Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

alex_m 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.07.2021
На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: • формирование финансовой грамотности населения России как части финансовой культуры обусловлено требованием времени, стало одним из жизненно необходимых элементов в системе навыков и правил поведения, и нашло в проектах и документах Минфина РФ и Министерства образования РФ ;
Введение

Актуальность исследования. В эпоху глобализации экономики и бурно развивающихся рыночных отношений в мире все признают острую необходимость получения базовых знаний по экономике и прикладным экономическим дисциплинам учащимися школ. При этом все больше внимания уделяется проблеме недостаточной грамотности населения в финансовых вопросах. Об этом в последнее время говорят многие международные и российские эксперты. Финансовое образование и финансовая грамотность являются одними из самых важных факторов экономического роста России и повышения уровня доходов населения. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Обладание ключевыми понятиями финансовой грамотности и умение пользоваться ими на практике позволяет человеку грамотно и рационально управлять своими денежными средствами. Следует отметить, что экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности населения. Низкий уровень финансовых знаний приводит к отрицательным последствиям не только для не грамотных в сфере финансов людей, но и для государства в целом, поскольку в экономических процессах все взаимосвязано. Социальная и экономическая стабильность в стране во многом зависит от достаточно высокого уровня финансовой грамотности её жителей По мнению многих исследователей в области образования и экономики, детям еще в школе нужно рассказывать, что такое деньги с точки зрения рынка, развития экономики и его собственного будущего. Учить россиян экономический и финансовой грамотности необходимо если не с детского сада, то с первого класса и, видимо, до конца его жизни. Это позволит развить экономическую активность населения, будет способствовать развитию малого бизнеса в России. Особое значение при этом придается получению школьниками практических знаний и умений, необходимых для принятия рациональных решений в повседневной жизни. В апреле 2017 года Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой и Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной утверждён перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017–2021 годы. Более 10 000 российских школ в 50-ти российских регионах уже используют в своей работе учебно-методические комплексы по финансовой грамотности, выпущенные в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В прошлом 2019-2020 учебном году с использованием УМК обучено около 1 млн российских школьников. С 1 сентября работа по повышению уровня финансовой грамотности детей и молодежи продолжена – в образовательных учреждениях создаются условия для изучения данной дисциплины. Обучение финансовой грамотности в российских школах предусмотрено в нескольких форматах. Данная тема включена в обязательные предметы: «Обществознание», «Математика», «Окружающий мир», «Литература», «История», «География». Кроме того, часть образовательной программы дается в форме элективных курсов по финансовой грамотности. Полезные знания и навыки по этой актуальной теме дети могут приобрести в формате дополнительного образования и во время внеурочной деятельности: в кружках, клубах, пришкольных лагерях, во время классных часов, в ходе олимпиад и конкурсов[96] Тематика финансовой грамотности активно внедряется в школьную программу в рамках стартовавшего в 2019 году проекта Минпросвещения России «Формирование функциональной грамотности обучающихся». Для школьников разработали сборник по финансовой грамотности. В России представили сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для школьников. Его разработали в рамках совместной государственной программы Минпросвещения России и Банка России о повышении финансовой грамотности россиян. В период апробации более 75% учителей отметили целесообразность использования сборника на уроках математики. Разработчики уверены, что во время уроков математики задачи из сборника помогут школьникам научиться финансово грамотному поведению и управлять личными финансами. Тем не менее, еще нет специальной программы внедрения элементов финансовой грамотности в уроки математики. Возникает противоречие между необходимостью формирования финансовой грамотности учащихся начальных классов и отсутствия механизмов внедрения новой дисциплины в существующий курс обучения математике младшего школьника. При этом, возникает проблема в организации интегративной учебной деятельности младших школьников в рамках действующего ФГОС НОО. Цель исследования – выявление эффективных приемов и методов формирования финансовой грамотности на уроках математики в 4 классе. Объектом исследования процесс обучения математике учащихся 4 классов. Предметом исследования является процесс формирования финансовой грамотности на уроках математики в 4 классе. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогические аспекты формирования финансовой грамотности на уроках математики в 4 классе. 2. Изучить теоретические и методические основы обучения математике, влияющие на формирование финансовой грамотности у учащихся 4 класса. 3. Разработать методические предложения по формированию финансовой грамотности у четвероклассников 4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических предложений. В процессе исследования нами были использованы следующие методы: ? Анализ научно-методической и учебной литературы ? Обобщение ? Наблюдение ? Тестирование ? Эксперимент Гипотеза исследования: специально разработанная система задач, содержащих основные понятия финансовой математики для младших школьников позволит осуществить пропедевтику финансовой грамотности и окажет положительное влияние на уровень сформированности математических знаний четвероклассников. Научная новизна исследования заключается в том, что разработана система методических предложений по формированию финансовой грамотности на уроках математики в 4 классе. Теоретическая значимость: выявлены и обобщены имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе обучения математике в 4 классе; Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов. Основные положения выносимые на защиту: ? Формирование финансовой грамотности младшего школьника является требованием времени и предполагает специальную подготовку учителя начальных классов ? Разработана специальная система методических предложений по осуществлению межпредметной интеграции элементов финансовой грамотности и математики для учащихся 4-х классов, которая позволит решить задачи повышения финансовой и математической грамотности в условиях традиционного обучения математике. Результаты теоретического и экспериментального исследования систематизированы и обобщены в данной квалификационной работе, которая состоит из введения, трех глав, заключения. списка литературы и источников, и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………… 3 Психолого-педагогические аспекты формирования финансовой грамотности на уроках математики в 4 классе……………………………………………………………… 7 Понятие финансовой грамотности …………………………….. 7 Психологические особенности развития четвероклассников, 13 Теоретико-методические основы обучения некоторым вопросам математики в 4 классе……………………………… 19 Приемы рациональных вычислений с натуральными числами……………………………………………………………. 19 Понятие текстовой задачи и ее решения………………………... 27 Задачи на проценты………………………………………………. 32 Методические аспекты формирования финансовой грамотности на уроках математики в 4классе……………… 36 Методические предложения……………………………………... 36 Описание результатов педагогического эксперимента………... 57 Заключение……………………………………………………….. 73 Список использованной литературы…………………………. 74 Приложение………………………………………………………. 88
Список литературы

1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты./Е.А.Амбросимова- М.: Вита-пресс.- 2015.- 24 с. – текст: непосредственный 2. Антонова, Ю.В. Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для учителей начальных классов и работников системы дополнительного образования : [16+] / Ю.В. Антонова. – Москва : Вита-Пресс, 2017. – 80 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458841 (дата обращения: 13.12.2020). – ISBN 978-5-7755-3478-3. – текст : электронный. 3. Асланов, Д.И. Особенности формирования основ финансовой грамотности в начальной школе// Д.И.Асланов, Е.И.Матвеева //Актуальные проблемы экономики, социологии и права. Учредители: Международная академия финансовых технологий (Пятигорск). – 2020 - №1 – С.15-18.ISSN: 2226-1990 –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42803996 - текст: непосредственный 4. Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы/ разработчики: [Баранова В. Ю., Давыдова Е. И., Вепрентцев К.,и др.]- Москва, 2018 – 98с. - URL: http://finance.instrao.ru/fin/files/Банк_заданий.pdf- текст: электронный 5. Банк методических разработок по финансовой грамотности. - URL: https://fmc.hse.ru/methbank - текст : электронный 6. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для студ.// М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1976. -335 с. - текст: непосредственный 7. Баталина, О.С. Финансовая грамотность российских школьников – новая инициатива студентов Русско-британского института управления/О.С.Баталина// Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2014. – № 1. – С. 68-70. - URL: http://journal.rbiu.ru/services/detail.php?ID=1242&sphrase_id=5 68- текст : электронный 8. Белехова, Г.В. К вопросу о финансовой грамотности населения // Журнал: Проблемы развития территории – Издательство: Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда) Шевяков М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности/ Г.В.Белехова // Бюджет и финансы: финансовая грамотность.- 2011. – No1 (10-11). – С.30-35. - текст: непосредственный 9. Блинов, С. Российские подростки справляются лишь с простыми финансовыми задачами /С.Блинов -URL:https://activityedu.ru/Blogs/analytics/rossiyskie-podrostki-spravlyayutsya-lish-s-prostymi-finansovymi-zadachami/ 13 мая 2020 г., 20:10 - текст : электронный 10. Блинова Е. Что такое контекстная задача? [Электронный ресурс] / Е. Блинова - URL:http://ps.1september.ru /view_article.php?ID=201001815 - текст : электронный 11. Богданова, Е.Н. Эвристический подход к обучению финансовой грамотности младших школьников. / Е.Н. Богданова, Т.В. Гусева - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskiy-podhod-k-obucheniyu-finansovoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov - текст : электронный 12. Богданович, М.В.. Понятие текстовой арифметической задачи / М.В Богданович - URL: http://www.psychologiainfo.ru/logics-6671.html://запартой.рф/publ/uroki_matematiki_vnachalnoj_shkole/metodikaraboty_nad_tekstovymi_zadachami_v_nachalnykh_klassakh/ponjatie_tekstovoj_arifmeticheskoj_zadachi/87-1-0-2293- текст : электронный 13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.- текст: непосредственный 14. Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе. /А.А.Бойцова//Человек и образование – 2013. - выпуск № 4(37) - С.185-188. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-integratsii-predmetov-estestvennonauchnogo-tsikla-v-shkole - текст : электронный 15. Бокарев А Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации/ А.Бокарев //Информационный бюллетень проекта Минфина России и Всемирного банка. Пилотный номер июнь 2015 Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения - URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main /pilot_number. pdf 16. Буденная И.О. Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс/[ И. О.Буденная, Л. С.Илюшин, Т. Г. Галактионова и др. ]- М.: «Просвещение», 2015 -215с. - текст: непосредственный 17. Буренкова Н.В.Использование знаково- символических средств при обучении младших школьников решению задач/ Н.В. Буренкова - URL: http://арр.school2100.com/upload/iblock/692/Burenkova.pdf 18. Вендина, А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе/А.А.Вендина // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. No 2. -Новосибирск: СибАК, 2016. -С. 30-35.- текст: непосредственный 19. Воздвиженская,А. Поле чудес. В школах введены уроки финансовой грамотности /А.Воздвиженская - URL: https://rg.ru/2016/09/07/v-shkolah-vveli-uroki-finansovoj-gramotnosti.html - текст: электронный 20. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 367 с. текст: непосредственный 21. Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ С.И.Волкова.- М.: «Просвещение», 2015. – 80 с. - текст: непосредственный 22. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 класс./С.И.Волкова - М.: «Просвещение», 2015. – 96 с. - текст: непосредственный 23. Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях/ С.И.Волкова – М.: «Просвещение», 2015 - Ч.1. – 80 с.: –Ч.2. – 80 с.- текст: непосредственный 24. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс/ С.И.Волкова.- М.: «Просвещение», 2015 – 80 с.- текст: непосредственный 25. Волкова С.И.Математика. Методические рекомендации. 4 класс/ [Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др.] - М.: «Просвещение», 2015. – 208 с. - текст: непосредственный 26. Выготский, Л. С. Инновационность и инновационное образование / Л. С Выготский. – К.: Грамота, 2010. – 56 с.- текст: непосредственный 27. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований/ Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. //Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978. - С. 97 —98с.- текст: непосредственный 28. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов /[М.В Гамезо, Л.М Орлова, Е.А.Петрова, и др/]— М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.- текст: непосредственный 29. Гловели, Г. Финансовая грамотность. 4 класс. Материалы для учащихся/ Г. Гловели – М.: Вита-Пресс: «Учимся разумному финансовому поведению» - 128с. - текст: непосредственный 30. Гловели, Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс)./Г.Д. Гловели - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 – 128с. - текст: непосредственный 31. Гловели, Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг./ Г.Д. Гловели, Е.Е. Гоппе– М.: ВАКО, 2018. – 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) – текст: непосредственный 32. Гловели, Г.Финансовая грамотность: материалы для учащихся: 4-й класс: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций/Г.Гловели – М.: «Вита-Пресс» ,2016. - 128 с. - текст: непосредственный 33. Головинская, Е. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук / Е. Головинская, Д. О Лазарев//Перспективы. - 1986. – №8 –С.25 – 28. - 34. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения./ В.В. Давыдов— М.,1986.- 240с. - текст: непосредственный 35. Демидова, Т.Е Рациональные вычисления в курсе математики начальных классов. Неизвестное об известном / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких//Начальная школа плюс до и после. – 2001. -№7 – С.15-22 - текст: непосредственный 36. Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы по итогам 2019 года. Документ от 01.06.2020 URL: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/strategy/?id_57=130276-doklad_o_ryealizatsii_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_za_2019_god – текст: электронный 37. Дрозд, В.Л. Практикум по методике начального обучения математике / В.Л. Дрозд Л.П. Катасонова, Л.В.Савицкая, А.А Столяр. - Минск: Высш. шк., 1984. - 197 с. - текст: непосредственный 38. Евтыхова, Н. М. Межпредметная интеграция как способ формирования финансовой грамотности младших школьников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 25. – ART 75310. – 0,4 п. л. / Н. М. Евтыхова– URL: http://e-koncept.ru/2015/75310.htm. – ISSN 2304-120X 39. Зверев, И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема / И. Д. Зверев // Советская педагогика. 1974. - № 12. - С. 10-16. - текст: непосредственный 40. Зеленцова, А. Отчет о работе международной конференция по финансовой грамотности и финансовой доступности (10.02.2015/ А. Зеленцова. Режим доступа http://minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33087&area_id=4&page_id=2119&popup=Y#ixzz43YxrbRYw - текст : электронный 41. Истомина, Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач: сборник статей/ сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. -272с. - текст: непосредственный 42. Истомина, Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи: Новые подходы в обучении /Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1998. - № 11-12. – С.42-48 - текст: непосредственный 43. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач /Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 2011. - № 6. – С.30-34 - текст: непосредственный 44. Источник: Нестерова И.А. Финансовая грамотность в школе // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/finansovaya-gramotnost-v-shkole.html 45. Кадрилеева, Л. Н. Психологические особенности младшего школьника. 4-тый класс (9,10 лет) / Л. Н Кадрилеева. – Режим доступа:http://go2alfaland.ru/ShowPublication.aspx?CategoryID=52&ID=15&AspxAutoDetectCookieSupport=1 - текст : электронный 46. Киосаки, Р.Т. Богатый ребенок, умный ребенок / Роберт Т. Киосаки и Шарон Лечтер - URL: https://kiogames.wordpress.com - текст : электронный 47. Колягин, Ю.М. Ю. М. Интеграция школьного обучения / Ю. М.Колягин О. Л. Алексеенко// Начальная школа, 1989. № 9. - С. 28-39 - текст: непосредственный 48. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А.Коменский. Т. 1. - М. : Педагогика. - 1982. - 656 с. - текст: непосредственный 49. Константинов, Н.А. - История педагогики: [учебник для студентов пед. институтов] / Н.А. Константинов, Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. – К.: Просвещение, 2002. – 447 с. - текст: непосредственный 50. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации - URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf# Toc2313584511. 51. Корлюгова Ю.Н. Учимся разумному финансовому поведению / Ю.Н Корлюгова - Вита-Пресс-2016. -68 с.- текст: непосредственный 52. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова, Е.Е. Гоппе – М.: ВАКо, 2018. – 56 с. – (учимся разумному финансовому поведению.) – текст: непосредственный 53. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: 2-4 классы/ Ю.Н.Курлюгова – М.: Вита-Пресс, 2016– 16с. - текст: непосредственный 54. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова, Е.Е. Гоппе – М.: ВАКО, 2018. – 120 с. – (Учимся разумному финансовому поведению) – текст: непосредственный 55. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг./ Ю.Н.Корлюгова, Е.Е. Гоппе —М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.) – текст: непосредственный 56. Корлюгова, Ю.Н.Финансовая грамотность. 2-4 классы. Учебная программа/ Ю.Н.Корлюгова – М.Вита – Пресс – 2016. – 16с.- текст: непосредственный
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ. 1.1. ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. Бурно раскручивающиеся процессы в экономике как нашей страны и за рубежом, привели к изучению финансовой грамотности населения. Центром финансовых рынков Научно-исследовательского института Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, был глубоко изучен и рассмотрен опыт развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения многих стран мира, наиболее интересные и эффективные программы, методики, образовательно–информационные продукты, применяемые для решения этой темы. Проведенное исследование показало, что к настоящему времени в мировом сообществе практически не осталось государств, которых в той или иной степени не затронула рассматриваемая проблема. Что же такое финансовая грамотность? Нами обнаружены более 16 различных определений. Мы остановимся на рабочем определении финансовой грамотности в исследовании PISA: «Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Финансовая грамотность подразумевает знания, умения, необходимые для применения этих знаний, и способность соотнесения финансовых моделей с реальной жизнью» [97] Вопрос о необходимости обучения финансовой грамотности широко обсуждается в научно-методической литературе, но при этом единого мнения не выработалось по ряду ключевых моментов, в том числе и по вопросу о возрасте, с которого нужно начинать это обучение.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg