В современных условиях наличие внешнего и внутреннего долга государства является едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное и правильное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и наиболее важных задач, стоящих перед органами власти каждой страны.
Все страны в разной степени используют заемные денежные средства от других государств или населения для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими негативными экономическими и политическими последствиями. Отрицательные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов по его обслуживанию, что соответственно отражается на экономике государства в целом. Задачей страны в этих условиях является постоянный контроль за процессом выпуска государственных долговых ценных бумаг, выдачей государственных кредитов, займов и гарантий. Для того чтобы верно оценить ситуацию на рынке внешнего и внутреннего заимствования необходимо в полной мере изучить накопленный опыт по его формированию, использованию и развитию.
Государственный долг государства формируется, когда страна прибегает к внешним и внутренним источникам привлеченных, заемных денежных средств с целью финансирования, покрытия бюджетного дефицита. Увеличение долга является следствием капитализации процентов по нему, не профинансированным в установленный срок.
Проблемой государственного долга занимаются органы государственного регулирования в странах с рыночной экономикой, и эффективность их решений непосредственно отражается на экономическом развитии страны. Управление внешними и внутренними источниками заимствования является одним из наиболее важнейших направлений бюджетной политики любого государства.
Формирование, обслуживание и погашение государственных заимствований существенно воздействуют на системы государственных финансов, рынок инвестиций, процентные ставки, денежную массу и прочие макроэкономические параметры. В условиях рыночной экономики основным фактором, влияющим на рынок государственных долговых обязательств, является доверие кредиторов к экономической политике страны.
Россия, перейдя к рыночной экономике, также вынуждена приспосабливаться к сложившейся мировой ситуации и пересматривать основные принципы финансирования расходов бюджета, прибегая к безинфляционным методам покрытия его дефицита. На сегодняшний день основной источник денежных поступлений в бюджет, помимо налоговых и неналоговых сборов, это внешние и внутренние источники государственных заемных средств, объемы которых с каждым годом растут.
Вмешательство страны в экономическую жизнь государства необходимо в связи с тем, что само по себе действие закона стоимости не способно решать проблемы на макроэкономическом уровне. Скорее наоборот, механизм распределения ресурсов приводит к нарушению равновесия на глобальном уровне и несоответствию между спросом и предложением. Основной задачей государственного контроля и участия является создание антиинфляционного механизма экономического роста и развития за счет полной занятости населения и устойчивости цен на рынке.
При этом увеличение внутреннего долга менее опасен, чем рост внешнего займа для национальной экономики. При погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров, но при этом возникают другие изменения в экономики страны, последствия которых могут быть не менее важными.
Целью данной работы является изучение причин формирования и рассмотрение текущей ситуации на рынке государственного долга Российской Федерации.
Для достижения установленной цели поставлены следующие задачи:
? изучить государственный долг: его экономическое содержание, функции, классификацию;
? рассмотреть социально–экономические последствия государственного долга;
? исследовать структуру государственного долга России;
? проанализировать динамику показателей государственного долга России;
? выявить направления повышения эффективности использования государственного долга.
Объект исследования – государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования – сущность, особенности и динамика государственного долга Российской Федерации.
Информационная база исследования: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2010–2020гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и Минэкономразвития.