Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие произвольной памяти младших школьников посредством мнемотехники

alex_m 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
Человеческая память играет огромную роль в функционировании его психики и связана со всеми психическими процессами. Человек лучше запоминает то, что он может выразить словами, а не просто воспринять на слух. Еще лучше запоминается материал, являющийся результатом осмысления.
Введение

Актуальность исследования. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. Младшие школьники быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Ученики часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, без попыток передать его содержание своими словами. Психологи Душков Б.А, Королев А.В, Смирнов А.А. отмечают, что многие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Они указывают на то, что способность к запоминанию и воспроизведению смысла, мыслей, доказательств логических форм и рассуждений - приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения [30;29]. Поэтому учитель должен всемерно стимулировать развитие памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминание, излагать своими словами, сохраняя основное содержание. Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Для развития памяти младших школьников лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемическими приемами. Исходя из актуальности мы сформулировали тему выпускной квалификационной работы: развитие произвольной памяти младших школьников посредством мнемотехники. В связи с этим возникает проблема: каким образом мнемотехника влияет на произвольную память младших школьников? Цель: теоретически изучить и практически показать возможность и эффективность использования мнемотехники для развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста. Объект исследования:процесс развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: мнемотехника как средство развития произвольной памяти младших школьников. Задачи: 1. Изучить проблему развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе; 2. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста; 3. Рассмотреть мнемотехнику, как средство развития произвольной памяти младших школьников; 4. Опытно–экспериментальным путем провести исследование по выявлению уровня развития произвольной памяти младших школьников. Гипотеза: состоит в предложении о том, что процесс развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективным, если использовать методы и приемы мнемотехники. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: 1.Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме работы, ее систематизация, обобщение. 2.Эмпирические: опрос, беседа, измерение, педагогический эксперимент; База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №87», 4 «Г» класс, г. Ижевск. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………..6 1.1. Проблема развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе…………...……6 1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...17 1.3.Мнемотехника как средство развития произвольной памяти младших школьников……………………………………………………………25 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….37 ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПЯМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ……………......................39 2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно- экспериментальной работы..................................................................................39 2.2. Деятельность педагога психолога по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста………………………………..44 2.3.Эффективность использования мнемотехники в развитии произвольной памяти младших школьников…………………………………..52 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОНИКОВ……………………………...60
Список литературы

1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт 2014. – 811 с. 2. Бодрова, И.В. Мнемотехника для детей – Санкт-Петербург б: образовательный центр гармония, - 1998. – 117с. 3.Блейхе, В. М. Клиническая патопсихология – Санкт-Петербург: «Издательство Буковского», 2014. – 160 с. 4.Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. – 213 с. 5.Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – Москва: МГУ, 2013. – 188 с. 6.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 398 с. 7.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c. 8.Веракса, Н.Е."Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста "под.ред.О.М.Дьяченко.М.:ПЕРСЭ-2003. - 114с. 9.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 124 с. 10.Выгодский, Л.С. "Развитие мнемических и мнемотехнических функций"- статья "Собрание сочинений "3 том "Проблемы развития психики" ,под .ред. А.М.Матюшкина, М-2002.-254 с. 11.Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 276 с. 12.Зиганов, М., Казаренко, В.А. "Мнемотехника. Занятия на основе визуального мышления ". Москва: Юрайт 2015. – 812 с. 13.Зяблицева, М.А. Секреты суперпамяти. – М., 2007.-678 с. 14.Изюмова, С.А. "Природа мнемических способностей и дифференциация обучения "под .ред.С.А.Изюмова , М.:Изд-во Наука 1995-382с. 15.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 940 с. 16.Козаренко, В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - М.. 2002.- 765 с. 17.Крайнова, Е.А. Использование мнемотехники в логопедической работе. Бокум. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 940 с. 18.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Сфера, 2012. – 464 с. 19.Лурия, А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти "авт.А.Р.Лурия [электронный текст ]- 2012 - 88с 20.Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера: 2015. – 345 с. 21.Матюгин, И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребёнка: Кн. для детей и их родителей. М.: Изд-во Эйдос, 1994.- 112 с. 22.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 608 с. 23.Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Академия, 2014. – 624 с. 24.Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 688 с. 25.Обрайен, Д. Как развить суперпамять / Д. Обрайен. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 240 с. 26.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – Москва: Высшее образование: МГППУ, 2013. – 460 с. 27.Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция / Т. Н Овчинникова. – Москва: Академический Проект, 2014. – 227 c. 28.Петрова, Е. А. Возрастная и педагогическая психология / Е. А. Петрова, М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с. 29. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении. Москва: Моск. пед. ун-т, 2012. – 269 с. 30.Пугач, Ю. К. Развитие памяти. Система приемов. – Москва: Знание, 2012. – 94 с. 31.Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб, 2009. 32.Реан, А.А Психологическая энциклопедия – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. – 746 с. 33.Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Питер, 2011 – 256 с. 34.Рыбников, Н. А. Память, е? психология и педагогика / Н. А. Рыбников. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 147 с. 35.Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 356 с. 36.Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2011. – 458 с. 37.Смирнов, А. А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов. – Москва: Академия, 2012. – 88 с. 38. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с. 39.Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. – СанктПетербург: Питер, 2012. – 592 с. 40.Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Москва: 1988.-346 с. 41.Хванливин М.М. Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии М.:1999.- 67с. 42.Хенкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти / Дж. Хенкок. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2014. – 320 с. 43.Хорошевский, Н.И."Современные методы развития памяти и мышления".авт .Н.Хорошевский ,изд -во .Дашков и К, 2015- 256с. 44.Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. – Москва: Академия, 2015. – 96 с. 45.Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 160 с. 46.Чутко, Н. Я. Развитие памяти школьников / Н. Я. Чутко. – Москва : Прогресс, 2013. – 341 с. 47.Щербинина, Г. К. «Сказка как средство воспитания» / Г. К. Щербинина // Начальная школа. – 2012. – 543 с. 48.Широких, Т.Д. "Учим стихи -развиваем память".авт Т.Д. Широких, (статья),журнал//Ребенок в детском саду //,2004.-876 с. 49.Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2014. – 384 с. 50.Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. – М.: ВЛАДОС, 1992. – 342 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Проблема развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения [2;41]. Низкая учебная деятельность не окажется возможной, если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. В психолого-педагогической литературе существует много определений понятия «произвольная память» (таблица 1).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg