Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

bogomol742 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА 5 1.1 Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной действительности 5 1.2 Жанр как лингвистическая проблема и параметр классификации дискурсов 9 1.3 Основные жанры научного дискурса и их характерные черты 11 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖАНРОВ НАУЧНОГО ДИСКУРСА 19 2.1 Лексико-грамматические характеристики жанров научного дискурса 19 2.2 Перспективы совершенствования жанровой классификации научного дискурса 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Введение

ВВЕДЕНИЕ Одним из основных направлений изучения институционального дискурса в настоящее время является определение признаков дискурса как культурно-ситуативной сущности, моделирование его структуры, освещение лингвокультурных особенностей дискурса в межъязыковом сопоставлении, установление его типов. В центре внимания – организация жанрового пространства научного дискурса как разновидности институционального дискурса, определение функциональной иерархии его жанров, их описание. Современный научный дискурс переживает трансформации, связанные с развитием информационных технологий и появлением новых жанров. Качественное изменение направлений, способов и средств коммуникации в рамках научного дискурсивного знания приводит к изменению структуры научного знания. Письменная и устная коммуникация в контексте научного знания протекает в форме многочисленных дискурсивных практик и жанров. Актуальность исследования обусловлена возможностью исследования выделяемых на современном этапе жанров научного дискурса в ходе дискурсного анализа. Текущие дискуссии в области научного дискурса проводятся с точки зрения междисциплинарного слияния различных функциональных стилей речи, а также в контексте постоянного развития системы общества и путей его совершенствования посредством глобализации и цифровизации. Целью исследования является определение характерных жанровых особенностей научных текстов в контексте дискурс-анализа. Достижение указанной цели предопределяет решение ряда задач: ? изучить понятие и сущность термина «научный дискурс»; ? проанализировать степень изучения понятия жанр в дискурсе; ? выявить языковые и речевые средства, используемые в научном дискурсе в зависимости от жанра; ? рассмотреть пути развития и совершенствования жанров научного дискурса. Объектом исследования выступает научный дискурс как разновидность дискурсивной действительности. Предметом исследования являются основные жанры научного дискурса и их характерные признаки. Степень разработанности проблемы. Работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области дискурсного анализа в научных сферах демонстрируют необходимость более подробного и глубокого исследования понятия «жанра» в дискурсивных практиках. Среди отечественных исследователей научного дискурса и его жанровых особенностей можно отметить теоретические работы Е.В. Кравцовой, Л.А. Ахтаевой, А.А. Кибрика, Т.П. Поповой, Л.К. Гейхман, Е.А. Кроткова, М.П. Брандес, М.М. Бахтина, В.И. Карасика, Н.М. Разинкиной, а также эмпирические исследования Л.А. Каджая, О.А. Обдаловой, О.В. Харапудченко, Л.А. Егоровой, С.Э. Кегеян, Н.С. Кресовой и В.В. Сигановой, И.В. Чернова. Практическая значимость исследования. Определение места научного дискурса в типологии дискурсов, его жанровых особенностей, соотнесение существующих теоретических моделей научных дискурсивных практик с задачами эмпирических исследований предоставят возможность более точного описания трансформаций, происходящих в рамках исследования научного дискурса на современном этапе. Методологическую основу исследования составляют теоретические статьи в области научного дискурса и эмпирические исследования учёных в этой сфере. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Содержание

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА 5 1.1 Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной действительности 5 1.2 Жанр как лингвистическая проблема и параметр классификации дискурсов 9 1.3 Основные жанры научного дискурса и их характерные черты 11 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЖАНРОВ НАУЧНОГО ДИСКУРСА 19 2.1 Лексико-грамматические характеристики жанров научного дискурса 19 2.2 Перспективы совершенствования жанровой классификации научного дискурса 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Аликаев, Р.С., Карчаева, С.Х., Типологические особенности научного дискурса [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/ tipologicheskie-osobennosti-nauchnogo-diskursa 2. Ахтаева, Л.А. Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной деятельности [Текст] / Л.А. Ахтаева // Молодой ученый. – 2010. – № 7. – С. 144–150. 3. Бахтин, М.М., Проблема речевых жанров. – В сб.: М.М. Бахтин. Литературнокритические статьи, 428-472. М.: Художественная литература. 4. Бахтин М.М., Из архивных записей к работе «Проблемы речевых жанров» // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1996. С. 207–286. 5. Большакова Е. И., Баева Н. В., Автоматический анализ дискурсивной структуры научного текста [Электронный ресурс]. – http://www.dialog-21.ru/Archive/2004/Bolshakova.htm 6. Гребенюк, Н.И., Стилистика русского научного дискурса [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Гребенюк. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2017. – 138 с. 7. Егорова, Л.А., Цели и тенденции развития современного научно-популярного дискурса / Л.А. Егорова // Вестник РУДН, серия Лингвистика. – 2008. – № 3 – С.51–55. 8. Зуев, К.А., Кротков, Е.А., Рациональность: дискурсный подход: монография [Текст]. / К.А. Зуев, Е.А. Кротков. – М.: РАГС, 2010. – 178 с. 9. Каджая, Л.А., Специализированный научный дискурс: жанровая и языковая организация (на материале гидрогеологических текстов) [Текст] / Л.А. Каджая // Мир русского слова. – 2013. – № 3. – С.44-47. 10. Карасик, В.И., О категориях дискурса [Текст] / В.И. Карасик // Тверской лингвистический меридиан. — 2007. — С. 57–68. 11. Кегеян, Э., Кресова, Н.С., и В.В. Сиганова, В.В., Основные жанры научного дискурса [Текст] / Э. Кегеян, Н.С. Кресова и В.В. Сиганова // Гуманитарные науки – 2019. – №11. – С.136–138. 12. Кибрик, А.А., Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов [Текст] / А.А. Кибрик // Вопросы языкознания. – 2009. – № 2. – С.3–21. 13. Кибрик, А.А., Подлесская, В.И., Проблема сегментации устного дискурса и когнитивная система говорящего [Текст] / А.А. Кибрик, В.И. Подлесская // Институт психологии РАН. Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. – 2006. – №1. – С. 138–158. 14. Кравцова, Е.А., Научный дискурс как вид институционального типа дискурса [Текст] /Е.А. Кравцова // Вестник ЮУрГУ. – 2012. — №15. – С.130 – 131. 15. Малюга, Е.Н., Новые тенденции англоязычного научного дискурса: вопросы актуальности исследования и языковой идентичности [Текст] / Е.Н. Малюга // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2019. – № 58. – С.52 – 67. 16. Седов, К.Ф., Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров [Текст] / К.Ф. Седов. // Жанры речи. Саратов. – 2002. – №2. – С. 43–51. 17. Чернов, И.В., Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса [Электронный ресурс]. – https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/7833/7687 18. Чернявская, В. Е. Интерпретация научного текста. [Текст]: учеб. пособие / В. Е. Чернявская. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 128 с. 19. Шмелева, Т.В., Модель речевого жанра [Текст] / Т.В. Шмелёва // Жанры речи. Саратов. – 1997. – №1. – С. 88–98. 20. Angeles Lopez Orellana, Popularising scientific discourse [Text]. / Orellana A.L. // Quaderns de Filologia. Estudis linguistics. – 2012 – Vol. XVII – p. 83-96.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА 1.1 Научный дискурс как специфическая разновидность дискурсивной действительности Научный дискурс наряду с политическим, судебным, педагогическим, медицинским, деловым и другими типами институционального дискурса занимает важное место в типологии дискурс-анализа. Традиционно термин "научный дискурс" используется для обозначения языка специального назначения, используемого учеными в научных лабораториях, а также в докладах, журналах, статьях и учебниках научной направленности. В статье «Научный дискурс как вид институционального типа дискурса» Е.А. Кравцова опирается на определение институционального общения, данное В.И. Карасиком, для формулировки понятия научного дискурса: ««Научный институциональный дискурс — это определенным образом клишированная разновидность общения между учеными, которые могут и не быть знакомы лично, но вынуждены взаимодействовать в соответствии с нормами социума, который можно определить как научное сообщество». На основании анализа научной деятельности В.И. Карасика, Е.В. Кравцова полагает целью научного дискурса «процесс производства нового знания о предмете или явлении, который получает вербальное оформление и регламентируется коммуникативными канонами научного общения — логичностью изложения, доказательством истинности и ложности тех или иных положений, предельной абстракцией предмета речи». Сущность научного дискурса заключается в языковой мыслительной деятельности, нормативной основой которой является исторически сформированный набор регулятивных принципов, оптимизирующий процесс создания, трансляции и использования знаний, позволяющий отделить научное знание от ненаучного. Как было выше указано, основу научной дискурсивной практики составляет ряд регулятивных принципов, являющихся высшими ценностными ориентирами во всех направлениях и отраслях науки. Таким образом, Е.А. Кротковым выделяются следующие принципы: ? Объективность, в основе которой лежит стремление к непредвзятости в суждениях, способность исключать из них индивидуальные, субъективные пристрастия; ? Установка на поиск истины, предполагающая, что высказывания не защищены от ошибок, что именно путем создания и формулировки научных гипотез и теорий достигается данный принцип; ? Теоретичность, или так называемая концептуальность, заключающаяся в использовании в любой области научного дискурса определенной системы категорий, отражающих предметное содержание рассматриваемой науки; ? Эмпиричность как регулятивный принцип означает, что решающую роль в подтверждении или опровержении научных положений теоретического уровня дискурса играют методы наблюдения и эксперимента; ? Логичность обеспечивает логическую правильность, обоснованность научного высказывания, и основывается на причинно-следственной связи, на методах и средствах науки логики, изучающей способы связи речевых единиц и анализирующей вероятные причины неточности и неправильности словесных формулировок; ? Методологичность указывает на применение совокупности рациональных методов в научном исследовании. Из этого исходит, что методы подразделяются на дисциплинарные и междисциплинарные, методы теоретического и эмпирического исследования; ? Суть обоснованности состоит в формулировке неопровержимых рациональных оснований (доводов и аргументов) для доказательства теоретической основы; ? Критицизм предполагает умение объективно оценить точку зрения и высказывания, выслушать контраргументы говорящего; ? Креативность является необходимой при создании новых экспериментальных методик и подходов для решения научных проблем. Таким образом, организация научного дискурса состоит в создании логической последовательности речемыслительных действий, которые соответствуют применяемым к ним интеллектуальным операциям. Резюмируя вышесказанное, типичные действия и операции включают выдвижение гипотезы, введение термина и понятия, приведение научных фактов и доказательств, подведение итогов на основании исследования. Научный дискурс, как и любой тип дискурса, обладает рядом категориальных признаков, выделяющих его из общей системы. К таким конститутивным признакам следует отнести цель, или проблематику научного дискурса; определенные характеристики участников речевой ситуации, а также способ реализации. Таким образом, целью научного дискурса является решение поставленной научной проблемы, а формой его существования – диалог. Это объясняется тем, что научный текст принципиально диалогичен, поскольку благодаря явному обращению к адресату и вовлечению его в рассуждение, по мнению М.М. Бахтина, текст данного типа дискурса характеризуется как имплицитно, так и эксплицитно с прямыми (цитированием) и косвенными (аллюзией) ссылками на научный контекст. Важно уделить внимание тому, что в контексте научного дискурса признается отсутствие статусных различий между участниками, так как
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 36 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Культурология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Культурология, 47 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 38 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Культурология, 30 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg