Правовой статус следует рассматривать в контексте системы юридического закрепления фактического положения человека в обществе. Понятия «конституционно-правовой статус» и «правовой статус» личности соотносятся как часть и целое. В данной концепции конституционно-правовой статус личности являет собой один из важнейших институтов конституционного права. Конституционно-правовой статус личности может быть охарактеризован как закрепление в нормах конституционного законодательства фактического места человека и гражданина в сфере системы общественных отношений. «К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности» . Конституционно-правовой статус личности можно рассматривать и как структурную категорию конституционного права. Существуют разнообразные мнения по данному вопросу. Какие же элементы входят в понятие конституционно-правового статуса личности? Например, Стрекозов В.Г. отмечает, что «совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации именуется «правовой статус гражданина» . При анализе норм конституционного законодательства мы приходим к выводу о необходимости выделения конституционно-правового статуса военнослужащих внутренних войск как особой категории граждан Российской Федерации. Исследование конституционно-правового положения военнослужащих внутренних войск необходимо проводить с учетом структурного характера конституционного статуса человека и гражданина, поскольку все элементы, составляющие конституционно-правовой статус, имеют большое значение как для человека, так и для государства. Конституционно-правовой статус военнослужащего внутренних войск представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в российском обществе. Конституционно-правовой статус военнослужащего имеет особенности, которые характерны для всех элементов, составляющих данный статус. Соответственно, следует изучать правовой статус военнослужащего внутренних войск сквозь призму многоаспектности характера исследования. Постараемся выделить наиболее важные специфические черты конституционно-правового статуса военнослужащего. Общая правосубъектность военнослужащего возникает с момента подписания военнослужащим контракта (либо призыва на военную службу) . Современное законодательство позволяет состоять на военной службе не только гражданам Российской Федерации, но и иностранным гражданам. Однако граждане Российской Федерации имеют массу преимуществ перед иностранными гражданами в сфере реализации права состоять на военной службе Российской Федерации. Важнейшим элементом правового статуса российских военнослужащих являются права и свободы, которые представляют собой целый комплекс основных прав - личных, политических, социально-экономических, экологических, культурных. Однако Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не следует рассматривать данные конституционные предписания как нормы, которые ущемляют конституционные права и свободы военнослужащих внутренних войск. Во-первых, анализируемые законодательные положения направлены на защиту интересов общества и государства. Во-вторых, ограничения конституционных прав и свобод компенсируются комплексом социальных гарантий, предоставленных государством военнослужащему внутренних войск. Ограничения конституционных прав и свобод касаются сферы реализации различных категорий прав и свобод, в частности политических прав. Например, возможность состоять в политических партиях. Военнослужащий не имеет права состоять в политической партии, что предписано федеральным законом . Известно, что в настоящее время ряд представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления формируются посредством применения пропорциональной избирательной системы, т.е. депутатские места распределяются между политическими партиями пропорционально числу голосов, поданных за конкретную политическую партию. Избиратель голосует за список членов политической партии, не за конкретного кандидата. Получается, что в данном случае военнослужащий может потенциально стать депутатом в том случае, если будет включен в список кандидатов от политической партии. Нельзя согласиться с мнением, согласно которому военнослужащий реально лишен пассивного избирательного права, т.е. права быть избранным депутатом по пропорциональной системе. Политические партии могут включать в партийный список граждан, которые не состоят в данной партии. Таким образом, если военнослужащий хочет быть депутатом представительного органа власти, это будет возможным, если он будет включен в список кандидатов от политической партии. Необходимо отметить, что данные рассуждения потеряли свою актуальность в контексте реализации права военнослужащих быть избранными депутатами Государственной Думы в будущем, поскольку, как известно, Государственная Дума «переведена» на смешанную избирательную систему (теперь депутаты вновь будут избираться по мажоритарной и по пропорциональной системе). Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в список избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме . Ряд авторов полагают, что данное ограничение ущемляет права военнослужащих, нарушает ст. 19 Конституции РФ, устанавливающую принцип равноправия . Другие ученые называют данное законодательное ограничение «военным цензом» . Рассматриваемое законодательное предписание обусловлено объективными обстоятельствами. Речь идет о невключении в списки избирателей только тех военнослужащих, которые до призыва или учебы не проживали на территории муниципального образования; кроме того, речь идет только и именно о муниципальных выборах. Ведь на выборах в органы местного самоуправления, согласно самой идее народного представительства на местном уровне, должны принимать участие те лица, которые знакомы с местными условиями, традициями, быть в курсе тех проблем, которые сложились в конкретном муниципальном образовании. Как считает Кудашкин А.В., военнослужащие в РФ не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве . Однако в 2014 г. для военнослужащих, проходящих военную службу не по месту жительства, планировалось ввести ограничение на участие в региональных выборах. Соответствующий законопроект вносился на рассмотрение ГД ФС РФ. Документом предусматривалось дополнение п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписанием, согласно которому при выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении их числа военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории этого субъекта, если до призыва их место жительства находилось за его пределами . Вместе с тем ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Как видим, никаких ограничений указанным Законом для военнослужащих не названо. Военнослужащим запрещается ведение на территории воинской части любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной (п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об обороне»). Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей время лично, без оружия участвовать в собраниях, демонстрациях, проводимых вне территории воинской части (п. 2 ст. 7 Федерального закона). Лица, которые назначены на командные должности в воинской части, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса (п. 6 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»). Данные ограничения обусловлены особым статусом военнослужащих. Конституцией России, как уже отмечалось, допускаются ограничения отдельных прав граждан федеральным законом. Данные дополнительные ограничения конституционных прав компенсируются защитой, которую оказывает Российское государство военнослужащим, т.е. комплексом гарантий прав военнослужащих, составляющих еще один из важнейших элементов правового статуса военнослужащих. В качестве примера наиболее успешно предоставляемых социальных гарантий военнослужащим нам представляется необходимым обратить внимание на такую социальную гарантию в сфере жилья, как реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы, которая осуществляется посредством: - формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; - предоставления целевого жилищного займа; - выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования). Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и других нормативных правовых актах социальных гарантий и компенсаций, а также иных мер социального характера; правовой механизм их реализации. Социальная защита является функцией государства и предусматривает: реализацию прав военнослужащих внутренних войск; совершенствование механизма социальной защиты; охрану жизни, здоровья; применение мер, которые направлены на создание условий нормальной жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей. Роль одного из существенных элементов конституционно-правового статуса военнослужащего призвана выполнять юридическая ответственность. Юридическую ответственность военнослужащего внутренних войск, на наш взгляд, можно рассматривать в различных аспектах. Она (в широком понимании данного понятия) представляет собой совокупность общественных отношений, которые складываются между государством и военнослужащим в результате совершения последним деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы права. Ответственность можно рассматривать и в узком смысле - как отрицательные последствия, которые наступают для военнослужащего внутренних войск, преступившего предписания правового акта, и заключаются в необходимости претерпеть лишения. Ответственность служит способом восстановления нарушенного права . Ответственность ряд авторов отождествляют с санкциями, предусмотренными в правовых актах, для военнослужащего, который совершил правонарушение . Ответственность выступает в том числе и как реакция государства на совершение предусмотренных законодательством правонарушений в различных сферах. Таким образом, в процессе анализа всех вопросов, которые возникают как в ходе законодательной регламентации правового положения военнослужащих, так и практических проблем, складывающихся в этой сфере, следует основываться на том, что все элементы конституционного статуса военнослужащих характеризируются специфическими чертами. Понятия «конституционный статус» и «правовой статус» соотносятся как часть и целое. Существующие ограничения конституционных прав и свобод военнослужащих внутренних войск должны расцениваться именно как особенности их реализации. «Ограничения» основных прав и свобод компенсируются комплексом гарантий прав военнослужащих, которые обеспечивает Российское государство. 1.2. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей За отправную точку анализа гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей целесообразно взять положения теории права и базовые конституционно-правовые нормы, на которые опирается теория российской правозащиты в целом. На первое место следует поставить конкретные положения Конституции РФ, устанавливающей для всех россиян, в том числе и для военнослужащих: - признание и гарантии основных прав и свобод, их неотчуждаемость (ст. 17 Конституции Российской Федерации); - непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, определение ими смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение их правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации); - юридическое (формальное) равенство перед законом и судом, равенство в правах и свободах независимо от имущественного, должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ст. 19 Конституции Российской Федерации); - свободу мысли и слова, право выражения своего мнения или его невыражения (ст. 29 Конституции Российской Федерации); - право на общественные объединения, в том числе на профессиональные союзы для защиты своих прав (ст. 30 Конституции Российской Федерации); - право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции Российской Федерации); - право на участие в управлении делами государства, на участие в правосудии (ст. 32 Конституции Российской Федерации); - право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации); - право на свободный труд, выбор вида профессиональной деятельности, на достойное вознаграждение за труд, на разрешение трудовых споров индивидуально или коллективно (ст. 37 Конституции Российской Федерации). Однако наибольший правозащитный потенциал несет в себе еще одна специализированная норма Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и государство обязывается соблюдать право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции Российской Федерации). Следовательно, в Российской Федерации, как и в любом другом правовом демократическом государстве, существует целостная система государственной защиты прав и свобод граждан в погонах. Она включает в себя нормативно закрепленный перечень государственных органов, обладающих установленной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан, что определяет особенности государственного устройства, отражая отечественные исторические традиции и международный правозащитный опыт. Соответствующие конституционным основам правовые установки заложены и в специальном военном законодательстве, гарантирующем, что: - правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 Закона о статусе); - социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п. 3 ст. 3 Закона о статусе); - реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (п. 4 ст. 3 Закона о статусе); - никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ст. 3 Закона о статусе); - контроль за исполнением Закона о статусе осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления, а надзор - Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами (п. 6 ст. 3 Закона о статусе); - уполномоченный федеральной орган исполнительной власти организовывает ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (п. 3 ст. 29 Закона о статусе). Итак, с подобным широким спектром правозащитных средств, гарантированных главным нормативным правовым актом государства, общероссийским и специальным военным законодательством, военнослужащие в аспекте правозащиты достаточно вооружены. Ведь, с одной стороны, они сами и как граждане России, и как особая категория федеральных государственных служащих непосредственно наделены конкретными и разнородными правовыми формами собственной индивидуальной и коллективной юридической защиты. А с другой - в буквальном восприятии нормативных требований Конституции Российской Федерации и Закона о статусе, в защите их прав и свобод обязаны активно и параллельно друг другу участвовать все без исключения ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), причем каждая из них должна это делать независимо от аналогичной правозащитной работы других ветвей, самостоятельно, в пределах очерченной законом общей и специальной компетенции. Таким образом, защита собственными правозащитными средствами для военнослужащих вполне гарантирована. Правовая защита без непосредственного участия военнослужащих гарантирована еще более. Однако применимость подобной формулы повсеместно встречается с окружающими социальными реалиями. Начнем по порядку, а именно с законодательных ограничений правозащитных возможностей. Данные ограничения заложены в специальном военном законодательстве, корректирующем правовой статус военнослужащих таким образом, чтобы предельно минимизировать их вовлечение в политическую и даже околополитическую общественную жизнь, обеспечить неприкосновенность воинского правопорядка, принципов единоначалия и воинской дисциплины, что непосредственно сказывается на их правозащитных возможностях, а точнее, почти полностью нейтрализует их. Так, согласно закону военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями (п. 2 ст. 1 Закона о статусе), в частности: - право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы (п. 1 ст. 6 Закона о статусе), а выбор ими постоянного места жительства возможен лишь при увольнении с военной службы (п. 3 ст. 6 Закона о статусе). И нет нужды пояснять, что военные люди и их семьи, длительное время живущие как перекати-поле, фактически лишены возможности нормального для человеческого существа социального «укоренения», многолетних устойчивых социальных связей, что, безусловно, влияет и на их правовую защищенность; - реализация права на свободу слова, на выражение своих мнений и убеждений, так же как и доступ к получению и распространению информации, для военнослужащих ограничены требованиями охраны государственной и военной тайны; законом прямо запрещены обсуждение и критика приказов командиров (начальников) (п. 1 ст. 7 Закона о статусе). Подобные ограничения вынуждают военнослужащих повсеместно молчаливо сносить все, что идет «изнутри», «сверху», «сбоку», не выносить сор из избы, чаще всего подчиняясь корпоративной лжесолидарности, при которой даже очевидные отступления от нормативных требований могут преспокойно процветать на виду у всех. В этих же условиях правозащитное усилие против сложившегося ненормального порядка в военном управлении вполне вписывается в конструкцию злоупотребления правом, противодействия единоначалию, подрыва уставного порядка; - военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части, однако участие в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, военнослужащим прямо запрещено (пп. 2, 3 ст. 7 Закона о статусе военнослужащих). Приведенная правовая норма обладает всеми признаками полноценной коллективной правозащитной формы, но выхолощенной по своей юридической сути. Поясним подобное уточнение тем, что абстрактное дозволение собираться, митинговать, пикетировать вне службы и вне воинской части весьма противоречиво. Оно рассчитано исключительно на выражение позитивных, но отнюдь не негативных взглядов, как раз характерных для случаев правовой защиты; - военнослужащие вправе участвовать в управлении делами государства, для чего они наделены активным и пассивным избирательным правом всех уровней власти (п. 1 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих). Однако избрание военнослужащих или назначение их в государственные органы, как правило, ведет к приостановлению военной службы, что равнозначно временной консервации статуса военнослужащего с вытекающими из этого ущербом для военного профессионального роста и фактической изоляцией от военно-правовых реалий. Поэтому во власти не видно представителей военного социума, за исключением некоторых, как правило, некогда высокопоставленных отставников. Таковы резервы представительства правозащитных интересов военнослужащих во властных структурах; - дозволение участвовать в деятельности общественных объединений для военнослужащих существенно ограничено прямым запретом членства в политических партиях и иных объединениях, преследующих политические цели (п. 2 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих). В условиях, когда правовая жизнь российского государства реализуется преимущественно через политические институты, формируемые политическими партиями, законодательное отстранение военнослужащих от любых форм активного политического участия ведет к социально-правовому обезоруживанию данной социальной группы. С ней можно безболезненно делать все что угодно без боязни ответных действенных политических мер; - допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих, но, несмотря на формальное существование такого права на протяжении уже более 22 лет, оно может быть реализовано в соответствии с неким специальным, но до сих пор не принятым законом (п. 2 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg