Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социокоммуникативная адаптация иностранных студентов в России

alex-99_48 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2021
Рассмотрены социологические теории на тему социокоммуникативной адаптации. Разработана программа исследования. Интерпретированы результаты исследования.
Введение

ВВЕДЕНИЕ В современном мире на развитие стран и всего человечества в целом влияют процессы глобализации. Глобализация представляет собой интегрирование между странами, народами, слоями, группами во всех сферах жизнедеятельности человека. В частности, происходит углубление и интенсификация международных интеракций в сфере высшего образования. В силу чего построение сотруднических отношений приобретает значимый и актуальный характер. Международное взаимодействие в сфере образования осуществляется посредством налаживания международных контактов, которые предоставляют возможность получения образования в другой стране желающим и заинтересованным в этом. В силу данной образовательной тенденции увеличивается количество иммигрирующей молодежи. Безусловно, во время учебной миграции студенты сталкиваются с различными проблемами, связанными с социальной адаптацией к новой среде. К таковым можно отнести: языковые барьеры в общении, правовую неграмотность, существенные различия в ментальности, культуре и религии народов, неблагоприятные условия проживания, недостаточную материальную обеспеченность и многое другое. Университеты активно ведут политику образовательного сотрудничества с университетами других стран. В рамках образовательного сотрудничества студенты получают возможность обучаться в иностранных университетах или проходить практику, заниматься научно-исследовательской деятельностью с коллегами из других стран или участвовать в международных форумах. Предоставляя такие возможности студентам, университет становится привлекательным высшим учебных заведением для иностранных абитуриентов. Об этом свидетельствует большой процент иностранцев из числа обучающихся и поступающих. В силу данных обстоятельств особое внимание в политике университета уделяется внедрению мер по способствованию облегчения процессов адаптации у иностранных учащихся в новую социокультурную среду. Говоря конкретнее, к таким мерам можно отнести: благоустройство имеющихся общежитий и строительство новых, реставрация учебных корпусов, предоставление бюджетных мест обучения и поощрение за успехи в научной, культурной и спортивной деятельности. Для помощи студентам-иностранцам созданы и функционируют специальные компетентные центры, занимающиеся разного рода вопросами. Однако, большинство мероприятий направлены на такие два вида адаптации, как дидактическая и бытовая. Безусловно, они являются эффективными. У студентов в этом плане проблемы возникают реже, чем в социокультурном и социокоммуникативным. Этим обуславливается актуальность данного исследования. Объектом данного исследования выступает социальная адаптация иностранных студентов ТюмГУ Предметом- социокоммуникативная адаптация иностранных студентов ТюмГУ Цель исследования заключается в изучении социокоммуникативной адаптации иностранных студентов ТюмГУ Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть сущность понятия социальная адаптация, ее виды; 2. Определить сущность коммуникации с позиции представителей современных направлений социологии; 3. Рассмотреть коммуникацию как элемент адаптации; 4. Проанализировать имеющиеся эмпирические исследования по данной тематике; 5. Проанализировать и интерпретировать эмпирическое исследование социокоммуникативной адаптации иностранных студентов ТюмГУ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ………......……………….………………………………………....6 1.1. Понятие и виды социальной адаптации в социологии………………………………………………………………………...6 1.2. Социокоммуникативная адаптация как элемент социальной адаптации……..............................................................................................…….11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ О СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….....16 2.1. Исследование работ о социокоммуникативной адаптации иностранных студентов………………………………………………………………..………..16 2.2. Интерпретация результатов эмпирического исследования о социокоммуникативной адаптации иностранных студентов в Тюменском государственном университете……………………………………………..…..22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40 ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..63
Список литературы

1. Антонова Таисия Валерьевна, Клименова Надежда Александровна Процесс социальной адаптации иностранных студентов // Огарёв-Online. 2017. №5 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-sotsialnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov (дата обращения: 26.05.2019). 2. Аргунова В. Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bariery-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskih-vuzah (дата обращения: 22.05.2019). 3. Ваулина Лидия Николаевна Герменевтика и межкультурная коммуникация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germenevtika-i-mezhkulturnaya-kommunikatsiya (дата обращения: 22.05.2019). 4. Ваулина Лидия Николаевна, Коношенко Надежда Анатольевна Межкультурная адаптация иностранных студентов // Вестник КГУ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov (дата обращения: 22.05.2019). 5. Гребенникова Ирина Анатольевна Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-mehanizm-i-faktory (дата обращения: 22.05.2019). 6. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. Том 1. 2004. № 3. С.33-47 7. Елгина Лариса Сергеевна Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-v-vuze (дата обращения: 22.05.2019). 8. Железнякова Е. А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy-shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii (дата обращения: 26.05.2019). 9. Зосименко, И.А. Социология массовых коммуникаций : учебник / И.А. Зосименко. –Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 357 с. 10. Игнатьева Н. В. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИОННЫХ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnoe-vzaimodeystvie-v-protsesse-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskoy-vysshey-shkole-kak-primer-integratsionnyh-i (дата обращения: 26.05.2019). 11. Ильяева Ирина Алексеевна, Хованова Екатерина Владимировна Теоретическая модель межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве вуза // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №315. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-mezhkulturnyh-kommunikatsiy-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza (дата обращения: 22.05.2019). 12. Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C. 35-54. 13. Капица Сергей Иванович Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoy-adaptatsii-v-sotsiologii (дата обращения: 22.05.2019). 14. Ким-малони Александра Аркадьевна, Ксенц Александр Степанович, Лемская Валерия Михайловна, Умедов Шариф Хайдаралиевич, Шерали Навруз Шарифзода Преодоление языковой интерференции у студентов из стран Центральной Азии с целью повышения эффективности их культурно-языковой адаптации к условиям обучения и проживания на территории России // Вестник ТГПУ. 2014. №4 (145). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-yazykovoy-interferentsii-u-studentov-iz-stran-tsentralnoy-azii-s-tselyu-povysheniya-effektivnosti-ih-kulturno-yazykovoy (дата обращения: 26.05.2019). 15. Ковтун Екатерина Викторовна Межкультурная коммуникация и традиционные ценности в современной высшей школе китайской народной Республики // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-i-traditsionnye-tsennosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 22.05.2019). 16. Коновалова Наталья Георгиевна Межкультурная коммуникация и социальные ценности в студенческой среде // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-i-sotsialnye-tsennosti-v-studencheskoy-srede (дата обращения: 22.05.2019). 17. Максимчук Елена Демьяновна Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhkulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-i-obosnovanie-vybora-metodik-dlya-ee-issledovaniya (дата обращения: 22.05.2019). 18. Манапова Виолетта Эльдаровна Проблема субъекта в межкультурной коммуникации // Известия АлтГУ. 2013. №2 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-subekta-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 22.05.2019). 19. Мартынова Наталия Анатольевна Межкультурная коммуникация как особый вид общения // ОНВ. 2007. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-kak-osobyy-vid-obscheniya-1 (дата обращения: 22.05.2019). 20. Медведева Татьяна Сергеевна Межкультурная коммуникация в контексте интеграции образования (на примере российско-германских образовательных контактов) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2006. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-kontekste-integratsii-obrazovaniya-na-primere-rossiysko-germanskih-obrazovatelnyh-kontaktov (дата обращения: 22.05.2019). 21. Могилевич Бронислава Рафаиловна Межкультурная коммуникация в контексте социологии культуры // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-kontekste-sotsiologii-kultury (дата обращения: 22.05.2019). 22. Могилевич Бронислава Рафаиловна Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации // Вестник ТГУ. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-epohu-globalizatsii-1 (дата обращения: 22.05.2019). 23. Могилевич Бронислава Рафаиловна Структура межкультурной коммуникации: методологический аспект // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-mezhkulturnoy-kommunikatsii-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 22.05.2019). 24. Моднов Сергей Иванович, Ухова Лариса Владимировна Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 22.05.2019). 25. Мухамеджанова Н. М. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации // Вестник ОГУ. 2010. №7 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnye-kommunikatsii-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 22.05.2019). 26. Ненашев Михаил Иванович Идеи социальной феноменологии Альфреда Шюца // Вестник ВятГУ. 2010. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-sotsialnoy-fenomenologii-alfreda-shyutsa (дата обращения: 22.05.2019). 27. Овсянникова Ирина Геннадьевна, Терещенко Татьяна Михайловна Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия ВГПУ. 2018. №3 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-usloviyam-obucheniya-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 22.05.2019). 28. Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд.,перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с. 29. Попов Александр Степанович, Прохоров Александр Валентинович, Тельпуховская Ольга Николаевна, Хурошвили Ирина Николаевна К вопросу языковой адаптации иностранных студентов в российском техническом университете // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. №116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-yazykovoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 26.05.2019). 30. Рыженко П. С. Теории социальной адаптации / П. С. Рыженко // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 207-213. 31. Семенова Яна Геннадьевна Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах // Вестник науки и образования. 2018. №5 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-usloviyam-zhizni-i-obucheniya-v-rossiyskih-vuzah (дата обращения: 26.05.2019). 32. Символический интеракционизм: перспектива и метод / Герберт Блумер; пер. с англ. А. Корбута ; предисл. Р. Пруса [с. 7-29]. - Москва : Элементарные формы, 2017. - 343, [1] с. - Библиогр.: с. 317. - ISBN 978-5-9500244-1-2 33. Символы классового статуса/ Ирвинг Гоффман; пер. с англ. Владимира Николаева; Москва : Логос, 2017. -42-53. 34. Соколова Дарья Андреевна Межкультурная коммуникация в контексте интернационализации высшего образования на примере международной школы бизнеса Солбридж (Республика Корея) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-kontekste-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya-na-primere-mezhdunarodnoy-shkoly-biznesa (дата обращения: 22.05.2019). 35. Степанова Баирма Баировна Социальная адаптация иностранных студентов в современной России // Вестник БГУ. 2014. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 22.05.2019). 36. Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л. Социокоммуникативная адаптация иностранных студентов в вузе // Сборники конференций НИЦ социосфера. 2015. № 20. 19-24 с. 37. Чекушкина Елена Николаевна Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-teoriya-yu-habermasa-i-kultura-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 22.05.2019). 38. 1Mead G. From Gesture to Symbol //Mead G. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. P. 65. 66-76, 78. (Перевод А. Гараджи).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ 1. Понятие и виды социальной адаптации в социологии Начало изучения явления социальной адаптации относится к XIX веку. В данной главе мы рассмотрим взгляды некоторых социологов как классиков, так и современников на определение сущности социальной адаптации. Итак, сущность социальной адаптации рассматривал французский исследователь Э. Дюркгейм. Эмиль Дюркгейм утверждал, что в каждом обществе существуют определенные, характерные для данного общества нормы. Если все члены данного общества соблюдают и поддерживают нормы, то такое общество считается «нормативным» [13, с. 3]. Человек, который поведение которого не противоречит нормам, обладает высокой степенью адаптивности и наоборот. Человек, который не способен соблюдать установленные в обществе нормы, обладает низким уровнем адаптивности к окружающей социокультурной среде, а его поведение считается патологичным. Продолжая мысль французского социолога, Макс Вебер вводит понятие рациональности в поведение людей во время адаптации. Существует определенный механизм, который имеет следующую структуру: человек, имеет субъективные желания, для их удовлетворения или воплощения он занимается какой-то деятельностью, причем поведение индивида основывается на социальных нормах. М. Вебер добавляет, что нормативность поведения определяется уровнем его рациональности. То есть, социолог полагает, что более адаптированным является тот человек, который более рационален. Таким образом, на первый план в его теории выходит рациональность поведения человека, а не соответствие этого поведения социальным нормам. Нельзя не учесть точку зрения по данной тематике представителя учения об эволюции, Герберта Спенсера. Английский ученый говорил, что адаптация есть борьба за выживание индивидов или групп. В результате естественного отбора индивиды вынуждены приспосабливаться к условиям окружающей среды. Исходя из этих суждений, напрашивается вывод о том, что выжить способны лишь те, кто сможет приспособиться наилучшим образом. Ограниченность данной концепции заключается в том, что Г. Спенсер учитывает лишь внешние условия окружающей среды. Если обратиться к воззрениям современных социологов, то следует начать с представителя направления структурного функционализма Толкотта Парсонса. Американский социолог утверждает, что человек внедряется в социальную систему посредством личностного принятия и усвоения ценностей, традиций и норм конкретного общества в процессе взаимодействия с представителями данного общества. Процесс адаптации осуществляется посредством нескольких механизмов: защитный, который применим в ситуациях возникновения противоречий, основной- познавательный механизм и механизм приспособления [30, с. 210]. В том случае, если индивид беспрепятственно адаптируется к социальной среде, в обществе сохраняется стабильность. Если нет- возникает конфликт. Так, адаптация представляет собой баланс ожиданий, с одной стороны, индивида, с другой, окружающей среды. Роберт Мёртон в исследовании «Социальная структура и аномия» анализировал типы девиантного поведения, которые, в свою очередь, являлись, по мнению американского социолога, реакцией на деформации и напряженность в обществе. В этом контексте Р. Мёртон вводит понятие аномии, которое обозначает «…сознание личности, которое характеризуется разложением системы ценностей и идеалов» [30, с. 210]. Причиной явления аномии является наличие «…противоречия между нормами культуры и существующими средствами достижения целей» [30, с. 211]. Причем, социолог выделяет несколько типов адаптационного поведения. Раскроем сущность каждого подробно. Итак, первым типом является конформизм, суть его заключается в том, что между индивидом и социально одобряемыми целями, способами их достижений нет разногласий. Конформисты находятся под влиянием общественного мнения, установок, социальных стандартов. Общество, в котором большинство индивидов придерживаются данного типа поведения, характеризуется наличием постоянства и стабильности. Очевидно, что конформистское поведение не является девиантным. Ритуализм, как тип адаптационного поведения, характеризуется тем, что индивид ради того, чтобы не потерпеть неудачу или обойти опасности, готов подстроиться под институциональные нормы, которые гарантируют некую стабильность и защищенность. Третий способ адаптации- инновационный предполагает поиск индивидом новых средств достижения целей, которые должны быть одобряемы обществом. Следующий тип адаптивного поведения индивида носит название ретризм. Ретризм является формой девиантного поведения и представляет собой «бегство от реальности» [30, с. 211], отказ от взаимодействия с обществом и изоляция от него. Присущ данный тип поведения маргиналам. Безусловно, такое поведение не одобряется обществом. Мятеж- является последним типом адаптации. Исходя из названия, ясно, что мятеж- это девиантное поведение. Причем, это крайнее проявление желания изменить общество. К методам реализации мятежа можно отнести революцию. Говоря о сущности социальной адаптации, необходимо упомянуть и о ее видах. Причем, в данном случае необходимо говорить о видах социальной адаптации относительно иностранных студентов. Так, по мнению Ткачева Г.В иностранные студенты участвуют одновременно в нескольких видах адаптации, а именно: - в социокультурной адаптации; - в социально-психологической адаптации; - в педагогической адаптации [6, с. 36].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Социология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Социология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Социология, 43 страницы
516 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg