Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

alex_m 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 131 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Развитие всех компонентов для детей старшего дошкольного возраста с заиканием играет важную роль. Нормально развитая речь способствует быстрому развитию психических процессов, влияет на адаптацию ребёнка в окружающей среде, в социуме, на общение со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Введение

Введение Актуальность исследования. Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребёнка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет. Но, по мнению большинства учёных, заикание - это не только расстройство речевой функции. В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский 1889; И.К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900). К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, И.А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма. 2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. 3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер [29]. Таким образом, в конце 19 - начале 20 веков все определённее становится мнение, что заикание - сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, заикание называют заболеванием центральной нервной системы в целом. Изучением заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Н.А. Власова, Г. А. Волкова, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А. Чевелёва, В.М. Шкловский, А.В. Ястребова и др.). Заикание у детей чаще проявляется на сложном в лексическом и грамматическом плане речевом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а недоразвитие языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, Р.Е. Левина, В.И. Селиверстов, А.В. Ястребова и другие исследователи отмечают у детей с заиканием наличие фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, отклонений в формировании фразовой речи, проявлений общего недоразвития речи, что осложняет его симптомокомплекс. В связи с гуманизацией образования, модификацией школьных программ и методов обучения, а также в свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает проблема коррекции заикания у дошкольников. Потребности общества в значимости и необходимости полноценного общения выдвигают в разряд актуальных проблему устранения заикания у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, сказанное выше характеризует заикание как полиморфное и неоднородное расстройство. А также наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявления заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Объект исследования: логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с заиканием. Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием с использованием дидактических игр. Задачи исследования: 1. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с заиканием. 2. Описать особенности применения игровой деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием и обосновать необходимость и значимость внедрения. 3. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием. 4. Разработать и апробировать систему логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием будет проходить эффективнее чем в массовой практике, если - учитывать клинико-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с заиканием; - учитывать особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием; - использовать в качестве элемента системы логопедической работы дидактические игры. Для решения поставленных цели и задач были подобраны комплексы различных методов: библиографический метод (анализ теоретических источников по проблеме исследования); эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов исследования); биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медико-педагогической документации). База исследования: МБДОУ «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» г. Чебоксары Чувашской Республики. Структура работы: ВКР состоит из введения (4 стр.), основной части: главы 1 (22 стр.) и главы 2 (27 стр.), заключения (4 стр.), библиографического списка (40 источников) и приложений (6 шт.), рисунков (15 шт.) и таблиц (6 шт.)
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы преодоления заикания у детей старшего дошкольного возраста 7 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста c заиканием 7 1.2 Специфика использования дидактических игр как средство логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием 13 Выводы по главе 1 26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием 30 2.1 Диагностика особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 30 2.2 Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием 39 Выводы по главе 2 55 Заключение 57 Список используемой литературы 61 Приложения 65
Список литературы

1. Артемьева Т.В. Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей. – М.: Academic publishing, 2012 – 194 с. 2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. –287 с 3. Брагинская К. Досадные запинки // Здоровье детей. - 2010, Янв. (№1 - 2). – С. 112 – 115 4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г. 5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с. 6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа) 7. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. -М.: Просвещение,1984. -175 с., ил. 8. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. - 2014. - №5. - С. 66 - 71. 9. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребенок: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 210 с 10. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы: Руководство. - М.: Медицина, 2012. – 352 с. 11. Лагузен Х. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. - В 2 т. - Т I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2012. – 210 с. 12. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия»- М.: ПАРАДИГМА/ T8RUGRAM; 2017. -216 с. 13. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2014. -128 с. 14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Владос, 2013. – 304 с. 15. Миронова С.А. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2014. 16. Овчинникова Т.С. «Заикание: игры и игровые упражнения для работы с дошкольниками. Методическое пособие для логопедов и воспитателей»/ Т.С. Овчинникова, Н.В. Позднякова, М.О. Вайполина; под ред. Т.С. Овчинниковой. – СПб.: КАРО, 2018 – 400 с. 17. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 128 с. 18. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер, 2004, 357 с. 19. Рау Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. – М.: Педагогика, 1964. – 160 с. Пособ. для студ. пед. вузов. / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 210 с 20. Седова Н. В. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый / Н.В. Серова, О.Ю. Царапкина, М.К. Шувалова. - 2016. 21. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В. И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2000. 22. Селиверстов В.И. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. Под ред. Л.С. Волковой: Кн.2: - Нарушения темпа и ритма речи: Брадилалия. Тахилалия. Заикание. - М.: ВЛАДОС, 2007. -431 с. 23. Сикорский И. А. Заикание. М.,2006. 24. Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу. – М.: РусНеруд, 2010. 25. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. докт. психол. наук (19.00.10) / Сорокоумова Светлана Николаевна. – Н. Новгород, 2011. – 44 с 26. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: развитие ритма движений и речи при заикании. М., 2011. 27. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. –Москва: Эксмо, -320 с.: ил. 28. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: Аркти, 2013. – 220 с. 29. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 2006. – 272 с. 30. Чевелева Н.А. Заикание. М., 2012. – 112 с. 31. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. – М.: Аспект, 2009. – 210 с. 32. Шкловский В.М. Заикание [Текст] / В. М. Шкловский. - М., 1994. 33. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М., 2008. – 110 с. 34. Эллис А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 120 с. 35. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов [Текст] / А.В. Ястребова - М.: Просвещение, 1980. 35. Рабочая программа по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты "Мир детства" / Под ред. С.И. Абашкиной // Открытый урок. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/597445/ 36. Боброва В.Е. Опыт коррекции заикания у дошкольников старшего возраста методом синхронизации речи с мелкими движениями пальцев ведущей руки // Электронный журнал «Экстернат». – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://ext.spb.ru 37. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками // Независимый сайт о заикании. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://stuttering.su 38. Как достичь цели в избавлении от заикания // Независимый сайт о заикании. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://stuttering.su 39. Психологические особенности заикающихся // Независимый сайт о заикании. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://stuttering.su 40. Самомассаж в устранении заикания // Независимый сайт о заикании. – (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://stuttering 5. Власова Н. А., Беккер К. П. Этиология заикания // Заикание. М.: Медицина, 1978. С. 11–15. 41. Homzie M., Lindsey J. Language and the young stutterer: A new look at old theories and ¤ndings // Brain Lang. 1984. Vol. 22. P. 232–252. 42. Kehoe T.D. Stuttering: Science, therapy and practice // Internet doc. 1997. URL: http://www. neuroguide.com.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы преодоления заикания у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста c заиканием Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Начиная с 70-х годов, в отечественной научной литературе выходит значительное число публикаций, свидетельствующих о новых трактовках клинической картины, наблюдаемой при заикании. На базе клинических наблюдений и экспериментальных исследований разрабатывается представление об объективной дифференциации клинических форм заикания. Ковалев В.В., Асатиани Н.М., Драпкин Б.3., Белякова Л.И. выделили две клинические формы заикания — невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами. В зависимости от того, какие преобладают судороги в момент заикания, выделяются несколько форм заикания: ? клоническое заикание, когда повторяются начальные звуки и слоги (папапайдем, гугугулять). При ухудшении состояния клоническое заикание переходит в следующую форму; ? тоническое, когда возникают спазмы артикуляционного аппарата, в результате чего наблюдается длительное застревание на первом звуке или в середине слова (п…етух, к…ошка, па…латка); ? смешанное заикание, когда присутствуют проявления клонического и тонического характера. По тяжести проявления заикания различают три степени: сильную, среднюю и слабую.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg