Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДРУГОЕ, СОЦИОЛОГИЯ

Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в современном российском ВУЗе

alex-99_48 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.07.2021
Программа исследования и интерпретация результатов опроса.
Введение

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Миграционные потоки в настоящее время приобрели огромные масштабы. Одной из причин миграции является интенсификация и углубление международных связей, в частности в образовательной сфере. Сотрудничество в сфере образования является одной из значимых и актуальных задач стран в настоящее время. Осуществляется она посредством налаживания международных контактов, предоставления тем самым различных возможностей для образования молодежи и желания молодых людей обучаться в другой стране. Актуальность налаживания международных образовательных связей обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности, привлекательности российских ВУЗов для иностранных студентов. Высокая конкурентоспособность способствует сохранению высококвалифицированного преподавательского состава и поддержанию престижа российского образования и науки в целом. В силу данной образовательной тенденции увеличивается количество иммигрирующей молодежи. Безусловно, во время учебной миграции студенты сталкиваются с различными проблемами, связанными с социальной адаптацией к новой среде. К таковым можно отнести: языковые барьеры в общении, правовую неграмотность, существенные различия в ментальности, культуре и религии народов, неблагоприятные условия проживания, недостаточную материальную обеспеченность и многое другое. Термин адаптация впервые появился в биологии, но впоследствии использовался как в биологии, так и в психологии, социологии и других науках. В социологии под социальной адаптацией понимается процесс приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Следует отметить, что социальная адаптация- это крайне многоуровневый и комплексный процесс, поэтому изучить его крайне сложно. Определенную долю затруднительности придает существующие многообразие различных как интерпретации термина социальная адаптация, так и ее видов, форм протекания и уровней. В социологии социальная адаптация впервые стала рассматриваться классиками. К примеру, Э. Дюркгейм. Под социальной адаптацией он понимал усвоение индивидом социальных норм. Э. Дюркгейм говорил о двух состояниях общества: норме и патологии. В данном контексте нормативность общества зависела от поддержания порядка каждым индивидом, а патология могла возникнуть даже из-за быстрых темпов развития. Т. Парсонс понимал адаптацию как проявление взаимного компромисса между личностью и обществом. Р. Мертон объяснял адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды (приспособление), являющейся не равновесной, а динамичной, признавая возможность не только адаптации, но и дезадаптации. Иным является подход, развитый в «понимающей социологии» М. Вебера, а также в его теории социального познания и целерациональности, где адаптация и социализация понимаются как субъективное поведение, осмысливаемое или интерпретируемое личностью в рамках общества. Значимыми в данной области могут быть также принципы феноменологов, которые методологически ближе авторам настоящего исследования. Существует и разрабатывается также отдельное направление социологической мысли – социология адаптаций. В отечественной социологии проблемами социальной адаптации занимались А.И.Зотова, И.К. Кряжева, И.С. Кон, Л.В. Корель, Л.Л. Шпак. В частности, проблемам адаптации учащихся внимание уделяли зарубежные социологи, социальные психологи и педагоги. К примеру, в рамках исследования проблем оптимизации процесса межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации был учрежден специализированный журнал «International Journey of Intercultural Relations» и основана профессиональная ассоциация «Society of Intercultural Relations». Нельзя не отметить вклад отечественной высшей школы в исследовании социальной адаптации учащихся. Исследователями были изучены проблемы межкультурного образовательного сотрудничества, вопросы влияния политики и идеологии на учебный процесс иностранных учащихся, проблемы, связанные с обучением иностранцев и т.д. В исследовании М. И. Витковской и И. В. Троцук выделяются три вида адаптации иностранных студентов: физиологическая, психологическая и социальная. В рамках данного исследования внимание сфокусировано на адаптации социальной, как вида взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов являются недостаточно изученными в силу следующих причин: 1. Сам социальный феномен возник недавно и за короткий период времени приобрел огромные масштабы; 2. Проблемы адаптации рассматривались преимущественно в рамках учебного процесса, причем акцентировалось внимание психолого-педагогическом аспекте, а не на социальном; 3. Не исследованы причины социокультурной и социокоммуникативной сторон социальной адаптации. Тюменский государственный университет (ТюмГУ) активно ведет политику образовательного сотрудничества с университетами других стран. В рамках образовательного сотрудничества студенты получают возможность обучаться в иностранных университетах или проходить практику, заниматься научно-исследовательской деятельностью с коллегами из других стран или участвовать в международных форумах. ТюмГУ является привлекательным высшим учебных заведением для иностранных абитуриентов. Об этом свидетельствует большой процент иностранцев из числа поступивших. ТюмГУ способствует успешной адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде. Благоустраивает уже имеющиеся общежития, реставрирует учебные корпуса, предоставляет бюджетные места обучения и поощряет успехи в научной, культурной и спортивной деятельности. Для помощи студентам-иностранцам созданы и функционируют специальные компетентные центры, занимающиеся разного рода вопросами. Безусловно, ТюмГУ создает все необходимые условия для успешной адаптации иностранного студента. В социобытовом плане у иностранных студентов возникают проблеме в процессе адаптации реже, чем в социокоммуникативном и социокультурном. Проблема исследования состоит в необходимости изучения трудностей социальной адаптации иностранных студентов, а также разработке на этой основе стратегий поведения принимающего общества, направленных на помощь студентам-мигрантам в процессе их обучения в российском высшем учебном заведении(ВУЗ) на примере ТюмГУ. Объектом исследования являются иностранные студенты Тюменского государственного университета Предметом- проблемы социокультурной и социокоммуникативной сторон адаптации иностранных студентов Тюменского государственного университета Цель исследования: выявить проблемы, возникающие у иностранных учащихся ТюмГУ в процессе адаптации к новым жизненным условиям Задачи: 1. Составить социально-демографический портрет иностранного студента, обучающегося в современном российском ВУЗе; 2. Определить успешность адаптации студента-мигранта к культуре принимающего общества; 3. Определить уровень интеграции иностранного студента с представителями российского общества; 4. Определить влияние следующих факторов на успешность социальной адаптации студентов-иммигрантов: 4.1. Страна пребывания; 4.2. Курс (годы проживания в России); 4.3. Вероисповедание. 5. Выявить основные проблемы иностранных учащихся высших учебных российских заведений в ходе социальной адаптации.
Содержание

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………….3 2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………..23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...31
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Г. Тихонова. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона [Электронный ресурс] // Журнал «Регионология». Режим доступа: http://regionsar.ru/ru/node/507 2. Иммиграция и эмиграция- в чем разница? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://passus.ru/migratsiya/raznitsa-mezhdu-emigratsiey-i-immigratsiey.html (дата обращения 23.05.2018) 3. Капица Сергей Иванович Понятие социальной адаптации в социологии [Электронный ресурс] // Вестник ЧГУ. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoy-adaptatsii-v-sotsiologii (дата обращения 10.05.2018). 4. Моднов Сергей Иванович, Ухова Лариса Владимировна Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2013. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 20.11.2018). 5. Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410–412. 6. Что такое миграция населения: виды, причины, последствия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://emigranto.ru/spravochnaya/emigraciya/opredelenie.html (дата обращения 23.05.2018)
Отрывок из работы

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Миграция – слово латинского происхождения, означает переселение, перемещение людей из одного региона в другой с целью перемены постоянного или временного места жительства. Источник: Что такое миграция населения: виды, причины, последствия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://emigranto.ru/spravochnaya/emigraciya/opredelenie.html (дата обращения 23.05.2018) Термин «иммиграция» произошел от латинского слова immigro («вселяюсь») и означает въезд в страну граждан с желанием в ней обосноваться. Источник: Иммиграция и эмиграция- в чем разница? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://passus.ru/migratsiya/raznitsa-mezhdu-emigratsiey-i-immigratsiey.html (дата обращения 23.05.2018) Иностранный студент- гражданин иностранного государства, прибывший в другую страну с целью получения образования. Источник: Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410–412. Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Социальная адаптация- это процесс приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Источник: Капица Сергей Иванович Понятие социальной адаптации в социологии [Электронный ресурс] // Вестник ЧГУ. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoy-adaptatsii-v-sotsiologii (дата обращения 10.05.2018). С.И. Моднов и Л.В. Ухова выделяют три основных направления адаптации иностранных студентов к новой социальной среде: -социокультурное направление предполагает ознакомление с культурой и историей, традициями принимающего общества, изучение иностранного языка и общение на нем, организация культурного досуга, поддержание этнической идентичности и др. -социокоммуникативное направление представляет собой сложный процесс налаживания адекватного обмена эмоциональной и рациональной информацией с представителями принимающего общества в ситуациях различных социальных контактов; -социобытовое направление вбирает: приспособление к климату, организация питания, проживание в общежитиях, поддержание здоровья, материальная обеспеченность и др. Источник: Моднов Сергей Иванович, Ухова Лариса Владимировна Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2013. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-tehnicheskom-universitete (дата обращения: 20.11.2018). Основные типы адаптации иностранных студентов: 1) иностранный студент, попадая в новую социокультурную среду, полностью принимает обычаи, традиции, нормы, ценности и т. п., которые постепенно начинают доминировать над первоначальными этническими чертами; 2) происходит частичное восприятие новой социокультурной среды, которое проявляется в принятии «обязательных норм общества», но при этом сохраняются основные этнические черты посредством образования этнических групп; 3) происходит отказ или «обособление» от принятия культурных норм и ценностей, характерных для большинства представителей социального окружения. Источник: Е. Г. Тихонова. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона [Электронный ресурс] // Журнал «Регионология». Режим доступа: http://regionsar.ru/ru/node/507
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Другое, Социология, 20 страниц
589 руб.
Другое, Социология, 3 страницы
100 руб.
Другое, Социология, 12 страниц
200 руб.
Другое, Социология, 23 страницы
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg