Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Основания, условия и организация проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями органов внутренних дел

s.8686 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2021
Основания, условия и организация проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями органов внутренних дел Дипломная работа по уголовному праву.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы. Современный период развития российского общества характеризуется коренными преобразованиями во всех сферах его жизнедеятельности. Одним из негативных последствий российских реформ стало осложнение криминогенной обстановки. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Одним из основных факторов, способствующих росту преступности, прежде всего ее организованных форм, является несовершенство правовой базы. В настоящее время организованная преступность в стране достигла опасных масштабов для безопасности государства. Последовательное повышение уровня организованности и криминального профессионализма сопровождается использованием преступниками значительных денежных средств на подкуп должностных лиц с целью создания коррумпированной их прослойки во всех звеньях государственного аппарата, обеспечивающей прикрытие преступной деятельности и создающей препятствия для нормального функционирования оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, следственных и судебных органов. Арсенал криминального противодействия правоохранительной системе наряду с оказанием давления на участников уголовного процесса включает все более широкое привлечение профессиональных юристов, служащих государственного аппарата в качестве неофициальных экспертов, консультантов, советников по различным вопросам, касающимся деятельности коммерческих структур, прежде всего в сфере «теневой» экономики. В силу этих и других причин раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений остается низкой и не отвечает требованиям усиления борьбы с преступностью как стратегической задаче уголовной политики. Основным не достатком в раскрытии преступлений по-прежнему остается слабое агентурное внедрение в уголовную среду, оперативным составом органов внутренних дел не в полной мере реализуются полномочия, предоставленные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Возможности оперативно-технических подразделений используются не всегда рационально.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 1 Понятие и задачи оперативно-розыскных мероприятий как структурного элемента оперативно-розыскной деятельности 7 1.1 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями органов внутренних дел 7 1.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий 22 2 Проблемы регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации 25
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020). 3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020). 4 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция). 5 Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция). 6 Приказ МВД России от 25.09.2012 N 886 (ред. от 14.11.2016) Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы. 7 Бакланов, Л.А. Гласное обследование жилища в случаях, которые не терпят отлагательства / Л. А. Бакланов, В. А. Литвинов // Соврем. право. — 2019. – 127 с. 8 Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.С. Бакодин. М.: 2018. – 82 с. 9 Бобровничий, И.Н. Некоторые проблемы оперативного эксперимента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Омск, 2019. – 115 с. 10 Болдырев А.Н. Некоторые вопросы использования видеозаписи органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий в современных условиях / А. Н. Болдырев // Рос. следователь.2018. – 29 с. 11 Доля Е. Правовое значение результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы уголовного процесса / Е. Доля // Законность. 2018. – 177 с. 12 Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. / Е.С.Дубоносов. М. 2013г. 13 Елинский В. И. Об упорядочении терминологии названий оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД: М.: 2019. – 93 с.
Отрывок из работы

В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115) [1]. Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, часть 2 ст. 23 и статья 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД [4]. Под оперативно-розыскными мероприятиями (ОРМ) – понимаются закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД. Согласно ст.6 данного Федерального Закона, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: – опрос граждан; – наведение справок; – сбор образцов для сравнительного исследования; – проверочная закупка; – исследование предметов и документов; – наблюдение; – отождествление личности; – обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; – контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров; – снятие информации с технических каналов связи; – оперативное внедрение; – контролируемая поставка; – оперативный эксперимент. Этот перечень – исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации: – о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности; – о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления; – о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев); – о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; – о без вести пропавших гражданах [15]. К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются. Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет [6]. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров) [7]. Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности. Опрос граждан – это беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной перед оперативным сотрудником задачи [11]. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п. Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач. Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу [9]. При этом оперативный работник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, но не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения [11]. Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается. Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией [10]. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела. При осуществлении опроса определенных категорий граждан используются детекторы определения симуляции, например, полиграфы, являясь специфической разновидностью данного оперативно-розыскного мероприятия, когда в ходе беседы с гражданами используются технические средства, т.к. в ходе проводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы [14]. Практика показывает, что опрос граждан – одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности. Наведение справок – это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах [13]. Полученная информация при условии соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 Федерального Закона об ОРД, а также ст. ст.74 - 84, ст. ст.86 - 89 УПК РФ может приобщаться к материалам уголовного дела [17]. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств – возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы. Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться, скрываться [19]. Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объекта последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД. Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов: добровольного согласия лица, располагающего необходимыми образцами; возможностью легального отбора образцов. Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи, когда вор – домушник был идентифицирован по отображению ушной раковины, которое осталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, могущие иметь отношение к интересующему оперативного работника событию. Поскольку полученные образцы могут быть в дальнейшем использованы в качестве источников вещественных доказательств, тактически грамотным является привлечение к их отбору соответствующего специалиста. В этом случае специалист оказывает консультационные услуги, сообщая, с помощью каких технических средств наиболее целесообразно изымать конкретные объекты, как их упаковывать, чтобы не нарушить их целостность, не повредить следы, имеющиеся на их поверхности, в какое экспертное учреждение направить данные образцы для исследования [22]. Проверочная закупка Проверочная закупка – это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений. Мероприятие имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольной закупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.) [12]. Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемые при этом новые источники фиксации информации (фотографии, записи на магнитных носителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
1225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
1675 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg