Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
В ходе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме младших школьников. Они выяснили, что мышление-это психический процесс, составляющий высший уровень человеческого познания. Мышление-один из основных познавательных процессов, важной ролью которого является приобретение ранее неизвестных знаний об основах творческого отражения и преобразования действительности.
Введение

В современном меняющемся мире к образованию предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что студент, покидающий учебное заведение, должен обладать определенным объемом знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ожидается выпускник, умеющий ориентироваться в меняющихся условиях жизни, гибкий в принятии решений, умеющий искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. Поиск путей повышения познавательной активности у детей младшего возраста школьники, развитие их познавательных способностей и самостоятельности-это задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и педагоги. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Образование должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и методами умственной деятельности, формировать способности. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда средства, методы обучения и воспитания детей должны претерпевать изменения. Организуя весь учебный процесс, педагог должен активно и умело работать таким образом, чтобы, с одной стороны, обогатить детей знаниями, а с другой, способствовать росту познавательных способностей школьников, всячески формировать приемы мышления. Многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, З. М. Истомина и др.) исследователи. Существует ряд педагогических исследований (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Н. Б. Истомин и др.), доказывая, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления интеллектуальные операции могут формироваться у ребенка в младшем школьном возрасте. Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников должна носить системный характер (Е. В. Веселовская, А. А. Столяр, Л. М. и др.). В то же время исследования психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что эффективность процесса развития мышления младших школьников зависит от способа организации учебной деятельности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания. Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и развиты классиками русской и советской педагогики К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С. Выготским, А. Н. Леонтьев и др. Современные дидактики и психологи придают игре большое значение. Исследования в области дидактических игр проводились такими учеными, как А. И. Сорокина, В. Н. Аванесова, В. А. Дрязгунова, А. К. Бондаренко, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова и др. Все исследователи признают важную воспитательную и развивающую функцию дидактических игр. Игра рассматривается ими как абсолютно необходимое явление в жизни ребенка. Младшие школьники, как и все дети, любят играть. Именно игра помогает им легко усваивать не только учебный материал, но и учит быть внимательными, логически мыслить, рассуждать, доказывать, запоминать. Главное, чтобы игра была посильной и интересной для ребенка. Следует отметить особую роль дидактической игры, используемой на уроке математики. Урок математики занимает одно из центральных мест в системе образования как важное средство интеллектуального развития, формирования общей культуры, решения общеобразовательных и воспитательных задач. Математические знания необходимы для изучения природных явлений; без них невозможно добиться успеха в развитии производства и науки. Знание количественных соотношений и пространственных представлений требуется практически во всех областях человеческой деятельности. Главная роль математики заключается в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Изучение математики приводит к определенному стилюмышления. Известно, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Однако нельзя забывать, что существует опасность психологической перегрузки студентов, соответственно “в современных условиях социально-педагогическая значимость сохраненияздоровье учащихся в процессе учебной деятельности ”[24, с. 27]. Поэтому на 1-й ступени общего среднего образования прямая цель формирования фундаментальных научных знаний не ставится: “при обучении шестилетних детей основное внимание уделяется не столько накопление определенного количества знаний, сколько стоит привитие желания и умения учиться, приобретение навыков для воспитательной работы ”[10, с. Единственно верным путем решения этой проблемы является изменение стиля общения с детьми и ориентация на игру как средство, форму организации учебно-воспитательной деятельности. Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы: "Использование дидактических игр как средства развития логического мышления младших школьников." Гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать при изучении математики специальные задания, то это будет способствовать развитию логического мышления у младших школьников. Цель исследования-теоретически обосновать, методически обеспечить процесс развития вербально-логического мышления младших школьников на уроках математики с помощью дидактических игр. Задачи исследования: - уточнить сущность и содержание понятий логического мышления; - выявление психолого-педагогических условий, способствующих развитию логическое мышление младших школьников в процессе обучения математике; - раскрыть сущность дидактической игры математической направленности как средства развития логического мышления; - разработать комплекс дидактических математических игр для развития логического мышления и провести экспериментальную работу с целью проверки и оценки их эффективности. Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников на уроках математики. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы; мониторинг деятельности студентов; педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов школ при планировании и организации уроков математики, внеклассных занятий, занятий по математике и других форм работы с учащимися. База исследования: ГБОУ Янаульская школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит несколько разделов, заключения, списка использованных источников
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ…..7 1.1.Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..7 1.2. Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников………………………………………………………….10 1.3. Дидактическая игра математической направленности как средство развития словесно-логического мышления младших школьников…………15 Выводы по 1 главе…..…………………………………………………………31 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ…..32 2.1. Характеристика и педагогическое обоснование системы заданий для развития логического мышления младших школьников……………….…….32 2.2. Экспериментальная апробация системы заданий на развитие логического мышления учеников первого класса ……………………………………….…39 2.3. Сравнительный анализ и оценка результатов эксперимента……………45 Выводы по 2 главе……..………………………………………………………..52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..66
Список литературы

1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова— Обнинск, 2017. 2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически: увлекательные задачи для развития логического мышления [Текст] / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2012. – 144 с. 3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с. 4. Байиф, Ж. К. Логические задачи [Текст] / Ж. К. Байиф ; пер. с фр. Ю. Н. Сударева. – М. : Мир, 1983. – 172 с. 5. Белокурова, Е. Е. Обучение решению комбинаторных задач с помощью таблиц и графов [Текст] // Начальная школа. – 1995. – № 1. – С. 21-24. 6. Беляева, В. Н. Развитие логического мышления школьников при изучении морфологии в 4-м классе [Текст] : с учетом особенностей мест. говора / В. Н. Беляева. – Свердловск, [б. и.], 1980. – 48 c. 7. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П. П. Блонский ; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж. : МОДЭК, 2006. – 629 с. 8. Бойко, А. П. Занимательная логика: задачи и упражнения [Текст] : экперим. учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманитар. профиля / А. П. Бойко. – М. : Спектр-5, 1994. – 144 с. 9. Буданков, Л. Ф. 200 логических и занимательных задач [Текст] / Л. Ф. Буданков – Тула. : Приок. кн. изд-во, 1982. – 168 с. 10. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. – М. : Смысл, 1998. – 670 с. 11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /Л. С. Выготский. ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 671 с. 12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4 : Детская психология. – 432 с. 13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М. : Кн. дом «Ун-т», 2000. – 336 с. 14. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 30.12.2018). 15. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логикопсихологические проблемы построения учебных предметов [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : Рос. акад. образования, 2000. – 480 с. 16. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. – № 3/4. – С. 14-19. 17. Жалдак, Н. Н. Развитие логичности мышления у младших школьников [Текст] / Н. Н. Жалдак // Начальная школа. – 2000. – № 7. – С. 77-82. 18. Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей [6-15 лет] [Текст] : популяр. пособие для родителей / А. З. Зак. – Ярославль : Акад. развития, 1998. – 192 с. 19. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков ; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая шк., 1996. – 432 с. 20. Зельцерман, Б. А. Учись! Твори! Развивайся!: (игры для развития мышления, речи, общения, творчества) [Текст] : метод. разраб./ Б. А. Зельцерман, Н. В. Рогалева. – Рига : Эксперимент, 1997. – 128 с. 21. Колягин, Ю. М. Вопросы и задачи, развивающие математическое мышление учащихся [Текст] / Ю. М. Колягин // Начальная школа. – 1970. – № 7. – С. 17-19. 22. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. : в 2 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1 – 656 с. 23. Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: введение в язык математики [Текст] : кн. для детей, учителей и родителей / Н. А. Копытов. –М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с. 24. Котов, А. Я. Вечера занимательной арифметики [Текст] : для уч-ся 4 кл. нач. шк. / А. Я. Котов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 184 с. 25. Липина, И. А. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст] / И. А. Липина // Начальная школа. – 2009. – № 8. –С. 37-39. 26. Логические игры и задачи на уроках математики [Текст] / А. П. Тонких [и др.]. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 240 с. 27. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. – М. : Проспект, 2010. – 464 с. 28. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] : учеб. пособие / А. М. Матюшкин. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 720 с. 29. Методика для оценки логического мышления [Текст] // Альманах психологических тестов. – М. : КСП, 1995. – С. 141-142. 30. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт : МГППУ, 2015. – 460 с. 31. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. – М. : Акад. Проект, 2012. -0192 с. 32. Озеров, В. П. Диагностика и формирование познавательных способностей [Текст] : учеб. пособие / В. П. Озеров, О. В. Соловьева. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1999. – 112 с. 33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 1988. – 136 с. 34. Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить [Текст] /В. Ф. Паламарчук. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 208 с. 35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже; [пер. с фр. ; коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. – М. : ПедагогикаПресс,1999. – 526 с. 36. Практикум по возрастной психологии [Текст] / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 694 с. 37. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под ред. А. А. Крылова. – Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1990. – 272 с. 38. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / под ред. М. В. Зверевой. – М. : Педагогика, 1983. – 168 с. 39. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1983. – 398 с. 40. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников [Текст] : монография / Е. Г. Ревина. – Саратов : Научная книга, 2006. – 140 с. 60 41. Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / В. В. Репкин // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 19-24. 42. Рубинштейн, С. Л. О мышлении [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука. 1997. – С. 244-284. 43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : [учебник] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с. 44. Сереброва, И. В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике [Текст] / И. В. Сереброва // Начальная школа. – 1995. – № 6. – С. 51-53. 45. Сухин, И. Г. 800 новых логических и математических головоломок [Текст] / И. Г. Сухин. – СПб. : Союз, 2001. – 208 с. 46. Тихомиров, О. К. Психология мышления. [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. психологии / О. К. Тихомиров. – М. : Академия, 2007. – 288 с. 47. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Акад. развития, 2011. – 208 с. 48. Тоненкова, М. М. Графы и диаграммы Венна как средство повышения математической культуры учащихся 1-3 классов [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. / М. М. Тоненкова. – М. : [б. и.]. 1967. – 18 с. 49. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения[Текст] / И. Э. Унт. – М. : Педагогика, 1990. – 190 с. 50. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 10 т. /К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948. – Т. 4. – 679 с. 51. Филь, В. Я. Обучение и развитие младших школьников [Текст]/ В. Я. Филь. – М. : Педагогика, 1974. – 304 с. 52. Хорошевский, Н. И. Современные методы развития памяти и мышления [Текст] / Н. И. Хорошевский. – М. : Наука-Спектр, 2008. – 252 с. 53. Худик, В. А. Диагностика детского развития: методы исследования [Текст] / В. А. Худик. – Киев : Освiта, 1992. – 219 с. 54. Шадрина, И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки [Текст] / И. В. Шадрина // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С. 72-77. 55. Шардаков, М. Н. Мышление школьника [Текст] / М. Н. Шардаков. – М. : Учпедгиз, 1973. – 255 с. 56. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208 с. 57. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971. – 352 с. 58. Эльконин, Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4. – С. 18-23. 59. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 416 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством дидактических игр математической направленности 1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе Все значимое в реальном мире познается не только благодаря основным психическим процессам, таким как ощущение и восприятие, но и через мышление. Одной из главных отличительных особенностей нервной системы человека от нервной системы любого другого живого существа является способность мозга выполнять мыслительные операции. Мышление-это психический процесс, который показывает полную, объективную реальность, являющуюся высшим уровнем человеческого познания [20, с. 78]. Мышление-один из основных когнитивных процессов, важной ролью которого является приобретение ранее неизвестных знаний об основах творческого отражения и преобразования действительности. Он также считается особым процессом, в связи с тем, что несет в себе несколько не простых характеристик. Мышление имеет свой мотив, свою цель, критерии, систему методов и действий, результат и контроль. Целью мышления всегда является поиск решения конкретной проблемы. Умозаключение, суждение и концепция-важные формы мышления, которые выделяют психологи. Понятие представляет собой определение и систематизацию все значимые свойства и характеристики объектов, на которые ориентирован мыслительный процесс, а также выявление сходных факторов и качеств объектов мышления. Эта форма помогает свести воедино все свойства объектов и найти взаимосвязи. Суждение есть утверждение или, наоборот, отрицание каких-либо свойств предмета, не менее важная форма мышления, без которой невозможно полное понимание. Умозаключение - это умозаключение, которое выводится из предыдущих форм. Умозаключение - это результат мыслительного процесса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg