Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Качество жизни населения как показатель эффективности государственного управления

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Качество жизни - это соответствие условий жизни населения его потребностям и возможностям. Оно показывает, насколько людям комфортно в конкретной среде обитания, насколько они здоровы и счастливы. Усиление воздействия общества на процесс принятия решений является необходимым условием улучшения качества жизни. Одним из инструментов такого воздействия – мониторинг уровня и качества жизни населения. Качество жизни и развитие человека становятся основными индикаторами социально- экономической ситуации в обществе. Однако сегодня пока еще нет нормативно-установленной номенклатуры показателей качества жизни и критериев их оценки, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов.
Введение

Современный мир характеризуется глобальными изменениями как в политической, так и в социально-экономической жизни общества и во многом определяется результативностью реформ, нацеленных на повышение эффективности функционирования различных институтов и структур. В последние десятилетия во многих странах мира (в том числе и в Российской Федерации) актуальными становятся проблемы повышения качества жизни населения. Административные реформы, проводимые в нашей стране, направлены на создание оптимальной и эффективной системы государственного управления, так как только эффективная государственная власть способна создать условия для повышения уровня и качества жизни населения. Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности государственных органов управления является сложной, комплексной задачей, требующей концентрации усилий многих структур общества, открытости власти к переменам, готовности населения к диалогу с властью. Все это требует переосмысления значения роли и функций государства, сущности его взаимоотношений с обществом. Поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям, не говоря уже о том, что об успешности деятельности органов государственной власти не может быть и речи. Повышение уровня и качества жизни населения представляет собой целый комплекс сложных взаимосвязанных процессов, включающих в себя не только организационные и структурные изменения в системе управления, но и совершенствование механизмов осуществления полномочий и функций государственного управления. При этом совершенствование системы государственного управления должно сопровождаться не только укреплением властных полномочий, но и одновременным соблюдением общественных интересов, обеспечением прозрачности деятельности органов и учреждений государственной власти, а также противодействием коррупции. Важным механизмом обеспечения эффективности деятельности государственного управления выступает совершенствование законодательства Российской Федерации, нацеленного на реализацию основных положений Концепции административной реформы в Российской Федерации. Одним из существенных условий реализации государственной политики в этом направлении является понимание важности проблемы и сущности решаемых целей и задач, а также внедрение эффективной системы мониторинга и оценки достижения ожидаемых конечных результатов как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне страны в целом. В настоящее время в Российской Федерации реализуется несколько программ по реформированию системы государственного управления. Для достижения максимального эффекта от данной деятельности требуется проведение оценки не только совокупных результатов, но и осуществление анализа в процессе реализации программы. Тема данной работы – качество жизни населения как показатель эффективности государственного управления. Анализ данной работы проходит на примере Пензенской области. Тема качества жизни не вообще не может потерять актуальности в принципе, так как это основной параметр и ориентир государственной политики согласно Конституции РФ. Достойное качество жизни граждан- цель и главная ценность любого общества. Определение и анализ основных индикаторов качества жизни, разработка методики расчетов интегрального индикатора качества жизни, разработка и обоснование рейтинговой методики для принятия управленческих решений по оптимизации деятельности органов власти по повышению качества жизни населения имеют практическое значение и требуют новых подходов к исследованию поставленной задачи, обобщений и выводов. Исследование понятия качества жизни имеет значение не только применительно к определению перспектив социально-экономической динамики, но и для обеспечения экономического роста. Можно предположить, что восприятие населением качества собственной жизни оказывает влияние на потребительскую активность, и, как следствие, темпы экономического роста в России. Необходимо подтвердить гипотезу о влиянии качества жизни в стране на темпы экономического развития и определить потенциальные темпы роста российской экономики, опираясь на данные по качеству жизни, с использованием последних данных по качеству жизни россиян. Внедрение новых методических подходов к оценке эффективности деятельности региональных органов государственного управления является важным условием для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Практическое применение современных методических подходов к оценке эффективности в региональных органах государственной власти обеспечивает планирование на длительный период времени и предоставление тех государственных услуг, которые отвечают требованиям граждан. Это способствует направлению бюджетных средств на социально необходимые и экономически обоснованные цели, при этом повышает обоснованность принимаемых управленческих решений, формирует ответственность должностных лиц, что в конечном итоге приводит к достижению более высоких стандартов жизни в различных сферах жизнедеятельности. Качество жизни населения определяется как оценка совокупности характеристик условий жизни населения, как результат эффективного функционирования всех структур и институтов общества, создающих в совокупности достойные условия существования и развития социума. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обуславливается еще и тем, что, измеряя удовлетворенность населения качеством жизни, можно с максимальной точностью определить эффективность деятельности государственных органов управления, обеспечивающих в результате своей деятельности достижение основной цели любого демократического государства – обеспечение высокого уровня и качества жизни своему населению и создание условий для всестороннего развития личности. В то же время проблема исследования качества жизни населения как основного показателя общей социальной эффективности органов государственного управления, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности социума, остается малоизученной и требует всестороннего исследования. Определение и анализ основных индикаторов качества жизни, разработка методики расчетов интегрального индикатора качества жизни, разработка и обоснование рейтинговой методики для принятия управленческих решений по оптимизации деятельности субъектов муниципальных образований по повышению качества жизни населения имеют практическое значение и требуют новых подходов к исследованию поставленной задачи, обобщений и выводов. Научная новизна связана с тем, что в изучение качества жизни в Пензенском регионе актуально ввиду наличия определенных проблем, которые как зафиксированы в статистике, так и ощущаются населением – проблем экономических, культурных и ментальных. Теоретической и методологической основой исследования явились теоретические концепции перечисленных классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам системы профессионального развития и обучения государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления. Теоретический фундамент исследования категории «качество жизни» были созданы философами М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем. Научные труды таких социологов и философов как О.М. Рой, И.В. Цапенко, Г.М. Зараковский, Н.И. Захаров, Л.А. Кормишкина, А.А. Митрошин, О.М. Нагуманова, Л.И. Найденова, А.В. Новиков, А.К. Осипов, и других содержат наработки изучения составляющих качества жизни, в трудах этих ученых выявлены важнейшие для человека смыслообразующие элементы – духовные, эстетические, нравственные потребности и стремления. То есть данные труды содержат основу для обоснования целесообразности и правомерности выделения необходимых компонентов качества жизни. В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в исследовании и оценки качества жизни в Пензенской области. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: ? изучение содержания понятия «качество жизни», проблем оценки качества жизни в регионе; ? изучение эффективности деятельности государственных органов управления; ? оценка качества жизни в Пензенском регионе; ? выявление основных проблем и мероприятия по их решению; ? разработка рекомендаций по совершенствованию качества жизни в Пензенском регионе. Предметом исследования является деятельность органов государственной власти по оценке и улучшению качества жизни населения в регионе. Объектом исследования является- качество жизни населения Пензенской области. В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ социально-профессионального развития государственных служащих. Методы исследования – анализ, сравнение и обобщение эмпирических данных. Исследование позволит понять степень эффективности реализации действующих программ, направленных на улучшение качества жизни населения. Выработанные рекомендации подчеркнут сферы, на которых стоит делать акцент и выбрать как наиболее приоритетные направления государственного воздействия в будущем. Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований. Баклаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение …………………………………………………………….….…………. 3 1 Теоретические основы исследования деятельности государственных органов управления по повышению качества жизни населения ……………………..…. 9 1.1. Сущность и основные положения эффективности деятельности государственных органов управления …………..……………..……….. 9 1.2 Понятие «качество жизни» как критерий оценки эффективности государственного управления ………….……….……………………………. 13 1.3 Нормативно-правовые акты регулирующие вопросы эффективности государственного и муниципального управления ………….………………. 23 2 Качество населения Пензенской области как важнейший социально-экономический показатель регионального развития …………………………. 29 2.1 Оценка качества жизни населения в Пензенском регионе …….……… 29 2.2 Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Пензенской области …………………………………………….….. 38 3 Анализ развития региона и разработка рекомендаций по совершенствованию качества жизни …………………………………………………………………… 49 3.1 SWOT-анализ развития региона ………………………………….……. 49 3.2 Рекомендации по совершенствованию качества жизни в Пензенском регионе ………………………………………………………………………… 58 Заключение …………………………………………..………………….………... 72 Список используемых источников ……………………………………………... 75 Приложения ………………………………………………………………………. 82 ?
Список литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с изменениями на 14 марта 2020 года) [Электронный ресурс] Дата обновления: 1.07.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021 2. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021 3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.12.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021 4. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 года № 548 [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.11.2017. Доступ из системы ГАРАНТ 2021 5. О концепции развития системы образования Пензенской области на 2012 - 2021 годы. Постановление правительства Пензенской области от 28 августа 2012 года N 442-рП. (с изменениями на 14 декабря 2020 года) [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/949116841 (дата обращения: 23.01.2021). 6. О развитии здравоохранения Пензенской области. Постановление правительства Пензенской области от 2 октября 2013 года N 743-пП (с изменениями на 26 декабря 2020 года) [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/424055922 (дата обращения: 23.01.2021). 7. О содействии занятости населения в Пензенской области. Постановление правительства Пензенской области от 8 октября 2013 года N 752-пП (с изменениями на 30 декабря 2020 года) [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/423862606 (дата обращения: 23.01.2021). 8. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2022 годы»: Постановление Правительства Пензенской области от 30 октября 2013 года N 804-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.09.2018. Доступ из системы Консультант Плюс 2021 9. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2022 годы»: Постановление правительства Пензенской области от 30 октября 2013 года № 805-пп [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.07.2020. Доступ из системы Консультант Плюс 2021 10. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения пензенской области на 2014 - 2024 годы»: Постановление Правительства Пензенской области от 1 ноября 2013 года N 811-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 30.07.2019. Доступ из системы Консультант Плюс 2021 11. Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Пензенской области. Закон Пензенской области от 26.12.2013 № 2505-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.05.2019. Доступ из системы ГАРАНТ 2021 12. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Пензенской области. Постановление Правительства Пензенской области от 22.10.2015 N 588- пП [Электронный ресурс] Дата обновления 24.10.2020. Доступ из системы ГАРАНТ 2021 13. О формировании комфортной городской среды на территории Пензенской области на 2018 - 2022 годы. Постановление правительства Пензенской области от 01 сентября 2017 г. № 414-пП (с изменениями на 30 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/450337050 (дата обращения: 23.01.2021) 14. Об утверждении Региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Пензенской области" Постановление правительство пензенской области от 19 октября 2020 г. № 720-пП. [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.10.2020. Доступ из системы Консультант Плюс 2021 15. Аджубей Р. В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению // Молодой ученый.- 2017.- №1.- С. 135-140. 16. Бондарева, Л.В. Государственное управление: Учебное пособие. - М.: Инфра- М.- 2016. – С. 210-223. 17. Бутова Т.В., Добрина Л.Р. Эффективность деятельности органов власти. - М.: Инфра- М.- 2019.- С. 184. 18. Валуйсков Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый.- 2020.- №3.- С. 43-57. 19. Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити.- 2019. – С. 332-337. 20. Гагаринова К.С. Роль государства в регулировании безопасности жизни и здоровья населения // Вестник науки и образования.- 2019.- № 12-3.- С. 21-23. 21. Герасикова Е.Н. Региональные аспекты управления качеством жизни населения в России // Universum: экономика и юриспруденция: электронный научный журнал.- 2018.- № 1.- С. 19-27. URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/6788 (дата обращения: 23.01.2021). 22. Динамика среднедушевых денежных доходов и расходов населения // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnz.gks.ru/ (дата обращения: 23.01.2021). 23. Динамика уровня жизни населения// Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/standards_of_life/ (дата обращения: 23.01.2021). 24. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие. - М.: Смысл.- 2018. – С. 140-148. 25. Захаров Н.И. Деятельность региональных органов власти и управления по улучшению качества жизни населения. - М.: Инфра- М.- 2016. – С. 64-72. 26. Зверева Н.В. Оценки уровня жизни семей по данным социологических исследований // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -М.: М-Студио.- 2019 - С.117-120. 27. Землянухина Н.С. Современные тенденции в сфере занятости населения // Гуманитарный научный журнал.- 2019.- № 6.- С. 38-43. 28. Индекс развития человеческого потенциала в регионах России [Электронный ресурс] URL: http://undp.ru/nhdr2006_07rus/Chapter9.pdf (дата обращения: 23.01.2021) 29. Калиногорский Н.А. Повышение качества жизни на основе автоматизации управления. - Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing.- 2016. – С. 25-31. 30. Карасик Е.А. Проблема исследования качества жизни населения // Экономические науки. - 2019. - №11. - С. 19-24. 31. Комплексное наблюдение условий жизни населения в 2019 году // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL:http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/standards_of_life (дата обращения: 23.01.2021) 32. Кормишкина Л.А. Эффективности управления территорией. - М.: Инфра- М.- 2018.- С. 211-219. 33. Куклин А.А., Кривенко Н.В., Кривенцова Л.А. Социально-экономические тренды развития регионов// Уровень жизни населения регионов России. - М.: ИНФРА-М.- 2016.- с. 49-59. 34. Лазарев В.Н. и др. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения области. - М.: Норма.- 2016. С. 89-96 c. 35. Лукьянов А.С. Анализ оценки показателей государственных органов управления по повышению качества жизни населения // Вестник Воронежского института высоких технологий.- 2017.- № 1.- С.- 44-46. 36. Мазепина О.Ю. Проблемы определения и измерения уровня и качества жизни населения // Проблемы развития территории. - №6. – 2016 – C. 83-88. 37. Митрошин А.А. Методы оценки качества жизни населения и социально-экономической дифференциации территорий. - М.: ИНФРА-М.- 2018. С. 74-77. 38. Мирошников С.Н. Вопросы управления социально- экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования // Управленческое консультирование. - 2018. - № 12. - С. 70 - 90. 39. Нагуманова О.М. Выявление основных тенденций повышения качества жизни населения // Гуманитарные научные исследования.- 2018.- № 9.- С. 24-31. 40. Найдёнова Л.И., Коновалов А.П. (ред.) Социально-экономическое развитие и качество жизни: история и современность.– Пенза. Семипалатинск: Социосфера.- 2015. – С. 51. 41. Новиков А.В. Качество жизни населения российских городов // Право и образование. - 2016 - №7. – С. 105-118. 42. Осипов А.К. Эффективность государственного управления: механизм ее реализации. - М.: Юнити.- 2019. – С. 271-273. 43. Основные показатели здравоохранения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по области. URL: http://pnz.gks.ru (дата обращения 23.01.2021). 44. Официальный сайт Пензенской статистики [Электронный ресурс] https://pnz.gks.ru/ (дата обращения: 23.01.2021). 45. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] http://trud.pnzreg.ru/ (дата обращения: 23.01.2021). 46. Пензенская область 2019 в цифрах. Статистический справочник [Электронный ресурс] https://pnz.gks.ru/publications_electronic_versions?print=1 (дата обращения: 23.01.2021). 47. Позудов А.А., Языкова В.С. О теории и измерении качества человеческой жизни // Проблемы прогнозирования. - 2020. - №4. - С. 84-107. 48. Потребление основных продуктов питания в домашних хозяйствах Пензенской области // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL:http://rosstat_ts/pnz/ru/statistics/standards_of_life/ (дата обращения: 23.01.2021) 49. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум. - Москва: СИНТЕГ.- 2016. – С. 307-311. 50. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - М.: Питер.- 2017. – С. 439-456. 51. Сайт мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения: итоги 2019 года [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/view/806994984/page (дата обращения: 23.01.2021). 52. Социальная сфера. Статистика «здравоохранение» // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по области. Официальный сайт. URL: http://pnz.gks.ru (дата обращения 23.01.2021) 53. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года // Анализ достигнутого уровня социально-экономического развития Пензенской области [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/file/20d4a45e5d60ac0d004b9735108b8f6c/24122018po.pdf (дата обращения: 23.01.2021). 54. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года // SWOT-анализ развития региона [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/file/20d4a45e5d60ac0d004b9735108b8f6c/24122018po.pdf (дата обращения: 23.01.2021). 55. Структура денежных расходов населения в 2017 году// Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/standards_of_life/ (дата обращения: 23.01.2021). 56. Толпегин П. В. Организационно-правовое положение подразделений федеральных и региональных органов государственной власти, занимающихся рассмотрением качества жизни населения - М.: Ленанд.- 2018. – С. 52-71. 57. Учаева Т.В., Желудкова А.А. Проблема занятости и безработицы в Пензенской области. Пути её решения // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52646 (дата обращения: 23.01.2021). 58. Численность постоянного населения Пензенской области (динамика)// Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/population/ (дата обращения: 23.01.2021)
Отрывок из работы

1 Теоретические основы исследования эффективности деятельности государственных органов управления по повышению качества жизни населения 1.1 Сущность и основные положения эффективности деятельности государственных органов управления Стремление к улучшению эффективности деятельности органов государственной власти является одной из стратегических задач развития современного общества. Сфера государственного управления призвана создавать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса за счет имущества, находящегося в государственной собственности, средств государственного бюджета, имущественных прав государственных образований и учреждений в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы государственного значения. В связи с этим под эффективностью государственного управления можно понимать результат управления (точнее «вмешательства» в ключевые процессы), который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение [50, c. 110-112]. Органы государственной власти, в соответствии с законодательством России, имеют право самостоятельно, под свою ответственность организовать управление с целью достижения поставленных перед государством задач [3]. Эффект от государственного управления представляет собой способность субъекта государственного управления целенаправленно воздействовать на объект с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 59 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 83 страницы
1150 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 50 страниц
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg