Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

alex_m 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
В ходе исследования мы получили результаты, которые являются ответами на поставленные во введении задачи. По первой задаче, касающейся уточнения сущности жизненных ценностей в психолого-педагогической литературе, мы утверждаем, что понятие «жизненные ценности» имеет несколько значений: это и реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека; это и мотивационные структуры личности. Жизненные ценности – термин, широко используемый в социологической и философской литературе. Основное содержание ценностного отношения – политическое, философское (мировоззренческое), нравственное убеждение человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения.
Введение

Актуальность сегодня все больше приобретает проблема формирования жизненных ценностей подростка. Во-первых, жизненные ценности во многом задают жизненную позицию и мировоззрение подростка. При этом рассмотрение и сама постановка вопроса о значимых для школьника жизненных ценностях требует учета тех возрастных изменений, которые, происходят в ценностно-нормативной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Во-вторых, нельзя не отметить влияние социально-стратификационных факторов на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, когда все большую значимость приобретают вопросы, связанные с установлением социальной идентичности и социальной дифференциацией. В связи с этим можно предположить, что ценностные ориентации современных подростков будут изменяться в зависимости от уровня образования их родителей, а также от позиции, занимаемой самим школьником в учебном классе. И наконец, в-третьих, становление ценностных ориентаций подростка происходит в ситуации серьезных социальных, экономических и политических изменений в современном обществе. Сейчас меняется образ мира, по-другому рассматривается место человека в нем, молодежь отказывается от привычных стереотипов, идет переоценка ценностей. Социально-экономическая ситуация в стране за последние годы кардинально изменилась, изменился мир, в который входит подросток. Меняются ценности и нормы, стали иными модели поведения. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о социализации молодежи, о формировании их жизненных ценностей. Благодаря современным педагогическим и социологическим исследованиям становится ясно, что жизненные намерения подростков еще не точно определены, большинство выпускников не готово к самостоятельному выбору профессии, жизненного пути. Проблема изучения жизненных ценностей старшеклассников разных классов обусловлена тем, что они являются носителями будущего, и выбор ими ценностей во многом определяет это будущее, способствует конструированию собственного смысла жизни. Именно этот возраст многие психологи считают «сензитивным» для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности. Проблема формирования жизненных ценностей все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование жизненных целей, определение способов их достижения, а также построение собственной профессиональной модели деятельности в социуме. Данный психологический феномен изучался, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование жизненных ценностей внесли педагоги и психологи: Л.И. Анцыферова, И.В.Архипова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование формирования жизненных ценностей представляется особенно актуальной проблемой. В связи с этим встает проблема формирования жизненных ценностей у учащихся в старшем школьном возрасте за счет уточнения их сущности, определения уровней сформированности,а также обоснования программы, направленную на формирование жизненных ценностей учащихся старших классов и проверки ее результативности. Объектомисследования являются жизненные ценности учащихся старших классов. Предмет исследования – процесс формирования жизненных ценностей учащихся старших классов. Цель-теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы формирования жизненных ценностей учащихся старших классов. Гипотеза исследования - процесс формирования жизненных ценностей учащихся старших классов будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия: - изучены актуальные для старшеклассников виды жизненных ценностей и их социальная обусловленность; - проведена исходная диагностика сформированностижизненных ценностей учащихся старших классов; - разработана и реализована социально-педагогическая программа по формированию жизненных ценностей учащихся старших классов. Задачи исследования: 1. Уточнить сущность жизненных ценностей в психолого-педагогической литературе. 2. Определить виды жизненных ценностей и их социальную обусловленность. 3. Проанализировать уровнисформированностижизненных ценностей учащихся старших классов. 4. Разработать и внедрить программу, направленную на формирование жизненных ценностей учащихся старших классов, а также проверить ее результативность. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение нормативно-правовых документов; обобщение и систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта; - эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ документации, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); -математические: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности. Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ№232, 11 «А» класс, в количестве 20 человек, из них- 12 девочек и 8 мальчиков. Теоретическая значимость - уточнены понятия жизненных ценностейв психолого-педагогической литературе; систематизированы знания о видах жизненных ценностей и их социальная обусловленность; выявлена сущность процесса формирования жизненных ценностейучащихся старших классов. Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран диагностический инструментарий по проблеме исследования, разработана и экспериментально проверена социально-педагогическая программа, результаты исследования могут служить теоретической и практической базой для решения проблемы формирования жизненных ценностей учащихся старших классов. Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения (5 стр.), двух глав (38 стр.), заключение (5 стр.) и списка использованных источников в количестве 52.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………...7 1.1 Понятие жизненных ценностей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7 1.2 Виды жизненных ценностей и их социальная обусловленность………...14 Вывод по первой главе………………………………………………………….21 ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ………………………………………………………..23 2.1. Диагностика уровня сформированности жизненных ценностей учащихся старших классов…………………………………………………………………23 2.2. Разработка и внедрение программы, направленной на формирование жизненных ценностей учащихся старших классов……………………………31 Вывод по второй главе…………………………………………………………..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..51 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...56
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания. - М.: Владос, 2018. – 251 с. 2. Анисимов,С.Ф.Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов - М.: Мысль, 2017. -253 с. 3. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности. // Человек в системе наук. - М.: Психологическая мысль, 2019. - 433 с. 4. Архипова, И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения. // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - №5. - С. 183-188. 5. Бобнева, М.И., Дорофеев, Е.Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. - М.: Изд-во ИП РАН, 2017. - 271 с. 6. Бодалев, А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 256 с. 7. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова. // Вопросы психологии. - 2018. - № 5. - С. 99-105. 8. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/С.В. Васильева - СП б.: ВВМ , 2018. — 128 с. 9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - 247 с. 10. Вебер, М. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. – М.: Наука, 2018. –249 с. 11. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2018. - 1136 с. 12. Галажинский, Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Ин-т психологии РАН, 2018. - С. 52-63. 13. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2017. - С.136-142. 14. Головей, Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости. - СПб.: ЛИДЕР, 2016. - 526 с. 15. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молод?жи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2018. - № 4. - С. 53-57. 16. Гончарова, Т.Н. Ценностные ориентации современных старшеклассников. // Психология, социология и педагогика. - 2018. - №6. - С.41-47. 17. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2018. - № 8. - С. 118-122. 18. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 272 с. 19. Журавлев, А.Л. Динамика ценностных ориентаций старших школьников в условиях социально-экономических изменений. // Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. - 230 с. 20. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 317с. 21. Знаков, В.В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Ин-т психологии РАН, 2018. - С.82-90. 22. Ильин, Е.П., Пинигин, В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности. // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. - Вып. 5. - С.66-71. 23. Козлов, А.А., Гришина, Е.А., Ильинский, И.М. Ценностные ориентации молодежи. // Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Молодая гвардия, 2017. - С.72-79. 24. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М.: Издательство Просвещение, 2017. - 352 с. 25. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 940 с. 26. Криводонова, Ю.Е., Нугаева, О.Г. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации». // Специальное образование. - 2018. - №2. - С.122-128. 27. Кузнецова, И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определённого пола в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2018. - 238 с. 28. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: ЛИДЕР, 2018. - С. 372-377. 29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 2018. - 177 с. 30. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 2018. - 242 с. 31. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. // Психологическое обозрение. - 2018. - №1. - С.31-37. 32. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. - 2018. - №5. - С. 25-29. 33. Марцинковская, Т.Д. Психология развития. 3-е изд. - М.: Академия, 2017 - 528 с. 34. Мухина, В.С. Возрастная психология. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 456 с. 35. Наумова, И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 2018. - 200 с. 36. Непомнящая, Н.И. Ценностность как личностное основание: типы. Диагностика. Формирование. - НПО МОДЭК, 2018. - 236 с. 37. Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности. // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 22-30. 38. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 328 с. 39. Парсонс, Т.О структуре социального действия.-М.: Академический проект, 2019. - 184 с. 40. Попова, И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников. - М.: Слово, 2018. - 126 с. 41. Риккерт,Г. Философия жизни // РиккертГ. -М.: Прогресс, 2016. – 254 с. 42. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. -2018. -№5. -С. 20-28. 43. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Проспект, 2018. -200 с. 44. Смирнов, А.М. Система базовых ценностей и методы их эмпирического исследования / А.М. Смирнов // Ментальность России. - 2018. -С. 30-39. 45. Собкин, В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. - М.: Гардарики, 2018. - 131 с. 46. Тугаринов, В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 2018. - 215 с 47. Узденова, Е.К. Формирование ценностного отношения к родительству у старшеклассников //Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск. «Педагогика». -Ростов н/Д: РГПУ, 2018. - №4. С. 125-130. 48. Урбанович, Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье // Воспитание школьников.-2017. -№1.- С. 45-49 49. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Свое издательство, 2017. -403 с. 50. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 569 с. 51. Харламенкова, Н.Е. Сущность и механизмы ценности Я. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей; отв. ред. В. В. Знаков, Г.В. Залевский. - М.: Ин-т психологии РАН, 2018. - С.152-161. 52. Шакуров, Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления. // Вопросы психологии. - 2018. - №5. - С.18-33.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 1.1 Понятие жизненных ценностей в психолого-педагогической литературе При изучении жизненных ценностей с наибольшей частотой используются следующие понятия: ценности, личностные ценности, ценностные ориентации. Самое широкое из вышеперечисленных - это понятие «ценности», поскольку может обозначать ценности общественные (объективные) и личностные (субъективные). Для большинства справочных изданий, предназначенных для толкования психологических понятий, характерно трактовать ценности как объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного, качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым, а также важность, значение. Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривала ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые выступают в качестве единого совокупного субъекта. В работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна показана доминирующая роль жизненных ценностей в организации активности человека. При раскрытии ядерной составляющей структуры личности они выделяли ценности, разделяемые людьми, особенно при описании высшего уровня мотивационно-смысловой регуляции. Б.Г.Ананьев отмечал, что «психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей». А.А. Бодалев подчеркивал, что «человек как личность в своем целеполагании и в своем повседневном поведении всегда выступает как выразитель жизненных ценностей». С.Л. Рубинштейн рассматривал ценность как «значимость для человека чего-то в мире» и считал, что только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg