Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование экологической культуры у старшеклассников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

olga_sergeevna 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2021
Исходя из темы моей научно-исследовательской работы, я рассматривала становление и развитие экологического образования в России, что такое экологическая культура и какое место занимает дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности в формировании экологической культуры у старшеклассников. Для исследования мной был выбран 10 класс. В целом, в работе рассматривалось формирование экологической культуры как одна из важнейших задач предмета ОБЖ в школе. Данная работа была защищена в июне 2021 года в Марийской государственном университете. Мой профиль подготовки: Педагогическое образование. Таким образом, еще раз повторюсь, что экологическая культура рассматривалась в большей степени как педагогическая задача. Сама работа и ее защита была оценена на оценку "отлично". Конечно, на оценку влияет и то, как Вы будете защищаться, а не только содержание работы. Но работа выполнена на качественном уровне, в том числе по мнению комиссии ВКР и моего научного руководителя. Также дипломная работа прошла проверку на антиплагиат: 76 процентов.
Введение

Актуальность работы заключается в том, что несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям школьного образования она рассматривается недостаточно, а потенциал учебного заведения в работах практически не учитывается. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения, цель которого развитие экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством становится природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы. При этом экологизация системы образования выступает характеристикой реализации тенденций, принципов и подходов внедрения экологии в другие сферы, включая подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто быть элементом образования, а стать одной из основ. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Поэтому основная цель экологического образования – формирование ответственного отношения к природе. Важным этапом в становлении личности является обучение в школе, так как со школьного возраста закладывается база для формирования инициативности, самостоятельности, настойчивости детей, а также приобретаются общие и специальные знания, формируются умения и навыки. Именно на таком фундаменте возникает потребность в экологических знаниях. Поэтому учитель в своей работе должен использовать те педагогические средства, которые направлены на сохранение и развитие природной любознательности учащихся, на формирование их самостоятельности и заинтересованности. Еще в 17 веке Я. А Коменский обратил свое внимание на природосообразность многих вещей, то есть на то, что многие процессы в обществе протекают согласно процессам природы. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский призывал в своих книгах расширять взаимодействие ребенка и окружающей природы. В трудах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется внимание воспитательному воздействию природы на ребенка. Разработка методологических, теоретических и организационных основ в области экологического образования и воспитания происходит благодаря деятельности ученых из постсоветского пространства [8]. Труды И. Д. Зверева, В. А. Сластенина, М. В. Гусева помогают качественно улучшать компоненты современного образования в области экологии. Особую важность и нужность образования с экологическими компонентами подчеркивают также современные философы (Э. В. Гирусов, Г. В. Платонов, В. С. Крисаченко). С целью улучшения экологического образования зачастую обращаются к концепции «воспитания на природе», разработанную и внедренную в зарубежные педагогические школы. Основоположниками идеи воспитания детей в соответствии с законами природы являются Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоции, В. А. Сухомлинский. Этими педагогами-учеными была сформулирована теоретическая основа по внедрению знаний, содержащих экологический компонент, которая в дальнейшем использовалась в образовательном процессе на уроках ОБЖ. Формирование экологической культуры школьников во многом зависит от того, какие средства, методы обучения выберет педагог для развития познавательной деятельности учеников. Поэтому считаем тему исследования «Формирование экологической культуры у старшеклассников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» актуальной и современной.
Содержание

Введение ..…………………………………………………….……………………3 1 Актуальность экологического образования и его современные тенденции……………………………………………………………..…………….7 1.1 Причины и пути решения проблем в общеобразовательном учреждении……………………………………………………..………...…………7 1.2 Условия организации обучения в общеобразовательном учреждении на уроках ОБЖ. Потребность в экологических знаниях……….…………….……14 1.3 Роль предмета ОБЖ в формировании экологической культуры учащихся………………………………………………………………….………..22 Выводы по 1 главе ………………………………………………………………..35 2 Экспериментальная работа по формированию экологической культуры на уроках ОБЖ ………………………………………………………………...……..36 2.1 Выявление исходного уровня сформированности экологической культуры старшеклассников .............................................................................36 2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по формированию экологической культуры старшеклассников на уроках ОБЖ.......................................................................................................................44 2.3 Выявление эффективности использования уроков по формированию экологической культуры в курсе ОБЖ …………………………………...…….49 Выводы по 2 главе ………………………………………………………………..54 Заключение .......………………………………………………………...………..55 Список литературы ..……………………………………………...…………….. 56 Приложения ……………………………………………………………………….62
Список литературы

1. Андреева, Н. Д. Проблемы, недостатки и достоинства естественнонаучного образования российских школьников // Известия ДГПУ. – 2014. – №3. – С. 92 – 95. 2. Алексеенко, В. А. Биосфера и жизнедеятельность: Учебное пособие для вузов. / В. А. Алексеенко, Л. П. Алексеенко. - Москва: Логос, 2002. - 210, [1] с. 3. Алихаджиева, А. С. Экологическое право [Текст]: краткий курс: [учебное пособие] / А. С. Алихаджиева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 222 с. 4. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой. / А. П. Букин – Москва: Просвещение, 2011. – 190 с. 5. Беляев, Г. Ю. Формирование термина «образовательная среда» в психолого-педагогической литературе конца ХХ— начала ХХI века / Г. Ю. Беляев [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.dzd.communist.ru 6. Бут, С Л. Медоуз, Д. Сборник игр для развития системного мышления [пер. с англ.] / Под ред. Г. А. Ягодина, Н. П. Тарасовой. – Москва: Просвещение, 2007. – 285 с. 7. Бекетова, Е. Н. Экологическое образование и формирование экологической культуры школьников в контексте устойчивого развития. / Е. Н. Бекетов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. №5. С. 38-41. 8. Горелов, А. А. Экология [Текст]: учебник для вузов / А. А. Горелов. - 2-е изд., стереотип. – Москва. Академия, 2007. – 398 с. 9. Гагарин, А. В. Воспитание природой [Текст] / А. В. Гагарин. – Москва: МГППИ, 2000. – 193 с. 10. Глазачев, С. Н. Технологии формирования экологической компетентности [Текст] / С. Н. Глазачев, В. И. Косоножкин // Использование и охрана природных ресурсов в России: Научно-информационный и проблемно-аналитический бюллетень. – 2011. – №3 (117) . – С. 44-48. 11. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. П. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин – Ростов-на-Дону. Феникс, 2006. – 201 с. 12. Дерябо, С. Д., Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006. — 480 с. 13. Декада естественных наук в школе [Текст]: методические разработки / [М. В. Мартынова, В.Ф. Зябрава, О. И. Латтеган и др.]. - Томск: [б. и.], 2004. – 46 с. 14. Денис, В. Я. Проблемы естественнонаучного образования / В. Я. Денис // Успех современного естествознания. – 2005. - №5 – С. 43 – 45. 15. Екимова, И. А. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст]: конспект лекций для педагогических вузов / И. А. Екимова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск. Издательство ТГПУ, 2009. - 170 с. 16. Интегрированное обучение. Педагогические технологии Типы и формы интегрированных уроков [Текст] методические разработки / МОРФ, Департамент образования г. Томск, МОУ Заозерная средняя школа № 16, [cост.: М. В. Мартынова [и др.] – Томск: [б. и.], 2004.-75, [1] с.: ил. – (География. Биология. Химия. Экология). 17. Зверев, И. Д. Общая методика преподавания биологии [Текст]: пособие для учителей / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. – Москва: Просвещение, 1985. – 190 с. 18. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3-8.71 19. Киселева, Э. М. Возможности курса Основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников / Э. М. Киселева // Вестник Орловского государственного университета. - Серия 6: Новые гуманитарные исследования. - 2013. - №5(34). С. 97-101. 20. Киселева, Э. М. Использование данных экологического мониторинга в обучении безопасности жизнедеятельности / Э. М. Киселева Сборник: Материалы экологического конгресса. / Э. М. Киселева – Северная пальмира. Санкт- Петербург. 2010. – 102 с. 21. Кобылянский, В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкологии, биоэкологии. Учебное пособие / В.А. Кобылянский – Москва: Фаир – Пресс, 2010. – 632 с. 22. Коробкин, В. И. Экология и охрана окружающей среды [Текст]: учебник для вузов: для бакалавров / В. И. Коробкин. Л. В. Передельский. – Москва. КНОРУС, 2013. – 329 с. 23. Кузнецов, В. С., Колодницкий, Г. А., Хабнер, М. И. Основы безопасности: Методика преподавания предмета: 5 – 11 классы. – Москва: ВАКО, 2011. – 176 с. 24. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов и слушателей ИПК / Б. Т. Лихачев. – 2-е изд., исправ. и доп. – Москва: Прометей [и др.], 1998. – 463 с. 25. Макарова, Л. М. Экологическая педагогика и психология. / Л. М. Макарова. – Самара: СГУ, 2014. – 123 с. 26. Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. / Н. Н. Марфенин – Москва: МГУ, 2006. – 624 с. 27. Мандель, Б. Р. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. Р. Мандель - Москва: Флинта, 2014. – 284с. 28. Методика воспитательной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / [Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.]; под ред. В. А. Сластенин. – 7-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2009. – 158 с. 29. Назаренко, О. Б. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / О. Б. Назаренко. – Томск: Издательство ТПУ, 2001.- 83 с. 30. Николайкин, Н. И. Экология [Текст]: учебник для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 7-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2009. - 622 с. 31. Ожегов, Ю. П. Экологический импульс [Текст]: проблемы формирования экологической культуры молодежи. / Ю. П. Ожегов, Е. В. Никонорова. - Москва. Молодая гвардия,1990. - 271 с. 32. Основы педагогической экологии. / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ). - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – 56 с. 33. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Академия, 2010. – 512с. 34. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 576 с. 35. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 3-е., испр. – Москва: Академия, 2008.-360, [2] с. 36. Почекаева, Е. И. Безопасность окружающей среды и здоровье населения учебное пособие / Е. И. Почекаева, Т. В. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс 2013. - 443, [1] с. 37. Пехов, А. П. Биология с основами экологии [Текст]: учебника для вузов / А. П. Пехов – 7-е изд., стер. – Москва: Лань, 2007. – 687 с. 38. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стериотип. – Москва: Академия, 2007. – 566, [1] с. 39. Сапронов, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. Г. Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - 5-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2008. – 318, [1] с. 40. Сотникова, Е. Б. Формирование экологического мировоззрения в системе школа. / Е. Б. Сотникова – ВУЗ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4 41. Способности и склонности: комплексные исследования: [Монография] / [Э. А. Голубева, В. В. Печенко, Е. П. Гусева и др.]; Под ред. Э. А. Голубевой; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. – Москва: Педогогика, 2011. – 197 с. 42. Сухов, В. П. Физическая география. 6 класс [Текст]: начальный курс: пробный учебник для общеобразовательных учреждений / В. П. Сухов. – Москва. Просвещение, 1995. – 190, [2] с. (посмотреть в 3 гл. 44). Садовничий, В. А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – № 4 (29). – 2006. – С. 3-9. 43. Тематический контроль по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) [Текст]: комплект тестовых заданий для учащихся ст. ступени сред. шк., гимназий, лицеев (включая проф.), колледжей и проф. училищ / Е. И. Тупикин. - Москва: Интеллект - Центр, 1999. - 128 c. 44. Устойчивое развитие в школе. — Минск: Орех, 2007. — 76 с. 45. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. – Москва. 2000 46. Ясвин, В. А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике / В. А. Ясвин. – Москва. Акрополь, ЦЭПР, 2004. С. 7 47. Ясвин, В. А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Смысл, 2011. – 366 с. 48. Экология и безопасность жизнедеятельности: конспект лекций для педагогических вузов / И. А. Екимова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: ТГПУ, 2009. – 172с. 49. Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. Тр. / под ред. Проф. С. Н. Глазачева. – Волгоград: 2006. – С. 72 – 84. 50. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. Л. Хотунцев. – 2-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2014. – 478 c. 51. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. Л. Хотунцев. – Москва: Академия, 2002. – 478 c. 52. Ципилева, Т. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. А. Ципилева; МОиН РФ, ТУСУР. – Томск: Томский междузовский центр дистанционного образования, 2010. – 257 c.
Отрывок из работы

1 Актуальность экологического образования и его современные тенденции 1.1 Причины и пути решения проблем в общеобразовательном учреждении Государственный стандарт общего образования в нашей стране установлен Федеральным законом и является обязательными для всех государственных, муниципальных и негосударственных, частных общеобразовательных учреждений всех уровней в Российской Федерации, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса [16]. Главной проблемой в российском образовании на протяжении нескольких лет является недостаточное количество специалистов. По мнение ученых, потребность в школьных учителях будет сохраняться ввиду того, что молодые педагогические кадры не стремятся в образовательные учреждения. Вторая проблема – недостаточное финансирование образования. С одной стороны, наше государство расширяет контрольные функции в сфере образования, с другой – пока что не готово к увеличению выделяемого бюджета. Такая тенденция постепенно приводит к снижению участия государства в получении образовательных прав граждан. Как итог: со временем получение бесплатного образования, гарантированного Конституцией, может быть вытеснено и на смену придет полное платное обучение. Особое внимание уделяется профессиональному развитию педагога, в том числе и на полученное им соответствующее образование. Роль педагога и самой школы в современном, образовательном мире меняется. Школы все больше берут курс на внедрение инклюзивного образования, что, в свою очередь, требует от педагога-предметника особых умений и навыков для организации учебно-образовательного процесса и учебно-воспитательной работы с учениками, которые в той или иной степени имеют особые потребности в рамках получения образования. К педагогу также предъявляются высокие требования владения информационно-коммуникационными технологиями, что, безусловно, обусловлено повсеместной цифровизацией образования. Профессиональное становление современного педагога делится на несколько основных этапов. Первый этап включает в себя базовую подготовку специалиста в профильном учебном заведении. На втором этапе начинается трудовая деятельность молодого педагога, а также первые шаги в выбранной профессиональной сфере. Как раз в этот период учитель непосредственно встречается со школьной реальностью. На следующем этапе развивается совершенствование профессиональных навыков педагога [2].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg