Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционное развитие Российского государства

kisssaaa0721 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.07.2021
Объектом исследования выступает категория «конституционализм». Предмет исследования является механизм реализации конституционализма в Российской Федерации. Цель исследования- рассмотреть конституционное развитие российского государства. Задачи исследования: - определить понятие и содержание категории «конституционализм»; - изучить историю создания и развития Конституции Российской Федерации; - проанализировать проблемы развития конституционализма в Конституции Российской Федерации 1993 года; - выделить перспективы развития конституционализма в современной России. Методологическую основу исследования составили общенаучный метод диалектического познания и частно-научные методы сравнительного правоведения, формально-юридический, историографический, конкретно-социологический. Степень научной разработки темы исследования. Ярко выраженный комплексный характер исследования обуславливает обращение в процессе анализа к работам не только учёных-юристов, а также теоретиков и историков государства и права, но и ведущих экономистов, политологов, социологов, различных философских течений. В современной науке конституционного (государственного) права мало внимания уделяется изучению основ конституционализма, процессам зарождения и поэтапного исторического развития основных конституционно-правовых институтов, анализу традиций и обычаев государственного строительства и ментальности русских народностей. При этом всё же существуют отдельные труды, затрагивающие напрямую или косвенно, обозначенные выше аспекты. В их числе работы В.А. Лихобабина и А. Г. Пархоменко, Ю. А. Тихомирова , Б.Н. Топорнина , Ю.А. Шульженко, И.М. Степанова, В.Е. Чиркина, Т.А. Васильевой, В.В. Комаровой, А.А. Клишаса , Л.Ю. Грудцыной и других исследователей. В данных работах отражены различные аспекты формирования, становления и развития основных идей конституционализма, пути и методы их претворения в жизнь в конституционном праве России, рассмотрены дефиниции конституционных терминов и правовых конституционных категорий, непосредственно связанных с российским конституционным строительством. Несмотря на наличие некоторого количества научных работ, отечественная конституционная наука предельно мало внимания уделяет исследованиям комплексного характера, которые бы отражали фундаментальные теоретические вопросы историографии, а также практическим разработкам по проблемам формирования конституционных структур, проблемам эффективности существования России в условиях различных форм правления и прочим существенным аспектам государственного права. Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых как
Введение

Конституция любого государства представляет собой нормативный правовой акт высшего учредительного порядка, закладывающий фундамент общественно-политической жизни страны, закрепляющий основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, основы организации и функционирования властного механизма в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бесспорными столпами современного конституционализма выступают народовластие, государственный и народный суверенитет, парламентаризм, политический и общественный плюрализм, система многопартийности, собственность в разнообразных формах и иные демократические основы. Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 году, объявляет в ст. 16, что «общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции». Два перечисленных критерия и являются теми необходимыми конституционно-правовыми элементами, которые гарантируют гражданину защиту от произвола власти и позволят государству идти по пути демократического конституционного строительства.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты конституционного развития Российского государства 6 1.1 Понятие и содержание категории «конституционализм» 6 1.2 История создания и развития Конституции Российской Федерации 14 Глава 2 Практические аспекты развития конституционализма в Российской Федерации 22 2.1 Проблемы развития конституционализма в Конституции Российской Федерации 1993 года 22 2.2 Перспективы развития конституционализма в современной России 27 Заключение 30 Библиографический список 33
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2. Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России / Н. А. Боброва. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. – 264 с. 3. Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2019. – 607 с. 4. Грудцына Л. Ю. Народ, гражданское общество и Конституция / Л. Ю. Грудцына // Государство и право. - 2019. - № 1. - С. 56-62. 5. Зорькин В. Д. Конституция Российской Федерации – правовая основа правового государства, правовой политики, правовой жизни / В. Д. Зорькин // Учёные записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. – 2018. - № S1. – С. 5 – 11. 6. Исаев И. А. Легитимность и легальность в конституционном процессе / И. А. Исаев // История государства и права. – 2018. - № 6. – С. 2 – 6. 7. Кабышев В. Т. Теоретические проблемы российского конституционализма / В. Т. Кабышев, Т. М, Пряхина // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2018. — № 2. – С.32-35. 8. Клишас А. А., Шахрай, С. М. Конституция 1993 года как план будущего для России / А. А. Клишас, С. М. Шахрай // Вестник Российской академии наук. – 2018. - № 12. – Том 78. – С. 1059 – 1064. 9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2019. – 608 с. 10. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. - М.-СПб.: Издательство Юридического института, 2019. – 520 с. 11. Кравец И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики) / И. А. Кравец. – М.: ЮКЭА, 2019. – 360 с. 12. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) / О. Г. Румянцев. – М.: Юрист, 2018. – 285 с. 13. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию / В. Н. Синюков. – М.: Норма – Инфра-М, 2019. – 672 с. 14. Степанов И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе / И. М. Степанов. - М.: Манускрипт, 2019. - 108 с. 15. Топорнин Б. Н. Разделение властей и государственная организация / Б. Н. Топорнин // Разделение властей и парламентаризм. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2017. - С. 3-49. 16. Хабриева Т. Я. Правовая охрана Конституции / Т. Я. Хабриева. – Казань: Издательство Казанского университета, 2018. – 220 с. 17. Чистяков О. И., Курчавова, А. Е., Мулукаев, Р. С. История отечественного государства и права / О. И. Чистяков, А. Е. Курчавова, Р. С. Мулукаев [др.]. – М.: Юрайт, 2018. – 510 с. 18. Шульженко Ю. Л. У истоков современного российского конституционализма / Ю. Л. Шульженко // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2018. - № 3. - С. 41-71. 19. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд / Б. С. Эбзеев. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2018. – 349 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты конституционного развития Российского государства 1.1 Понятие и содержание категории «конституционализм» Возникновение и становление конституционализма в нашей стране в сравнении с развитием этого явления в зарубежных странах характеризуется достаточным количеством особенностей, обусловленных специфичным самодержавным, а позже и социалистическим обустройством государства, его основных органов управления и отношения к основам взаимодействия государства и личности. Кроме того, проблему российского конституционализма нецелесообразно рассматривать только с позиции наличия или отсутствия (действительного, или формального) в государстве высшего нормативного правового конституционного акта, рассматривающего и закрепляющего основные положения конституционного строя, правовое положение граждан, структуру и систему органов государственной и муниципальной власти и т. д. При этом сам термин «конституционализм» отнюдь не является «изобретением» или «новацией» Западной Европы, или США (при их несомненной роли в развитии правовой мысли). Идеи российского конституционализма были почерпнуты не с Запада, а стали результатом исторического развития страны, ментальности русского народа и острым желанием революционно настроенных масс взять под контроль по крайней мере часть государственных процессов, вмешаться в формирование основных государственных структур . История конституционализма в нашей стране – немаловажная часть философско-политической мысли. «Вопрос о конституции и конституционализме вытекал из главного теоретического вопроса, вставшего перед русской общественной наукой уже в XIX веке, в связи с разложением феодального строя и развитием промышленного капитализма . К началу XX столетия, когда в Европе уже были развиты парламентские системы, с чётко определенными в законе порядком формирования высших представительных учреждений и компетенцией, сложившимися традициями и особыми процедурами, Россия оставалась неограниченной монархией». Несмотря на это явственное отставание в конституционном развитии, идеи ограничения самодержавия и становления парламентского правления имели стойкий фундамент, выстроенный на исторических и культурных традициях страны, национальных особенностях её состава. На протяжении всей истории в России присутствовали общественные группы, которые в разные исторические эпохи обладали или существенной властью и возможностями влияния на государственные структуры или оказывались «оппозиционными» группами, преследуемыми государством, но имеющим воздействие на умы населения. Наиболее яркими представителями таких групп можно назвать духовенство (церковь) и боярство. Духовенство и его глава – носитель высшей «земной» духовной власти – патриарх имели подчас безграничное влияние на светский престол и население. В Древней Руси с принятием христианства церковь получила законные возможности вмешательства в правовую сферу. С помощью норм канонического права осуществлялось регулирование не только церковных обрядов и церемоний, но и сферы семейного и наследственного права, некоторые вопросы отправления правосудия. Церковь получала десятую часть налогов - так называемую «десятину», в её собственности были сосредоточены значительные земельные фонды, людские резервы, а собственные финансовые средства позволяли чувствовать духовенству значительную свободу и власть во взаимоотношениях с государством. Ярким примером «особенного» положения церкви в структуре общественных и государственных отношений является Новгородская республика в Древней Руси (1136 – 1478 гг.), где церковь занимала важное место в структуре управления. Новгородский архиепископ, как хранитель государственной казны республики, входил в состав Совета господ, являвшего своего рода новгородской высшей палатой. А, уже начиная с XV века, архиепископ Новгородской республики становится главой Совета господ и фактически самой республики. С этого момента в его ведении находится не только финансовая составляющая управления, но и ведение внешней политикой, право суда, а также часть торговой функции республики, а при церквях появляются «хранилища» для товаров . Ещё одной группой весьма значимой в общественной и политической жизни было боярство. Боярство реализовывало своё властное могущество в рамках сословно-представительного органа – Боярской Думы. Ещё одним значимым сословным органом власти в условиях самодержавия стали Земские Соборы, представлявшие интересы высших феодальных кругов – духовенства, боярства, дьячества, приказного аппарата, купечества. А на Земском Соборе 1598 г. в составе появились представители и других сословных групп – «служилых чинов» - стольники, стряпчие и выборные от городов. К сожалению, этот орган кроме ярко выраженной задачи совместными усилиями ограничить властное влияние царя, имел и отчётливые недостатки, основным из которых стала практическая невозможность принять совместное решение. Каждое из представленных в Земских Соборах сословие боролось за свои интересы, и защищало только свои права. Кроме того, в законодательстве так и не сложился единый порядок избрания представителей на Соборы . Постепенно Земские Соборы стали утрачивать своё влияние и значение на фоне становления идеи об осуществлении государственной власти народом, признании народа – субъектом, участвующим в осуществлении верховной власти в государстве. Приоритет интересов сословий стал уступать место защите интересов нации в целом. С течением времени в государстве складывается чёткое понимание, что стране необходим парламент как единый законодательный орган, нормативно закрепляющий основополагающие направления внешней и внутренней политики государства, пути его дальнейшего развития. По словам А. Г. Пархоменко «история российского общества свидетельствует о существовании и определённой значимости идей конституционализма и парламентаризма, эти идеи – справедливый порядок государственного устройства». Заметных и наиболее значимых успехов конституционное движение России смогло добиться уже в XX веке, когда идеи конституционалистов стали преображаться в нормы законодательства и становиться реалиями государственного права. В этот период начинают приобретать черты формулировки основных принципов российского конституционализма. Эти принципы, изначально сформированные как признаки конституционного государства, приобретали «одежды» фундаментальных положений. Государство, отвечающее требованиям подчинённости праву, не могло иметь каких-либо других черт. Члены такого государства должны быть наделены не только обязанностями перед своим государем, но и правами, гарантированными нормативным закреплением в основном документе и реальными механизмами их реализации, быть «не только подданными, но и гражданами». Такие гарантии в самом общем понимании и есть Конституция государства – акт, связывающий это государство и его граждан путами взаимных прав и обязанностей. В. А. Лихобабин и А. Г. Пархоменко, основываясь на общих принципах теории государства и права, они выделили следующие принципы-признаки: 1. «Верховенство права в жизни общества. При этом право не следует понимать, как систему произвольно, по воле одного лица или группы лиц, сформулированных правил поведения. 2. Воплощение правовых начал в законодательстве государства. Из этого можно сделать вывод, что законы далеко не всегда являются правовыми. 3. Связанность государства в своей деятельности правовыми законами. Иначе говоря, государство, его органы, должностные лица не могут переступить через закон, их деятельность должна строго регламентироваться рамками закона и протекать в границах и формах, прямо оговоренных в законе. 4. Незыблемость прав и свобод личности, их охрана и гарантированность. Задачей в полном смысле правового конституционного государства является не только формальное закрепление в законодательстве прав и свобод личности (в первую очередь, естественных – право на жизнь, на отдых, на свободу выбора места жительства и т. п.), но и их надёжная гарантированность. 5. Взаимная ответственность государства и личности. Мы воспринимаем как должную ответственность личности перед государством . Нарушил человек требования законов – государство привлекает его к ответственности, наказывает его. Так было и в античной Греции, и в Древнем Риме, и в средневековых государствах, и в современных странах, независимо от существующих в них политических режимов. Правовое конституционное же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность личности и государства. 6. Разделение государственных властей. Суть принципа – в независимости каждой из трёх государственных властей (законодательной, исполнительной, судебной) и в наличии у каждой из них своей специальной сферы деятельности . Эти принципы легли в основу российского конституционного строя: 1. Народовластие. Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, реализующий эту власть или непосредственно (путём выборов и референдумов) или опосредованно (через своих представителей в органах государственной власти) согласно нормам действующего российского законодательства. Народ РФ обладает суверенитетом, выраженный в праве народа на создание независимого суверенного государства, свободное присоединение к другому государству, либо объединение с другим государством и т. д. Народный суверенитет обладает свойствами единства (невозможности дробления на части и составные элементы), верховенства воли (народ самостоятельно путём принятия Конституции определяет конституционный строй, форму государства, формирует органы власти и контролирует их деятельность), полноты власти (народ обладает необходимым объёмом суверенных прав, необходимых для осуществления реального верховенства), неограниченности (охват всех сфер жизни общества) и неотчуждаемости (невозможность кому-либо передать суверенитет в пользование). 2. Высшая ценность прав и свобод. Ст. 2 Конституции РФ указывает на права и свободы человека как на высшую ценность, подлежащую приоритетной обязательной защитой со стороны государства. 3. Верховенство права. Ст. 1 Конституции РФ закрепляет существование в России правового государства. Говоря о верховенстве права, мы подразумеваем верховенство закона (при этом подчёркивая не идентичность данных понятий). 4. Государственный суверенитет. Суверенитет (от фр. souverainete) — верховная власть, верховенство, господство. Закрепление государственный суверенитет получил в ст. 4 Конституции РФ . Государственный суверенитет, в сущности, означает независимость государства во внутренних и внешних делах. 5. Разделение властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 6. Федерализм. Ст. 1 Конституции РФ закрепляет форму государственного устройства России как федеративного государства. 7. Политический и идеологический плюрализм. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций идеологий, политических партий и общественных объединений предусмотрена ст. 13 Конституции РФ. 8. Многообразие форм экономической деятельности. Экономическая деятельность – это участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Под свободой экономической деятельности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, понимается возможность каждого беспрепятственно вступать в неё, выбирать её вид, характер, распоряжаться продуктами своей деятельности . Государство в качестве гарантии этого принципа обязано обеспечить единство экономического пространства, возможность свободного перемещения товаров и услуг, денежных средств и денежных инструментов, а также поддержку конкуренции. Хотелось бы отметить, что свобода экономической деятельности невозможна без признания и защиты на равных основаниях частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности. 9. Социальный характер государства. Деятельность РФ как социального государства, согласна ст. 7 Конституции РФ, должна быть направлена на достижение цели предоставления гражданину комфортного существования при достойном уровне благосостояния, при котором он может удовлетворять не только низменные потребности, но и получать доступ к иным материальным и духовным благам. 10. Светский характер государства. Светским признаётся такое государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут императивным образом влиять на проводимую им политику, не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, систему образования. В РФ согласно ст. 14 Конституции РФ церковь отделена от государства, ни одна религия не может быть установлена как государственная или общеобязательная, а религиозные объединения равны перед законом. При этом подобные нормы действуют и в обратную сторону. Исходя из вышесказанного, государство, которое может быть охарактеризовано как конституционное, должно отвечать требованию подчинения праву через: 1. нормотворчество, в котором обязательно задействованы представители народа непосредственно или опосредованно через всенародно избранных законодателей. 2. структуру разделения властей и систему сдержек и противовесов, обеспечивающей невмешательство каждой из ветвей власти в деятельность других . 1.2 История создания и развития Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации 1993 г. принималась в непростых политических, социально-экономических условиях. Были разрушены прежние экономические и политические отношения, взаимосвязи, структуры, а новые еще не появились по вполне объективным причинам. Коренным образом изменилось отношение государства к оценке поведения граждан: то, что в советские годы считалось противоправным (предпринимательская деятельность, обмен валюты, спекуляция), стало приветствоваться с позиций рыночной экономики. В такого рода вакууме основная роль отводилась законодательству. С его помощью закреплялись основы нового политического и экономического порядка (отказ от коммунистической идеологии, тотальной государственной собственности, плановой экономики), который не был результатом естественного исторического эволюционного процесса, а представлял собой выбранный политической властью путь развития (демократия, рыночная экономика, свобода предпринимательской деятельности). С учетом изменения социально-политического и экономического устройства страны принятие нового Основного закона не вызывало возражений. Более того, этот шаг было необходимо сделать с целью закрепления новых реальностей. Другое дело, что Конституция 1993 г. была принята в условиях глубочайшего политического кризиса, что выразилось в противоборстве двух политических сил (президента РФ и Верховного Совета РФ, Съезда народных депутатов), обострении проблем взаимоотношений центра и регионов, Российской Федерации и бывших республик СССР. К сентябрю 1993 г. было разработано два проекта Конституции — проект Верховного Совета РФ, который был представлен Конституционной комиссией, и проект Президента РФ, который был представлен Конституционным совещанием. Принципиальные отличия заключались в том, что первый проект предусматривал создание парламентско-президентской республики, второй — «суперпрезидентской» республики, с широкими полномочиями президента. 21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым в целях сохранения единства и целостности страны, вывода ее из кризиса, обеспечения безопасности Президент РФ Б. Н. Ельцин постановил: «1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации . До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу». В этот же день Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В. Д. Зорькина, заместителя Председателя H. В. Витрука, секретаря Ю. Д. Рудкина, судей Э. М. Аметистова, Н. Т. Ведерникова, Г. А. Гад-жиева, А. Л. Кононова, В. О. Лучина, Т. Г. Мор-щаковой, В. И. Олейника, Н. В. Селезнёва, О. И. Тиунова, Б. С. Эбзеева дал заключение № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года». В указанном заключении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 г. не соответствуют части второй статьи I, части второй статьи 2, статье 3, части второй статьи 4, частям первой и третьей статьи 104, абзацу третьему пункта 11 статьи 121.5, статье 121.6, части второй статьи 121.8, статьям 165.1, 177 Конституции Российской Федерации. Разработкой рекомендаций для проекта Конституции занялись определенные структуры. По этому поводу С. А. Авакьян пишет, что особой результативности в работе этих формирований не было. По существу, доработка проекта Конституции велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках. В октябре 1993 г. было принято решение проводить голосование по проекту Конституции одновременно с выборами. Эта идея была озвучена французским правоведом, специалистом по России М. Лиссажем и поддержана разработчиками Конституции. Однако действовавший Закон РСФСР «О референдуме РСФСР» не предусматривал право Президента РФ инициировать референдум для принятия решения по вопросам Конституции (принятия, внесения изменений, дополнений), требовались голоса более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме (ст. 35). В связи с этим Б. Н. Ельцин издает Указ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ», утверждает Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Главные новеллы — в оборот вводится термин «всенародное голосование», термин «референдум» не используется (референдум мог быть назначен Съездом народных депутатов или Верховным Советом Российской Федерации, которые на тот момент были распущены), снижена квота для принятия новой Конституции. На наш взгляд, проведение всенародного голосования должно было в какой-то мере продемонстрировать миру, что Российская Федерация придерживается демократических принципов, пришедшая к власти политическая сила поддерживается населением страны, принимается народом и выражает волю народа. Что касается отношения россиян к принятию Конституции, то надо согласиться с тем, что это событие прошло для них незаметно. Однако вопрос не в том, что они не успели с ней ознакомиться, так как этот важнейший документ разрабатывался и принимался в спешке. Проблема заключается в традиционном подчинении россиян не праву, а власти. Для них была важна демонстрация силы политической власти, а не текст нормативного документа. По итогам анализа исторического аспекта принятия Конституции 1993 г. возникает немаловажный вопрос о ее легитимности. Здесь мнения разделились. Например, Е. А. Лукьянова пишет, что есть желание порвать паутину политико-юридической лжи, суть которой сводится к одному короткому юридическому термину — «нелегитимно» . Однако она не призывает отменить и разрушить все, говорит о необходимости исправить ошибки Конституции, приведя ее в соответствие с истинным значением слова «демократия» — власть народа. Усиление интереса россиян к конституционным изменениям связано с запросом на социальную справедливость, повышение уровня жизни, соблюдение государством прав граждан. Однако россияне по-прежнему больше доверяют Президенту РФ, чем праву, хотя, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в последнее время рейтинг Президента РФ снижается: социальная и экономическая политика властей не устраивает большинство опрошенных респондентов. Главным источником напряженности в российском обществе является не система сдержек и противовесов властных институтов, доминирование исполнительной власти, а нерешенность социальных и экономических проблем. На первый план выходят требования социальной справедливости. Непродуктивный путь — пытаться в очередной раз решить проблемы путем принятия новой Конституции или нормативных правовых актов. Вероятно, политическая власть также не готова к радикальному пересмотру конституционных положений. Так, не принят закон о Конституционном Собрании, а ему отводится основная роль в деле модернизации Основного Закона. Однако определенные точечные изменения необходимы. Как правило, при обсуждении поправок юристы обращают внимание на обеспечение принципа разделения властей, ограничения президентской и исполнительной власти, отношения центра и регионов . Теория «живой Конституции» (Конституция развивается, изменяется с течением времени, адаптируется к новым обстоятельствам, не будучи формально изменена) используется многими государствами, прежде всего США. Безусловно, она применяется и при толковании Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Но в международной практике теория «живой Конституции» не является единственной и используется наряду с другими — теорией нормативизма, теорией интеграции, аксиологической теорией и неоконституционализмом, либеральной теорией, теорией страха, онтологической теорией, теорией конституционного идеала . На наш взгляд, теория «живой Конституции» не в полной мере применима к российским условиям, так как ей присущ судебный активизм, суть которого заключается в активной «правотворческой» позиции суда и расширительном толковании Конституции, когда суд подменяет законодателя, активно вмешиваясь в политику. Российская реальность свидетельствует о том, что в вопросах определения необходимости и содержания вносимых конституционных изменений определяющая роль принадлежит Президенту РФ. В частности, Президентом РФ были инициированы практически все принимавшиеся поправки к Конституции, которые по большей части были рассмотрены и приняты в ускоренном порядке. Более того, желаемое политическое решение можно получить и без ее изменения, например, учреждение института полномочных представителей президента в федеральных округах, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами и т. д. Поэтому «живая Конституция», или подход, базирующийся на гармонизации конституционных положений с реальными процессами, протекающими в обществе, вполне приемлем, но он не может рассматриваться в качестве основного. Учитывая изложенное, основным аргументом в пользу сохранения нынешней Конституции является относительная политическая стабильность в обществе. Однако необходимо учитывать и запросы, потребности общества, прежде всего в социально-экономической сфере. Их неудовлетворенность может привести к катастрофическим последствиям, на что обратил внимания В. Д. Зорькин, напомнив — революционные события 1917 г. были вызваны глубоким социально-экономическим расколом внутри российского общества. Поэтому целесообразно признать особое значение принципа социальной справедливости — одновременно сущего (на достигнутом уровне развития страны) и должного (целеполагание). Его привлекательность состоит в том, что можно определить индикаторы, практическое использование которых позволяет оценить уровень социальной справедливости. К базовым критериям относятся: перераспределение доходов бюджета в пользу социальных нужд, регулирование труда и справедливая его оплата, социализация частной собственности, государственное пенсионное обеспечение, бесплатное в определенной части государственное образование и медицинское обслуживание, социальная защита незащищенных слоев населения (детей, многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, малоимущих, безработных и других) . Также одним из основных показателей социальной справедливости являются данные об уровне жизни различных групп населения. В. Е. Чиркин справедливо указывает, что, если в стране все живут хотя бы приблизительно одинаково — бедно или одинаково богато (чего не бывает), социальная справедливость может хотя бы внешне соблюдаться. В какой-то мере так было в СССР, но другие стороны жизни при этом имели крайне негативный характер и перечеркивали элементы социальной справедливости. Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв, в частности, в материальном положении индивидов и разных групп населения (с материальными возможностями связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху и другим условиям жизни).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg