Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая коррекция тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей посредством нетрадиционных техник лепки

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном мире. В последние годы количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Во многом причины появления тревожности у младших школьников и подростков связаны с семьей и внутрисемейными отношениями. Именно в семейном окружении происходит формирование психики детей. Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья.
Введение

Актуальность исследования. Проблема тревожности занимает особое место в современном научном мире. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии и педагогике, но и в философии, медицине и социологии. Её рассматривают как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности. Особое внимание стоит уделять формированию состояния тревожности в условиях школы. Тревожность школьников характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. В последние годы количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Во многом причины появления тревожности у младших школьников и подростков связаны с семьей и внутрисемейными отношениями. Именно в семейном окружении происходит формирование психики детей. Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. Актуальность исследования проблемы тревожности связана с тем, что она не только оказывает влияние на учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры ребёнка. Поэтому необходимо вовремя провести коррекционную работу, которая будет способствовать формированию адекватного поведения у младших школьников, а также снижению общего уровня тревожности. Особенно важно осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка. Одним из методов коррекции поведения тревожного ребенка может быть художественная деятельность, в частности лепка. Данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей и уменьшению тревожности. Исходя из актуальности была сформулирована тема исследования «Психолого-педагогическая коррекция тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей посредством нетрадиционных техник лепки». В связи с этим обозначена проблема: каким образом снизить уровень тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей. Цель: обосновать эффективность использования нетрадиционных техник лепки как средства психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников из неполных семей. Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: нетрадиционные техники лепки как средство психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей. Задачи: 1. Проанализировать проблему тревожности детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе; 2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей 3. Рассмотреть нетрадиционные техники лепки как средство психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей 4. Определить эффективность использования нетрадиционных техник лепки в процессе психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективное преодоление трудностей поведения тревожных детей младшего школьного возраста из неполных семей может осуществляться через использование нетрадиционных техник лепки. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: 1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; сравнение, обобщение. 2. Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование. 3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Ижевск. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………6 1.1. Проблема тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей в психолого–педагогической литературе.……………………………….6 1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей………………………………………………………………….18 1.3. Нетрадиционные техники лепки как средство психолого-педагогической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей..…………………………………………………………………………….26 Выводы по первой главе...………………………………………………………36 Глава 2. Опытно–экспериментальное исследование по изучению влияния нетрадиционных техник лепки на снижение уровня тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей...………………………….38 2.1. Этапы организации и методическое обеспечение экспериментального исследования..........................................................................................................38 2.2. Деятельность педагога-психолога по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста из неполных семей.……………………48 2.3. Эффективность использования нетрадиционных техник лепки в коррекции тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей……………………………………………………………………………...53 Выводы по второй главе………………………………………………………...58 Заключение.………………………………………………………………………59 Список литературы………………………………………………………………61 Приложение...…………………………………………………………………….65
Список литературы

1) Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2011 г. – Бобруйск, 2011. 60 с. 2) Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка. М.:"ВЛАДОС". 2012. 17 с. 3) Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2002. 160 с. 4) Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МГУ, сер. Психология. – 2016, № 1. 32 с. 5) Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал – 2007, № 2. 6) Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования. - М.: Питер, 2008. - 464 с. 7) Богданова В.Б. Лепка фигурок из теста: кружок «Декоративное искусство» /В.Б. Богданова// Начальная школа.-2005.-№7.- 77-79 с. 8) Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. – 2013, – № 1. 42 с. 9) Бурлачук JI.Ф., Морозов С.М., Психодиагностика. М.:"ВЛАДОС". 2013. 200 с. 10) Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 2014. 404 с. 11) Глушков С.Г. Объемные фантазии: занятия в мастерской керамики// Начальная школа.-2014.-№2.-С.74-77. 12) Головей Л.А.,. Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии СПб.,2014 685 с. 13) Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2016. 164 с. 14) Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. - М., 2011. - №11. - С. 108-118. 15) Демидов, A.M. Проблемы детей из неполных семей. [Текст]/ А.М. Демидов.- М.: Просвещение, 2004. – 176 с 16) Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с. 17) Ершова, Н.М. Воспитание детей в неполной семье / Н.М. Ершова. – М.: Прогресс, 2005. – 206 с. 18) Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. - М.: МП «Лерокс», 2010.-160 с. 19) Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 2005. 125 с. 20) Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Каро, 2006. - 448с. 21) Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. 391 с. 22) Зубкова Т.С. Дети из неполных семей [Текст]/ Т.С. Зубкова;– М., 2003. – 239 с. 23) Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в школьном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009 – 240 с. 24) Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2017. 56 с. 25) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2014 .Издание: Мозаика-Синтез 160 с. 26) Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2013. 170 с. 27) Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 2015, № 6. Стр.56-58. 28) Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2013. 29) Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 292 с. 30) Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем/ М., 2004 76 c. 31) Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 2008, № 2. Стр.86-99. 32) Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004. 120 с. 33) Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 2017. 256 с. 34) Немов Р. С. Психология: Психодиагностика. – М.: "ВЛАДОС". – 2009, 287 с. 35) Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка. – М.: Педагогика, 2012. 163 с. 36) Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 2013, № 1. Стр.73-89 37) Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. 320 с. 38) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 2016. 410 с. 39) Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2010. - 448с. 40) Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // "Психологическая наука и образование". – 2008, № 2.стр. 121-134 с. 41) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2012. – 304 с. 42) Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2012, 612 с. 43) Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 2012. – 178 с. 44) Перегуда, В.В. Влияние социально-психологической ситуации в неполной семье на формирование личности ребенка//Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018 - 278-281 с.. 45) Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: ЕЕМедиа, 2012. – 424 с. 46) Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2: 223 с. 47) Роджерс К. Науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1980. 248 c. 48) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: 2013. 685 с. 49) Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М., Педагогика. 1985, 208 с. 50) Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 608 с. 51) Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. 400 с. 52) Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2013. 78 с. 53) Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. 123 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте. 1.1. Проблема тревожности детей младшего школьного возраста из неполных семей в психолого–педагогической литературе. Понятие «тревожность» отмечается в словарях с 1771 года. В психолого-педагогической литературе можно встретить разные определения данного понятия. З. Фрейдом и определял данное понятие как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности». В дальнейшем термин angstbereitschaft – тревожность, предложенный З. Фрейдом, разными авторами переводился как «боязливость», «страх», «тревога». З. Фрейд, основатель психоанализа, в своей работе «Психология бессознательного» говорил, что у каждого человека есть движущая сила, которая определяет его поведение и настроение - инстинкт. З. Фрейд думал, что тревожность и неврозы порождаются ввиду противоречия между биологическими потребностями и общественными запретами. В процессе онтогенеза первоначальные инстинкты приобретают другие формы проявления. И опять-таки в этих формах они сталкиваются с социальными запретами, и человеку ничего не остается, как скрывать и подавлять свои желания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg