Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Самостоятельная работа с иноязычным текстом как основа формирования общеучебных умений учащихся средней общеобразовательной школы

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
Проведенное исследование направлено на научное обоснование и разработку методики организации самостоятельной работы учащихся при обучении иноязычному чтению в 9 классе. В ходе исследования были решены поставленные задачи.
Введение

В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыковучебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения. Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся к непрерывному образованию, без которого невозможна эффективная профессиональная деятельность специалиста. Сформировать такую способность, значит вооружить учащихся к навыкам и умениям самостоятельной деятельности, научить его самостоятельно пополнять, уточнять, критически переоценивать свои знания с целью их последующего развития и использования в профессиональных интересах. Для формирования оптимального уровня коммуникативной компетенции необходимо совершенствование умений учащихся во всех видах речевой деятельности. Однако особое место в отечественной методике обучения иностранным языкам занимают вопросы, связанные с обучением чтению. Как средство языкового общения чтение доминирует по распространённости, важности и доступности. Данные факторы обусловливают актуальность темы данного исследования. Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что обучение чтению на иностранном языке призвано обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную компетентность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, основа для формирования информационно-академических умений. Самостоятельная работа является важным объектом как общедидактических исследований (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.Г. Дайри, О.А. Нильсон, А.С. Лында, Л.В. Жарова и др.), так и методических, посвященных обучению иностранному языку (Е.И. Пассов, К.Б. Есипович, С.Ф. Шатилов, Ф.М. Рабинович, И.А. Рапопорт и др.) Работы данных ученых легли в основу данного исследования. Объект исследования: самостоятельная работа с иноязычным текстом как основа формирования общеучебных умений учащихся. Предмет исследования: особенности организации самостоятельной работы учащихся при обучении чтению на среднем этапе общеобразовательной школы. Цель исследования: научно обосновать и разработать методику организации самостоятельной работы учащихся при обучении иноязычному чтению в 9 классе. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования. 1. Провести теоретический анализ основных характеристик, психологических особенностей, форм, содержания самостоятельной работы с иноязычным текстом. 2. Выделить навыки и умения самостоятельной работы с иноязычным текстом. 3. Разработать систему упражнений по обучению различным видам чтения и экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы. Методы исследования: ? изучение и анализ теоретической литературы по методике, педагогики, психологии, психолингвистике, лингвистике текста; ? анализ существующих учебных материалов (учебников, пособий) по английскому языку для школьников; ? педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта; ? тестирование обучающихся; ? педагогический эксперимент. Теоретическая значимость работы состоит в том, что собранный в ходе исследования материал совершенствует представления о современной методике организации самостоятельной работы учащихся при обучении иноязычному чтению в общеобразовательной школе. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в процессе планирования занятий по английскому языку и по методике обучения иностранному языку, а также при составлении практических рекомендаций для учителей и студентов-практикантов. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются практическая и теоретическая значимость. В Главе 1 рассматриваются психологические особенности организации самостоятельной работы, приводятся различные виды чтения в современнной методике обучения иностраному языку. В Главе 2 выделяются основные методические приемы работы с текстами по обучению различным видам чтения и упражнения для обучения пониманию смысла текста. В Заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы по проделанной работе. Список использованной литературы включает 64 наименования. В Приложении представлена Таблица «Этапы формирования умственных действий» по Р.Я. Гальперину, а также аутентичные тексты, использованные в ходе педагогического эксперимента в школе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Самостоятельная работа на уроках чтения как педагогическая проблема 6 1.1. Психологические особенности организации самостоятельной работы 6 1.2. Классификация видов самостоятельной работы 9 1.3. Виды чтения 14 1.4. Специфика и сущность домашнего чтения 21 Выводы 29 2. Организация самостоятельной работы учащихся при обучении чтению на среднем этапе общеобразовательной школы 31 2.1. Приемы работы с текстами по обучению различным видам чтения 31 2.2. Использование аутентичных текстов как средства обучения поисково-просмотровому чтению на уроках иностранного языка 37 2.3. Основные методические приемы и упражнения для самостоятельной работы с иноязычным текстом 42 2.4. Организация и проведение экспериментальной проверки разработанной методики обучения чтению иноязычных текстов 50 Выводы 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Список литературы

1. Андронкина, Н. М. Использование различных форм и приемов контроля в обучении чтению в средней школе: Автореф. дисс. канд. пед.наук / Н.М. Андронкина. – Л.: 1985. – 19 с. 2. Апухтин, В. Б. Психологический метод анализа смысловой структуры текста / В. Б. Апухтин. – М. : 1977. – 226 с. 3. Асмус, В. Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы литературы. – М.: 1999. – 28 с. 4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) / Ю.К. Бабанский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Рад. шк., 2018. – 287 с. 5. Багрова, А. Я. Методика обучения чтению в средней школе (общественно-политическая литература): Автореф. дисс. канд. пед. Наук / А.Я.Багрова. – М.: 2013. – 24 с. 6. Баранов, А. Г. Текст в функционально-прагматической парадигме: Учеб. Пособие / А.Г. Баранов. – Краснодар: Куб.ГУ, 1988. – 90 с. 7. Барт, Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. – М: 1978. – 449 с. 8. Брудный, А. А. К анализу процесса понимания текста. Знак и общение / А.А. Брудный. СПб. : 1974. – 57 с. 9. Брудный, А. А. Понимание как компонент психологии чтения / А.А. Брудный // Проблемы социологии и психологии чтения. – М.: 2012. – 66с. 10. Ван Дейк Стратегии понимания связного текста / Т.А. Ван Дейк, В. Кинч. / М.: 2011. – Вып. 23. – 200с. 11. Вейзе, А. А. Адаптация как вид языковой деятельности и ее роль в преподавании иностранного языка / А.А.Вейзе // Система методов обучения иностранному языку в школе и вузе. – Минск: 1971. – 40 с. 12. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. – М.: 2019. – 224 с. 13. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие / Н. Д. Гальскова. – М.: Академия, 2004. – 333 с. 14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с. 15. Гиниатуллин, И.А. Обучение чтению на иностранных языках в старших классах: методические рекомендации / Министерство просвещения РСФСР Свердловский государственный педагогический институт / И.А. Гиниатуллин. – Свердловск, 2014. – 59 с. 16. Гончаров, А.А. Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста (в старших классах школ с углубленным изучением английского языка) / А.А. Гончаров. – Тамбов: 2000. – 21 с. 17. Горелов, И.Н. О значении и методике исследования интерференции/ И.Н. Горелов // Интерференция в устной и письменной речи студентов и школьников. – Горолев-Оренбург, 1969. – 34 с. 18. Городникова, М.Д. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе / М.Д. Городникова. – М.: 2012. – 176 с. 19. Грачева, Л.А. Некоторые вопросы организации лексического материала в старших классах средней школы / Обучение чтению и устной речи на иностранном языке в средней школе / Л.А. Грачева. – Иркутск: 2011. – 34 с. 20. Григоренко, И.Н. Методика работы над иноязычным текстом по специальности с использованием разных видов чтения: (на материале текстов на англ. языке для студентов фак. худож. и техн. графики) / И.Н. Григоренко. – Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1984. – 16 с. 21. Дворжецкая, М.П. Обучение выразительному чтению на английском языке: Пособие для учителей. / М.П. Дворжецкая. – Киев: 2014. – 103 с. 22. Демьяненко, М. Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам: теоретический курс / М. Я. Демьяненко, К. А. Лазаренко, С. В. Кислая; под общ. ред. М. Я. Демьяненко. – Киев: 1976. – 280 с. 23. Дзагания, Н. Б. Использование аутентичного текста при работе над разговорной темой: Практические вопросы обучения иностр. яз. / Н.Б. Дзагания // Иностранные языки в школе. М.: 1999. – 36 с. 24. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А.Китайгородская. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 175 с. 25. Китросская, И.И. Некоторые вопросы методики обучения второму иностранному языку в свете психолингвистического анализа явления переноса: Автореф. дис. канд. филол. наук. / И.И. Китросская. – М.: 1970. – 37 с. 26. Клычникова З.И. Психологические основы процесса научения чтению / З.И. Клычникова // Материалы VIII и ГХ Международных методических семинаров преподавателей русского языка стран социализма. М.: изд. МГУ, 2013. – 49 с. 27. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение, 1973. – 224 с. 28. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя / З.И. Клычникова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с. 29. Когут, С.Р. Вопросы профилактики школьных трудностей на уроках чтения / C. Р. Когут // Теория и практика специального образования: сб. науч. статей научн конф. ХГПУ. Вып. №4. – Хабаровск: изд. ГОУ ВПО ХГПУ. – 2005. – 166 с. 30. Колединова, А.В. Формирование механизмов чтения на английском языке в школе: Автореф. дис. канд. пед. Наук / А.В. Колединова. – М.: 2014. – 16 с. 31. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов / Я. М. Колкер. – М.: 2004. – 257 с. 32. Колкова, М.К. Обучение контекстуальной догадке о значении слова при чтении иноязычных текстов / М.К. Колкова. – Автореф. дис. . .канд. пед. наук. – Л.: 2012. – 25 с. 33. Комарова, Э.П. Обучение самостоятельному преодолению лексических трудностей при чтении (на материале англ. яз.) / Э.П. Комарова. – : Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1982. – 18 с. 34. Конина, И.А. Новому тысячелетию - новый учебник / И.А. Конина // Английский язык в школе. – 2011. – 47 с. 35. Контроль речевых умений в обучении иностранному языку / Под ред. B.C. Цетлин; Ин-т общего и политехи, обр-я Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, 1970. – 118 с. 36. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. – Мн.: ТерраСистемс, 2012. – С. 38-52 37. Конышева, А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. / А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. – 208 с. 38. Кошевая, И.Г. Название как кодированная идея текста / И.Г. Кошевая // Иностранные языки в школе. – 2011. 10 с. 39. Кузьменко, О.Д. Домашнее чтение как вид речевой деятельности и средство. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / О.Д. Кузьменко. – М.: 2013. – 241 с. 40. Кучеренко, Н. Л. Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы: методика / Н. Л. Кучеренко // Иностранные языки в школе. ¬– 2009. 22 с. 41. Леонтьев, А.А. Домашнее чтение как компонент обучения английскому языку / Аннотация. Текст для домашнего чтения / Методика и психология обучения иностранным языкам / А.А. Леонтьев. – М.: 2012. – 253-260 с. 42. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов / под общ. ред. М. К. Колкова. – СПб.: 2008. – 221 с. 43. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.— 464 с. 44. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А.Ф. Будько, С. И. Петрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: 1996. – 522 с. 45. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. – 2-е изд.,перераб.и доп. – Минск : 2011 – 522 с. 46. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. – М.: Рус.яз., 1991. – 358 с. 47. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Академия педагогических наук СССР, Институт общего и политехнического образования; под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлина. – М.: Просвещение, 1967. – 503 с. 48. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку (на английском языке) / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1999. – 351 с. 49. Рогова, Г.В. Чтение как цель и средство обучения иностранному языку / Г.В. Рогова. – ИЯШ: 1977. – С. 84-92 50. Современные теории и методики обучения иностранным языкам: сборник статей / Научно-методический совет по иностранным языкам Минобразования РФ, Национальное общество прикладной лингвистики, Московская академия экономики и права ; под общ. ред. Л. М. Федоровой, Т. И. Рязанцевой. – М. : Экзамен, 2013. – 318 с. 51. Фадеев, В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля / В.М. Фадеев. – ИЯШ: 2014. – 30 с. 52. Цетлин, В. С. Трудности текстов для чтения: Теоретические вопросы обучения иностранным языкам / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. – 2011. – 13 с. 53. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Издательство Икар, 2018. – 454 с. 54. Jeromy Harmer. How to teach English. Вступление к практике обучения английскому языку/ Изд-во Longman. 2015. – 176 c. Нормативные документы 55. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт основногообщего образования (5-9 кл.) Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://fgos.ru/#b3ac23ba5e3cfc8ef Ресурсы-Интернет 56. http://ababasoft.com/words/scanning.html 57. http://esl.about.com/od/grammarchants/a/l_repspeech.htm. 58. http://www.ecenglish.com 59. http://www.englishexercises.org/exercise. 60. http://www.english-hilfen.de/en/exercises_list/reported.htm. 61. http: // www. miguelmllop.com 62. http://www.5minuteenglish.com 63. http: //www.study.ru 64. http://usefulenglish.ru
Отрывок из работы

1. Самостоятельная работа на уроках чтения как педагогическая проблема 1.1. Психологические особенности организации самостоятельной работы Педагоги и психологи предлагают различные пути интенсификации учебного процесса. Известный психолог В.А. Артемов, который занимается психологическими процессами в обучении иностранному языку, объединяет все пути в два магистральных направления обучения: 1) «усовершенствование методики обучения; 2) усовершенствование обучаемого, его психических возможностей, нахождение в нем таких свойств и особенностей, использование которых существенно увеличивает эффективность обучения. Эти свойства можно прививать, особенности – искусственно создавать» [Цит. по 48; с. 146]. Усовершенствование методики обучения осуществляется в наши дни путем использования современных методов обучения, программированного обучения и контроля, использования технических средств на занятиях и во внеаудиторной работе и т.д. Усовершенствование обучаемого идет, главным образом, путем открытия в нем неиспользованных возможностей. К их числу относятся психологические приемы, позволяющие расширить пороги чувствительности, увеличивать объем, широту, распределение, переключение, интенсивность и устойчивость внимания, улучшить возможные характеристики памяти, управлять волевыми, эмоциональными качествами личности, потребностями и мотивацией процесса обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg