Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Опека и попечительство.

one_butterfly 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.07.2021
Объектом исследования настоящего исследования выступают отношения связанные с опекой и попечительством. Предметом данной работы является действующее законодательство, судебная практика, а также общая и специальная литература, раскрывающая положения опеки и попечительства. Методологической основой исследования, наряду с общенаучными методами познания (анализа и синтеза), являются также и специальные методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительного правоведения, конкретно-социологического и системного анализа юридических явлений, которые позволяют рассмотреть явления в их взаимосвязи. Цель исследования состоит в рассмотрении понятий опеки и попечительства в семейном праве. В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи комплексной разработки темы сводятся к тому, чтобы: - рассмотреть понятие опеки и попечительства, их разграничение; - показать основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми; - охарактеризовать права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети; - рассмотреть порядок установления и прекращения опеки и попечительства - охарактеризовать правовое регулирование отношений органов опеки и попечительства, пути его совершенствования Предметом исследования является - правовая сущность опеки и попечительства. Объектом курсовой работы является - исследование института опеки и попечительства. Практическая значимость разработки темы данной работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности органов опеки и попечительства, а также граждан. Нормативной базой данного исследования являются нормы действующего гражданского законодательства, в частности Гражданский кодекс, Семейный кодекс. Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: Л.Ю. Михеевой, Т.О. Урумовой, А.В. Баркова, Д.И. Мейера, А.М. Эрделевского, Е.А. Суханова. Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском, семейном и административном законодательстве и определяющие правовые основы института опеки и попечительства.
Введение

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. В современной юридической литературе вопросам защиты прав детей, заботе об их воспитании уделяется большое внимание. Это связано, прежде всего, с введением в Семейный кодекс РФ специального раздела «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». Глава 20 Семейного кодекса предусматривает опеку и попечительство над детьми как одну из форм воспитания детей и защиты их прав. Согласно ч. 3 ст. 121 СК органы опеки и попечительства являются единственными органами, в обязанности которых вменяется забота о детях, оставшихся без попечения родителей, что придает публичный характер их деятельности. В настоящее время опеку и попечительство регулирует ГК РФ. Однако существование гл. 20 в Семейном кодексе РФ не является случайностью. Опека (попечительство) над детьми имеет ряд важных дополнений, и практика по-прежнему ориентируется на положение гл. 20 Семейного кодекса РФ. В институте опеки и попечительства семейные и гражданские элементы переплетаются настолько тесно, что разделить их невозможно. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности настоящей работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................6 1.1. Правовая природа института опеки и попечительства.................................6 1.2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия........................10 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА.........................................................................14 2.1 Опека и попечительство как форма индивидуального устройства граждан...................................................................................................................14 2.2 Порядок установления и прекращения опеки и попечительства................28 2.3 Правовое регулирование отношений органов опеки и попечительства, пути его совершенствования................................................................................36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................44
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. – 4 марта. – № 31. – Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): принят 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (действующая редакция) 3. Семейный кодекс Российской Федерации: принят 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (действующая редакция) 4. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ (действующая редакция) 5. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ (действующая редакция) 6. Беспалов, Ю. Ф. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка / Ю. Ф. Беспалов. – М.: Проспект, 2014. – 70 с. 7. Корнеева, И. Л. Семейное право: учебник и практикум для СПО / И. Л. Корнеева. – М.: Юрайт, 2016. – 361 с. 8. Крашенинников, П. В. Семейное право учебник / П. В. Крашенинников. – М.: Статут, 2016. – 270 с. 9. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. Р. П. Мананковой. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 296 с. 10. Пивоварова, Т. Г. Комментарий к Федеральному Закону «Об опеке и попечительстве» / Т. Г. Пивоварова, О. В. Кузнецова. – М.: Проспект, 2016. – 351 с. 11. Плодовская, В. Г. Опека и попечительство по российскому гражданскому законодательству / В. Г. Плодовская // Вестник современных исследований. – 2017. – № 1. – С. 283-284. 12. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П. В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2016. – 654 с. 13. Применко, Ю. В. Органы опеки и попечительства как участники гражданских правоотношений / Ю. В. Применко // Право и государство: теория и практика. – 2017. – № 1. – С. 68-72. 14. Терёшкина, Е. А. Современное состояние правового регулирования защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством / Е. А. Терёшкина, Е. Н. Лоторев // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 7. – С. 140-143.
Отрывок из работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Правовая природа института опеки и попечительства Термин "опека" в настоящее время в юридическом обиходе используется в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении. В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, Владимирский-Буданов М.Ф. определял опеку как "искусственную власть над семьей", Шершеневич Г.Ф. - как "искусственную семью", Синайский В.И. - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе". «Опека стоит как бы на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые по малолетству или другому обстоятельству нуждаются в призрении и находят его в опеке; с другой – преследуют цели государства: на нем лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах, следовательно, для государства есть повод создать учреждение, которое оказывало бы пособие нуждающимся в нем. Существуют разные воззрения на опеку. Так по одному воззрению, опека составляет замену родительской власти… По другому воззрению, опека есть отрасль деятельности государства: оно обязано заботиться о благе всех граждан, особенно тех, у которых нет сторонних забот… Наконец, по третьему воззрению, опека представляет аналогию договора – это поручение, возлагаемое на опекуна со стороны опекаемого, блюсти его интересы» В ст. 145 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ рассматривают опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Многогранный термин «опека и попечительство» означает вид социальной заботы, форму устройства несовершеннолетних и недееспособных либо не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, деятельность органов опеки и попечительства по ее установлению, деятельность опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства, систему правоотношений, а также правовое состояние, характеризующее социальный и правовой статус личности, над которым учреждены опека или попечительство. Свои разъяснения вносит Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», впервые в отечественном законодательстве закрепив понятия опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 2 опека – это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Пункт 2 ст. 2 Закона регламентирует попечительство, как форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Однако, некоторые авторы, в частности Аргунова Ю.Н., считают, что определение, данное новым ФЗ, не отражает целей опеки (защита прав и интересов, в частности недееспособных). Исследователь, аргументируя свою точку зрения, обращается к лингвистическому значению понятия «опека». В словаре русского языка Ожегова С.И. опека определяется как «наблюдение за недееспособными лицами и попечение об их воспитании, правах и т.п.» Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Даля В.И. «опека (печься о ком) — это надзор, установленный законом над лицом или имуществом его в известных случаях: по малолетству владельца, по несостоятельности его, по безрассудству, сумасшествию». Понятие опеки и попечительства встречается в законах субъектов РФ, однако, зачастую, в усеченном и недифференцированном от других институтов виде. «Опека и попечительство — форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными». Так же под опекой равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного. Помимо всех значений, разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт. В настоящее время проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. По сей день справедливо утверждение Ершовой Н.М.: "Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права". Расположение норм отечественного института опеки и попечительства одновременно в двух отраслях законодательства обуславливает его оригинальность. Таким образом, ввиду отсутствия единой точки зрения учёных и наличии коллизий со стороны законодателя, хотелось бы обобщить основные правовые дефиниции опеки и попечительства: 1) Итак, термины «опека» и «попечительство», объединяемые нередко в единое понятие «опека», означают, прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан. 2) Самое распространенное различие пониманий рождается из принадлежности к отрасли права. Так с точки зрения гражданского права опека и попечительство – способ восполнения утраченной дееспособности; семейного права – формы устройства детей-сирот и детей, утративших попечение родителей. 3) Опека и попечительство как институт права, комплекс норм, регулирующих осуществление заботы и устройство граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства. 4) Опека и попечительство как правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного. Таким образом, опека и попечительство – правовые институты, призванные обеспечить, во-первых, восполнение дееспособности недееспособных граждан с целью участия последних в гражданском обороте, а во-вторых, - защиту прав и законных интересов указанных граждан в случае посягательства на таковые». Между тем опека и попечительство – комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан. 1.2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия Органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они относятся к органам исполнительной власти или местного самоуправления и осуществляют свои функции на всей территории РФ. Поэтому все, у кого есть маленькие дети, время от времени сталкиваются с представителями ООП. Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно. Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен. Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции. Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения. Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве", который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий. Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами: • от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»; • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; • от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями. Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области. Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области. Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки. Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства. Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица. Вместе с тем несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными – это также субъекты опеки и попечительства. В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой. Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют: • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи; • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным; • организацию попечительства в целом; • представление интересов подопечных в суде; • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем; • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту; • мониторинг условий проживания подопечного; • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей; • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных. Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру. Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев наусыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном. Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства: • выявление случаев сиротства; • передача детей, лишенных родительского присмотра, вприемную семью; • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц; • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни; • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств. Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает. Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен. Ребенок может лишиться попечения родителей по разным причинам: • их смерть, • длительное отсутствие, • отказ выполнять родительские обязанности; • ограничение в их выполнении и другие. В таких случаях функции защиты несовершеннолетних берут на себя компетентные учреждения. Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних определяются законом. При выявлении сирот в первую очередь разыскивают имеющихся родственников, обеспечивают детей временным жильем. В дальнейшем Семейный кодекс РФ предусматривает следующие формы устройства детей: • усыновление или удочерение; • передачу под опеку или попечительство; • передачу на воспитание в приемную семью; • устройство в различные учреждения (воспитательные, лечебные, социальной защиты). Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка направлена на учет детей-сирот и контроль за условиями их содержания. Государство всячески поддерживает детей, которые остались без родителей. Форма поддержки зависит от того, куда устроен несовершеннолетний. Так, гражданам, которые приняли детей к себе на содержание, выплачивается: • единовременное пособие; • ежемесячные выплаты на каждого несовершеннолетнего; • помощь, которую получают обычно родители (до достижения ребенком трехлетнего возраста, на ребенка-инвалида и так далее). Защита интересов и правдетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им: • льгот на проезд в городском или пригородном транспорте; • ежегодных путевок на санаторно-курортное лечение и в оздоровительные лагеря; • жилья по договору найма; • специализированного жилого помещения; • бесплатного места в общежитии и так далее. Многих интересует, кому подчиняются органы опеки и попечительства. Стоит обратить внимание на то, что на федеральном уровне органов с подобными функциями нет. Все они относятся либо к исполнительной власти области либо же к местному самоуправлению. Поэтому понять, кто кому подчиняется, можно лишь в каждом конкретном случае на местах. Отметим, что единый центр опеки и попечительства, который бы мог решить все вопросы, пока не создан. Все, что так или иначе связано с защитой прав несовершеннолетних, лишенных родительского попечительства или недееспособных лиц, обязательно проходит через ООП. Их в обязательном порядке задействуют при рассмотрении дела о лишении родительских прав. Структура органов в каждом регионе может отличаться, но функции они выполняют одни и те же.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg