ГЛАВА 1.ИНДИЙСКИЙ ТАНЕЦ – ОДНОИЗ ГЛАВНЫХ ДОСТОЯНИЙ ИНДИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ТАНЦА. ТАНЕЦ И РЕЛИГИЯ.
Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер, оно возникло около 5тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением, языком движений и жестов, в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традициям. Религия оказывает основное влияние на построении культуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века.
К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния на традиции и культурные особенности страны. В силу того, что в Индии 25 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация, можно сказать, что Индия - это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира.
«В то же время, не смотря на всё своё многообразие, Индия оставалась единой. Она была связана внутренними узами единства, о чём говорил Джавахарлал Неру. При этом они не были политическими, это были прежде всего узы культурные, где религия играла главенствующую роль». [1, стр.2]
В настоящее время в Индии существует множество разновидностей классических танцев, но в целом все они имеют сходные черты, представляют собой удивительное по красоте зрелище и доставляют зрителям истинное эстетическое наслаждение. Богатая индийская танцевальная культура – одно из ярчайших достояний страны.
1.1.Классический танец и его особенности. Школы классического танца. Родоначальники и известные хореографы.
«Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Танец Шивы, полный стихийной страсти, называется «Тандава»; его дополняет грациозный лирический танец «ласья», исполняемый возлюбленной Шивы - богиней Парвати. «Тандава» и «ласья» олицетворяют воинственность и нежность, грозную мощь и лиричность, мужскую энергию и женственность, и являются основой всякого танца. Существует древние трактаты о танцах, в которых канонизированы танцевальные движения. В наше время существуют два вида классического индийского танца: сольный танец и танцевальная драма; четыре школы классического индийского танца». [1, стр.14]
«Первая из них, «бхарат натьям» ( её название происходит от трактата «Натьяшастра», написанного, по преданию, великим мудрецом и актером Бхаратой), насчитывает две тысячи лет, и танцы этой школы , исполняемые в манере «ласья» , в настоящее время широко распространены в штате Мадрас ( Южная Индия). Этот вид классического танца состоит из шести танцевальных номеров и исполняется полтора-два часа. Танец в целом представляет собой сочетание «нритья» ( танец-рассказ) с «нритта»( танец в чистом виде). Исполнительница появляется в короткой шелковой кофте и красиво расшитом ярком сари. Танцовщица Баласарасвати из Мадраса является непревзойденной исполнительницей и классиком танцевального искусства, возрождая чистую классическую форму танца и сохраняя в точности его традицию. В 1955 году ей была присуждена Премия президента Индии. Другая выдающаяся танцовщица, Рукмини Деви, стала популяризовать «бхарат-натьям» в высших слоях общества. Она внесла много изменений в костюм танцовщицы и в оформление сцены; ей удалось уловить подлинный дух и воплотить его в танце». [2, стр.40]
«Вторая школа, «каткахали», представляет собой пантомимическую танцевальную драму, которой присущ элемент «тандава»: её родина – Малабарское побережье. Танец «катхакали» - не похож ни на что другое. Это танец жестов и мимики, отточенных до невероятных высот. Когда мальчик становится почти взрослым, то вместо того, чтобы идти учиться на инженера или строителя, он идет в Университет искусств, где целых 6 лет учится танцевать. Например, долгое время студентов учат ходить на боковых сторонах подошвы или двигать глазами в такт секундных стрелок. Конечностями и пальцами рук эти люди обучаются делать такие реверансы, что создается впечатление эффекта "смуффинг блур" - будто смазанные кадры кинофильма, но только вживую. Каждый жест в «катхакали» - это слово, жестами рассказываются целые истории. Когда выпускники сдают последний успешный экзамен - они обеспечены. Пляшут, понятное дело, не на свадьбах, многочисленные сцены Кералы ждут своих учеников и обеспечивают их работой. «Катхакали» скорее ближе к театру, чем просто к танцу. Действие начинается с накладывания грима, длится это не менее часа и является частью представления». [7]
«Третья школа, «катхак», - сочетание «ласая» с некоторыми элементами «тандава» - широко распространена на севере Индии; для неё характерны разнообразные и сложные позиции ног и математическая точность ритма. Если в танце «бархат-натьям» движения ног строго синхронизированы с движениями рук и глаз, то «катхак» не требует точной техники. Обычно танцовщица одета в парчовую кофту и длинную юбку из переливчатого шелка. Голову прикрывает прозрачный шарф с золотыми нитями и золотой обшивкой. Шамбху Махарадж – величайший из современных представителей этой школы классического танца. Два его ученика – танцовщица Ситара Деви и танцор Гопи Кришна. Наконец, четвертая школа, «манипури», с её плавными, скользящими, грациозными движениями, также носит характер «ласья»; танцы этого типа сохранились в горных районах Ассама на высоте 2000 метров над уровнем моря. «Манипури» отличается женственностью и скромностью, для него характерен медленный, замирающий ритм. После провозглашения независимости Индии правительство многое сделало для популяризации индийского классического танца. Созданная им Академия драмы, музыки и танца, действует с подлинно патриотическим жанром и вместе с любителями - меценатами и различными художественными кружками немало способствует возрождению этого древнего искусства. В одном только Дели насчитывается свыше десятка частных школ танца. В других крупных городах эти школы растут как «грибы», и спрос на учителей танцев очень велик. Для народных танцев характерно неисчерпаемое разнообразие форм и ритмов. Они варьируются в зависимости от географических районов, профессий и каст. Темы танцев – любовь, радость и труд. В Индии же народное искусство, в том числе и танец, и поныне служит средством выражения жизни народа и его трудовой деятельности» .[2, стр.45]