Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня по средствам мозжечковой стимуляции

alex_m 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы: Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
Введение

Актуальность. Основываясь на закон об образовании лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании". Условия организации и содержание образования обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Исследование развития диалогической речи дошкольников c общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных для современного дошкольного образования. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. По мнению Р. О. Якобсона целью общения может быть как поддержание социальных контактов обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско- мировоззренческой беседы. В ряду проблем нарушения коммуникативной деятельности у детей с ОНР детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной деятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Несвоевременная коррекция данной речевой патологии может способствовать школьной и социальной дизадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка. В связи с этим необходим комплексный многоаспектный подход к организации коррекционно-развивающего процесса и учет новых социально-педагогических условий. В настоящее время, все чаще встречаются дошкольники с отклонениями в речевом развитии. Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности - от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами аграмматизмов. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня связной (диалогической и монологической) речи. Диалогическая речь - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний) и осуществляется в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов или в виде разговоров (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью, как произносительной, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятие, внимание, памяти, воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы) создает дополнительные затруднения в овладение связной диалогической речи. Диалог выступает, как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться, как элементарное повторение в бытовом разговоре и так же может достигать высот философско - мировоззренческой беседы. В ряду проблем нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, диалог выделен, как важнейшая основная часть в сфере саморазвития личности. Поэтому наша тема актуальна. Это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса обучения. Изучением развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи занимались О.С. Павлова, О.Е. Грибова, Л. Г. Соловьева, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша Т.Б. Филичева, Р.В Левина и другие изучены особенности развития детей с общим недоразвитием речи, а также показана необходимость использования игровых методов и приемов в развитии в речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Однако немногочисленные специальные исследования, посвященные анализу развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, не обеспечивают потребности коррекционно-педагогического процесса. В работах перечисленных авторов показано, что система методов и приемов коррекционной работы, направленной на развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, остается недостаточно разработана. Таким образом, возникает противоречие: между объективной значимостью системного подхода к работе с детьми с общим недоразвитием речи, с учетом своеобразия их речи, и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практики коррекционной педагогики между сложившейся практикой воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционного центра и фактически полным отсутствием разделов работы, ориентированных на учет особенностей психических функций этих детей, между наличием ценного педагогического опыта формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и отсутствием научно-обоснованной модели совершенствования коррекционно-педагогического процесса, учитывающей структуру речевого дефекта, что и составило проблему исследования. Объект исследования: развитие диалогической речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию диалогической речи дошкольников 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проблема исследования: эффективные методы работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Цель выпускной квалификационной работы -изучение особенностей, уровня развития диалогической речи и направлений коррекционной работы по развитию речи у дошкольников 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. В соответствии с выделенным объектом, предметом исследования и целью выпускной квалификационной работы нами были определены следующие задачи: - изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; - рассмотреть метод мозжечковой стимуляции, как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи; - выявить уровень развития диалогической речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи; - выработать систему методов и программ, направленных на развитие диалогической речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи; -исследовать уровень развития диалогической речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи; Гипотеза исследования: учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи будет более эффективным при условии: 1.Учета выявленных особенностей речевого развития у детей с общим недоразвитием речи; 2.Если использовать дидактические игры, упражнения с целью развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи; 3.Если включать родителей в процесс использования игр в развитии речи у детей посредством повышения их осведомленности по проблеме; Методы исследования: Анализ теоретических методов исследования и изучение литературы по проблеме развития диалогической речи у дошкольников 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи, анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……………………………………………………...8 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…………...8 1.2. Мозжечковая стимуляция как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………………………………………………………..16 Выводы по Главе 1……………………………………………………………24 Глава 2. Использование метод мозжечковой стимуляции как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……………………………………………25 2.1. Диагностика особенностей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……....25 2.2 Программа коррекции по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием метода мозжечковой стимуляции…………………………………………………………………………..37 Выводы по Главе 2……………………………………………………………47 Заключение……………………………………………………………..........49 Список литературы…………………………………………………………51
Список литературы

1. П.П Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2- х т. Т. 2. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 450 с 2. Т.Д Барменкова . Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2006. – 200 с. 3. Л.И. Белякова , О.Н. Усанова , Ю.Ф. Гаркуша ,З. Фигередо Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 72 - 88. 4. В.В Белоус . Темперамент и деятельность: Учебное пособие. Пятигорск, 1990.- 119 с 5. А.М .Вейн ., Б.И Каменецкая Память человека: Учебное пособие. – М.: Наука,1973. – 200 с. 6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / НИИ дефектологии АН СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с. 7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Наука, 1982. – 300 с. 8. Л.С . Выготский Развитие высших психических функций: Учебное пособие. - М.: Психология, 1990. – 219 с. 9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. 10.А.П. Воронова. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: меж вуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994. - С.12-21. 11. Возрастные и индивидуальные различия памяти: Учебное пособие./ Под ред. А.А. Смирнова.- М.: Просвещение, 1967. – 300 с. 12. Ю.Ф .Гаркуша Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1995. № 1. – С. 3 – 14. 13. Б.М. Гриншпун Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - № 8. - 1968. – С. 33 - 51. 14. Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: в сб. науч. тр./Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской.- М.: Наука, 1978.- С. 67-72. 15. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 16. Даниленкова, О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 59–63. 17. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1992. – 415 с. 18. Дроздова Н. В., С. Е. Перков Особенности мнестической деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: материалы республиканской научно-практической конфероенции - Минск, 2001. - Ч. 2. - С. 76-78. 19. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников// Вопросы психологии.- 1995.- № 1.- С. 23- 27. 20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1985. – 200 с. 21. Запорожец, А.В. Психология: Учебник для вузов. - М.: Учпедгиз, 1953. – 284 с. 22. Зайцева Л.А. Методические материалы па по коррекции мысленной познавательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи: Учебно – методическое пособие. – М.: Наука, 1996. - 242 с. 23. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2002. - 278 с. 24. Истомина З.М. Развитие памяти: Учебное пособие. - М.: Психология, 1977.– 120 с. 25. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи: Учебное пособие. – М.: Феникс, 1990. - 250 с. 26. Калягин В.А., Овчиникова Т. С. Логопсихология: Учебное пособие, Т. – М.: Академия, 2006. – 320 с. 27. Капунова Т.М. Психологический анализ смысловых связей при запоминании у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – 300 с. 28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. - 190 с. 29. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее вариативность: Учебное пособие. - Новосибирск, 1998. – 200с. 30. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 307 с. 31. Левина Р.Е. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития: Седьмая научная сессия по дефектологии. – М., 1975. - 150 с. 32. Левина Р.Е., Спирова Л. Ф., Никашина Л. А., Чудинова Л. М., Каше Г. А., Шуйфер П. И., Чевелева Н. А. , Рау Ф. Ф. Основы теории и практики логопедии: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2003. – 390 с. 33. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 267 с. 35. Левяш С.Ф., Сорчик Л. С. Развитие мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дэфекталогия.- 2003.- № 1. – С. 23 – 29. 36. Лурия А.Р. Внимание и память: Монография. – М.: Изд-во МГУ, 1975.- 467 с. 37.Мастюкова Е.М О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи//Дефектология.- 1972.- №5.- С. 12-18. 38. Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1967. - № 3. - С. 98-111. 39. Основы теории и практики логопедии: Учебник для вузов. / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Наука, 1968. – 500 с. 40. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 302 с. 41. Правдина О. В. Логопедия: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с. 42. Познавательная активность в системе процессов памяти: Учебное пособие. / Под ред. Н.И. Чуприковой. - М.: Наука, 1989. - 356 с. 43. Психология детей дошкольного возраста: Учебник для вузов. / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 350 с. 44. Психология памяти. Учебное пособие. / Под ред. Т.И. Зинченко и В.П.Зинченко. - Дубна, 2000. - 300 с. 45. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление: Учебное пособие. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с. 46. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1995. - 300 с. 47. Специальная педагогика: Учебник для вузов. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Владос, 2000. – 378 с. 48. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения – М.: Наука, 1947. – 517 с. 49. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1966. – 349 с. 50. Трошин О.В, Жулина Е.В., В.А. Кудрявцева Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 384 с. 51. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Учебно – практическое пособие. – М.: Академия, 1999. – 296 с. 52. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Избранные статьи – М.: Педагогика, 1980.- 490 с. 53. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2002. - 136 с. 54. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Учебное пособие. – Екатеринбург, 1996. - 300 с. 55. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие. - М.: Феникс, 1994. - 290 с. 56. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 500 с. 57. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании у детей с различными формами речевой патологии// Дефектология. - № 5. - 1975. – С. 44 – 51. 58. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2003. 59. Штерн В. Психология раннего детства: Учебное пособие. – Петроград, 1915. – 234 с. 60. Шипицына Л.М. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб: СПбГУПМ, 1999. - С.98-113. 61. Юсупова Г.Ф. Психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология. – № 3. - 2007. – С. 22 – 36. 62. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1996. – 416 с. 63. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня Термин «общее недоразвитие речи» впервые в научный оборот был введен Р. Е. Левиной в 1968 году в монографии «Основы теории и практики логопедии». Согласно Левиной Р. Н. общее недоразвитие речи применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы [32, с. 180]. В настоящее время в логопедии есть две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. По мнению. Б.М. Гриншпуна, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний [13, с. 200]. Данный подход широко представлен в работах Е. М. Мастюковой. Описывая клинические причины возникновения общего недоразвития речи, Е.М. Мастюкова выделила достаточно большую категорию детей, у которых выраженная речевая недостаточность сформировалась как результат неблагоприятного течения второй половины беременности матери, тяжелых патологических родов [25, с. 70].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg