Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе

strva87 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.07.2021
Выпускная квалификационная работа . ВУЗ: Алтайский Государственный Педагогический Университет. Предмет: Педагогика, психология. Сделана в феврале 2019 года. База исследования: МОУ Саввушинская СОШ. Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников. Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса. Много приложений (в том числе и результаты исследования). Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого вуза или города. Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников. Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников посредством применения геометрического материала. Цель исследования: выявить условия использования геометрического материала в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Гипотеза: уровень развития мыслительных операций повысится при изучении геометрического материала, если: - задания с геометрическим содержанием будут рассматриваться на разных этапах урока; - включение в уроки математике задания игр и упражнений с геометрическим содержанием, направленных на развитие мыслительных операций; - использование заданий на анализ, синтез, сравнение. Проблема исследования гипотезы обуславливает следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных операций посредством геометрического материала 2. Подобрать и применить в работе с младшими школьниками дидактические игры и упражнения по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала. 3. Проанализировать результаты опытно-педагогической работы по определению особенностей развития мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала. Методы исследования: - теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; - эмпирические – беседа, тестирование; - математические: качественный и количественный анализ результатов исследования. Методики исследования: 1. Методика «Пространственные представления» Л. Ф. Фатиховой. 2. Методика «Умозаключение по аналогии» Н. Г. Лускановой. 3. Методика «Операция анализа сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвертый лишний») Л. С. Колмогоровой. База исследования: МОУ Саввушинская СОШ. Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников. Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса. Теоретико-методологическая основа исследования представлена: - подходами к особенностям развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте – Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.; - подходами к развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала - М. И. Волкова, И. Я. Каплунович и др. Практическая значимость исследования заключается в разработке курса внеурочной деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала. Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения Работа была успешно сдана - заказчик претензий не имел. Уникальность работы по Antiplagiat.ru на 12.07.2021 г. составила 81%.
Введение

Использование приёмов мыслительных операций включается во все учебные дисциплины. В своей дипломной работе мы будем рассматривать, как осуществляется процесс развития мыслительных операций при изучении геометрического материала. Большинство специалистов в области методики обучения математике признают больше возможности геометрии в развитии детей, в развитии мыслительных операций. Так как, изучая геометрический материал, дети сталкиваются с различными видами заданий, при выполнении которых необходимо использование приёмов мыслительных операций. Кроме этого, работа с геометрическим материалом вызывает большой интерес у детей, так как его можно наглядно представить и осуществить с ним различные действия, что соответствует наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению детей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 7 1.1. История возникновения и развития геометрии 7 1.2 Геометрические понятия, и их характеристика 12 1.3 Анализ темы «Геометрический материал как средство развития мыслительных операций» в курсе математики начальной школы 18 1.4 Методы работы с геометрическим материалом в младшем школьном возрасте 25 1.5 Особенности развития мыслительных операций младших школьников 30 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 38 2.1 Анализ развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста 38 2.2 Система работы по развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала на уроках математики 46 2.4 Анализ результатов опытно-педагогической работы 55 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64 ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Список литературы

1. Агапитова, Ю. Т. Особенности развития пространственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Ю. Т. Агапитова // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 254-259. 2. Александрова, Э. И. Математика 1 класс Книга для учителя [Текст] / Э. И. Александрова. – Москва : Дрофа 2012. – 306 с. 3. Аргинская, И. И. Математика [Текст] / И. И. Аргинская, С. Н. Кормишина // Программы начального общего образования. Система Л. С. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2011. – 198 с. 4. Белошистая, А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – №1. – С. 34–47. 5. Богоявленская, А. Проблема организации учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2016. – №1. – С. 26-31. 6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2012. – 214 с. 7. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с. 8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с. 9. Волкова, С. И., Пчелкина, О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина. – 13-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 96 с. 10. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческого мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / М. И. Волкова // Начальная школа до и После. – 2015. – №5. – С. 21-23. 11. Вульфов Б.З. Педагогика : Уч. пособие для бакалавров [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев; Под ред. П. И. Пидкасистый. – Москва : Юрайт, 2013. – 511 c. 12. Выготский, Л. С. Общая психология. Т.6 [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 412 с. 13. Голованова Н. Ф. Педагогика : Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. Ф. Голованова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 377 c. 14. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград : КГУ, 2013. – 572 с. 15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2016. – 480 с. 16. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров [Текст] / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2013. – 479 c. 17. Дорофеев, Г. В. Математика 1 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 102 с. 18. Дорофеев, Г. В. Математика 2 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 135 с. 19. Дорофеев, Г. В. Математика 3 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 169 с. 20. Дорофеев, Г. В. Математика 4 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 171 с. 21. Дружинин, В. В. Педагогика и психология [Текст] / В.В. Дружинин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 512 с. 22. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк. – Москва ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 259 с. 23. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]/ С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 356 с. 24. 3ак, А. 3. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. З. Зак. – Москва: АРКТИ, 2002. – 144 с. 25. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с. 26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 426 с. 27. Знаменская, Е. В. Об изучении геометрического материала в 1–4 классах [Текст] / Е. В. Знаменская // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 75–79 28. Житомирский, В. Г. Путешествие по стране Геометрии [Текст] / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 1994. – 176 с. 29. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с. 30. Капкаева, Л. С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике [Текст] / Л. С. Капкаева // Математика в школе. – № 7. – 2014. – С. 85-88. 31. Каплунович, И. Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 45-48 32. Кирикович, Т. Е. Обучение школьника по индивидуальной образовательной траектории на основе самоорганизации [Текст] / Т. Е. Кирикович, Т. Л. Марчук // Информатика и образование. – 2014. – №12. – С. 52-55. 33. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г. С. Ковалева. – Москва : Просвещение, 2012. – 164 с. 34. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – Москва : Вентана-граф, 2009. – 201 с. 35. Математика. 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с. 36. Математика. 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 2 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с. 37. Математика. 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 3 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 80 с. 38. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 82 с. 39. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] / М.И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –1с. 40. Моро, М. И. Математика. 2 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –198 с. 41. Моро, М. И. Математика. 3 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с. 42. Моро, М.И. Математика. 4 класс [Текст] / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2012. – 226 с. 43. Программы учебных предметов и курсов по УМК «Перспектива». Математика [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : Просвещение, 2014. – 263 с. 44. Сбитнева, Н. С. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений [Текст] / Н. С. Сбитнева, С. В. Грек. – Анжеро-Судженск : ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2009. – 158 с. 45. Столетнев, В. С. Оперирование пространственными образами при решении задач [Текст] / В. С. Столетнев // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 41-45. 46. Стойлова, Л. П. Теоретические основы начального курса математики. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования [Текст] / Л. П. Стойлова. – Москва : Академия, 2014. – 272 с. 47. Стойлова, Л. П. Математика : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Стойлова – 2-е издание , стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 424 с. 48. Терентьева, И. Г. Математика. Современная энциклопедия начальной школы [Текст] / И. Г. Терентьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 341 с. 49. Трофименко, Ю. В. Основания многообразия подходов к технологии преподавания геометрического материала в начальной школе [Текст] / Ю. В. Трофименко. – Москва : ООО «АР-Консалт». 2014. – С. 21-26. 50. Шадрина, И. В. Обучение геометрии в начальных классах [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 245 с. 51. Шадрина, И. В. Решаем геометрические задачи [Текст]. 1–4 классы. Программа и методические рекомендации / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная Пресса, 2003. – 32 с. 52. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для студ. учреждений высш. Образования [Текст] / С. Е. Царева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с. 53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 36 с. 54. Федорова, А. М. Математическое развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / М. И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39. 55. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. Д. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с. 56. Фрейлах, Н. И. Математика для педагогических училищ [Текст] / Н. И. Фрейлах. – Москва : Форум-инфра-М, 2011. – 345 с. 57. Халикулова, И. Т. Методические аспекты обучения геометрическим величинам [Текст] / И. Т. Халикулова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 71-77. 58. Хотеева, П. А. Особенности изучения геометрических величин в начальной школе [Текст] / П. А. Хотеева // Начальная школа До и После. – 2015. – №3. – С. 112-113. 59. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / П. М. Эрдиниев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 356 с. 60. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.
Отрывок из работы

Еще одним из примеров использования на уроке математики заданий занимательного и игрового характера является игра-лото «Помоги Буратино найти и исправить ошибку», целью которой является закрепление знаний о геометрических фигурах, их существенных признаках. Суть данной игры заключается в следующем. Школьникам предлагается, разделится на три группы, каждой группе даются карточки с геометрическими фигурами. Ученикам предлагается рассмотреть расположение геометрических фигур, по каким признакам и в какие группы они объединены. Необходимо найти ошибку и исправить ее, объяснив свое мнение. Ошибка может заключаться в том, что среди четырехугольников находится пятиугольник и т.п. На доске изображены геометрические фигуры из данных карточек. С каждой команды выходит по одному ребенку, выбирая любую карточку, показывает, получены результат, объясняя свой выбор. Группы сверяют ответы, подводим итог. Можно также предложить другой вариант игры. Предлагается, разделится на четыре группы. Необходимо каждой группе составить свои карточки, после чего обменятся ими. После выполнения задания представители групп, объясняют свой выбор. Проведение данной игры способствует закреплению существенных признаков геометрических фигур. Развитие умения объединять в группы по признакам фигуры. Закрепление знаний о существенных свойствах геометрических фигур осуществляется также и при проведении игры-лото «Парная игра».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg