Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В 4 КЛАССЕ

alex_m 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
На основе теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: 1. Определены психолого-педагогические аспекты использования метода проектов в обучении решению текстовых арифметических задач учащихся 4-х классов.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время принципиально меняются цели образования. В соответствии с ними обучение учащихся в школе не должно ограничиваться сообщением им готовых знаний, а должно формировать и развивать навыки и способности к самостоятельному приобретению знаний, применению их в жизни. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы раскрепостить мышление учеников, научить их использовать те познавательные возможности, которыми они обладают. Именно поэтому особую значимость в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, приобретает познавательный интерес, который выступает как стимул для различной учебной и творческой деятельности учащихся. Исследования В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина показали, что младший школьный возраст, а не подростковый, является решающим в формировании и развитии личности, что развивающее обучение закладывает основы таких важнейших личностных структур, как интерес к познанию, характер, моральный идеал. Метод проектов является той педагогической технологией, которая органично вписывается в систему развивающего обучения. Проблему развития личности в процессе обучения математике рассматривали психологи: В.А. Крутецкий, Л.М. Фридман и др.; математики: А.Д. Александров, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, А.Д. Кудрявцев, А.И. Маркушевич и др.; в исследованиях по теории и методике обучения математике эту проблему рассматривали В.В. Афанасьев, Х.Ж. Танеев, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.А. Далингер, О.Б. Епишева, В.М. Монахов, A.M. Пышкало, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, П.М. Эрдниев и др. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивать функциональную математическую грамотность. Одной из сложнейших методических проблем в методике математике является процесс обучения текстовых задач. Педагогами и методистами признано, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития. Проблемой обучения решению задач занималось достаточно большое количество ученых, методистов, освещая разные ее аспекты (Э.И.Александрова, И.И. Аргинская, М.А. Бантова, А.В. Белошистая, Т.В. Бельтюкова, Е. В. Вороницына, Г.Т. Зайцев, Н.Б. Истомина, О.П. Колоскова, Ю.М. Колягин, Г.Г.Левитас, Н.А. Матвеева, З.П. Матушкина, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, К.И. Нешков, Е.Е. Останина, Л.Г. Петерсон, Д. Пойа, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкая, Л.М.Фридман, С.Е. Царева, Я.С. Чекмарев, П.М. Эрдниев и др.) В настоящее время научная и методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, применение информационно-коммуникационных технологий, модели развивающего обучения, тренировочные пособия по математике, предназначенные для более эффективного обучения младших школьников. В связи с этим возникает необходимость изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта в обучении решению текстовых задач и на этой основе создание действенной методики и ее сопровождения. Метод проектов может служить таким способом, который позволит эффективно осуществить процесс обучения решению задач. Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями метода проектов в процессе обучения решению текстовых задач и недостаточной степенью применения для развития функциональной математической грамотности учащихся начальных классов, в результате чего не реализуются все потенциальные дидактические функции этого метода. Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся 4-х классов. Предметом исследования является метод проектов в обучении математике как средство обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе Цель исследования: разработать и обосновать содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения решению текстовых арифметических задач учащихся 4-х классов с использованием метода проектов. Гипотеза исследования: если в процессе обучения решению текстовых арифметических задач целенаправленно и систематически использовать метод проектов, который ставит ученика в позицию активного субъекта познавательной деятельности, то это обеспечит эффективность развития функциональной математической грамотности. Проблема, цель, гипотеза определили следующие частные задачи исследования: ? Изучить психолого-педагогические аспекты применения метода проектов при обучении решению текстовых арифметических задач в 4 классе ? Изучить теоретико-методические основы обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе ? Разработать методические предложения по применению метода проектов при обучении решению текстовых арифметических задач в 4 классе ? Экспериментально проверить эффективность разработанных методических предложений Методы исследования: ? анализ психолого-педагогической, учебной и методической литературы; ? наблюдение за учебным процессом в начальной школе; ? обобщение опыта учителей начальных классов; ? тестирование ? педагогический эксперимент ? математические методы обработки результатов эксперимента Теоретико-методологической основой исследования являются положения: теория учебно-познавательной деятельности (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.); теория мышления (О. С. Анисимов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) теория деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); ведущие идеи теории задач и задачного подхода в обучении, конструирования систем задач (Г. А. Балл, Ю. М. Колягин, Г. И. Костюк, Г. И. Саранцев, Г. П. Стефанова, Л. М. Фридман, А. Ф. Эсаулов и др.); основные положения и принципы методики обучения математике в начальной школе (Э. И. Александрова, И. И. Аргинская, М. А. Бантова, А. В. Белошистая, Т. В. Бельтюкова, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев Н. Б. Истомина, Г. Г. Левитас, Г. Л. Луканкин, Н. А. Матвеева, З. П. Матушкина, Л. Г. Петерсон, И. С. Подходова, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, В. Н. Рудницкая, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, С. Е. Царева, И. В. Шадрина, П. М. Эрдниев и др.) Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны способы применения метода проектов к процессу обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория обучения математике младших школьников обогащена моделью применения в гармоничном сочетании традиционных методов и метода проектов к процессу обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты начальных классов могут найти применение в практике работы учителя. На защиту выносятся следующие положения: 1. Процесс обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе будет наиболее эффективным, если наряду с традиционными методами и приемами обучения будет внедряться метод проектов. 2. Метод проектовспособствует разрешению трудностей в обучении поиска решения текстовых арифметических задач, формированию познавательных УУД и формированию функциональной математической грамотности. Результаты исследования систематизированы и обобщены в данной квалификационной работе, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе представлены психолого-педагогические аспекты обучения четвероклассников решению текстовых арифметических задач Во второй главе описаны теоретико-методические основы обучения четвероклассников решению текстовых арифметических задач В третьей главе отражены авторские методические предложения и описание результатов педагогического эксперимента
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава 1. Психолого- педагогические аспекты применения метода проектов в 4 классе начальной школы………………….. 8 1.1. Метод проектов как современная педагогическая технология 8 1.2. Психофизиологические особенности развития учащихся 4-х классов………………………………………………………….. 19 Глава 2. Теоретико-методические основы обучения решению текстовых арифметических задач в 4 классе………………. 27 2.1. Понятие величины и ее измерения……………………………. 27 2.2. Зависимости между величинами…………………………….. 30 2.3. Понятие текстовых задач и виды текстовых задач в 4 классе 35 Глава 3. Методические аспекты реализации метода проектов при обучении решению задач в 4 классе………………………. 48 3.1. Методические предложения 48 3.2 Описание результатов педагогического эксперимента………. 80 Заключение………………………………………………………………… 90 Список использованных источников…………………………………… 92
Список литературы

1. Агафонова, А.А. Формирование осознанного изучения текстовых задач как фактора эффективности процесса обучения / А.А. Агафонова // Лучшая научная статья, 2017:// сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение: ИП Гуляев Г.Ю., 2017. – С. 218-221. – текст: непосредственный 2. Айвазян, Н.С. Этапы, методы и способы решения текстовых задач начального курса математики / Н.С. Айвазян // Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 16, № 2, – С. 50-56. – текст: непосредственный 3. Александрова, Э.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе системообразующего понятия величины6 специальность: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика ): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : / Эльвира Ивановна.Александрова; Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2004. - 23 с. – текст: непосредственный 4. Амосова, Н.В. Понятие функциональной зависимости в начальной школе / Н.В. Амосова // Начальная школа. – 2000. – № 5. – С. 42. 5. Аргинская, И.И. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 ч. Часть 1. / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина – Самара: Изд.-тво «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. –– 144 с. – текст: непосредственный 6. Белинский, С.С. Об определении понятия текстовая задача по математике / С.С. Белинский // Вестник магистратуры. – 2013. – Т. IV, .№ 12 (27). – С. 59-65. – текст: непосредственный 7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2016. – 455 с. – текст: непосредственный 8. Бененсон, Е. П. Рабочая тетрадь по математике. Части 1–4/ Е. П.Бененсон, Л. С. Итина, – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2012. – 128с. – текст: непосредственный 9. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки./О.М.Бобиенко - Ка¬зань: Изд-во КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 146 с. – текст: непосредственный 10. Брунчукова, Н.М. Реализация воспитывающей функции задач в начальном курсе математики / Н.М. Брунчукова // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальных классов: материалы науч.-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. – Вып. 2. – С. 8-13. – текст: непосредственный 11. Бука, Т.Б. Методические рекомендации по математике УМК «Перспектива» начального общего образования / Т.Б. Бука, В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова. – М., 2015. – текст: непосредственный 12. Вендина, А.А. Различные подходы к определению функции в курсе математики средней школы / А.А. Вендина, О.И. Михоненко // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 36-39. – текст: непосредственный 13. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ С.И.Волкова.- М.: «Просвещение», 2015. – 80 с. - текст: непосредственный 14. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс./С.И.Волкова - М.: «Просвещение», 2015. – 96 с. - текст: непосредственный 15. Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях/ С.И.Волкова – М.: «Просвещение», 2015 - Ч.1. – 80 с.: –Ч.2. – 80 с.: - текст: непосредственный
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В 4 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Метод проектов имеет давнюю историю. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин , А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, В. Рохлов, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg