Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

alex_m 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2021
Теоретический анализ литературы по теме нашего исследования позволил нам выявить следующее: мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой. К выпускному классу многие обучающиеся начинают недооценивать значимость предмета физическая культура, а также начинают уделять меньше внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это связано со многими причинами, начиная от «стереотипного» отношения к предмету в семье, заканчивая повышенной учебной нагрузкой и подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. Этот факт совпадает со сложившейся социально-экономическая обстановкой в стране, которая кардинально изменила цели, задачи, содержание в системе физкультурного образования, привела к необходимости совершенствования учебного процесса физического воспитания обучающихся [10]. Учебный процесс по физической культуре в общеобразовательной школе, согласно теории физического воспитания, является обязательной формой физкультурного образования обучающихся, цель которой обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности [8, 288]. Современные исследования показали, что традиционные уроки физической культурой в достаточной мере не повышают уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья обучающихся [31, 374]. Исследователи делают акцент на том, что для воспитания устойчивого интереса и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой, необходимо применять активные методы обучения, вводить в практику такие вопросы и задания, которые будут требовать от обучающихся активной поисковой деятельности. Если стремление обучающихся к самостоятельности, активности, творчеству будут удовлетворяться на уроке физической культуры, то это вызовет у обучающихся большую заинтересованность в посещении. Поэтому, возникает необходимость найти ряд эффективных методов, форм и средств, способствующих повышению мотивации обучающихся старшего школьного возраста к занятиям физическими упражнениями. Проблемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой занимались А.В. Попов, Уманский Д.С., Широков К.Р. и др. [31, 374]. По их мнению, занятия физической культурой и спортом будут более эффективными, если будут учитываться личные физкультурно-спортивные интересы обучающихся, их потребности, вызванные внутренними побуждениями. С введением третьего часа физической культуры, возрождением норм ГТО, новым требованиям к урокам в рамках ФГОС перед учителем стоит сложная задача мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой. Таким образом, всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования. Цель нашего исследования: изучить особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой (на примере старшего школьного возраста). Объект исследования: мотивационная сфера обучающихся старших классов. Предмет исследования: мотивация обучающихся к предмету физическая культура, отношение к здоровому образу жизни. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассников формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при составлении программ уроков физического воспитания. Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами выделены следующие задачи: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные подходы к проблеме формирования мотивации к занятиям физической культурой; 2) изучить особенности формирования мотивации в старшем школьном возрасте; 3) определить этапы, методы и методики эмпирического исследования особенностей формирования мотивации к занятиям физической культуры; 4) осуществить эмпирическое исследование особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой; 5) изучить проблему развития мотивации в психолого-педагогической литературе; 6) составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников. Методы исследования: - теоретические (анализ, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования); - эмпирические (метод сбора первичной информации, наблюдение, беседа, тестирование, эмпирическое исследование); - методы обработки данных. Методики исследования: 1. Анкета Л.И. Стрелецкой «Урок физической культуры моими глазами»; 2. Анкета С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни»; 3. Методика Н.С. Гаркуши «Гармоничность образа жизни школьника»; 4. Методика Н.С. Гаркуши «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья»; 5. Анализ пропусков уроков физической культуры без уважительной причины. База исследования: МОУ "Светлогорская основная школа", посёлок Светлогорск, Шатковский район, Нижегородская область. Контингент испытуемых: обучающиеся 9 классов в количестве 20 человек (11 девушек и 9 юношей). Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в изучении и обобщении знаний и теоретических представлений об особенностях формирования мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся старшего звена общеобразовательной школы. Практическая значимость. Полученные в результате исследования данные будут полезны учителям физической культуры, классным руководителям, а также родителям с целью оптимизации процесса семейного воспитания, укрепления здоровья детей и подготовки ребенка к поступлению в высшие учебные заведения. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение 1.Теоретические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе 3 6 1.1. Содержание и сущность понятия «мотивация» 6 1.2. Возрастные особенности мотивационной сферы школьников 9 1.3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой в трудах психологов и педагогов 12 1.4. Современные педагогические технологии физического воспитания обучающихся, мотивирующие к занятиям физической культуры 16 2. Эмпирическое исследование мотивации к занятиям физической культурой у школьников 24 2.1. Организация и методы исследования мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся 24 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 26 Заключение 34 Список использованных источников Приложение 1 36 39 Приложение 2 40
Список литературы

1. Азбукина, Е.Ю., Михайлова, Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. – 335 с. 2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии старшеклассника. Современные психологические проблемы высшей школы. / Б.Г. Ананьев - СПб., 2009. - 89-91 с. 3. Бариляк, Р.А. Показатели психологической комфортности ребенка в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. / Р.А. Бариляк - Курган, 2010. – 65 с. 4. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. / В.К. Бальсевич – М., 2009. – 20–24 с. 5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. - М.: АСТ-Пресс, 2012. – 460 с. 6. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И. Божович - М., 2012. - 41-42 с. 7. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования. Качества личности. / Л.С. Выгоский - М., 2015. - 446-448 с. 8. Гаргуши, Н.С. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Н.С. Гаргуши - М.: Издательский центр „Академия“, 2012. - 288 с. 9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт / Г.Д. Горбуов – М., 2008. - 56-78 с. 10. Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности. /И.А. Джидарьян. Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. - 145-169 с. 11. Драндров, Г.Л. Педагогические условия эффективности формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту. / Г.Л. Драндров – СПБ., 2008. – 117-122 с. 12. Драндров, Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема / Г.Л. Драндров – М., 2009. – 87-93 с. 13. Дуркин, П.К., Лебедева М.П. Физическая культура / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева. – 2005, 6 с. 14. Кардялис, К.К. Пути повышения физической активности студентов / К.К. Кардялис – М., 2004, 46-47с. 15. Килнадзе, Д.А. Мотивация и мотивы. / Д.А. Килнадзе – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. 16. Кон, И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 2009. - 256 с. 17. Кон, И.С. Социологическая психология. / И.С. Кон - Воронеж: МОДЭК, 2009. - 560с. 18. Кострова, H.H. Отношение учащихся подросткового возраста к здоровью и здоровому образу жизни / H.H. Кострова, науч. ред. В.П. Симень. – Чебоксары: Чуваш гос пед ун-т, 2007. - 54-57 с. 19. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. / В.Г. Леонтьев - Новосибирский полиграфкомбинат, 2012. – 264. 20. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева – М., 2007. - 10-15 с. 21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 2003. – 192 с. 22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 2010. - 192 с. 23. Майкл, Х. Мескон, Майкл, Альберт, Франклин, Хедоури. Основы менеджмента. - Издательский дом "Вильямс", 2006 – 11 с. 24. Магомед-Эминов, М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения / М.Ш. Магомед-Эминов – М., 2014. - 57-59 с. 25. Магомед-Эминов, М.Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации / М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев – М., 2006. - 161-168 с. 26. Мельников, Д.А. Оценка эффективности образовательной программы с элементами спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9-11 классов на примере туристского многоборья / Д.А. Мельников -М., 2009. – 46 с. 27. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников. / А.В. Мудрик - М.: «Просвещение», 2006. - 174 с. 28. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. / А.В. Мудрик - М.: «Знание», 2007. - 174 с. 29. Патрахина, Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т.Н. Патрахина - СПБ - 2015. - 461-464 с. 30. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов - М., 2011. – 84 с. 31. Попов, А.В, Широков, К.Р., Уманский, Д.С. Методика преподавания физической культуры. / А.В. Попов, К.Р. Широков, Д.С. Уманский - М.: «Знание», 2014. – 374с. 32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство "Питер", 2009 - 712 с. 33. Шадринова, В.Д. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом / В.Д. Шадринова – М., 2014. - 581-583. 34. Уэйнберг, Р., Гоулд, Д. Основы психологии спорта и физической культуры. / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд – Киев: Олимпийская литература, 2011. – 10 с.
Отрывок из работы

1.Теоретические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе 1.1. Содержание и сущность понятия «мотивация» Понятие «мотивация» (от лат. movere) - побуждение к действию, впервые встретилось в статье А. Шопенгауэра "Четыре принципа достаточной причины" [34]. Вскоре оно прочно вошло в психологический обиход для объяснения причин поведения людей и животных. В настоящий момент мотивация как психическое явление определяется по-разному. У ряда авторов - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа) [23]., у других - как совокупность мотивов (К.К. Платонов) [23]., у третьих - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Помимо этого, мотивацию рассматривают как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов) [24]., как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян) [10]. Следовательно, все определения мотивации можно отнести к двум различным направлениям. Первое направление рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность мотивов или факторов. Так, согласно схеме В.Д. Шадрикова [33], мотивация обусловлена потребностями и личностными целями, уровнем притязаний и идеалами человека, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и личностной направленностью. Решение принимается с учетом этих факторов, а после чего формируется намерение. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс или механизм. В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную и вторичную. Первичная проявляется в форме потребности, инстинкта, влечения. Вторичная - в форме мотива. Следовательно, В.Г. Леонтьев тоже отождествляет мотив с мотивацией. Он полагает, что мотив возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное объяснение решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей [19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg