Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

alex_m 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Проблема развития представлений о временах года была отмечена в исследованиях ряда педагогов и психологов Л.Г. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдовой, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Флериной и др. Однако практический аспект решения этого вопроса средствами изобразительной деятельности остается недостаточно раскрытым.
Введение

Проблема формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в последнее время является достаточно актуальной. У большинства детей старшего дошкольного возраста возникают трудности с запоминаем названий месяцев времен года. Так же имеются сложности при перечислении детьми отличительных особенностей каждого времени года. В связи с этим для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных форм и методов развития у дошкольников представлений о временах года. Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность, так как она вызывает положительные эмоции, создает неординарное видение замысла, а также формирует способность к быстрому «вхождению» в образ. Н.А. Ветлугина [], Г.Г. Григорьева [], Т.С. Комарова [], И.А. Лыкова [29], Е.А. Флерина [] и др. отмечают, что рисование, лепка и аппликация являются одними из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, они связаны с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [22, 30]. В работах Л.С. Выготского, А.М. Леушиной, А.А. Люблинской, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, О.А. Фунтиковой, Н.И. Чуприковой, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени года осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность, текучесть, необратимость, одномерность. Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность, с трудом находят отличительные особенности каждого времени года [7, 40, 41]. В.Б. Косминская отмечала, что изобразительная деятельность, в силу своей конкретности и наглядности оказывает на детей большое влияние, дает возможность познакомить их с новыми технологиями, обогащает представление об окружающем мире, развивает эмоциональную отзывчивость, творческую инициативу [24, с.10]. Исследования особенностей формирования изобразительной деятельности представлялись в работах Н.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Е.А. Флериной и др. Изобразительная деятельность позволяет в наглядной форме отразить впечатления, представления, свойства предметов. В дошкольной педагогике имеются теоретические разработки, освещающие методику формирования представлений о временах года, однако исследований, в которых представлены особенности использования изобразительной деятельности с этой целью крайне мало. Это обозначило проблему исследования: каковы педагогические условия исследования изобразительной деятельности с целью формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста. На основании анализа актуальности и проблемы исследования нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Формирование у старших дошкольников представлений о временах года посредством изобразительной деятельности». Цель исследования: теоретически обосновать и разработать календарно - тематический план по формированию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности. Объект исследования: процесс формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста. С учетом поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 1. проанализировать проблему формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях; 2. определить педагогические возможности использования изобразительной деятельности в формировании представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста; 3. выявить критерии, показатели и уровни сформированности представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста; 4. разработать и апробировать календарно тематический план по формированию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Гипотеза исследования: изобразительная деятельность будет выступать эффективным средством для формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста если: 1. будут использованы разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование); 2. будут использованы нетрадиционные техники изобразительной деятельности; 3. будет проведена подробная предварительная работа на каждом занятии. Опытно-экспериментальной базой исследования выступило частный центр дополнительного образования «Груша Кидс» города Хабаровск. В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методика В.П. Новиковой, Э.Ф. Замбицявичене «Времена года»; методика И.В. Двоеглазовой игры «Чудесный мешочек»; методика Сунцовой А.В., Курдюковой С.В. «12 месяцев», педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка экспериментальных данных. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 8 1.1. Особенности формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста 8 1.2. Изобразительная деятельность как средство формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста 12 2 Глава. Опытно – экспериментальная работа по формированию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста 21 2.1 Характеристика представлений о временах года у старших дошкольников 21 2.2 Организация и содержание работы по формированию представлений о временах года и детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 30 Заключение 34 Библиографический список: 36 Приложение 1 42
Список литературы

1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст]/ А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2015. – 344 с. 2. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей [Текст]/ О.Е. Белобрыкина. – М.: Никея, 2016. – 216 с. 3. Белошистая, А.В. Волшебные краски. 3 – 5 лет [Текст]/ А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. // Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2016. – 32 с. 4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. Факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Болошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 5. Веракса, Н.Е., Галимов, О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 76 с. 6. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Азбука, 2016. – 346 с. 7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014 – 96 с. 8. Галанов, А.С., Корнилова, С.Н., Куликова, С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст]/ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с. 9. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники [Текст]/ Г.В. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с. 10. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст]/ Т.Н. Дворянова. // Ребенок в детском саду. 2011. № 1. – с. 21-29. 11. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей: [монография] / В.Н. Дружинин; Рос. акад. наук, Ин-т психологии [Текст] / В.Н. Дружинин. // Учеб. пособие. – М.: Academia, 2014. – 216 с. 12. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству [Текст]/ Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2014. – 128 с. 13. Ефимова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный словарь [Текст]/ Т.Ф. Ефимова. – М.: Академия, 2000. – 770 с. 14. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды [Текст]/ A.B. Запорожец. – М.: Директ -Медиа, 2008. 287 с. 15. Ильин, Е.В. Психология творчества, креативность и одаренности [Текст]/ Е.В. Ильин. //Учеб. пособие – СПб.: Питер, 2009. – 312 с. 16. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – 256 с. 17. Киричек, К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях / К.А. Киричук // Kant. – 2016. – №1 (18). – С. 37–40. 18. Колль. Рисование красками [Текст] / Колль, Энн Мери. – М: ООО Издательство «АСТ», 2015. – 63 с. 19. Колль. Наука через искусство [Текст] / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер. – М.: ООО «Попурри», 2015. – 144 с. 20. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в старшей группе [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с. 21. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с. 22. Комарова, Т.С. Детское изо-творчество: что под этим следует понимать? [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2011. – 15 с. 23. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с. 24. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]/ Г.Г. Кравцов. // Учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 41 с. 25. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Текст]/ В.Г. Колягина. // Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2016. – 154 с. 26. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать [Текст]/ М.Д. Лахути. – Москва «Росмэн», 2015. – 96 с. 27. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст] / Е.Н. Лебеденко. – СПб: Детство-Пресс - 2003. – 80 с. 28. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 29. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 208 с. 30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия - 2010. - 452 с. 31. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ А.В. Никитина. – М.: КАРО, 2014. – 112 с. 32. Одинокова, Г. Ю. Шлеп…Ежик [Текст]/ Г.Ю. Одинцова. – Издательский дом «Карапуз», 2016. – 15 с. 33. Панова, P.C. Знаково-символическая деятельность как фактор формирования письменной речи / P.C. Панова // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. - № 8. - С. 67-72. 34. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст]/ Л.А. Парамонова. – М.: Олмамедиа групп, 2014. – 944 с. 35. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст]/ Л.В. Петухова. //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. №2. с. 23. 36. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддъяков // Школ.технол. – 2014. – №3. – С. 85-91. 37. Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 29–34. 38. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — 59 с. 39. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение - 1991. – 47 с. 40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер - 2000. – 712 с. 41. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками [Текст]/ О.М. Сахарова. – Издательский дом «Литера», 2015. – 32 с. 42. Смирнова, М.М. Изобразительная деятельность старших дошкольников [Текст]/ М.М. Смирнова. – М.: Учитель, 2009. – 272 с. 43. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в наследии А.В. Запорожца [Текст]/ Н.И. Титова. – М.: Академия, 2012. – 256 с. 44. Утробина, К. К., Утробин, Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир [Текст]/ К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с. 45. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]/ О.С.Ушакова. // Игры. Упражнения. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. – 176 с. 46. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст]/ А.А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с. 47. Фиона Уотт. Я умею рисовать [Текст]/ Фиона Уотт - М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013. – 96 с. 48. Чумичева, Р.М. Продуктивная деятельность в детском саду [Текст]/ Р.М. Чумичева. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с. 49. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. -160 с. 50. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Г.С. Швайко. // Старшая группа. Программа, конспекты – М.: Владос, 2013. – 160 с. 51. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]/ Г.Г. Григорьева. // - М.: 2000. 304-337 c. 52. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]. /Флерина Е.А. //- Москва.: 1956. - 160 с. 53. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Ветлугина Н.А.// - Москва.: 1972. - 287 с. 54. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. [Текст]/ Лурия А.Р //- Москва.: 2003. - 384 с. 55. Интернет-ресурсы: 56. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 57. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf 58. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ 59. Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf 60. Примерная основная образовательная программа «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf 61. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf 62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/wpcontent/uploads/2014/01/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B01.pdf 63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 64. Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru 65. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 1.1. Особенности формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Задача формирования представлений о времени года у дошкольников нашла отражение в ФГОС ДО, в области «Познавательной развитие». Эта проблема изучалась следующими авторами Я.А. Коменский [], К.Д. Ушинский [], Д. Локк [], Ж.Ж. Руссо [] и др. Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка преобладают образные формы сознания, и основными средствами, которыми ребёнок оперирует в этот возрастной период, являются образными: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные схемы и модели. С их помощью ребёнок обобщает непосредственный опыт, выделяет в окружающем наиболее существенное. Учитывая, что в наибольшей степени использование принципа замещения реальных объектов их моделями происходит в моделировании, данный способ познания в дошкольном образовании становится незаменимым в процессе развития у ребенка представлений о времени. А.М. Леушина говорила о необходимости постоянной работы по развитию у дошкольников представлений о времени года []. Так у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению с сезонами года складываются весьма неточные, отрывочные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждое время года. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о будущем, настоящем и прошлом времени. Психолог Л.А. Венгер замечает, что о времени года, месяцах дети говорят, как об «одушевленном» времени: «Когда придет лето? Куда ушла осень?». Дошкольник живет в настоящем времени: играми, событиями. Следовательно, представление о настоящем времени у него наиболее точное. Историческое время (его глубина) недоступны дошкольнику []. Как считается в личном опыте нет и не может быть мерки для отсчета давнопрошедшего времени. По мере накопления опыта ориентировки во времени в качестве показателей начинают использоваться объективные явления: «Наступила зима, потому что выпал снег, осень – это когда опадают листья». Дошкольники локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, хорошо им знакомые: «Елка – когда зима; отдыхаем на даче – когда лето» и др. Дети старшего дошкольного возраста уже активно пользуются временными наречиями. Знание отдельных временных категорий даётся ребёнку легче, чем осознание связей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно, по порядку месяцы, времена года. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребёнка привычным. Некоторые дети долго путают временные категории: «поздно» и «рано», «время года» и «месяц» и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 135 страниц
950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg