Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И ЦИФРЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности, связанной с увеличением востребованности потенциала компьютерных средств обучения в дошкольном образовании детей.
Введение

Актуальность. В данное время по этой причине с введением новых стандартов начального общего образования значительно изменились требования к математической подготовке детей к обучению в школе. Современные исследователи А. В. Белошистая, Л. В. Воронина, В. А. Козлова, Л. Г. Петерсон выявили явные недостатки общепринятой в дошкольной образовательной организации работы по формированию математических представлений, взаимообусловленные предпочтительной направленностью образовательного процесса на формирование математических представлений, умственных способностей, а также умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости, что модернизирует пересмотр содержательных и целевых аспектов образовательного процесса, поиск новых способов, методов и форм взаимодействия педагога с детьми. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование на занятиях непосредственно образовательной деятельности компьютерных средств обучения. Изучение и анализ научно-педагогической литературы (В. Н. Аванесова, А. Н. Давидчук, Ю. С. Григорьева, Д. В. Менджерицкая, А. А. Каравка, И. Л. Матасова, Л. Ю. Павлова, А. А. Смоленцева, А. И. Сорокина, Н. Я. Михайленко, В. П. Мурашко и других) показал, что проблема компьютерных средств обучения, изучения их структуры и сущности, особенностей их использования в образовательном процессе является недостаточно разработанной, но на современном этапе развития, обращает на себя внимание научного сообщества. В отечественной дошкольной педагогике компьютерные средства обучения рассматриваются в разных контекстах: и как абсолютный вид детской деятельности, и, как метод, форма организации детей и как эффективное средство обучения и воспитания. Однако анализ методических пособий и практики использования компьютерных средств обучения с математическим содержанием показал, что педагоги испытывают определенные затруднения в организации работы с информационными технологиями. Между тем теоретические основы формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в работах ученых (А. В. Белошистая, В. В. Данилова, Е. В. Колесникова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Е. И. Щербакова и др.). Эти авторы утверждают, что сформировать счетную деятельность у дошкольников возможно только в процессе целенаправленного их обучения порядковому счету, сравнению чисел и множеств, определению состава однозначных чисел, вычислительным навыкам и умению решать простейшие арифметические задачи. Таким образом, целеустремленное формирование предпосылок к развитию вычислительной деятельности у детей обеспечивает содержательную преемственность дошкольного и начального математического образования. На сегодняшний день в современной теории и практике существуют попытки раннего, начиная с 4-5 лет обучения детей решению арифметических задач (Е. В. Колесникова, Л. Г. Петерсон, Е. В. Соловьева и др.), что часто приводит к путанице у воспитанников методов выполнения вычислительных и счетных действий, что приводит к усложнению процесса дальнейшего обучения. Вычислительные действия выполняются с числами, а не с предметными множествами, поэтому их усвоение требует достаточного уровня развития абстрактного мышления, а также сформированных представлений о числе и числе. Во ввиду этого такие ученые, как А. В. Белошистая, А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева, З. А. Михайлова, Л. С. Метлина, считают целесообразным формировать у детей дошкольного возраста только предпосылки к овладению вычислительной деятельности. Анализ научно-методической и исследовательской литературы, а также педагогической практики позволил отобрать противоречия: - между изученностью феномена вычислительной деятельности и несостоятельностью методических способов к формированию предпосылок ее развития в дошкольном возрасте; - между признанием компьютерных технологий, которые являются результативным методом обучения детей, начиная с 4 до 7 лет в формировании у них представлений о числе и цифре как принцип освоения вычислительной деятельности. Отобранные противоречия позволили определить проблему исследования, которая состоит в поиске эффективных средств усовершенствования процесса формирования у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре с помощью компьютерных средств обучения. Компьютер, служит самым современным инструментом обработки информации, может также служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных игр, на занятиях непосредственной деятельности в дошкольной образовательной организации является одной из новейших и наиболее актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогики. Общение дошкольников с компьютером начинается с компьютерных игр, в идеале тщательно подобранных родителями или педагогами с учетом возрастной и образовательной направленности. При соответствующем подходе многие направления работы с детьми можно дополнить обучающими и развивающими компьютерными играми. Компьютер рассматривается не как отдельное учебное игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединяться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду в дошкольной образовательной организации. Отечественные и зарубежные ученые С. Новоселова, Г. Петку, Пашелите, С. Пейперт, И. Б. Хантер утверждают, что использование компьютерных игр в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации не только возможно, но и необходимо. А навыки, которые ребенок может развить с помощью компьютера, станут полезными и не потеряют актуальности в будущем. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование у дошкольников 6-7 лет представлений о числе и цифре с помощью компьютерных средств обучения». Объект исследования: формирование у дошкольников представлений о числе и цифре в условиях дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: комплекс игровых упражнений и заданий с использованием компьютерных средств обучения, направленных на формирование у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре. Цель исследования: определить теоретически обоснованный комплекс упражнений и заданий, с использованием компьютерных средств обучения, способствующих эффективному формированию у дошкольников 6-7 лет представлений о числе и цифре. Задачи исследования: 1. Описать механизм формирования у дошкольников 6-7 лет представлений о числе и цифре. 2. Охарактеризовать основы методики формирования у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре в непосредственной образовательной деятельности. 3. Раскрыть возможности компьютерных средств обучения в формировании у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре в ДОО. 4. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровень сформированности представлений о числе и цифре у детей 6-7 лет. Гипотеза: формирования у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре будет идти эффективнее, если в непосредственную образовательную деятельность включать созданные с помощью компьютерных средств обучения игровые упражнения и задания следующих групп: - на установление взаимно-однозначного соответствия между группой объектов и числом; - на понимание независимости числа от признаков объектов в множестве; - на распознавание цифры, обозначающей число объектов; - на называние числительных с опорой на динамическую модель и способы формирования числа; - на знание состава чисел от 1 до 10. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретические аспекты исследований процесса формирования счетной и вычислительной деятельности и представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста (А. В. Белошистая, Л. В. Воронина, В. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр и др.); теоретические аспекты изучения дидактической игры как вида детской деятельности и педагогического средства (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Ю. С. Григорьева, А. Н. Давидчук, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); теоретические аспекты использования дидактических игр в процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (А. А. Каравка, З. А. Михайлова, И. Л. Матасова, В. П. Мурашко, М. Н. Перова, А. А. Смоленцева и др.). Методы, используемые в ходе исследования: Теоретические: системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической литературы, Практические: диагностирование детей, опытно-поисковая работа, методы количественной обработки и качественного анализа результатов. База исследования: МДОУ «Детский сад № 9 КВ» г. Богородицк. Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, позволяющего определить уровень сформированности представлений о числе и цифре у детей 6-7 лет; а также в разработке комплекса упражнений и заданий с использованием компьютерных средств обучения, которые способствуют становлению данных представлений. Представленные разработки могут быть использованы в практической деятельности воспитателей старших и подготовительных групп детских садов, а также учителей начальных школ. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И ЦИФРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 1.1. Механизм формирования у дошкольников 6-7 лет представлений о числе и цифре……………………………………………………………………10 1.2. Основы методики формирования у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре в непосредственной образовательной деятельности………………...15 1.3. Возможности компьютерных средств обучения в формировании у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре в дошкольной образовательной организации………………………...................................................................... 26 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 29 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И ЦИФРЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. 2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о числе и цифре у детей 6-7 лет……………………………………………………………………. 33 2.2. Упражнения и задания с использованием компьютерных средств обучения, направленные на формирование у детей 6-7 лет представлений о числе и цифре…………………………………………………………………… 47 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 55
Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры / В.Н.Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. – С. 176-212. 2. Алиева, Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова. – М.: Сфера, 2013. – 320 с. 3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. 4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для пед. вузов / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2013. – 143 с. 5. Белошистая, А.?В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс – минус. – 2012. – № 2. – С. 3-11. 6. Белошистая, А.В. Почему ребенку трудна математика даже в начальной школе?/ А.В. Белошистая // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С.49-58. 7. Белошистая, А.В. Предшкольная математическая подготовка: цели, психологический смысл и задачи / А.В. Белошистая // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 23-31. 8. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая.– М.: ВЛАДОС, 2011.– 400 с. 9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с. 10. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов. – 2-е изд., исправ. и доп – М.: Начальная школа, 2012. – 160 с. 11. Воронина, Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л.В. Воронина. – Екатеринбург, 2011. – 47 с. 12. Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2019. – 190 с. 13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2014. – 512 с. 14. Григорьева, Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю.С. Григорьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 69 с. 15. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с. 16. Гурбатова, Е.Р. Методика формирования готовности старших дошкольников к обучению математике в школе на основе онтогенетического подхода: дис. канд. пед. наук / Е.Р. Гурбатова. – Ярославль, 2018. – 203 с. 17. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова; под ред. Т.В. Цветковой. – М.: Сфера, 2013. – 176 с. 18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. – 464 с. 19. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с. 20. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2011. – 512 с. 21. Каравка, А.А. Философские и психологические аспекты дидактических игр в математике / А.А. Каравка // Философия образования. – 2012. - № 5. – с. 122-127. 22. Козлова, В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В.А. Козлова. – М., 2013. – 47 с. 23. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике : метод, пособие для родителей и воспитателей /B.А. Козлова. М.: Школ. Пресса, 2012. – 110 с. 24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I – М.: Педагогика, 2013. – 392 с. 25. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М.: Просвещение, 2014. – 368 с. 26. Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника / И.Л. Матасова // Психолог в детском саду. – 2019. - №4. – С. 51-76. 27. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник. / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева ; под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. – Пермь, 2013. – 208 с. 28. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.– 157 с. 29. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2012. – 162 с. 30. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 378 с. 31. Мурашко, В.П. Роль дидактической игры в умственном развитии ребенка / В.П. Мурашко // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 6. – С. 74-75. 32. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 96 с. 33. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 3 . 34. О преемственности в обучении математике / Н.Я. Попова, В.И. Стаховская, А.В. Сочнева. – М.: Новая школа, 2018. – 97 с. 35. Основы дошкольной педагогики / Коломийченко Л.В., Зорина Н.А., Половодова Л.С., Прозументик О.В., Григорьева Ю.С., Грибанова М.В., Токаева Т.Э.; под общей ред. Коломийченко Л.В. – Пермь, 2013. – 160 с. 36. Павлова, Л.Ю. Дидактические игры как средство экологоэстетического воспитания детей 5-7 лет: моногр. канд. пед. наук/ Л.Ю. Павлова. – М., 2012. – 48 с. 37. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2016. – 144 с. 38. Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2015. – 80 с. 39. Петерсон, Л.Г. Программа по математике дошкольной подготовки детей З-6 лет «Ступеньки» / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2017. – 47 с. 40. Пособие для обучения чтению детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ Л.Е. Жукова, М.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2018. – 202 с. 41. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. 42. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 208 с. 43. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина – М.: ТЦ Сфера, 2018.– 128 с. 44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селеко. – М.: Наука, 2018. – 256 с. 45. Сергеева, И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков. автореф. дис. … канд. пед. наук/ И.А. Сергеева. – М., 2018. – 36 с. 46. Смирнова, Е.О. Игры с правилами / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психолог в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 19-26. 47. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. для воспитателя дет. сада / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2017. – 97 с. 48. Смолякова, И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников/ И.Н. Смолякова. – Мозырь: Содействие, 2011. – 116 с. 49. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. 50. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2018. – 304 с. 51. Сударенко, Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников / Е.С. Сударенко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - №10 (40). – С. 112-119. 52. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2011. – 274 с. 53. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 2016. – 128 с. 54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с. 55. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 392 с. 56. «Играемся». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.igraemsa.ru свободный - Загл. с экрана. 57. Bibusha.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bibusha.ru свободный - Загл. с экрана. 58. Kids Smart. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kids-smart.ru свободный - Загл. с экрана. 59. uchi.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchi.ru - свободный - Загл. с экрана.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И ЦИФРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Механизм формирования у дошкольников 6-7 лет представлений о числе и цифре Согласно ст. 11 закона «Об образовании в Российской Федерации» воспитательная работа любого дошкольного учреждения должна обеспечивать необходимую подготовку детей к школе, тем самым реализуя принцип преемственности. Анализ исследований, раскрывающих содержательные аспекты преемственности в математическом образовании дошкольников и младших школьников, позволяет выделить три подхода к решению данной проблемы. Первый подход основан на идее проведения предматематической подготовки детей, которая является частью общей подготовки детей к школе. Сторонниками такого подхода к формированию математических представлений у дошкольников являются: А. А. Столяр, А. М. Леушина, Л. А. Парамонова, В. В. Давыдов и другие. По мнению А. М. Леушиной, целью предматематической подготовки является не только накопление определенного запаса знаний, но и умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных способностей, которые создадут основу для дальнейшего успешного усвоения математического содержания [25]. Как отмечает А.В. Белошистая, предматематическая подготовка важна не только с точки зрения изучаемого, но и с психологической стороны, поскольку ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира [7]. Сторонники второго подхода (Л. Г. Петерсон, Е. В. Соловьева и др.) представляют подготовку детей к школе как перенос отдельных элементов программы первого класса на работу с дошкольниками [38, 39].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg