Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ФИЗИКА И МЕДИЦИНА» И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
В результате выполненной нами выпускной квалификационной работы по теме «Элективный курс «Физика и Медицина» и методика его проведения в средней школе». Нами были проанализированы методические журналы «Физика» и «Физика в школе», электронные ресурсы, школьные учебники и Федеральный государственные образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по данной проблеме. В результате анализа были выявлены возможности применения обобщенных методов проведения элективных курсов при обучении обучающихся физике.
Введение

Физика - наука, изучающая простейшие и, вместе с тем, наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение простейших структурных форм материи, законы её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Границы, отделяющие от других естественных наук, в значительной мере условны и меняются с значением времени [1]. Физика исследует фундаментальные закономерности явлений: это предопределяет ее важнейшую роль во всем цикле естественных наук. Один из наиболее убедительных примеров - возникновение на стыке физики и других естественных наук новых научных дисциплин. Возник ряд комплексных наук, пример физическая химия, астрофизика и др. Развилась медфизика - наука, изучающая влияние физических факторов на живые организмы. В настоящее время из биофизики выделились самостоятельные направления – биоэнергетика, фотобиология, радиобиология и другие [1]. На потребность реализации взаимосвязи медицины и физики как психологической основы осуществления учащимися синтеза знаний и возникновения межсистемных ассоциаций указывается в трудах психологов:MB. Шардакова, Ю.А. Самарина, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, Максимовой, В.Н. Федоровой, А. В. Усовой [2]. О необходимости тесной связи в обучении основ наук говорят видные ученые- естествоиспытатели. «В современной школе, - писал академик Н.П. Дубинин, -преподаватели физики, математики, химии и биологии могут и должны быть связаны в своей работе, в совместных усилиях повышения уровня научной подготовки учащихся, в становлении их материалистического мировоззрения, в приобщении к большим достижениям современной науки». Другой важной задачей представляется создание в представлении обучающихся общей научной картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. В школах создаются классы различных профилей при современных тенденциях модернизации среднего образования. Задача таких преобразований – дать ученикам полное среднее образование и помочь им в профессиональном выборе. Из всего этого следует актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы: заключается в обосновании и возможности реализации взаимосвязи медицины и физики в современном школьном курсе физики, в определении содержательных и деятельностных основ межпредетных связей, их возможности в развитии обучающихся, в формировании у них умений комплексного применения знаний по физике и медицине. Цель данной выпускной квалификационной работы является разработка и внедрение элективного курса медико-биологического профиля. Объект исследования – процесс обучения физике с помощью элективного курса медико-биологического профиля. Предмет исследования – методика обучения физике с применением элективного курса «Физика и Медицина». Гипотеза исследования – формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике в школе будет происходить эффективнее, если применять элективный курс «Физика и Медицина». Задачи исследования: 1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме; 2) проанализировать Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; 3) проанализировать передовой педагогический опыт и выявить методы решения задач в средней школе на уроках физики; 4) провести эксперимент по использованию элективного курса физика и медицина у обучающихся с 10 классов при обучении физике. Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: 1) анализ методической литературы; 2) анализ ФГОС среднего (полного) общего образования; 3) наблюдение; 4) опытно-экспериментальная работа. Практическая значимость работы состоит в том, что методика преподавания физика с использованием элективного курса «Физика и Медицина», а также календарно-тематическое планирование по курсу физики 10 класса. Методика преподавания и рабочая программа могут быть использованы молодыми учителями в своей практической работе. Апробация результатов исследования. Результаты выпускной квалификационной работы были отражены и обсуждались на научно-методическом семинаре кафедры общей и теоретической физики, в республиканском конкурсе по физике «Физпрактикум 201910» (сетрификат участника). Изданы статьи в научном журнале «Аллея науки» [61,62]. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность работы, выбрана тема, сформулированы цель, обозначены объект, предмет и гипотеза, определены основные задачи и методы исследования, указана практическая значимость работы и рассмотрена ее структура. В первой главе «Состояние проблемы взаимосвязи медицины и физики в педагогической науке и практике школьного обучения» дан анализ состояния данной проблемы в теории и практике, рассмотрены функции межпредметных связей в обучении, приведены основные аспекты взаимосвязей физических и медицинских наук. Во второй главе «Методика и содержание изложения медицинского материала на уроках физики» рассмотрены принципы отбора медицинского материала для старших классов, определены основные пути и средства ознакомления учащихся с элементами медицины на уроках физики. Особое внимание уделено задачам с биофизическим содержанием. В третей главе «Педагогический эксперимент» описаны организация, содержание и результаты педагогического эксперимента.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 1.1. Анализ состояния проблемы межпредметных связей в дидактике и практике школьного обучения 8 1.2 Сущность, значение и функции межпредметных связей в обучении 12 1.3 Основные аспекты взаимодействий физических и биологических наук 19 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИКИ 24 2.1. Научно-педагогические задачи элективного курса и задачи с биофизическим содержанием 24 2.1.1. Научно-педагогические задачи элективного курса 24 2.1.2. Решение задач с биофизическим содержанием как средство установления связи физики с биологией в учебной работе по физике 27 2.2. Принципы отбора биофизического материала для элективного курса 31 2.2.1. Принципы отбора биофизического материала для курса медицинской физики 10-11 класса 31 2.2.2. Принципы отбора материала для элективного курcа 34 2.3. Содержание и методика изложения медицинского материала на уроках физики 37 2.3.1. Содержание медицинского материала и его место в учебном процессе по физике 37 2.3.2. Методика проведения занятий элективного курса 58 Глава 3. Педагогический эксперимент 65 3.1. Условия проведения педагогического эксперимента 65 3.2. Поисковый этап педагогического эксперимента 65 3.3. Обучающий эксперимент и его результаты 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78 ПРИЛОЖЕНИЯ 83 Приложение №1. 83 Календарно-тематическое планирование 83
Список литературы

1. Знаменский П. А. Методика преподавания физики в средней школе. -Л.: Госучпедгиз, 1954. – 85 с. 2. Усова А. В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе // МПС в преподавании основ наук в школе: сб. науч, тр. - Челябинск, 1973. –126 с. 3. Ушинский К. Д. Собрание сочиненийТ. 8. Человек как предмет воспитания. - М., 1950. – 461 с. 4. Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студентов биол. фак. пед. институтов. - 4-е изд. - М.:Просвещение, 1983. – 214 с. 5. Александров, П. А. Методика решения задач по физике в средней школе. - Л.: Учпедгиз, 1978. – 246 с. 6. Амброзевич Е.Г. Разработка технологии и оборудования для ультразуковой сварки и антимикробной обработки брюшины в условиях перитонита: Дисс. к.тех. наук.-М., 1982. – 186 с. 7. Белозерова И.Н., Кудрявцева Н.С. Анализ параметров ультразвукового излучения для регенерации костной ткани космонавтов в длительных космических полетах// Труды МАИ. Выпуск №92. 2017 г. 8. Беркинблит М.Б. Электричество в живых организмах. - М.:Наука, 1988. – 231 с. 9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 10. Броневщук С.Г. Примерное планирование учебного материала по физике // Физика в школе. - 1967. – № 4. – С. 21 11. Варикаш И.М., Кимбар Б. А., Варикаш В. М. Физика в живой природе.Минск: Народная света, 1987. – 421 с. 12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с. 13. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М.: ЧеРо, 2005. – 524 с. 14. Геннинг А. Р. Демонстрация некоторых практических применений ультразвука // Физика в школе. - 1968. - № 5. – С. 34. 15. Горячкин Е. Н. Методика преподавания физики в 10-ей школе. - М.: природоохранительного образования).… М.: Педагогика, 1981. – 184 108 16. Громов, Б.И. Опыты адаптации компьютеризованного лабораторного практикума / Б.И. Громов, В.В. Грушин, Н.А. Королев, А.С. Ольчак // Физика в школе. – 2009. - №3. – С. 14 -17. 17. Гурина, Р.В. Исследовательские лабораторные работы с использованием компьютера / Р.В. Гурина //Физика в школе. – 2011. – №1. – С. 43 – 46. 18. Гурина, Р.В. Исследовательские лабораторные работы с использованием компьютера / Р.В. Гурина //Физика в школе. – 2011. – №1. – С. 43 – 46. 19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. – 544 с. 20. Дистанционный курс «Компьютерная поддержка урока физики» // Физика. – 2008. - №23. –С. 15 -19. 21. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения 12.05.2018). 22. Еромин, С.В. Информационные технологии как средство реализации уровней дифференциации обучения физике в основной школе. [электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionnye-tekhnologii-kak-sredstvo-realizatsii-urovnevoi-differentsiatsii-obucheniya-f 23. Зайнуллина Э.А. Развитие исследовательских умений учащихся при проведении физического практикума с комбинированием реального и виртуального экспериментов / Э.А. Зайнуллина //Физика. – 2009. – №3. – С. 15 – 17. 24. Закон Российской Федерации «Об образовании» утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. 25. Зверев И.Д., Максимова В. Н, Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981, – 160 с. 26. Зиновьев А. А. Формирование у учащихся умений наблюдать и самостоятельно ставить опыты в курсе физики 6-7-х классов на основе МПС с биологией и химией: автореф. дис. канд. пед. наук. - Куйбышев, 1988. – 184 с. 27. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. Просвещение, 1986. – 174 с. 28. Калмыкова, З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1975. – 208 с. 29. Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевкская. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 368 с. 30. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. – 126 с. 31. Кац Ц. Б. О связи преподавания физики и биологии в средней школе на уроках физики и во внеурочной работе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.,1968. – 253с. 32. Кузнецов А.А. Примерные программы по учебным предметам. Физика 10-11 классы / А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков. - М.: Просвещение, 2011. – 46 с. 33. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. – С. 30 – 42. 34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Academia, 2005. – 352 с. 35. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 647 с. 36. Лучевая диагностика: Учебник Т. 1. / под ред. Г. Е. Труфанова — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 37. Мякишев Г.Я. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 10-11классы / Г.Я. Мякишнв. - М.: Просвещение, 2012. – 248 с. 38. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2011.–361 с. 39. Онищук В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с. 40. Оспенникова Е. В. Цифровые учебные коллекции: виды и перспективы использования в обучении / Е.В. Оспенникова // Физика. – 2006. - №12. – С. 12 - 15. 41. Пигальцын Л.В. Компьютерный физический эксперимент / Л.В. Пигальцын // Физика. – 2008. - №5. – С. 23 – 24. 42. Пигальцын Л.В. Компьютер как физический прибор / Л.В. Пигальцын // Физика. – 2008. – №16. – С. 12. 43. Пиотровский М.Ю. Физика для биологов: Учеб.пособие. - 2-е изд. Учпедгиз, 1935. – 292 с. 44. Применение ультразвука в медицине: Физические основы // под ред. К. Хилла. - М.: Мир, 1989. – 568 с. 45. Пунский В. Ф. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. - 1983. – № 11. – С.–21. 46. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 8-10 классы. - М.:Просвещение, 1986. 47. Савицкий О.А. Чистякова Т.А. Математическая модель распространения ультразвукоых пучков высокой интенсивности // Известия ЮФУ. Технические науки 48. Самая большая электронная библиотека Рунета. Поиск книг и журналов. [сайт]. – URL: http://bookfi.org/ (дата обращения 12.05.2019). 49. Сергеев С.И. Использование новых компьютерных инструментов при изучении механики / С.И. Сергеев, Л.А. Исаченкова, Г.В. Пальчик, И.Э. Слесарь // Физика в школе. – 2008. –№7. – С. 8 -9. 50. Сластенин, В.А. Общая педагогика / В.А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с. 51. Способ и устройство для неинвазивного локального разрушения биологической ткани // Патент России № 2589649, 2016, Бюл. №19, Гаврилов Л.Р, Хохлова В. А., Сапожников О. А. 52. Толковый словарь С.И. Ожегова. [сайт]. – URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 12.12.2016). 53. ФГОС на сайте Министерства образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 12.05.2018). 54. Физика. Коллекция наглядных материалов. 7-11 классы: [сайт]. – URL: https://www.ozon.ru/context/detail/id/135999582/?item=135969951 (дата обращения 12.05.2019). 55. Физика. Практикум. 7-11 классы: [сайт]. - URL: https://www.ozon.ru/context/detail/id/12864774/?item=14343975 (дата обращения 12.05.2020). 56. Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон К. Хортон. - М.: ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 640 с. 57. Шайдуров В. В., Непомнящий О. В., Вейсов Е. А. Построение математической модели преобразователя ультразвукового сигнала с целью практической реализации микропроцессорной системы сканирования высокотемпературных изделий // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 58. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Academia, 2011. 384 с. 59. Явлева Т.Н., Кудрявцева Г.В. Математическая модель первичного взаимодействия ультразвуковых волн с биологической тканью.// Научно-практический электронный журнал Аллея Наук. №10. 2017 г. 60. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. – 176 с. 61. Публикация в научном журнале «Аллея науки» – URL: UChEBNO-METODIChESKIY KOMPLEKT _ELEKTIVNYE KURSY_.pdf (alley-science.ru) ( дата обращения 12.12.2020). 62. Публикация в научном журнале «Аллея науки» – URL: VNEDRENIE NOVOY METODIKI V OBUChENII FIZIKI. MIFY I REALNOST.pdf (alley-science.ru)( дата обращения 12.12.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.1. Анализ состояния проблемы межпредметных связей в дидактике и практике школьного обучения Рассмотрим становление и развитие межпредметных связей (МПС) в определенные периоды развития отечественной методики преподавания физики. Семь периодов истории методики преподавания физики в России выделено в работе И. К. Турышева. 1.Предыстория, предшествующая основным периодам (1631-1745 гг.), характеризуется возникновением преподавания физики в первых школах России. Русской методики преподавания тогда ещё не было. 2. Период становления методической мысли по физике от Ломоносова до 60-х годов XIX в. (1746-1856 гг.). Это был первоначальный этап (период) оформления русской методики физики. 3. Оформление методики физики в научную дисциплину в период борьбы и реформу русской школы и преподавание физики во второй половине XIX в.(1856-1899 гг.). 4 Развитие русской методики физики в дооктябрьский период XX в. (1900-1917 гг.). 5. Становление и создание основ советской методики физики в период перехода от капитализма к социализму (1917-1937 гг.). 6. Развитие советской методики физики в период с 1938 г. по 1958г. 7. Развитие отечественной методики физики в период с 1959 г. до наших дней. Задача реализации МПС в обучении не ставилась и не решалась до второй половины XIXв.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg