Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Познавательная активность - это личностное образование, определяющая качественные характеристики познавательной деятельности, описание его структуры, определение критериев, позволяет планировать содержание образовательного процесса в условиях детского сада.
Введение

Одним из важнейших этапов в жизни каждого человека является дошкольное детство. В это время у человека формируются первичные представления об окружающим его мире, возникает начальное социальное мышление, умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности. Из этого следует, что дошкольное детство является базой для дальнейшего, более серьезного, этапа жизни ребенка – обучения в школе. Для успешного усвоения ребенком школьной программы развивать ребенка необходимо с первого же дня пребывания в дошкольной организации. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДОО) п. 1.6. указано, что в дошкольном учреждении решаются задачи, в том числе задачи «…формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [59]. В нем отмечается, что «…познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации и др.» [59]. Выдвижение понятия «Познавательная активность» предшествовали экспериментальные изучения у маленьких детей познавательной активности. Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Сущность понятия «познавательная активность» была раскрыта в трудах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А. Данилова, Т. И. Зубковой. Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец. Дошкольное образование не стоит не месте, в нем всегда ведутся поиски новых технология воспитания, обучения и развития, целью которых становится создание условий для активизации познавательной деятельности детей, формирование у них потребности в самостоятельном познании мира. В зависимости от того как подходит воспитатель к обучению детей прямо зависит насколько у каждого ребенка проявится и разовьется стремление познавать что-то новое, изучать окружающий их мир. Одним из таких методов являются дидактические игры – одна из основных частей учения, досуга и культуры детей в целом. Игра, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, определяет формирование детей, как личностей. Сравнивая игру с другими видами детской деятельности можно отметить, что у игры больше возможностей для психического и физического развития ребенка. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание). Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др. Вопросом познавательной активности, особенностями формирования познавательной активности детей 5 – 6 лет занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев. Влияние дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста занимались Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, Н.А. Короткова, Н.Е. Веракса и др. Игру рассматривают, как первый этап обучения, познания детьми окружающей действительности. В игре дети могут показывать окружающую их жизнь, познавать те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления. Но использование игр в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует от педагога тщательной подготовки и дополнительных педагогических сил. На основе теоретического анализа научной и методической литературы по проблеме формирования познавательной активности у дошкольников, мы выявили следующие противоречия: ? между признанием необходимости формирования познавательной активности у старших дошкольников в рамках личностно-ориентированного обучения и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в условиях ДОО; ? между необходимостью использования разнообразных средств, в том числе и дидактических игр, в развитии познавательной активности у детей 5-6 лет и недостаточной методической разработкой их использования в практике дошкольных учреждений. Таким образом, несмотря на признание необходимости использования дидактических игр в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, специально этот вопрос не изучался. Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: возможности и особенности развития у старших дошкольников познавательной активности посредством дидактических игр. Данную работу мы посвятили актуальной проблеме развития познавательной активности у старших дошкольников в ДОО. Цель исследования: теоретически изучить проблему развития познавательной активности старших дошкольников и разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности у детей 5 – 6 лет. Объект исследования: развитие познавательной активности детей у старших дошкольников. Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей старшей группы. Гипотеза исследования: Развитие познавательной активности у старших дошкольников будет эффективным если: ? разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательной активности у детей 5 - 6 лет; ? включить в комплекс блоки игр: 1 блок, направленный на развитие формирование познавательного мотива у старших дошкольников в дидактической игре; 2 блок, направленный на развитие познавательного интереса у детей 5 – 6 лет в дидактической игре; 3 блок, направленный на развитие познавательной потребности детей старшей группы в дидактической игре. Задачи исследования: ? Раскрыть проблему развития познавательной активности детей в психолого – педагогической литературе. ? Описать особенности развития познавательной активности у детей 5 – 6 лет и возможности использования дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшей группы. ? Подобрать диагностические методики и выявить особенности развития познавательной активности у старших дошкольников. ? Составить комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательной активности детей 5 – 6 лет. ? Проанализировать полученные результаты, сделать выводы. Для решения поставленных задач и целей нами были выбраны следующие методы исследования: ? Теоретические методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы. ? Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, психодиагностические методики (анкетирование, тестирование). ? Методы обработки данных: количественный и качественный анализ, метод презентации данных. Теоретически – методологическая основа исследования: «Столкновение интересов» (Н. И. Гуткина); «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич); «Волшебный цветок» (Е. Э Кригер); «Познавательная потребность дошкольника» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой). База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №5», корпус №6 «Дошколенок» г. Тулы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у старших дошкольников в условиях ДОО 8 1.1. Проблема развития познавательной активности детей в психолого – педагогической литературе 8 1.2. Особенности развития познавательной активности у детей 5 – 6 лет 20 1.3. Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшей группы в условиях ДОО 24 Вывод по 1 главе 35 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у старших дошкольников в дидактических играх 37 2.1. Организация, методы и анализ исследований особенностей развития познавательной активности у детей 5 – 6 лет 37 2.2. Разработка комплекса дидактических игр, направленных на развитие познавательной активности детей старшей группы 45 Вывод по 2 главе 56 Заключение 57 Список литературы 60 ?
Список литературы

1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326. 2. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005. 3. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации/ Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57. 4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников – СПб.: Речь, 2005 5. Бардина Р.И., Булычева А.П., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996. 6. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради - «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. M.Р. Битяновой. - 3-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - 64 с. 7. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения/ Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. - М: Просвещение, 2003. - 128 с. 8. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития - М: Просвещение, 2007. - 125 с. 9. Битянова М.Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. // Школьный психолог. – 2000. - № 30. – с. 17. 10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика /Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - С.216. 11. Буханова, Н.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности / Н. Н. Буханова // Научная статья. - 2016. - № 3(8). - С. 295-297. 12. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений/ А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 13. Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей/ Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14 91 14. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. - 2000. - №1. - С. 21-39. 15. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. 16. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении/ Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с. 17. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с. 18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - Москва:Владос, 2004. - 294с. 19. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Габова // Научная статья. - 2014. - № 9. - С. 52-54. 20. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Москва: Прогресс, 2012. - 400 с. 21. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с. 22. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольника/ Д.Б. Годовикова // Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – с. 96 – 106. 23. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19. 24. Голицина B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / B. C. Голицина. - М.: Скрипторий, 2005. - 80 с. 25. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников/ В.Б.Голицын// Советская педагогика, 1991.- № 3.- С.22. 26. Голицын В.Б., Щербакова Е.И. Познавательная активность дошкольников// Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48. 27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов - М., 1986, С. 89. 92 28. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с. 29. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации/ Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва – Бирск, 2004. 30. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под. ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмовской. - М.: 2008. 31. Дуброва В. II. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Феникс, 2005. - 98 с. 32. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /О.В. Дыбина, Н.Н. Подъяков, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 33. Дыбина, О. В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 192с. 34. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко. - Москва: АСТ, 2012. - 83с. 35. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - Москва : МПСИ, 2006. - 223 с. 36. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №10. - С. 17-21. 37. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2009. – 202 с.: ил. 38. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного/ В.Н. Зимонина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с. 93 39. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2002. - 236 с. 40. Ильясов Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. Учреждений /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. М.: Владос, 2004.- 344с. 41. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. - Москва : Академия, 2002. - 201 с. 44 42. Истратова, О.Н. Развитие познавательного интереса и любознательности у детей в различных ситуациях семейного отношения к ребенку / О. Н. Истратова // Научная статья. - 2015. - №6 (46). - С. 9-15. 43. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников/ М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.,2005. 44. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995. - с. 156-159. 45. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3.- С. 12. 46. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1996. - 168 с. 47. Лесунова, В.В. Развитие познавательно активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность / В. В. Лесунова, О. Н. Пособчук, Т. В. Чехлыстова // Научная статья. - 2016. - № 4 -5(8). - С. 124- 125. 48. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21. 49. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 45-50. 50. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста / А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 4-1. - С. 32-38. 51. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников //Журнал прикладной психологии. – 2003. - № 2. – 234 с. 52. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры /Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. 53. Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда / С.Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с. 54. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /В.А.Петровский. - М.: Новая школа, 1993. 55. Поддьяков Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы дошкольного образования: 95 Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А.В.Кенеман. М.: МПГУ, 1996. - С. 9-14. 56. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с. 57. Сидорук Г. Н. Автореферат «Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию специальность» - общая педагогика, история педагогики и образования автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Москва, 2006 58. Тельнова Ж. Н. статья «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук- Омск, 1997 59. Федеральный Государственный стандарт Дошкольного образования - https://fgos.ru/ 60. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника/ В.С. Юркевич// Вопросы психологии. – 1980. – №2. С. 83—92
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у старших дошкольников в условиях ДОО 1.1. Проблема развития познавательной активности детей в психолого – педагогической литературе Одной из центральных проблем в педагогике стоит проблема развития личности ребенка, об этом свидетельствуют труды ученых – педагогов, в числе которых А. Я. Коменский, Б. Г. Лихачев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский и др. Сам процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста нашел отражение в трудах С. А. Козловой, М. И. Лисиной, Л. Г. Болотиной и др. Стоит раскрыть понятия «активность», «познание», «познавательная активность». Активность – это деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза (исторического развития организмов) создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: активность - деятельность, активность - готовность к деятельности и активность - инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и ее мобилизованность. Когда психологи употребляют термин «активность» без всяких дополнительных определений, они обычно имеют в виду как раз центральный энергетический заряд, кроющийся в обозначаемых им вариантах явлений. Поэтому синонимом «активности» выступают такие словосочетания, как «умственная энергия» (Ч. Спирмен), «нервно-психическая энергия» (А. Ф. Лазурский). Понимаемая таким образом активность естественно рассматривается как «генеральный фактор одаренности» и важная «основа классификации личностей».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg