Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности адаптации к ДОО детей 4-5 лет

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
Адаптации представляет собой процесс перехода личности в новую сферу жизни, где процессы взаимодействия отличаются от тех сфер, где человек уже задействован. В данном процессе индивид приспосабливается к новым задачам, целям, структуре общения. Адаптацию можно считать завершённой при ликвидации внутреннего конфликта и возникновении общей удовлетворённости, а также способности выбирать адекватное решение для новых задач.
Введение

Проблема адаптации детей к условиям детского учреждения существует с самого начала становления данного вида организаций. Так, Н.Д. Ватутина, педагог, отмечала, что ребенок будет испытывать трудности в любое историческое время, поэтому данная тема изучения является актуальной [12, c. 36]. Современные дети меняются, видоизменяется мышление взрослых, поэтому необходимо актуализировать темы исследования, формировать новые учебные пособия и литературу, в которой педагоги найдут ответ (теоретический и практический) на вопрос о проблеме и трудностях адаптации дошкольников среднего возраста. Отлучение из материнского дома приводит к разрушениям всех сложившихся систем в голове ребенка (от обстановки до поведения окружающих). Так, факторы, которые вызывают стресс и депрессию (агрессию или пассивность) приводят к социальной дезадаптации и психологическим расстройствам. Нахождение в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) окунает ребенка в новые условия, которые влияют на него. В детском учреждении новый режим, новые люди, иная температура и даже запах играют большую роль на адаптацию дошкольника. Так, от воспитателя и родителя зависит то, как ребенок будет адаптироваться, какие приемы психологические и педагогические будут применяться, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы у него не могли нарушиться эмоциональное состояние, сон, снизиться аппетит. Необходимо обратить внимание на то, что состояние самого эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, может стать причиной снижения сопротивляемости организма. Совместные усилия образовательной организации и родительского контингента обеспечит дошкольнику эмоциональный комфорт, социальную и эмоциональную поддержки, будет обеспечивать занимательную и содержательную жизнедеятельность в условиях дома и ДОУ. Большинство педагогов и психологов отечественного и зарубежного направлений в своих исследованиях детского возраста от 3 до 5 лет, комментировали их вхождение в жизнь образовательного учреждения, когда родители отправляли их социализироваться в сады. Привыкание, адаптация и условия обеспечения ее в пределах ДОУ были рассмотрены в работах Н.М. Аксариной, Ю. Гургенидзе, М.Г Битяновой Н.Ф. Алиевой и др. Педагогическую и психологическую готовность ребенка к условиям ДОУ рассматривали Л. Вегнер, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Г.Б. Монина, Т.А. Лукина. О подготовке дошкольника к условиям нового обучения в своих работах говорила Е.И. Николаева. Профессор провела анализ по оптимизации условий, выявила успешные методы и приемы для детского сада, однако это работа считается недостаточной, так как приведенные приемы были доступны воспитательскому составу организации. Мы же актуализируем исследование тем, что предполагаем использование и организацию условий совместно. Стоит отметить труды О.А. Терехиной и В.С. Богословской, которые изучили особенности психологической адаптации детей среднего возраста. Данный контингент был обоснован как самый распространенный при приеме в дошкольную организацию. Также, О.А. Терехина указывала на специфичность факторов, влияющих на адаптацию и психологическое благополучие. Объединяет указанные выше работы и исследования указание о значительности роли воспитателя в адаптации ребенка среднего дошкольного возраста. Приспособление детей к условиям общественного воспитания в современной системе обучения рассматривали: К. Грош, А. Сиротюк, Л.Ф. Обухова, И. Марач, А.И. Левко, Е. Евдокимова. Они говорили о необходимости коррекции личности, эмоциональных тренингах, совместных играх и упражнениях, которые бы поспособствовали адаптации дошкольника к новым условиям пребывания. Теоретически и практически было доказано, что при поступлении в дошкольное учреждение неблагоприятные эмоционально-психологическими изменения личности должны быть подвержены корректировки. Рассмотрение теоретической стороны проблемы, относящейся к психологии и педагогике личностного развития, показывает фазу становления индивида в выбранном возрасте в относительно стабильную общность (ДОУ). Данную тему развивали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.А.Куликова. По их мнению личностное развитие представляется процессом вхождения индивида в новую социальную среду, адаптации к ней и в конечном итоге – интегрировании. Обоснование выборки возрастного критерия связано с повышением возрастного порога вхождения дошкольников в образовательное учреждение. Поднятие возраста с 1,5 лет до 3 аргументировано следующим, усиление образовательных стандартов и нагрузок не рассчитано на детей данного возраста. Так воспитатель не играет с ясельной группой пребывания – это уже взрослые 3-х летние дети, нуждающиеся в образовательном процессе, социализации и обучении. Также выборка обуславливается сложностью приспособления организма ребенка к новым условиям и новой деятельности, трехлетний менее подвержен всем указанным фактором, и есть возможность безболезненного его вхождения в образовательную среду. Актуальность темы исследования выражается в том, что, с одной стороны, обозначены экономические отношения, которые вынуждают большинство родителей после рождения ребенка искать заработок, выходить на работу, с другой – распространяющийся личностно-ориентированный подход к детям, который не приемлет длительное нахождение детей в семье. Адаптация дошкольников представляет собой поиск путей, методов, приемов и упражнений по безболезненной социализации детей, а также создание и организация условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, анализ проблемной стороны исследования в теории и практике позволяет реализовать достаточное количество исследований по адаптации дошкольного 3-5 летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ), при этом в расчет берется первоначальная статистика по недостаточной компетентности родительского состава и педагогического при работе с детьми дошкольного возраста, так их выбор обусловливается выбором темы исследования: «Особенности адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста». На основании темы исследования определим цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию дошкольников среднего возраста к условиям дошкольного учреждения. Исходя из цели исследования, установим объект: адаптация детей дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования: особенности адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста. Гипотеза исследования: успешной адаптации детей среднего дошкольного возраста к детскому саду будет способствовать обеспечение следующих психолого-педагогических условиях: ? учет индивидуальных особенностей дошкольников в период адаптации к детскому саду в процессе построения работы с ними; ? создание благоприятной, эмоционально-положительной атмосферы в группе детей; ? организация просвещения родителей по вопросам особенностей адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста; ? использование в работе педагога-психолога комплекса занятий, направленных на успешную адаптацию детей среднего дошкольного возраста к детскому саду. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Составить и реализовать диагностическую программу исследования особенностей адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста. 3. Выявить особенности и уровень адаптации детей 4-5 лет к ДОУ. 4. Обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий адаптации детей среднего возраста к условиям ДОО. 5. Определение эффективных психолого-педагогических условий адаптации детей 4-5 лет к ДОО. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Психолого-педагогический эксперимент в единстве трех этапов констатирующего, формирующего и контрольного. 3. Психодиагностические методы: анкетирование, проективный метод. 4. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования, метод математической статистики. Теоретико-методологические основы исследования: -исследования по адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская); -исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); -исследования в области диагностики детей дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора). Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами, психологами, работающими с детьми среднего дошкольного возраста в период адаптации База проведения исследования: МКОУ Дедиловский центр образования д/с Дедославушка. В исследовании принимали участие дошкольники среднего возраста в количестве 17 человек, из них 8 мальчиков и 9 девочек в возрасте 4-5 лет. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 8 1.1 Проблема адаптации детей к детскому саду в психолого-педагогических исследованиях 8 1.2 Особенности адаптации детей дошкольного возраста в условиях детского сада 13 1.3 Психолого-педагогические условия адаптации детей среднего возраста к детскому саду 18 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 26 2.1. Методы и организация исследования по исследованию адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста 26 2.2. Организация работы по созданию психолого-педагогических условий для адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста 36 2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по созданию психолого-педагогических условий для адаптации к детскому саду дошкольников среднего возраста 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Список литературы

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2008. – 188 с. 2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в детском саду [Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. – М.: Академия, 2002. – 108 с. 3. Алиева, Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к детскому саду: [Текст] / Н.Ф. Алиева. – Екатеринбург, 2003. – 230 с. 4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – №3. – С. 31-35. 5. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. — 2000. — №11. — С. 32-34 6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии. –1989. – № 1. – С. 57-64. 7. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001. – 256 с. 8. Битякова М.Р. Организация психологической работы в детском саду. [Текст] М.: Совершенство, 2004 –258 с. 9. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе.[Текст] – М., 1998. – 203 с. 10. Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. – М.: ЮНВЕС,2005. – 160 с. 11. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1983. – 80 с. 12. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1993. – 170 с. 13. Венгер, Л.А. Об уровне развития детей, поступающих в школу [Текст] / Л. А. Венгер . – 2005. – С. 33-38. 14. Венгер, Л.А. Педагогическая готовность к обучению в школе Подготовка детей к школе в детском саду[Текст] / Л. А. Венгер. – М., 2007. – С. 10-19. 15. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. – 2004. – №4. – С. 58-64 16. Внешняя среда и психическое развитие ребенка [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с. 17. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : [Текст] Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. 18. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2000. – 108 с. 19. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса,2002. — 120с. 20. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. – 2007. – №8. – с. 20-24 21. Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь ребенку освоится в новом месте»/Статьи по психологии //[Электронный ресурс]: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638. 22. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. [Текст] - Давыдов В.В Изд. Академия, 2006. – 87 с. 23. Давыдова В.В. Психологический словарь [Текст] /В.В. Давыдова., 2005. – с. 24. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст] : Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М. : Сфера, 2006. – 128 с. 25. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 112 с. 26. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.– С. 18-21. 27. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 204 с. 28. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 47-49 29. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1988. – №9. – С. 71-76 30. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О.Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с. 31. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1998. – №4. – С. 2-9 32. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 33. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. 34. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Владос, 2004. – 416 с. 35. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2008. – 176 с. 36. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 c 37. Левко А.И. Детство как социально – педагогическая проблема // Феномен детства: социально- педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции. – Брест,2004. – С. 121-125 38. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс,2005. – 245с. 39. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей [Текст] / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 46-49. 40. Марач И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции. – Брест,2004. – С. 284-286 41. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. – СПб. : Речь, 2002. – 238 с. 42. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В.Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2011. – 624 с. 43. Николаева, Е. И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада [Текст] / Е. И. Николаева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 9. – С. 67-69. 44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1996. 45. Остроухова, А. Успешная адаптация [Текст] / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 16-18. 46. Остроухова, А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? [Текст] / А. Остроухова // Обруч. – 2008. – № 3. – С. 16-17. 47. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст]/ К.Н. Поливанова// Вопросы психологии. – 2006. - № 1. – С. 136 48. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/ А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 621 с. 49. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. – М.: Просвещение,2007. –320с. 50. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 14-16. 51. Регуш, Л.А. История развития практической психологии в системе образования [Текст] / Л.А. Регуш //Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к решению. Ч. 2. – Челябинск, 2004. – С. 307 52. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка [Текст] : программа адаптации детей к ДОУ / Е. О. Севостьянова. – М. : Сфера, 2005. – 123 с. 53. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — С. 70-78 54. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с. 55. Сохина Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду [Текст] / – М.: Педагогика, 2008. - 168 с. 56. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2006. – 167с. 57. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. – С.19-28 58. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М. : Просвещение, 2007. – 432 с. 59. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб: Речь,2002. – 306с. 60. Чуткина Г.М. Адаптация дошкольников к педагогическому процессу [Текст] // Психологический журнал. 2002. – № 3 -12. – С. 14. 61. Чухонцева, Л. В. В первый раз в детский сад [Текст] / Л. В. Чухонцева // Игра и дети. – 2007. – № 5. – С. 10-11. 62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте [Текст] // Эльконин Д.Б 2008. –№ 4. – С.6-20.
Отрывок из работы

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблема адаптации детей к детскому саду в психолого-педагогических исследованиях В любом возрасте дети испытывают трудности в начале посещения ДОУ. У каждого ребенка период адаптации происходит индивидуально. В этот период кардинально меняется весь уклад существования дошкольника. Порядки, к которым привык ребёнок, исчезают: рядом с ним уже не находятся родные, меняется расписание, он вынужден постоянно общаться со сверстниками, должен слушаться воспитателя, с которым он не знаком, а также получает меньше внимания. Углубляясь в рассмотрение теории по вопросам психологических и педагогических аспектов развития, адаптивный процесс выступает в качестве одного из шагов, необходимых для развития личности. Человек на данном этапе входит в новый социальный институт, более стабильный, более социализированный. После того, как личность сможет интегрироваться в данную систему, произойдёт получение ей новых навыков. Ребенок нуждается в определенном количестве времени, в каждом индивидуальном случае это время может быть увеличено или уменьшено, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду. Адаптация – это, своего рода, приспособление к новой среде, заключающее в себя необходимое условие индивидуализации и социализации человека. Для ребенка детский сад, несомненно, остается неизведанным местом, с новой средой и отношениями. Все это обуславливает большую затрату психической энергии, и часто протекает в стрессовых ситуациях или даже перенапряжении умственных и физических сил организма[7, c. 73].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 86 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg